Занятие 12. Заключительное

Цели: создать условия для совместного взаимодействия родителя и ребенка; способствовать сближению позиций и взглядов детей и родителей; побудить участников к совершенствованию своих взаимоотношений в семье.

Содержание занятия:

1. Приветсвие

Цели: создать благоприятный психологический климат в группе; способствовать вербализации своих чувств и мыслей.

Процедура проведения: Каждый участник произносит пожелание группе, начиная со слов: «Хочу пожелать группе…»

2.Основная часть

Упражнение «Командир»

Цели: способствовать совместному взаимодействию родителя и ребенка; создать условия для принятия ответственности за результат совместной деятельности; оценить эффективность взаимодействия; предоставить возможность оценить собственный ресурс, сравнивая себя с окружающими.

Процедура проведения: Взаимодействие происходит в паре родитель – ребенок. В парах договариваются об очередности исполнения ролей командира и подчиненного. Затем пары сходятся для поединка. Поединок – это состязание двух пар участников между собой, двое надвое. Непосредственно состязаются подчиненные. Командиры руководят ими. Подчиненные сидят или стоят друг перед другом с закрытыми глазами. Расстояние между ними не должно быть больше метра. Каждый из них вытягивает вперед, навстречу сопернику правую руку. Задача подчиненного – шлепнуть своей ладонью по протянутой к нему руке соперника как можно большее количество раз, а самому увернуться от встречных ударов. Руки могут двигаться только в плоскости. Убирать руку нельзя. Это засчитывается как поражение. Можно перемещать ладонь вверх – вниз, вправо – влево, кругами, по диагонали, зигзагами. Командиры стоят позади своих подчиненных и руководят движениями их ладоней. Для того, чтобы оперативное руководство было эффективным, командиры вынуждены быстро реагировать на изменение обстановки, стремится предугадывать намерения соперника, учитывать скорость выполнения команд как в своей, так и в противоположной паре. Команды поэтому звучат коротко: «Вверх!», «Вниз!», «Крути рукой быстрее!», «Бей!» и т.д.По окончании упражнения уместно поинтересоваться, кому из участников комфортнее, легче было в роли командира, а кому – в роли исполнителя.

Упражнение «Декларация прав»

Цели: способствовать конструктивному диалогу детей и родителей; создать условия для сравнения позиций и взглядов «отцов» и детей на свои права и права окружающих; способствовать сближению позиций и выработке совместного решения о правах обеих сторон.

Процедура проведения: Психолог делит группу на две половины: дети и родители. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того, как каждая группа составит свой список, родители и дети начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем, каждое право можно внести в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении.

Ведущий регулирует дискуссию и записывает принятые обеими сторонами права на видном месте.

По окончании дискуссии участники делятся своими впечатлениями и подводят итоги.

Упражнение «Что нас объединяет»

Цели: создать условия для эмоционального сближения детей и родителей;

способствовать совместному взаимодействию при решении поставленной задачи.

Процедура проведения: Работа осуществляется в парах ребенок – родитель.

Во время работы необходимо определиться с 10 признаками, которые объединяют членов каждой пары. Затем пары делятся информацией с группой.

Процедура заключения договора между родителем и ребенком

Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам заключить договор между собой, в котором бы оговаривались взаимные обязательства в отношении друг друга, и условия дальнейшего взаимодействия.

Упражнение «Обратная связь»

Процедура проведения: Участники группы пишут друг другу слова поддержки, свои впечатления о взаимодействии с тем или иным человеком, пожелания и т.д. Затем вручают записки адресатам.

3.Рефлексия

Процедура проведения: С группой обсуждаются следующие вопросы:

- Что больше всего запомнилось, понравилось во время работы?

- Какие вопросы были, на ваш взгляд, наиболее актуальными и

интересными?

- Чему научились в процессе занятий?

- Оценить эффективность тренинга в целом.

- Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?

Список использованных источников

1.Анн,Л.Ф.Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. – СПб. : Питер, 2007. – 272 с.

2.Грецов, А. Г. Практическая психология для подростков и родителей / А. Г. Грецов.– СПб : Питер, 2006. – 224 с.

3.Желдак, И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания /И.М. Желдак. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 240с.

4.Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Лидерс .— М.: Академия, 2001. — 256 с.

5. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. – СПб.: Речь, 2000. - 150 с.

6.Прихожан,А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе / А.М.Прихожан. – М.: Сфера, 1997. – 192 с.

Наши рекомендации