II. Саморазрушение - наша основная проблема перед лицом Бога
Если бы Бог на самом деле наказывал человека (который обычно думает, что заслуживает такое наказание), то Он бы только усугублял его отчаяние. Многие ненавидят других, потому что ненавидят самих себя. Вот некоторые, наиболее распространенные, причины нашего саморазрушения (самодеструктивного поведения):
психическая травма, перенесенная в детстве: любое насилие над ребенком - грех перед Богом;
дисфункциональная модель поощрений и наказаний в детстве: отмечать лишь ошибки ребенка и не реагировать на его положительное поведение в остальных 90% случаев - грех;
ложные представления, вынесенные из детства: человек может держаться некоторых принципов только потому, что они были навязаны ему в детстве, но эти принципы не основаны на реальной действительности и на нашей способности справиться со сложившейся ситуацией;
соперничество между детьми: невозможность для ребенка быть наравне со своим младшим или старшим братом или сестрой;
"теологический перегиб"(чрезмерное подчеркивание того, что непослушание - это грех): да, грех - это непослушание, но если под непослушанием мы понимаем преступление против hesed, сопротивление обожению. Мы согрешаем, если не относимся к Богу как должно и не относимся к ближнему, как к себе самому;
грехи, действительно совершенные ранее: т.е. те грехи, которые человек совершил, и его на этом не поймали;
наследственные или другие медицинские нарушения (депрессия и проч.): когда делаются предположения о духовном здоровье человека, незнание того, что является для него генетически наследованным поведением, а что нет, может причинить много вреда и привести к негативным последствиям.
III. Признаки низкой самооценки (саморазрушения):
Внутренний (скрытый) гнев. Может проявляется через депрессию. Часто имеет причиной непрощение. Депрессия вызывается отчаянием, которое человек ощущает, осознает и реализует.
Неадекватная реакция. Чрезмерное раздражение приводит к эмоциональным взрывам. Наказание должно быть под стать обиде.
Стремление к совершенству - когда человек считает, что если что-то нельзя сделать идеально, то не стоит даже начинать. Такой человек не может переносить свой успех, и в то же время ему невыносима мысль о возможной неудаче.
Очевидное самодеструктивное поведение (саботаж). Когда человек стоит на грани успеха и не верит в то, что он этого успеха заслуживает, он начинает сам себя разрушать. Такой человек купился на ложь, что в нем нет ничего хорошего, что он ничего не стоит.
"Богословская атака": к человеку относятся с презрением, скрытым за маской следования Библии. Но стремление постоянно поставить другого человека на место является выражением презрения к самому себе.
Чрезмерное чувство ответственности. Гарантирует неудачу в любом деле.
Принятие жестокого обращения. Это - проявление беспомощности и самоотвращения, к которым человека приучили, но человек думает, что он сам к этому пришел.
IV. Искупление, совершенное Христом, как средство и источник исцеления. Искупление показывает, как Бог относится к КАЖДОМУ человеку. Он умер в Христе на Голгофе для прощения наших грехов. Это было в действительности: Он умер вместо нас, чтобы, по слову Божьему, омыть грехи каждого, кто во Христе.
а) Человек, жестокий к самому себе, нуждается в уверенности, что его любят и ценят. Я настолько дорог для Бога, что Он пришел в Иисусе умереть за меня: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен чрез Него" (Иоан. 3:16-17). Об этом же говорит Павел в своем послании к римской церкви: "Ибо Христос, когда мы еще были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решиться умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5:6-8). В глазах Бога я имею ценность, и ничье мнение не может перевесить мнение Божье. Так можно решить проблему низкой самооценки, - я настолько важен для Бога, что Иисус умер за меня лично: "Христос умер за нас, когда мы еще были грешниками". Крест Христов - это доказательство Божьей любви ко мне; с этого начинается процесс моего исцеления. Такую любовь мы не можем даже представить себе; многие из нас могут представить себя умирающими за своих жен или детей, но чтобы занять на плахе место любого человека, самого последнего грешника - для этого нужна любовь, превосходящая всякую человеческую.
б) Получив прощение от Бога, человеку уже не надо заниматься самонаказанием, самоуничтожением.
в) Вина уничтожена. Принимая это прощение, человек, привыкший плохо относиться к себе, может избавиться от своего чувства вины, веря, что Иисус Христос Своей смертью заплатил за все сполна: "Я оправдан Крестом, туда было взято мое справедливое наказание"; "... зная, что не тленным серебром или золотом искуплены от суетной жизни..., но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога" (1 Пет. 1:18-21).
Благая весть: Божья сила спасения
Нам нужно искать единства со Христом. Когда мы видим Его на Кресте и все, что произошло там, нам надо представить себя на этом месте. Не видя себя на кресте, мы не сможем прекратить саморазрушение. Для того, чтобы полностью испытать исцеляющую силу Искупления, необходимо психологическое единство со Христом. Больше всего человек нуждается в исцелении разбитого сердца и духа. "Не видел того глаз, не слышало ухо.., что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2:9), - здесь речь идет об Искуплении. Невозможно привести человека к покаянию, наказывая его: он либо посчитает, что заслуживает наказания, либо ему будет просто все равно. Лишь осознание жертвы Христа, Невинного, Которого били, над Которым издевались и Которого распяли, способно переполнить его сердце. Если мы будем продолжать разрушать (наказывать) себя, мы будем утверждать этим, что жертвы Иисуса, принесенной за нас, не было достаточно. Более того, продолжая презирать (наказывать) других, мы утверждаем этим, что и для них смерти Христа тоже было не достаточно.
Вывод
Этот мир является миром Божьим: человек - это творение Божье, пусть и непослушное, грешное, падшее. Спасение было достигнуто не за пределами нашего мира - Бог пришел с небес, чтобы в реальном событии призвать человека к общению с Собой. Все в мироздании строится вокруг проблемы выбора. Считать, что наш выбор, наши решения, не играют никакой роли, будет самой большой ошибкой. Возьмите, к примеру, мировые религии: все молятся, и многие совершают жертвоприношения, которые стоят не мало для верующего, однако эти действия не являются, сами по себе или сами в себе, сущностью нравственности или религии. Чему или кому Вы доверяете? Ведь доверие без существования некой нормы (стандарта) так же бессмысленно, как и молитвы или жертвоприношения. Во многих сферах жизни человек каждый день проявляет свою верность, но этика и религия не ограничиваются одной только верностью. Бог дает определение верности при помощи тех взаимоотношений, которые Он Сам установил с человечеством. Истинные нравственность и религия всегда означали, согласно Библии, верность в наших взаимоотношениях с Богом. Мы должны позволить Богу показывать нам, что есть добро, и принять Его нормы, Его стандарты, Его неизменные "контрольные точки". Иначе мы не можем знать, в чем состоит истинная нравственность и религия. В Ветхом Завете такой "контрольной точкой" является Закон, Тора (первые пять книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), в Новом Завете - Сам Иисус.