Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях.
Приложение № 3.
1. Период новорожденности. Новорожденность - соединительное звено между утробным и внеутробным развитием.
2. Социальная ситуация развития младенческого возраста. Роль взрослого в младенческом возрасте.
3. Симптомы и кризис первого года жизни. Место автономной детской речи в развитии ребенка. Ее характеристика.
4. Проблема мышления и речи.
5. Общая характеристика раннего детства. Новообразования раннего детства.
6. Смысл и симптомы кризиса трех лет.
7. Эгоцентрическая речь.
8. Два плана в развитии речи. Внутренняя речь.
9. Социально-педагогический подход к игре.
10. Психологический подход к игре.
11. Развитие игры у дошкольников. Проблемы психологии игры.
12. Кризис 6-7 лет.
13. Интеллектуальные возможности детей.
14. Структура учебной деятельности. Предмет усвоения в учебной деятельности.
15. Готовность детей к школе.
16. Подростковый возраст. Мышление подростка. Тип мышления: характерные черты и особенности.
17. Законы развития и построения высших психических функций.
18. Ступени развития самосознания. Шесть направлений развития самосознания.
19. Характеристика рефлексии в переходном возрасте. Рефлексия и личность.
20. Основные проблемы психологии юности.
21. Юность как предмет исследования.
Психология развития
Преподаватель – Александрова
Оксана Викторовна
Задания к семинарам:
1 семинар:
Сайт журнала «Вопросы психологии» в рубрике «теоретические исследования»
Www.koob.ru
- Прочитать статью Б.Д. Эльконина «Кризис детства и основания проектирования форм детского развития».
- Прочитать статью Д.И. Фельдштейна «Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития».
- Выписать основную проблему в каждой статье; основные понятия авторов; как понимает автор категорию «детство» в каждой статье.
- Сравнить определение и понимание категории «детство» у авторов статьи Б.Д. Эльконина и Фельдштейна Д.И.
- Прочитайте часть II в книге «Детство и общество» Э. Эриксона «Детство у двух племен американских индейцев». Какую проблематику рассматривает автор? В чем существенное отличие понятия «детство» от двух предыдущих?
- Сделайте сравнительный анализ понятий у разных авторов в таблице:
Понятия авторов | Эльконин Д.Б. | Фельдштейн Д.И. | Эриксон Э. |
Детство - это | |||
Взрослый - это | |||
… |
Прочитайте данные вам тексты, сравните ваши представления связи категорий с представлениями авторов. Разработайте структурную схему: взаимосвязь категорий «детства», «развития», «воспитание», «обучение».
7. Вопросы для обсуждения на семинаре:
· Насколько правомерно утверждение «Мир управляется из детской?»
· Когда ребёнок больше человек – когда следует социально-закреплённой схеме действия или когда отклоняется и видоизменяет её?
· Входит ли ребёнок в мир взрослых, как в чужой монастырь (со своим уставом)?
· Является ли в традиционных сообществах инициация хорошей и необходимой идеей?
· Не нуждается ли и развитое общество в подобном чётком выделении перехода из детского мира во взрослый?
8. Конспекты статей на сайте http://tovievich.ru/book/1/ в разделе
«Детство в культуре и истории. Этномиры образования»:
· Культурно-исторические истоки развитого детства - Взросление и развитие. | ||
· Культурно-исторические истоки развитого детства - Детство - зеркало или зазеркалье Культуры? | ||
· Культурно-исторические истоки развитого детства - Как и почему возникло детство у человека. | ||
· Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания | ||
· Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров | ||
· Творение детства |
2 семинар:
Прочитать материалы круглого стола «Психология. Новые идеалы научности». Вопросы философии, 1993, №5, С. 3 - 43
- Обозначить позицию выбранного автора. В чем его ключевая идея?
- В чем состоит специфика современного этапа в развитии отечественной возрастной психологии?
- Какие новые теоретические схемы в современной отечественной психологии развития существуют?
- Какие подходы к развитию культурно-исторической теории в психологии определяют авторы? Каков характер развития психологии?
5. Как можно оценить современное состояние психологической науки и практики? Можно ли назвать его кризисом? Каковы индикаторы кризиса? Можно ли говорить о кризисе естественнонаучной парадигмы в психологии? Существует ли гуманитарная парадигма в психологии?
Семинар 3: Теоретические обоснования понятия «развитие» в отечественной и зарубежной науке.
1) Базовые основания классификации теорий развития.
2) Структура возраста и динамика развития.
3) Факторы и источники детского развития.
Прочитайте статью Л.С. Выготского «Проблема возраста». Выпишите основные определения.
Прочитайте статью Л.Ф. Обуховой «Две парадигмы в исследовании детского развития» и заполните таблицу:
Критерии сравнения парадигм | Естественно-научная парадигма | Культурно-историческая парадигма |
Источник развития | ||
Движущие силы развития | ||
Условия развития | ||
Формы развития | ||
Специфика развития |
Почитайте статью «Антропологический принцип в психологии развития» (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Выпишите парадигмы развития в психологии и основные различия в понимании категории «развитие». Составьте таблицу:
Название парадигмы развития в психологии | Определение понятия «развитие» |
Семинар 4: Периодизации развития личности.
1) Выделите основные критерии, которые можно положить в основу интегративной таблицы периодизаций (количество, длительность и объём периодов, ключевые понятия, объект и предмет развития, механизмы развития, факторы развития, результат развития, наличие кризисов, критерий периодизации и т.д.)
2) Составьте таблицу периодизаций развития личности отечественных и зарубежных психологов на основании выделенных вами критериев.
3) Кратко изложите суть каждой теории, выделите достоинства и недостатки.
Автор периодизации | Критерий развития данного автора | Стадии развития выделяемые автором |
З.Фрейд (психодинамическая концепция) | ||
Э.Эриксон (эпигенетическая концепция) | ||
Ж.Пиаже (генетическая психология) | ||
К. Бюлер | ||
А. Валлон (сравнительная генетическая психология) | ||
Р. Сирс (концепция социального научения) | ||
Л. Кольберг | ||
Р. Селман | ||
Г. Дюпон | ||
Л.С. Выготский, | ||
Д.Б. Эльконин | ||
В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман | ||
М.И. Лисина |
Семинар 5: Событийность.
1) Понятие «Событийность» в концепциях Б.Д. Эльконина (Событие) и В.И.Слободчикова (Со-бытие). (учебник «Психология развития» Б.Д. Эльконина и статья В.И. Слободчикова, Цукерман Г. «Интегральная периодизация общего психического развития». Сравните определения авторов.
2) Каузометрия (методика А.А. Кроник- Е.И. Головаха). Проведите методику и проанализируйте результаты (книга «Психологическое время личности» А.А. Кроник, Е.И. Головаха).
3) Проведите опросник MIM Нюттена мотивационной индукции. Дайте характеристику временной перспективы у студентов. Сделайте выводы.
4) Какое (и как) бы вы устроили Событие для близкого человека?
5) Какое Событие в прошлой жизни вы бы хотели изменить и почему?
Семинар 6: Игровая деятельность
1) Объясните происхождение игровой деятельности (с точки зрения социального анализа).
2) Психологический анализ игры («Психология развития» Д.Б. Эльконин).
3) Структура игры.
4) Суть игры в отечественных и зарубежных теориях. Сводная таблица по игровой деятельности. Составьте таблицу:
Автор теории игр | Суть игры. Определение. |
Г. Крайг | |
Ж. Пиаже | |
К. Гроос | |
В. Штерн | |
К. Бюлер | |
Ф. Ботендайк | |
Дж. Селли | |
К. Коффка | |
З. Фрейд | |
А. Адлер | |
К. Левин | |
Ж. Шато | |
К.Д. Ушинский | |
А.И. Сикорский | |
Н.Д. Виноградов | |
М.Я. Басов | |
П.П. Блонский | |
Л.С. Выготский | |
Д.Б. Эльконин | |
С.Л. Рубинштейн | |
В.Т. Кудрявцев | |
Г.П. Щедровицкий |
5) Прочитайте статью Г.П. Щедровицкого «Игра и детское общество». Выпишите определения понятия «Игра».
6) Конспект статьи «Игра как феномен сознания» Е.И. Берлянд (www.bibler.ru).
7) Выделите общее и различное в представленных теориях, разработайте универсальную модель игровой деятельности на основе базовых идей.
Семинар 7:Учебная деятельность.
1) Объясните происхождение учебной деятельности (с точки зрения социального анализа) по Репкину В.В..
2) Структура учебной деятельности в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Г.П.Щедровицкого.
3) Учебная деятельность в ШДК (Берлянд Е.И.) (www.bibler.ru).
4) Проведите анализ модельного (идеального) урока, его с точки зрения структуры учебной деятельности (уроки на сайте www.bibler.ru Загадки слова. Загадки числа. Берлянд Е.И., Курганов С.Ю. ).
5) Конспекты статей МАРО – научные статьи ведущих специалистов и практиков развивающего обучения:
1. Возрастная российская школа - миф или реальность?- А.Б.Воронцов, кандидат педагогических наук, г. Москва
2. Истоки деятельностной педагоги -Воронцов А.Б., канд.педаг.наук ( г.Москва)
3. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка- Воронцов А.Б., Заславский В.М.
4. Контроль и оценка
5. Материал для сборника
http://www.ouro.ru/iro/scilab/nauka/
Семинары:
Подготовьте доклад на семинар и оформите его презентацией по следующим вопросам:
- Период новорожденности. Новорожденность - соединительное звено между утробным и внеутробным развитием.
- Социальная ситуация развития младенческого возраста. Роль взрослого в младенческом возрасте.
- Симптомы и кризис первого года жизни. Место автономной детской речи в развитии ребенка. Ее характеристика.
- Проблема мышления и речи.
- Общая характеристика раннего детства. Новообразования раннего детства.
- Смысл и симптомы кризиса трех лет.
- Эгоцентрическая речь.
- Два плана в развитии речи. Внутренняя речь.
- Социально-педагогический подход к игре.
- Психологический подход к игре.
- Развитие игры у дошкольников. Проблемы психологии игры.
- Кризис 6-7 лет.
- Интеллектуальные возможности детей.
- Структура учебной деятельности. Предмет усвоения в учебной деятельности.
- Готовность детей к школе.
- Подростковый возраст. Мышление подростка. Тип мышления: характерные черты и особенности.
- Законы развития и построения высших психических функций.
- Ступени развития самосознания. Шесть направлений развития самосознания.
- Характеристика рефлексии в переходном возрасте. Рефлексия и личность.
- Основные проблемы психологии юности.
- Юность как предмет исследования.
Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях.
Тематика семинаров.
Тема 1. Младенческий возраст.
Развитие форм общения и механизм «опережающей инициативы» взрослого (М.И. Лисина). Роль взрослого в младенческом возрасте.
Тема 2. Ранний возраст.
Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте. Характеристика игровой деятельности ребенка раннего возраста (Ф.И. Фрадкина). Начальные формы развития личности – начало самопознания и формирования образа Я. Переход от «полевого» к волевому поведению (К. Левин).
Тема 3. Дошкольный возраст.
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка. Детское общество. Какой должна быть игра, чтобы дать детям общественное и нравственное воспитание? (Г.П. Щедровицкий. Игра и детское общество).
Развитие воли и произвольности управления поведением. Основные закономерности нравственного развития ребенка.
Тема 4. Младший школьный возраст.
Значение форм совместной со сверстниками учебной деятельности для психического развития младшего школьника (Г.А. Цукерман).
Стадии развития дружбы в младшем школьном возрасте, ее возрастно-психологические особенности (Р. Селман).
Проблема формирования основ научного мышления в начальной школе (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Начальные формы рефлексии, формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности.
Тема 5. Психологические особенности подростка.
Полоролевая идентификация. Развитие моральных суждений и нравственных убеждений в подростковом возрасте.
Ступени развития самосознания. Шесть направлений развития самосознания. Характеристика рефлексии в переходном возрасте. Рефлексия и личность.
Тема 6. Юношеский возраст.
Проблема выбора в профессиональной, идеологической и сфере межличностных отношений и проблема ответственности. Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение. (Психология юности Кон И.)
Тема 7. Психология зрелых возрастов.
Критерии «зрелой взрослости». Легальный и функциональный возраст (Д. Биррен). Задачи развития как основа выделения периодов зрелости (Р. Хевигхерст, Д. Левинсон). Задачи развития: осознания себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей.
Вопросы к зачету по курсу «Психология развития»
1. Современное состояние теории психического развития в отечественной возрастной психологии. Культурно-историческое учение о природе человека и его развитии в отечественной психологии. Учение Л. С. Выготского об идеальной форме, знаковом опосредствовании, интериоризации в психологии развития. Разведение "условий", "источников", "движущих сил развития" в возрастной психологии. Учение Л. С. Выготского о закономерностях развития человека в онтогенезе. Идея Л. С. Выготского о "зоне ближайшего развития". Категория "присвоение" в психологии развития.
2. Основания и схемы периодизации психического развития в онтогенезе. Учение Л. С. Выготского о возрасте и периодизации психического развития. Категории "новообразование", "социальная ситуация развития" в построении теории возраста и периодизации развития. Содержание и смысл периода. Основные понятия схемы периодизации. Теоретическое и практическое значение схемы периодизации.
3. Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии. Ограниченность марксистских представлений о закономерностях и динамике психического развития человека. Поиски новых теоретических схем в современной отечественной психологии развития. Подходы к развитию культурно-исторической теории в психологии.
4. Проблема возраста. Понятие культурного возраста Теоретическое и практическое значение схемы периодизации Л.С. Выготского. Структура и динамика возраста. Основной закон динамики возрастов.
5. Принцип развития в психологии. Характеристика основного признака развития. Две концепции развития. Две парадигмы в исследовании детского развития. Стратегии исследования психического развития ребенка.
6. Проблема мышления и речи. Исследование проблемы. Два плана в развитии речи. Внутренняя речь. Особенности и признаки внутренней речи. Функции и место эгоцентрической речи в развитии ребенка. Формы общения ребенка со взрослым.
Вопросы к экзамену по возрастной психологии
1 БЛОК
1. Развитие. Принцип развития в психологии (Л.С. Выготского, А.Р. Леонтьев, Л.И. Анциферова, Б.Д.Эльконин).
2. Онтология развития (Б.Д. Эльконин). Категории онтологии развития: Событие. Идеальная форма. Посредничество.
3. Рассмотрение детства как целостного объекта. Кризис детства и проектирование форм детской жизни, форм детского развития.
- Возраст. Проблема возраста. Проблема возрастной периодизации детского развития. Структура и динамика возраста. Теоретическое и практическое значение теории периодизации. Принципы построения диагностики. (Выготский Л.С.)
- Законы развития и построения высших психических функций. (Л,С, Выготский).
- Две парадигмы в исследовании детского развития (Л.Ф. Обухова). Стратегии исследования психического развития ребенка (Л.Ф. Обухова). К теории развития психики ребенка (А.Н. Леонтьев).
- Развитие психики развитие личности (филогенетические и онтогенетические подходы; антропосоциогенез). К. Леви-Строс, В. Келер, К. Коффка, М. Мид.
- Теория рекапитуляции и психология развития. Научные теории с использованием биогенетического закона в определении стадий психического развития ребенка: теория рекапитуляции (Холл С. и его школа), теория отбора (Торндайк), теория соответствия (Клапаред, Коффка, Блонский), теория социогенеза (Залкинд, Корнилов, Пинкевич).
- Сравнительные характеристики развития в психоаналитической и гуманистической традициях в психологии.
- Основные характеристики оппозиции по проблеме развития: Ж. Пиаже – Л.С. Выготский. Основные понятия теории развития Ж. Пиаже. Интеллектуальное обеспечение саморазвития. Мышление и речь (Выготский Л.С., Пиаже Ж.).
- Понятие кризиса, его структура в традициях культурно-исторической психологии и эпигенетической теории.
- Понятие событийности, структуры событийности (по В.И. Слободчикову, Г.А. Цукерман, Б.Д. Эльконину).
- Категория деятельности.Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности. Ведущая деятельность. Периодизация Эльконина Д.Б.
- Деятельностный подход и его критика. Оппозиция А.Н. Леонтьев – Г.П. Щедровицкий.
- Объективно-логический и субъективно-психологический планы анализа деятельности. Целеобразование и целеполагание в деятельности.
- Игра (Штерн В., Ф. Шиллер, Г. Спенсер, Коффка, Пиаже Ж., Фрейд З., Адлер, Блонский, Выготский, Эльконин Д.Б., и т.д.). Игра и детское общество. (Щедровицкий Г.П.). Об историческом возникновении игры. Рефлексивные игры Лефевра. Организационно-деятельностные игры: мышление в зоне риска (С.Попов, Ю. Громыко, Г.П. Щедровицкий).
- Учебная деятельность. Содержание и структура учебной деятельности (В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин, В.В. Репкин). Учебная задача. Моделирование. Действия контроля и оценки. Рефлексия как механизм усвоения.
- Проблема возраста и пола в психологии развития (Л.С. Выготский, И.С. Кон, Г.М. Бреслав, Б.И. Хасан).
- Категория конфликта и ее функции в психологии развития.
БЛОК
- Проблема периодизации развития и основные схемы периодизации. Содержание и смысл периода. (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Интегральная периодизация общего психического развития. (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман). Главное развивающее противоречие (Э. Эриксон). Интелектуальное обеспечение саморазвития (Ж. Пиаже). Развитие моральных суждений (Л. Кольберг). Этапы развития социального интеллекта (Р. Селман). Попытка интеграции разных сторон психического развития (Д. Ловингер).
- Проблема методов в психологии развития (В.П. Зинченко).
БЛОК
22. Период новорожденности. Новорожденность - соединительное звено между утробным и внеутробным развитием.
23. Социальная ситуация развития младенческого возраста. Роль взрослого в младенческом возрасте.
24. Симптомы и кризис первого года жизни. Место автономной детской речи в развитии ребенка. Ее характеристика.
25. Проблема мышления и речи.
26. Общая характеристика раннего детства. Новообразования раннего детства.
27. Смысл и симптомы кризиса трех лет. Эгоцентрическая речь. Два плана в развитии речи. Внутренняя речь.
28. Социально-педагогический подход к игре. Психологический подход к игре. Развитие игры у дошкольников. Проблемы психологии игры. Сознание дошкольника. Игра как изображающая деятельность. Работа И.Е. Берлянд «Развитие самосознания и теория игры».
29. Кризис 6-7 лет.
30. Интеллектуальные возможности детей. Структура учебной деятельности. Предмет усвоения в учебной деятельности. Учебная деятельность младшего школьника. Учебная задача. Моделирование. Действия контроля и оценки. Готовность детей к школе.
31. Подростковый возраст. Мышление подростка. Тип мышления: характерные черты и особенности.
32. Подростковый кризис. Трудности определения ведущей деятельности подростка. Характеристика интимно-личностного общения, общественно-полезной деятельности, учебной деятельности подростков. Ступени развития самосознания. Шесть направлений развития самосознания. Характеристика рефлексии в переходном возрасте. Рефлексия и личность.
33. Основные проблемы психологии юности. Юность как предмет исследования. Кризис юности. Почему трудно быть молодым? Личностное и профессиональное самоопределение. Учебно-профессиональная деятельность. Динамика и структура личности старшего школьника. Работы Л. Божович и И. Кона о юношеском возрасте. Юношеская сексуальность.