А. Индивидуализация и семь лучевых типов
Рассмотрим реакцию семи лучевых типов на процесс Индивидуализации (то есть процесс отождествления с формой) с помощью семи оккультных положений, которые, при правильном понимании, могут выявить ключевую ноту новой психологии. В них описывается главный импульс, качество рождённого и процесс раскрытия.
Луч Первый
"Благословенный как стрела вонзается в материю. Он разрушает (или обрывает) путь, по которому мог бы вернуться. Он укореняется в самых глубинах формы.
Он заявляет: 'Я вернусь. Могущество моё огромно. Я смету все препятствия, ничто не остановит моего продвиженья к цели. Вокруг меня то, что я разрушил. Что я должен делать?'
В ответ он слышит: 'Творить из хаоса порядок, о Странник, ступивший на путь смерти, - вот твоя стезя. Ты должен научиться любви. Ты наделен динамическою волей. Правильное разрушение ради исполнения Плана - вот твой путь. Приверженность ритму планеты освободит сокрытого Благословенного и принесет порядок'".
Луч Второй
"Благословенный строил себе ковчег. Он выстраивал ярус за ярусом и наконец спустил его на воду. Он укрылся в нём так глубоко, что свет его не был более виден - только плывущий ковчег.
И только голос его донёсся: 'Я строил и построил прочно, но стал узником своего творенья. Свет мой сокрыт. Слышно лишь моё слово. Воды вокруг меня. Смогу ли я вернуться туда, откуда пришел? Достаточно ли силы слова, чтобы распахнуть дверь? Что мне делать?1
В ответ он услышал: 'Теперь строй ковчег прозрачный, который откроет свет, о Строитель ковчега. И в этом свете ты откроешь светлый путь. Способность строить вновь и по-иному, правильное употребление Слова и привлечение света, - вот что освободит Благословенного, сокрытого в глубине ковчега".
Луч Третий
"Благословенный собрал силы. Он скрыл себя за покровом. Он завернулся в него и надежно укрыл свой лик. Остался виден лишь покров в активном движении. А под покровом затаилась мысль.
И мысль вышла наружу: 'Благословенный, но не раскрытый, стою я под покровом майи. Энергия моя огромна, и через ум свой могу явить божественную славу. Но как мне продемонстрировать эту истину? Что мне делать? Ведь я блуждаю в иллюзии'.
И прозвучал ответ: 'Всё иллюзорно, о Живущий в тенях. Выйди в свет дня. Яви скрытую славу Благословенного, славу Единого и Единственного. Слава и истина быстро разрушат то, что скрывает истину. И узник выйдет на свободу. Срыв ослепляющего покрова, чёткое провозглашение истины и правильная практика дадут Благословенному ту золотую нить, которая выведет его из лабиринта существования на земле'".
Луч Четвёртый
"Благословенный устремился в бой. Он видел существование как две противоборствующие силы и стал сражаться с обеими. Стоя между ними в доспехах, он смотрел в обе стороны. Шум битвы, обилие оружия, которым он овладел, нежелание воевать и ужас от того, что те, с кем он бьётся, - его братья и он сам, горечь поражения и победная песнь, - всё тяготило его.
И в нерешительности Благословенный вопросил: 'Что есть победа и что - поражение? Не я ли - Сам Благословенный? Я призову ангелов на помощь.'
И трубный глас воззвал: 'Воспрянь и бейся, и примири воинства Господа. Сражения - нет. Уладь конфликт. Для всех добейся мира; соедини две армии в одно Господне воинство; пусть гармонизация всего принесет победный венец Благословенному. В основе энергий, воюющих между собою, - мир'".
Луч Пятый
"Благословенный погрузился в неведение. Он блуждал в глубокой тьме духа, не видя смысла в такой жизни. Он искал среди многих нитей, вплетенных во внешнее одеяние Господа, и обнаружил множество путей, ведущих к центру вечной ткани. Формы, из которых эта ткань плетётся, укрывают в себе божественную реальность. Он утратил самого себя, и в него проник страх.
Он спросил себя: Необходимо создать другой узор; выткать иное одеянье. Что же мне делать? Научите меня ткать по-иному.'
Ответное Слово было троичным и ум его так откликнулся на чёткое видение: 'Истина сокрыта на неведомом Пути, и этот Путь охраняется Ангелом Присутствия. Ум открывает и Ангела, и дверь. Встань в том Присутствии. Подними глаза. Пройди той золотой дверью. Тогда Ангел, который суть тень Благословенного, покажет открытую дверь. Затем Ангел должен исчезнуть, и останется лишь Благословенный, который пройдёт через эту дверь в свет небесный'".
Луч Шестой
"Благословенный уловил видение Пути и, не рассуждая, последовал ему. Он яростно пробивался вперёд. И путь привёл его вниз, в мир двойственной жизни. Он оказался посреди пар противоположностей, и, словно маятник, качаясь между ними, замечал лишь мелькание цели. Он завис между небом и землей, пытаясь достичь того сияющего места света, где открыта дверь на более высокий Путь. Но всё время блуждал посреди пар противоположностей.
Наконец он сказал самому себе: 'Наверное, Пути мне не найти. Одержимый жгучим желанием, я пробую ту или иную дорогу, одну за другой, ни одной не пропуская. Как же найти мне этот Путь?'
И словно из самой глубины сердца он услышал мольбу: 'Испытай, о Странник, идущий по Пути чувственной жизни, срединный, светлый путь. Проходит он прямо между двойственных миров. Найди тот узкий срединный путь. Он приведет тебя к цели. Стремись к устойчивости восприятия, дающей надёжность. На светлый путь в радость верного успеха выведут Благословенного приверженность избранному Пути и игнорирование пар противоположностей".
Луч Седьмой
"Благословенный искал прохода в форму, но при этом крепко держался за руку Мага. Ему хотелось примирить Странника, которым был он сам, с жизнью в форме. В том мире беспорядка, где он оказался, он стремился навести хоть какой-нибудь порядок. Опустившись в глубочайшие глубины, он погрузился в хаос и дисгармонию. Он ничего не понимал и по-прежнему держался за руку Мага. Он стремился к тому порядку, которого жаждала его душа. Он говорил со всеми, кого встречал, но его недоумение лишь возрастало.
Тогда он обратился к Магу: 'Пути Творца должны быть благими. За всем, что мы видим как сущее, должен быть План. Поведай же мне цель, стоящую за всем этим. Как действовать мне, погружённому в глубочайшую материю? Скажи мне, что я должен делать?'
И Маг ответил: 'Прислушайся, о Работник отдалённейшего мира, к ритму времён. Заметь пульсацию в сердце того, что божественно. Уединись в безмолвии и настройся на целое. Затем устремись дальше. Добейся правильного ритма; внеси порядок в формы жизни, которые должны выражать План Божества'.
Для этого Благословенного освобождение заключено в труде. Своё знание Плана он должен показать произнесением слов, которые побудят Строителей к построению новых форм".
Теперь целесообразно в более простых и менее оккультных выражениях резюмировать приведённые эзотерические стансы, передать их истинный смысл в сжатых, лаконичных фразах. От станс не будет никакой пользы, если изучающие наш Трактат не смогут почерпнуть из них никакой информации о своих лучевых типах, чтобы привести свою жизнь в большее соответствие с истинной реальностью.
Индивидуализировавшийся Дух выражает себя через различные лучевые типы следующим образом:
Луч Первый
Динамическая однонаправленность.
Разрушительная энергия.
Могущество, реализуемое эгоистически.
Отсутствие любви.
Изоляция.
Жажда авторитета и власти.
Желание доминировать.
Выраженные сила и своеволие, ведущие к
Динамическому использованию энергии ради осуществления Плана.
Использованию разрушительных сил для подготовки пути Строителям.
Воле к могуществу ради сотрудничества.
Могуществу, используемому как главное оружие любви.
Отождествлению с ритмом Целого. Прекращению изоляции.
Луч Второй
Способность строить ради эгоистических целей.
Способность чувствовать Целое и оставаться в стороне.
Культивирование духа обособленности.
Скрытый свет.
Реализация эгоистических желаний.
Жажда материального благополучия.
Эгоизм и подчинение ему всех способностей души,
ведущие к
Мудрому строительству в согласии с Планом.
Вмещению.
Жажде мудрости и истины.
Чувствительности к Целому.
Отречению от великой ереси разделейности.
Откровению света.
Подлинному просветлению.
Правильной речи благодаря рождению мудрости.
Луч Третий
Манипуляция силой по эгоистическому желанию.
Сознательное использование силы с неправильными мотивами.
Интенсивная материальная и ментальная активность.
Осознание энергии как самоцели.
Жажда славы, красоты и материального обладания.
Погружение в иллюзию, наваждение и майю, ведущие к
Управлению энергией ради открытия красоты и истины.
Сознательному использованию сил ради продвижения Плана.
Упорядоченной ритмической активности в сотрудничестве с Целым.
Желанию правильного раскрытия божественности и света.
Приверженности правильному действию.
Раскрытию славы и доброй воли.
Луч Четвёртый
Беспорядочная борьба.
Различение высокого и низкого.
Тьма, предшествующая выражению в форме.
Затмение интуиции.
Ощущение дисгармонии и сотрудничество с частью, а не с целым.
Отождествление с человечеством, с Четвёртой Творческой Иерархией.
Преждевременное принятие результатов речи.
Ненормальная чувствительность к тому, что есть Не-"Я".
Постоянные кризисы, ведущие к
Единству и гармонии.
Пробуждению интуиции.
Правильному суждению и чистому разуму
Мудрости, действующей через Ангела Присутствия.
Я хотел бы указать на постоянное заблуждение, в которое впадают эзотеристы. Четвёртый Луч Гармонии, Красоты и Искусства сам по себе не является Лучом творческого художника. Творческого художника можно встретить на всех без исключения Лучах. Этот же Луч - Луч интуиции и гармонизации всего, что достигается через активность жизни в форме и позднее синтезируется и абсорбируется солнечным ангелом. В конце концов это проявляется как всё, что может быть вызвано и развито могуществом Единой Жизни (Монады), действующей через выражение в форме. Это точка, где сходятся все энергии, протекающие через высшую духовную триаду и низшую тройственную комбинацию.
Луч Пятый
Энергия неведения.
Критицизм.
Способность рационализировать и разрушать.
Ментальное разделение.
Желание знать. Оно приводит к материальной активности.
Подробный анализ.
Ярый материализм и временное отрицание Божества.
Повышенная способность к изоляции.
Неправильная расстановка акцентов.
Искаженные представления об истине.
Ментальная приверженность форме и активности в ней.
Теология, ведущие к
Знанию реальности.
Осознанию души и её возможностей.
Способность распознать Ангела Присутствия и соприкоснуться с Ним.
Чувствительности к Божеству, свету и мудрости.
Духовной и ментальной преданности.
Способности принять посвящение (что действительно важно).
Луч Шестой
Неистовство.
Фанатизм.
Упрямая приверженность идеалу.
Недальновидное безрассудство.
Воинственность и тенденция к конфликтам с другими людьми и группами.
Склонность к неприятию иных мнений, кроме собственного.
Подозрительность относительно людских мотивов.
Быстрый отклик на наваждение и иллюзию.
Эмоциональная преданность и путаный идеализм.
Вибрационная активность между парами противоположностей.
Сильная склонность к личностному поведению и акцентированию личностей, ведущие к
Направленному вмещающему идеализму.
Устойчивости восприятия через расширение сознания.
Пониманию и уважению чужих мнений.
Готовности позволить другим осуществлять их работу так, как они считают нужным.
Избранию срединного пути.
Миру, а не войне. Благу Целого, а не части.
Луч Седьмой
Чёрная магия, или использование магических сил в эгоистических целях.
Склонность занимать выжидательную позицию до выявления эгоистических ценностей.
Беспорядок и хаос из-за неправильного понимания Плана.
Неверное употребление речи ради достижения желаемых результатов.
Лживость.
Сексуальная магия.
Эгоистическое извращение способностей души, ведущие к
Белой магии, использованию способностей души ради духовных целей.
Отождествлению себя с реальностью.
Правильному порядку через правильную магию.
Способности сотрудничать с Целым.
Пониманию Плана.
Магической работе интерпретации.
Проявлению божественности.
Вдумчивое изучение всех этих фраз, описывающих основные неправильные и правильные выражения лучевой силы, поможет учащемуся верно определить собственную лучевую природу и примерный уровень своего развития. Одним из главных недостатков учеников является сегодня излишне пристальное внимание к недостаткам, ошибкам и активности других учеников и слишком малое внимание к тому, как они сами исполняют закон любви, собственную дхарму и работу. Второй недостаток (особенно действующих и принятых учеников мира в настоящее время) - это некорректная речь, допускающая двусмысленности и мотивируемая критицизмом или индивидуальным желанием блистать. В прежние времена неофит принуждался к длительному молчанию. Речь воспрещалась ему. Так пресекалось физическое произнесение неправильных слов и идей, основанных на неполном знании. Сегодня тот же урок внимания к личному совершенствованию и к личной работе неофит должен усвоить посредством внутреннего безмолвия, в которое погружается ученик, чтобы заниматься собственными делом и задачей, предоставляя другим делать то же самое, проходя уроки собственного опыта. Правильная деятельность сегодня в огромной степени тормозится словесными дискуссиями между учениками с потерей массы времени на обсуждение дел и работы других учеников. Как никогда прежде, человечество в целом нуждается сейчас в молчании; ему нужны время для размышления и возможность ощутить универсальный ритм. Чтобы как следует делать своё дело и правильно сотрудничать с Планом, современные ученики нуждаются в том внутреннем вдумчивом спокойствии, которое никоим образом не отрицает интенсивной внешней деятельности, но не допускает словесной критики, возбужденных дискуссий и постоянной озабоченности дхармой, мотивами и методами своих товарищей-учеников.