Семь типов цветовых контрастов:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Факультет фотографии, дизайна и журналистики

Кафедра компьютерной графика и дизайна

Курсовая работа на тему:

ЦВЕТОВОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ИОГАННЕСА ИТТЕНА

Выполнил:

Емельянова Е.М.,

студентка 137 группы.

Работу проверил:

доцент Воронова А.В.

Санкт-Петербург

2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.................................................................…...…..7

1.1. Двенадцатичастный цветовой круг, цветовой шар и цветовая звезда

1.2. Цветовая гармония

1.3. Семь типов цветовых контрастов

ГЛАВА 2. ФОРМООБРАЗОВАНИЕ................................................................15

2.1. Форма и цвет

2.2 Субъективные формы. ………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………....24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...….……….25

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..…27

ВВЕДЕНИЕ

http://rosdesign.com/design/folksofdesign_itten.htm

Краткое описание, краткое содержание или что мы можем рассказать Вам об этой книге Книга «Искусство формы» - это изложение системы подготовки художников, созданной Иоханнесом Иттеном для его знаменитого фор-курса в Баухаузе, одной из самых новаторских школ искусства, архитектуры и дизайна XX века. Обучение всех студентов в Баухаузе начиналось с форкурса Иттена. Оно было нетрадиционным. В своей книге Иттен пишет, что главной задачей он считал необходимость развить в будущих художниках, архитекторах, дизайнерах обостренное чувство формы и материала, научить творчески мыслить в любых ситуациях. Поэтому на его занятиях много внимания уделялось образному восприятию формы. В книге подробно излагается его система специальных упражнений для начинающих художников, включающая в себя даже музыку и ритмические движения, чтобы научить их «входить в образ» формы. И только так, по словам Иттена, можно попасть в цель и штудия сможет превратиться в произведение искусства. Иттен знакомит с основами профессиональной работы художников, для которых необходимо знать, что такое ритм и акцентные точки композиции, какова роль текстуры формы и материала, как видеть и передавать ее в изображении предметов и сюжетных тем, как пользоваться цветовыми контрастами и т.д.




ГЛАВА 1. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

Двенадцатичастный цветовой круг, цветовой шар и цветовая звезда

Чрезвычайно важной основой любой эстетической тео­рии цвета является цветовой круг, поскольку он даёт си­стему расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой поря­док круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Цветовые круги позволяют оп­ределить гармоничные сочетания различных цветов. Для введения в систему цветового конструирования Иттен предложил двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на основные цвета — жёлтый, красный и синий (рис. 1). Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; жёлтый - не имеющий ни си­неватого, ни красноватого тона, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейт­ральном сером фоне.

Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий — внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, таким об­разом, цвета второго порядка.

Все цвета второго порядка не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертится другой и делится полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и со­ставные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводится цвета третьего порядка, каждый из которых создаётся благодаря смешению цве­тов первого и второго порядка.

Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.

Цветовая гармония

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценива­ют впечатления от взаимодействия двух или более цве­тов. Живопись и наблюдения над субъективными цве­товыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгар­монии.

Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цве­тов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного – неприятного или привлекатель­ного – непривлекательного. Подобные суждения постро­ены на личном мнении и не носят объективного харак­тера. Гармония – это равновесие, симметрия сил. Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрес­сивными или дисгармоничными. В живописи существу­ет много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией, причём их цветовая композиция, с точки зрения выше изложенного, не является гармоничной. Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчёркнуто настойчивым исполь­зованием какого-то одного преобладающего цвета. Нет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть обязательно гармоничными. Для того чтобы определить все возможные гармонич­ные сочетания, необходимо подыскать систему поряд­ка, предусматривающую все их варианты. Чем этот по­рядок проще, тем более очевидной или само собой ра­зумеющейся будет гармония. В основном мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, — и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цве­та с белым или чёрным. Цветовые круги позволяют оп­ределить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники — гармонию цветов равнозначной цвето­вой тональности. Диаметрально противоположные цвета должны быть дополни­тельными, т.е. дающими при смешивании серый цвет. Так, в моём цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет.

что все пары допол­нительных цветов, все сочетания трёх цветов в двенад­цатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

Связь всех этих фигур в двенадцатичастном цветовом круге иллюстрирует рисунок 2. Жёлто-красно-синий образуют здесь основное гармоничное трезвучие. Если эти цвета в системе двенадцатичастного цветового круга соединить между собой, то мы получим равносторон­ний треугольник. В этом трезвучии каждый цвет пред­ставлен с предельной силой и интенсивностью, причём каждый из них выступает здесь в своих типично родо­вых качествах, то есть жёлтый действует на зрителя как жёлтый, красный - как красный и синий - как синий. Глаз не требует добавочных дополнительных цветов, а их смесь даёт тёмный черно-серый цвет. Жёлтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цвета объединяет фигура равнобедренного треугольника. Гармоничное созвучие жёлтого, красно-оранжевого. фиолетового и сине-зелёного объединены квадратом. Прямоугольник же даёт гармонизованное сочетание жёлто-оранжевого, красно-фиолетового, сине-фиоле­тового и жёлто-зелёного.

Связка геометрических фигур, состоящая из равносто­роннего и равнобедренного треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой точке цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, заменяя, таким образом, треугольник, состоящий из жёлтого, красного и синего, треугольником, объеди­няющим жёлто-оранжевый, красно-фиолетовый и си­не-зелёный или красно-оранжевый, сине-фиолетовый и жёлто-зелёный.

Тот же опыт можно провести и с другими геометричес­кими фигурами.

Семь типов цветовых контрастов:

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой — маленький, белый — черный, холодный — теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.

Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений. Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своем роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.

Предпринятое Иттеном исследование цветовых контрастов является существенной частью его труда о цвете.

Существует семь типов цветовых контрастов:

1. Контраст по цвету. Он возникает в случае произвольного сопоставления чистых цветов. Использование черного и белого может сделать его более выразительным и ярким.

2. Контраст светлого и темного. Он основан на использовании цветов различной светлоты и тоновых градаций цвета. Все цвета могут быть осветлены белым или затемнены черным. Для каждого цвета должна быть изготовлена своя тоновая шкала.

3. Контраст холодного и теплого. Наибольший эффект такого контраста достигается с красно-оранжевыми и сине-зелеными цветами. Все остальные цвета кажутся холодными или теплыми в зависимости от их сравнения с более холодными или более теплыми.

4. Контраст дополнительных цветов. В моем цветовом круге дополнительные цвета размещены друг против друга. Если дополнительные цвета смешать между собой, получится нейтральный серый цвет. Когда дополнительные цвета находятся рядом, это усиливает их яркость, а если смешиваются, то это, наоборот, приглушает их вплоть до серо-черного цвета.

5. Симультанный контраст. Его эффект основан на законах дополнительных цветов, согласно которому каждый чистый цвет физиологически требует противоположного ему цвета. Если такого цвета нет, глаз симультанно воспроизводит ощущение необходимого дополнительного цвета.

6. Контраст по насыщенности. Он заключается в противопоставлении насыщенных и блеклых цветов и может быть превращен в нечто мрачное за счет черного, белого, серого или любого дополнительного цвета.

7. Контраст по площади цветового пятна. Он возникает при противопоставлении цветовых поверхностей разной величины. Цвет надо изучать по возможности всеохватывающе. Поэтому важно понять и порядок расположения цветов в цветовом круге, и систему общих цветовых созвучий.

Наши рекомендации