Влияние этапов онкологического заболевания на психологические особенности личности больного.
Выделяют, как правило, следующие этапы:
1. Поликлинический (диагностический) начинается с первых контактов больного с онкологической службой, а часто с направления пациента врачами к онкологам для осмотра и решения вопроса о необходимости госпитализации и оперативного лечения. Характерным считается тревожно-депрессивный синдром (общее беспокойство, выраженная тревога, иногда достигающая степени страха, ощущение полнейшей безнадежности, бесперспективности существования, мысли о неизбежной скорой и мучительной смерти).
2. Этап «поступления в клинику» -- происходит некоторое снижение тяжести (интенсивности) переживаний. На этом этапе преобладающей является такая симптоматика как: тревожно-депрессивная, дисфорическая, тревожно-ипохондрическая, обсессивно-фобическая.
3. Предоперационный (предлечебный). Резкий подъем интенсивности психогенных переживаний. В рамках тревожно-депрессивного синдрома преобладающим становится страх возможной гибели в процессе операции.
4. Послеоперационный— резко снижается степень выраженности всех отрицательных переживаний больных и происходит своеобразное «психологическое облегчение», а преобладающим психопатологическим синдромом становится астеноипохондрический.
5. Этап выписки – не имеет специфических психопатологических феноменов
6. Катамнестический – особые нарушения психического состояния. Внешне они проявляются как стремление к самоизоляции. Отношение к привычным и любимым прежде развлечениям становится резко негативным. Попытки со стороны близких людей как-то «расшевелить» больного, как правило, не имеют никакого успеха.В переживаниях больного постоянно звучат депрессивные ноты, связанные не только с наличием онкологического заболевания, но и его последствиями — инвалидизацией, утратой привлекательности и т.п. Особенно болезненны переживания, относящиеся к интимной сфере.
Дефекты тела и органов чувств
Психологические особенности лиц с разнообразными дефектами схожи между собой и отличны от реакций на иные заболевания.
Косметические дефекты
Среди косметических дефектов наиболее значимыми являются патологические изменения и деформации лица или отдельных его составляющих. Человек, потерявший руку или ногу, страдает оттого, что на его дефект обращают внимание окружающие. У него реже, чем при другой патологии возникает чувство отвращения к себе. Они становятся обидчивыми, раздражительными, чувствительными, страшатся появляться на людях, резко ограничивают контакты с окружающими, нередко размышляют о самоубийстве. В случаях кожных изменений и деформаций лица у пациентов к перечисленным психологическим проявлениям присоединяется чувство стыда, брезгливости и опасения, что окружающими станут избегать их в силу страха заразиться.
Заикание
Заиканиеявляется своеобразным видом дефекта, который может приводить к значительным психологическим последствиям, способным изменить характер и направленность формирования личности. Наиболее частым клиническим признаком становится страх речи (логофобия). Он нарушает коммуникативную сторону жизни человека, приводит к патологической замкнутости, нежеланию общаться с окружающими.
Слепота, глухота
Психологические особенности слепых и глухих людей обусловливаются нарушением одной из сфер познавательной деятельности. Пациенты с подобными дефектами органов чувств становятся нерешительными, робкими, зависимыми от близких. У них нередко формируются сверхценные идеи ущербности, сочетающиеся с такими качествами личности как принципиальность, справедливость, законопослушание, высокий уровень нравственных требований по отношению к себе и окружающим. Описаны различные варианты изменений личности в связи со слепотой: астенический и ипохондрический. У пациентов с тугоухостью чаще встречаются идеи отношения, обидчивость, повышенная тревожность. Они становятся подозрительными, стеснительными, стараются скрыть свой дефект.
Контрольные вопросы:
1. Психологические особенности больных с сердечно-сосудистой патологией и заболеваниями органов дыхания.
2. Психологические особенности больных с патологией органов пищеварения, эндокринными заболеваниями, заболеваниями почек, остеохондрозом позвоночника.
3. Изменение личности при беременности.
4. Изменение личности при нарушении менструального цикла, бесплодии.
5. Изменение личности при предменструальном синдроме.
6. Изменение личности в климактерическом периоде.
7. Особенности психологического операционного стресса, предоперационная и послеоперационная тревога
8. Психологические особенности хирургических больных с заболеваниями органов брюшной полости, после пересадки органов и тканей, после «калечащих операций» и с травмами.
9. Психологические особенности больных с онкологической патологией.
10. Фазы реагирования на злокачественные новообразования.
11. Влияние этапов онкологического заболевания на психологические особенности личности больного.
12. Психологические особенности пациентов с дефектами тела и органов чувств.
Тестовые задания:
Задание 1.Психологически немотивированная злоба, раздражительность, гневливость входят в структуру:
а) предменструальной психопатии;
б) предменструального психоза;
в) предменструальной дисфории;
г) предменструальной астении;
д) предменструальной депрессии.
Задание 2.Климактерический синдром относится к проявлениям:
а) физиологического течения климактерия;
б) патологического течения климактерия;
в) инверсивного течения климактерия; ^
г) проявлениям раннего климактерия;
д) проявлениям позднего климактерия.
Задание 3.Климактерический синдром проявляется всеми перечисленными клиническими вариантами за исключением:
а) астеническим;
б) сенесто-ипохондрическим;
в) тревожно-депрессивным;
г) эксплозивным;
д) истерическим.
Задание 4.Типичной психологической реакцией на сообщение о необходимости проведения хирургической операции является:
а) предоперационная депрессия;
б) предоперационный стресс;
в) предоперационная фрустрация;
г) предоперационная тревога;
д) предоперационная истерия.
Задание 5.Идеи отношения и обидчивость чаще встречаются при:
а) дефекте органов зрения;
б) дефекте органов слуха;
в) сексуальных расстройствах;
г) заикании;
д) все ответы верны.
Задание 6.«Синдром чужого сердца» встречается при:
а) после перенесенного инфаркта миокарда;
б) после трансплантации донорского сердца;
в) после трансплантации искусственного сердца;
г) шизофрении;
д) психопатии.
Задание 7.К фазам реагирования на злокачественные новообразования относятся все кроме одной:
а) анозогнозическая фаза;
б) дисфорическая фаза;
в) аутосуггестивная фаза;
г) ипохондрическая фаза;
д) апатическая фаза.
Глава 9
Психогигиена и психопрофилактика
Психогигиена - это наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья. Она исследует основные закономерности и разрабатывает мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Психогигиена является специализированной отраслью общей гигиены, и изучает факторы, обеспечивающие гармоничное развитие личности и определяет условия для полного проявления ее положительных свойств во всех сферах деятельности (работа, учеба, семейно-бытовые отношения и др.).
Отсутствие проявлений явного психического заболевания еще не означает, что психическое состояние человека оптимальное. Этим определяются особенности и конкретные задачи психогигиены: изучение условий жизни (включая внешнюю среду и конкретные социальные условия) отдельных лиц и коллективов для выявления факторов, положительно или отрицательно влияющих на психическое здоровье, и разработка рекомендации и нормативов по психогигиеническим условиям труда, быта, отдыха отдельных лиц, групп населения и коллективов. В задачи психогигиенытакже входят: разработка и теоретическое обоснование различных методов психогигиенического воспитания, создание и применение новых дополнительных стимулов развития всех резервных психических возможностей и способностей человека, распространение среди широких масс населения психогигиенических знаний об укреплении и сохранении психического здоровья, развитие массовой психогигиенической пропаганды среди населения.
Выделяют общие и частные проблемы психогигиены. К общимотносится негативное влияние социальных факторов, таких как войны, экономические спады, распространение пьянства и алкоголизма, неправильная организация труда, действие на нервную систему травм, вредных и ядовитых веществ. Полностью устранить воздействие всех перечисленных негативных факторов практически невозможно, но психогигиена призвана минимизировать их воздействие на нервно-психическую сферу человека.
Касаясь частныхразделов психогигиены, принято различать: возрастную, семейную, бытовую, производственную психогигиену. Выделяют также психогигиену учащегося, больного человека, космическую, инженерную психогигиену и многие другие специальные разделы.
Гигиенические исследования показывают, что организм практически здорового человека длительное время способен компенсировать медленное и слабое (предпороговое, субтоксическое) воздействие вредных раздражителей, однако по мере перенапряжения приспособительных возможностей индивида появляются изменения представляющие собой «предпатологию», а затем и патологию. С этих позиций предупреждение действия профессиональных вредностей является наиболее актуальным вопросом психогигиены труда. Создание адекватной микросоциальной обстановки на производстве повышает эффективность труда, предотвращает брак, нормализует психологический микроклимат.
Социальная конфликтность находит свое отражение и в нестабильных семейных, бытовых отношениях. Их нормализация является неотъемлемой частью психогигиены семейных и психосоциальных отношений. Общеизвестно, что супружеские конфликты зачастую являются причиной развития пограничных нервно-психических расстройств и психосоматической патологии. Внебрачные, случайные и беспорядочные связи помимо непосредственной угрозы заражения венерическим заболеванием и даже СПИДом, также зачастую несут в себе глубокие душевные разочарования, конфликты, которые нередко приводят к развитию невротических состояний. Решение всех этих психогигиенических проблем упирается в создание и формирование индивидуальной «экологии души», в привитие умения преодолевать негативные эмоции и укреплять в каждом из членов семьи «психологический иммунитет» против стрессов, культивировать отходчивость, чуткость, объективность в оценке назревающих конфликтных ситуаций, эмпатичность.
Психопрофилактика– это самостоятельный раздел общей профилактики, включающий в себя систему мероприятий, которые обеспечивают психическое здоровье посредством профилактики личностных, возрастных и профессиональных кризисов, предупреждая возникновение, развитие и распространение нервно-психических заболеваний. Поэтому психопрофилактика является еще и отдельной отраслью психиатрии. Ее основные практические задачи связаны с предупреждением развития психических заболеваний:
1. Предупреждение психических заболеваний – первичная психопрофилактика(при ее эффективности происходит снижение заболеваемости). Речь идет об охране здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорожденных, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития. Для этого необходимо изучение выносливости психики к воздействию разнообразных вредных агентов окружающей среды и поиск возможных путей увеличения этой выносливости, предупреждения психогенных заболеваний. Решение этих задач предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей всех специальностей. Минимизация действия неблагоприятных производственных факторов в сочетании с повышением общей и психологической резистентности организма будет способствовать эффективной профилактики нервно-психических заболеваний.
2. Предупреждение перехода психических заболеваний в хронические формы – вторичная психопрофилактика (ее эффективность определяется снижением болезненности хроническими формами психических заболеваний). Она включает раннюю диагностику, прогноз и предупреждение опасных для жизни больного состояний, раннее начало лечения и применение адекватных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исключающей возможности рецидива болезни. Согласно рекомендации ВОЗ, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение.
3. Профилактика утраты трудоспособности и социально-трудовая реабилитация больных с психическими расстройствами различной выраженности – третичная психопрофилактика (ее результаты оценивают по динамике показателей нетрудоспособности больных). Это не только предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний, но и предупреждение инвалидизации психически больных, восстановление их трудоспособности. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации, социальной и трудовой реабилитации.
Реабилитация – это система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности человека, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Классификации ВОЗ по реабилитации инвалидов включает в себя:
- медицинскую реабилитацию (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование);
- профессиональную реабилитацию (профориентация, профобразование, трудоустройство и профадаптация) – поиске новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей дальнейшего профессионального роста или, в ряде случаев, возможной смены профессии;
- социальную реабилитацию (социально-средовая и социально-бытовая адаптация) – создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду.
Основные принципы реабилитации: 1) партнерство; 2) разносторонность воздействий; 3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия; 4) ступенчатость (этапность) воздействия.
В процессе реабилитации выделяют три основных этапа:
1)этап восстановительного лечения; 2) социализации и ресоциализации; 3)социальной интеграции или реинтеграции.
Поиск путей для самоактуализации личности связан с необходимостью осознания личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов личностного роста и творческого развития.
Контрольные вопросы:
1. Психогигиена: предмет, задачи, изучаемые вопросы.
2. Общие и частные проблемы психогигиены
3. Психопрофилактика: понятие, виды.
4. Реабилитация: определение, виды и основные принципы.
Тестовые задания:
Задание 1.Наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья называется:
а) психитрия;
б) психология;
в) психогигиена;
г) валеология;
д) психосоматика.
Задание 2.Первичная психопрофилактика - это:
а) предупреждение перехода психических заболеваний в хронические формы;
б) профилактика утраты трудоспособности;
в) предупреждение психических заболеваний;
г) изучение условий жизни;
д) разработка нормативов по психогигиеническим условиям труда.
Задание 3.Вторичная психопрофилактика - это:
а) предупреждение перехода психических заболеваний в хронические формы;
б) профилактика утраты трудоспособности;
в) предупреждение психических заболеваний;
г) изучение условий жизни;
д) разработка психогигиенических нормативов труда.
Задание 4.Третичная психопрофилактика - это:
а) предупреждение перехода психических заболеваний в хронические формы;
б) профилактика утраты трудоспособности;
в) предупреждение психических заболеваний;
г) изучение условий жизни;
д) разработка нормативов по психогигиеническим условиям труда.
Задание 5.Система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности человека, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма называется:
а) психитрия;
б) реабилитация;
в) психогигиена;
г) валеология;
д) психология.
Задание 6.К принципам реабилитации относятся:
а) партнерство;
б) разносторонность воздействий;
в) единство психосоциальных и биологических методов воздействия;
г) ступенчатость (этапность) воздействия;
д) все ответы верны.