Основные принципы и модели работы в микросоциальной среде
Основными принципами социальной работы в микросоциальной среде, по мнению Г.Репорта, являются:
1. Доступность обслуживания.
2. Активное сотрудничество клиентов с социальными агентствами.
3. Межведомственная работа.
4. Развитие новой инициативы.
5. Создание сети поддержки.
6. Децентрализация контроля за методами вмешательства в бюджет.
7. Активизация подходов.
8. Закрытый сервис микросоциальной среды.
9. Подвижность.
Условно практические модели социальной работы в микросоциуме можно свести к локальному развитию, социальному планированию и социальным акциям. В таблице, согласно концепции Д.Ротмана, показаны основные модели социальной работы в микросоциуме.
Таблица 34
Модель локального развития | Модель социального планирования | Модель социальных акций | |
Целевые акции | Организация самопомощи, интеграция | Рассмотрение проблемно-ориентированных задач | Урегулирование взаимоотношений и ресурсов, институциональный обмен |
Соблюдение структурных и проблемных условий | Аномия, сохранение демократических взаимоотношений, традиций | Социальные проблемы, психическое и физическое здоровье | Социальная несправедливость, депривация |
Основные стратегии | Широкий спектр социальных проблем и их решение | Сбор фактов и рациональное решение проблем | Организация сообщества против негативных проявлений |
Тактика и техники деятельности | Консенсус:групповые дискуссии и взаимодействие групп сообщества с заинтересованными лицами | Консенсус — конфликт | Конфликт — соревнование: конфронтации, директивные акции |
Роли | Координатор, Учитель по этическим ценностям, навыкам проблемных решений | Фасилитатор, Аналитик, Исполнитель программ | Адвокат, Агитатор, Брокер |
Средства | Манипуляции, задаче-ориентированные группы | Манипуляции формальной организацией и данными | Манипуляция организацией масс и политическими процессами |
Модель локального развития | Модель социального планирования | Модель социальных акций | |
Концепции и общественные интересы | Рационализм-объединение | Идеализм-объединение | Реализм-объединение |
Концепции клиентов | Горожане | Потребители | Жертвы |
Ролевые концепции клиентов | Участники проблемных процессов | Потребители или получатели | Служащие, избиратели |
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Пределы профессиональной компетенции в «работе со случаем».
2. Подходы в социальной работе с клиентами. В чем их различие?
3. Основные стадии работы с клиентом.
4. Групповая психотерапия и социальная работа с группой.
5. Социокультурные и терапевтические группы.
6. Формальные и неформальные «клиентские группы».
7. Формы социального посредничества.
8. Работа с общественными объединениями и ассоциациями.
9. Социальное взаимодействие и межинституциональные связи.
10. Диагностика социальных проблем в социуме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.,1994.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.,
1990.
3. Возрастно-психологическое консультирование / Бурмянская Г.В. и др.—М., 1994.
4. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского; С.Ледера. — М., 1990.
5. Доуэл М„ Шадлоу С. Практика социальной работы. — М., 1995.
6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1976.
7. Кричевский Р.Л.,ДубовскаяЕ.М. Психология малой группы. — М.,
1991.
8. Проник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. — Киев, 1982.
9. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой;
А.И.Донцова. — М., 1981.
10. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988.
11. Рудеспгам. К. Групповая психотерапия. — М.,1990.
БИБЛИОГРАФИЯ
1Забадыкина Е.В. Памятка социальному работнику // Социальные работники за безопасность в семье. — М., 1999. — С. 142.
2 Smalley R. Social Casework: The Functional Approach // Encyklopedia of Social Work.—1972.
3 Contemporary social work. — N.-Y., 1980.
4 Konopka G. Social Group Work: A Helping Process. — N.-Y., 1963. — P. 153.
5 Drakeford J. Twenty Years at Hull House. — N.-Y, 1969.
8 Konopka G. Social Group Work: A Helping Process. — N.-Y, 1963.
7 Warren R. The Community in America. — Chicago, 1963.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................... 3
РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 5
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ............... 5
§ 1. ЗАПАДНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ.................................... 5
§ 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НУЖДАЮЩИХСЯ..................................................................... 8
§ 3. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 42
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ........................................................................... 56
ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................. 57
БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................ 57
Глава 2. Философия социальной работы................................... 62
§ 1. ПАРАДИГМЫ ФИЛОСОФИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ....................... 63
§ 2 .ФИЛОСОФСКИЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ...................... 65
§ 3. ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ......................... 74
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ........................................................................... 85
ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................. 86
БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................ 86
Глава З.ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.................... 87
§ 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.............. 87
§ 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ.................................................................................................... 95
§ 3. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ........................................................................................................... 100
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 113
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 113
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 114
Глава 4. Социальная политика и социальная работа.... 115
§ 1. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.................................................. 116
§2. ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ.............. 124
§ 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА........................................................................................................................... 134
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 144
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 144
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 145
РАЗДЕЛ II.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ... 147
Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ...................................................................................................... 147
§ 1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ................................................................................................... 147
§ 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................ 150
§ 3. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................... 155
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 169
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 170
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 170
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ...... 171
§ 1. ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ........................................................................................................................ 172
§ 2. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ................................................................................................. 179
§ 3. СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: СУЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ....................................................................................................... 181
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 184
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 184
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 185
Глава 7. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ 186
§ 1. ГЕНЕЗИС САНКЦИЙ И НАКАЗАНИЙ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ........................................................................................................................... 186
§ 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ.................................................................. 189
§ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.......... 191
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 201
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 201
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 202
Глава 8. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................................. 203
§ 1. РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................................. 204
§ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ КАК ФАКТОР ГАРМОНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.............. 208
§ 3. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА........................................................................................................................... 211
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 214
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 214
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 215
РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК КАК ПРОФЕССИОНАЛ...... 216
Глава 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ «Я-КОНЦЕПЦИЯ» СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА..................................................................................................... 216
§ 1. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА.............................................................................................. 216
§2. КОММУНИКАТИВНАЯ ПРОФЕССИОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА........................................................................................................................... 223
§ 3. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.... 225
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 232
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 232
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 233
Глава 10. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА...................................................................................................... 233
§ 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И 'КЛИЕНТА............................................................................ 234
§ 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С КЛИЕНТОМ............................................ 237
§3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА............................... 244
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 247
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 247
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 248
Глава 11. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 249
§ 1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА................................................ 249
§ 2. СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ» И ПСИХОГИГИЕНА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ................................................................................. 255
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 261
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 261
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 261
РАЗДЕЛ IV. КЛИЕНТ КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.............................................................................................................................. 263
Глава 12. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА 263
§ 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «КЛИЕНТ»......................................... 263
§ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КЛИЕНТУ.................................. 265
§ 3. ПОДХОДЫ К ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ..... 267
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 274
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 274
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 275
Глава 13. СЕКСИЗМ И ЭТНИЗМ КАК ФАКТОРЫ ДИСКРИМИНАЦИИ ЧЕЛОВЕКА........................................................................................................................... 275
§ 1. СЕКСИЗМ И АНТИДИСКРИМИНАЦИОННАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ........................................................................................................... 275
§ 2. ЭТНОЦЕНТРИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖКИ НУЖДАЮЩИХСЯ 282
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 288
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 288
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 289
Глава 14. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФАКТОР В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА.............................................................................................................................. 289
§ 1. ФЕНОМЕН ПОЛА И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА 290
§ 2. ВОЗРАСТ КАК ФАКТОР ДИСКРИМИНАЦИИ ЧЕЛОВЕКА................ 304
§ 3. ФЕНОМЕН ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ...................................................................................................... 309
§ 4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ПРОБЛЕМЫ СЕКСУАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ........................................................................................................................... 317
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 320
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 321
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 321
Глава 15. СЕМЬЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА.............................................................................................................................. 323
§ 1. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ДЕСТРУКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ.............. 324
§ 2. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР НАПРЯЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ 325
§ 3. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ И СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ.................... 328
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 333
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 333
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 333
Глава 16. СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ТРАНСФОРМАЦИИ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ЧЕЛОВЕКА................................................... 334
§ 1. ТОКСИКОМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ......... 335
§ 2. ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ФАКТОР ДЕВИАЦИИ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ЛИЧНОСТИ...................................................................................................... 339
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 343
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 343
БИБИЛИОГРАФИЯ....................................................................................... 343
РАЗДЕЛ V. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ................................... 345
Глава 17. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ....................................... 345
§ 1. МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ................. 345
§ 2. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ................................. 352
§ 3. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ................ 361
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 364
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 364
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 364