Что такое жизненные умения?
Если не фокусировать внимание на таких очевидных биологических функциях, как, например, дыхание, фактически все человеческое поведение можно рассматривать с учетом выученных жизненных умений. Термин «жизненные умения» сам по себе — нейтральное понятие. Жизненные умения могут быть сильными или слабыми сторонами в зависимости от того, помогают они людям выживать, а также повышать и сохранять потенциал или нет. Нейтральное определение данного термина следующее: жизненные умения — это последовательности вариантов выбора, осуществляемые людьми в определенных областях навыков. Положительное определение данного термина таково: жизненные умения — это последовательности вариантов выбора, которые укрепляют психологическую жизнь и осуществляются людьми в определенных областях навыков.
Что такое язык навыков?
Пользоваться языком навыков означает последовательно использовать понятие «навыки» при описании и анализе поведения людей. Что касается консультирования, использование языка навыков означает концептуализацию и общение, связанные с проблемами клиентов, с учетом сильных сторон и недостатков жизненных умений. Язык навыков обеспечивает относительно простой путь, с помощью которого и консультанты, и клиенты могут анализировать проблемы и работать с ними. Многие клиенты находят, что им легче рассматривать свои проблемы с учетом навыков, необходимых для работы над этими проблемами, чем признавать личную неполноценность или вину. В частности, использование языка навыков предполагает идентификацию определенных недостатков навыков мышления и действия, которые способствуют сохранению проблем клиентов. Чувства также важны. Однако чувства представляют животную природу людей и сами по себе не являются навыками. Люди могут оказывать на свои чувства как положительное, так и отрицательное влияние посредством использования навыков действия и мышления.
Существует различие между разговорным, описательным языком, использующимся при обычной беседе, и функциональным языком, необходимым для людей, которые пытаются себе помочь.
Так как целью консультирования является оказание людям помощи в глубоком усвоении философии самопомощи, использование языка консультирования должно способствовать самообучению клиента. Тем не менее язык консультирования должен быть как можно более близок к разговорному, чтобы клиенты смогли понимать и применять его. Язык навыков обеспечивает психологически функциональное общение, близкое к общению, которое имеет место при разговоре.
При любом помогающем контакте используются по крайней мере четыре возможных языка, а именно: языки закрытой и открытой речи помогающего и клиента (Nelson-Jones, 1986). Консультирование по жизненным умениям основано на образовательной теоретической структуре, выраженной на языке навыков, которым консультанты могут пользоваться и для закрытого, и для открытого разговора. Консультантам не требуется говорить на одном языке с собой, а на другом — с клиентами. Консультанты по жизненным умениям используют открытую речь, как свою, так и клиентов, для развития закрытой речи клиентов. При этом клиенты учатся понимать собственные проблемы и инструктировать себя через последовательности вариантов выбора, что позволяет им справляться с проблемами.
Рис. 15.2 иллюстрирует открытую и закрытую речь в консультировании. Значительная часть консультирования в образовательном отношении неэффективна. Консультирование в недостаточной степени сосредоточивается на выходе за рамки открытой речи консультанта и клиента в точках Б и В.
Консультанты по жизненным умениям используют открытую речь в точках Б и В не только для развития отношений помощи, но и для активной работы в позиции, характеризующейся точкой А (закрытая внутренняя речь помогающего), с целью оказания влияния на закрытую внутреннюю речь клиента в точке Г. Общаясь в соответствии с образовательной структурой, выраженной на языке навыков, консультанты помогают клиентам усвоить соответствующую закрытую внутреннюю речь, необходимую для контроля, сохранения и развития целевых навыков. Следовательно, язык консультирования по жизненным умениям становится ориентированным на людей языком самоинструктирования и оказания самопомощи.
Три формы «Я»
Сущность человека — это то, что человек называет «Я». Это — центр его личной вселенной. «Я» имеет три главных компонента, это в схематической форме представлено на рис. 15.3.
• Природное «Я». Каждый человек имеет фундаментальную биологическую внутреннюю природу, или внутреннее ядро, генетических способностей, стремлений, инстинктов, остатков инстинктов и человеческих потенциальных возможностей. Это — его животная природа. Природное «Я» характеризуется определенным уровнем энергии, сексуальности, чувств и тревоги. Оно обладает потребностями, свойственными всем представителям человеческого рода, например потребностями в пище, крове, физической безопасности, принадлежности и любви. Тем не менее природное «Я» каждого индивида уникально в силу конкретных способностей, внутреннего процесса оценки, характера возбуждающих стимулов и порогов обусловливания и тревоги. Природное «Я» — это внутренняя природа человека, или биологическое ядро личности. К сожалению, эта внутренняя природа может работать как на пользу человеку, так и против него; например, учитывая наличие универсальной биологической склонности, можно предположить, что думать нерационально так же хорошо, как и думать рационально (Ellis, 1989).
• Выученное «Я». Выученное «Я» — это продукт опыта научения людей. Использование Я-концепции — это традиционный способ рассмотрения выученного «Я». На рис. 15.3 имеется обозначение ВК (Выученная Я-концепция). ВК состоит из Я-концепций в самых разнообразных областях, таких как области сексуальных отношений, работы, досуга, вкусов и предпочтений, ценностей и т. д.
Для того чтобы рассмотреть Выученное «Я» с другой точки зрения, надо учесть сильные стороны и недостатки жизненных умений в различных областях. На рис. 15.3 имеется обозначение ВУ (Выученные Я-умения). Я-концепции (ВК) людей не всегда отражают сильные стороны и недостатки их жизненных умений (ВУ). Во-первых, люди могут не думать о себе, используя язык навыков. Во-вторых, у них могут быть не развиты определенные жизненные умения, которые им требуются. В-третьих, люди могут не совсем адекватно воспринимать свои сильные стороны и недостатки в различных областях жизненных умений.
Рассмотрение Выученного «Я» с учетом навыков имеет свои преимущества. ВК представляет собой структуру, с помощью которой люди описывают свои Я-концепции в статических терминах; например, «я подавлен». ВУ связаны с «Я» как с процессом, лежащим в основе использования, сохранения, развития, утраты навыков; например, индивид может сказать: «Я пользуюсь конкретными навыками, которые способствуют развитию моей депрессии». Идентифицировав ВУ, консультанты и клиенты могут по-пробовать точно определить, какие навыки будут способствовать уменьшению выраженности депрессии. Кроме того, если клиенты будут знать, какова последовательность вариантов навыков, позволяющих уменьшить выраженность депрессии, они смогут использовать эти навыки снова и снова, уже по собственной инициативе.
• Исполнительное «Я». В то время как Природное и Выученное «Я» связаны с биологическими способностями людей, а их Выученное «Я» отражает полученный в прошлом опыт научения, Исполнительное «Я» связано со способностью создавать жизнь посредством совершения выбора как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, люди не только обладают своими «Я», но и непрерывно создают эти свои «Я». Люди могут выбирать те аспекты Природного и Выученного «Я», которые они желают развивать. Это имеет особенно большое значение в консультировании по жизненным умениям, так как клиенты предпочитают развивать определенные навыки, необходимые для достижения личных целей. Исполнительное «Я» обеспечивает средства, с помощью которых люди могут справиться с неправильными восприятиями и недостатками навыков Выученного «Я», которые блокируют реализацию потенциальных возможностей Природного «Я».
Активизирующее влечение
Обычным людям может быть трудно понять смысл таких терминов, как «актуализирующая тенденция организма» (Raskin, Rogers, 1989, p. 169) или самопонимание. Все люди обладают активизирующим влечением к выживанию, поддержанию и развитию самих себя. Тем не менее инстинктуальные остатки у людей слабо выражены (Maslow, 1970): человеческое поведение, в отличие от поведения животных, не является строго запрограммированными инстинктами. Следовательно, люди могут иметь удачный или неудачный опыт как приобретения жизненных умений, так и обучения тому, как эти умения поддерживать и развивать. Длительный процесс человеческого научения и человеческая способность к символическому мышлению обусловливают наличие множества возможностей для приобретения и сохранения как недостатков, так и сильных сторон жизненных умений.
Активизирующее влечение не является ни хорошим, ни плохим: для описания работы природы нельзя использовать такие термины. Люди — это прежде всего животные и только потом люди как таковые. Инстинктуально люди, по всей вероятности, будут действовать так, чтобы защитить себя и свой род, а не наоборот. Однако биологически, и как индивиды, и как вид, люди имеют предрасположенность и к укрепляющему жизнь, и к разрушительному поведению. Следовательно, как по биологическим причинам, так и в результате неадекватного научения активизирующее влечение может оборачиваться против самих людей.
Цели активизирующего влечения можно рассматривать по крайней мере в трех измерениях: во-первых, основное животное измерение выживания; во-вторых, измерение удовольствия, или то, что Эллис называет «краткосрочным гедонизмом» (Ellis, 1989, р. 209); в-третьих, измерение участия и обязательств более высокого уровня, имеющих более ярко выраженную социальную направленность. Такие термины, как «самоактуализация» (Maslow, 1962, 1970) и «проприативное стремление», использовались для описания «целостности, возникающей только из поддержания главных направлений стремления» (Allport, 1955, p. 51). Жизненные умения требуются для применения каждого из трех вышеупомянутых способов расходования энергии. Однако большинство людей, вероятно, спонтанно руководствуются стремлениями, связанными с выживанием и краткосрочным гедонизмом, а не долговременными стремлениями более высокого уровня, хотя люди могут научиться воздерживаться от достижения краткосрочных целей и устремляться к долговременным целям.
Смыслы тревоги