Основные направления деятельности педагога-психолога

1. Психопрофилактика. Необходимость формировать у педагогов и детей

потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности.

2. Психодиагностика. Углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии.

3. Развивающая и коррекционная работа. Активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развития их способностей и склонностей.

4. Консультативная работа. Консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения и воспитания.

5. Психологическое сообщество: виды, задачи

Представители любых профессий имеют тенденцию к объединению в профессиональные организации. Это объединение происходит на основе целей, задач деятельности и интересов профессионалов.

Психологическое сообщество - это система коммуникации и взаимодействия психологов, необходимая для успешного выполнения ими своей профессиональной деятельности.

Наиболее важными аспектами жизни психологического сообщества являются:

· 1) состав психологического сообщества;

· 2) система подготовки профессиональных психологов;

· 3) обмен информацией и опытом деятельности;

· 4) профессиональные встречи психологов;

· 5) профессиональные общественные организации.

Психологическое сообщество составляют психологи, выполняющие профессиональную психологическую работу. В последние годы в России во много раз увеличилось число специалистов в области психологии. Если к началу 1980-х годов их было 6-7 тысяч, то ныне - 25-30 тысяч (1998).

Основные места работы профессиональных психологов - научные учреждения, учебные заведения, организации и фирмы, которые нуждаются в психологических услугах. Некоторые психологи работают частным образом.

Наиболее известными научно-исследовательскими центрами в России считаются Психологический институт Российской Академии образования - ПИ РАО (Москва), Институт психологии Российской Академии наук - ИП РАН (Москва), факультет психологии Московского университета, факультет психологии Санкт-Петербургского университета, Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург), факультет психологии Ярославского университета, Институт развития личности (Москва).

В последние годы значительно активизировалась исследовательская работа и во многих других российских университетах. Психологические лаборатории действуют также в составе некоторых других научных институтов. В 1990-х годах появилось также несколько институтов практической психологии. Работа психологов стала обычным явлением в учреждениях образования и в медицинских учреждениях. Ставки психологов стали вводиться в штатный состав и многих других организаций. В стране сейчас много заметных очагов профессиональной психологической культуры.

Большинство психологов заняты в системе образования и воспитания. Лишь немногие психологи работают в области психологии труда. Мужчины больше заняты в "научных" областях, женщины - в "практических".

Для оценки уровня профессиональной квалификации специалистов-психологов в соответствующих ведомствах создаются экспертные комиссии.

Для координации своей деятельности психологи создают профессиональные общественные организации. Можно выделить следующие основные цели объединения психологов в общественные организации:

· 1) обмен научной информацией и опытом практической деятельности;

· 2) регулирование норм и стандартов профессиональной деятельности;

· 3) повышение квалификации профессиональных психологов;

· 4) регулирование статуса и норм профессиональных отношений между психологами и работодателями.

Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества или ассоциации, в России - Российское психологическое общество, в США - Американская психологическая ассоциация, в Великобритании - Британское психологическое общество и т.д. Например, Американской психологической ассоциации и Британскому психологическому обществу уже более 100 лет.

В рамках каждой такой национальной организации обычно действуют отделения по профессиональным направлениям деятельности и интересам ее участников. Нередко существуют отдельные ассоциации по конкретным сферам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов, гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргконсультантов и др.

В России существуют и некоторые другие объединения психологов, например, Международная академия психологических наук с центром в Ярославле, Международная академия акмеологических наук с центром в Санкт-Петербурге, Психофизиологическая ассоциация, Ассоциация гуманистической психологии.

Национальные психологические общества и ассоциации объединяются в международные. К организациям такого типа относятся Европейская федерация ассоциаций профессиональных психологов, Международный союз психологической науки, Международный совет психологов.

Кроме того, существует огромное количество международных обществ и ассоциаций по отдельным направлениям научной или практической психологии. К числу наиболее известных и авторитетных относятся, например, Международная ассоциация прикладной психологии, Международная ассоциация школьной психологии, Международная ассоциация кросс-культурной психологии, Общество изучения стресса и тревожности, Международная ассоциация групповой психотерапии.

Все психологические общества и ассоциации проводят регулярные встречи, съезды, конференции. На них психологи обсуждают научные и практические проблемы профессиональной деятельности, организационные вопросы. Каждое общество или ассоциация обычно выпускает регулярные информационные бюллетени, журналы.

В России информацию о жизни психологического сообщества можно получить из информационных сообщений в журналах "Вопросы психологии" и "Психологическом журнале", в "Психологическом информационном бюллетене".

Наши рекомендации