Упражнения на количественные различения
«Раскрась длинные и короткие поезда в разные цвета»
А) Предложите ребенку раскрасить длинные поезда в зеленый цвет,
а короткие — в синий.
Прежде чем приступать к раскрашиванию, предложите ребенку выбрать, который из двух поездов длинный, а какой — короткий.
Б) Дайте ребенку такое задание: «Раскрась поезд в оранжевый цвет, если у него меньше трех вагонов, и в красный цвет, если у него больше трех вагонов».
В) Дайте ребенку задание закрасить квадратики так, чтобы получились поезда
Спросите: «Какой поезд у тебя получился самый длинный? А какой самый короткий? Сколько вагонов в твоем самом длинном поезде? А сколько вагонов в самом коротком поезде?»
«Большие и маленькие круг
Попросите ребенка определить самый большой и самый маленький кружочки. А затем пусть ребенок обведет пальцем самый большой и самый маленький кружочки.
В следующем задании
ребенок срисовывает самый
большой и самый
маленький кружочки.
«Длинные - короткие, высокие - низкие»
Подготовьте набор из пяти палочек, равномерно уменьшающихся по длине от 20 см до 12 см.
Предложите ребенку сравнить палочки: «Это длинная палочка. Это короткая».
Смешайте все палочки и попросите ребенка разложить их в ряд по убывающей, а затем — по возрастающей длине. Каждый раз ребенок называет длину каждой палочки.
В следующий раз познакомьте ребенка с понятиями — высокий, низкий. Подберите пять брусков, основанием 20x5 см, высотой от 10 см до 6 см, убывающей на 1 см.
Предложите ребенку построить лестницу из брусков, раскладывая их в порядке убывающей высоты.
«Развиваем глазомер»
Требуются два набора одинаковых пирамидок, матрешек, брусков,
палочек.
На столе раскладываются две одинаковых пирамидки. Вы выбираете самое большое кольцо и говорите ребенку: «Найди такое же большое кольцо». Продолжаете игру с кольцами разных размеров.
То же самое — с другими фигурами.
Спросите у ребенка, какие предметы он считает тяжелыми, а какие — легкими. Нарисуйте ребенку подобные предметы. Среди них должны быть очень тяжелые и очень легкие, очень большие и очень маленькие. Попросите ребенка сначала найти самый тяжелый предмет, затем — самый легкий. После этого — отыскать самый большой предмет и самый маленький.
Предложите ему:
«На рисунке есть предметы очень тяжелые — раскрась их синим цветом, и есть легкие предметы — раскрась их розовым цветом».
«Назови легкие и тяжелые предметы из тех, что ты видишь в своей
комнате».
Покажите ребенку рисунок, на котором изображены точки, и попросите его соединить на рисунке точки красным карандашом так, чтобы получился самый большой квадрат. А затем дайте задание синим карандашом соединить точки так, чтобы получился самый маленький квадратик.
Учите ребенка определять время по часам. Познакомьте его с часами, расскажите о том, как они устроены и для чего нужны, однако в полном объеме проводите это упражнение тогда, когда он научится считать до 12.
На рисунке изображены часы с двумя циферблатами (часовым и минутным). Лучше сделать такие часы из картона либо покажите ребенку часы на рисунке. Объясните, что маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка — минуты. Когда большая стрелка доходит до 12, начинается новый час. Если она делает полный оборот, маленькая стрелка передвигается на один час.
Числа, обозначающие часы, не должны задевать круг с минутными делениями и закрываться часовой стрелкой. Часовую стрелку нужно сделать толстой и короткой, чтобы кончиком она только касалась кружка, где стоит цифра, а минутную — тонкой и длинной, чтобы она шла по черточкам минут.
Обратите внимание ребенка на то, что стрелки разные, что крутятся они всегда в одном направлении. (Ребенок должен уметь разбираться в числах.)
Если ребенок знаком с числами до 12, то он учится определять сначала только «сколько часов».
Для этого ставьте всегда большую стрелку на 12, а маленькую передвигайте на час и каждый раз спрашивайте ребенка: «Который час?» После того как ребенок овладеет этим навыком, можно переходить к определению времени по минутам. (Но сначала убедитесь в умении ребенка распознавать цифры, обозначающие минуты.)
Установите маленькую стрелку на 9 часов, а большую на 3 минуты и спросите ребенка: «Сколько часов и сколько минут показывают часы?» Далее передвиньте минутную стрелку на следующее деление. Теперь часы показывают 9 часов и 4 минуты. И так двигаетесь дальше.
Обучая ребенка определению времени по часам, одновременно рассказывайте ему о том, что такое сутки (сколько часов в сутках), что такое час (сколько минут в часе), что такое минута, как можно использовать это знание в своей жизни и играх.
Какое время показывают часы?»
А) Попросите ребенка внимательно посмотреть на часы и найти те из них,
которые показывают время, когда люди чаще всего встают по утрам. Б) Спросите у ребенка: «Во сколько ты встаешь, обедаешь, ложишься спать? Заставь эти часы показать время важных дел в твоей жизни».
В это время я встаю.
В это время я обедаю.
В это время я ужинаю.
В это время я ложусь спать.