Упражнения на количественные различения

«Раскрась длинные и короткие поезда в разные цвета»

А) Предложите ребенку раскрасить длинные поезда в зеленый цвет,

а короткие — в синий.


Прежде чем приступать к раскрашиванию, предложите ребенку выбрать, который из двух поездов длинный, а какой — короткий.

Б) Дайте ребенку такое задание: «Раскрась поезд в оранжевый цвет, если у него меньше трех вагонов, и в красный цвет, если у него боль­ше трех вагонов».

В) Дайте ребенку задание закрасить квадратики так, чтобы получились поезда

Спросите: «Какой поезд у тебя получился самый длинный? А ка­кой самый короткий? Сколько вагонов в твоем самом длинном поез­де? А сколько вагонов в самом коротком поезде?»

«Большие и маленькие круг

 

Попросите ребенка определить самый большой и самый малень­кий кружочки. А затем пусть ребенок обведет пальцем са­мый большой и самый малень­кий кружочки.

В следующем задании

ребенок срисовывает самый

большой и самый

маленький кружочки.

«Длинные - короткие, высокие - низкие»

Подготовьте набор из пяти палочек, равномерно уменьшающихся по длине от 20 см до 12 см.

Предложите ребенку срав­нить палочки: «Это длинная палочка. Это короткая».

Смешайте все палочки и по­просите ребенка разложить их в ряд по убывающей, а затем — по возрастающей длине. Каждый раз ребенок называет длину каждой палочки.

В следующий раз познакомьте ребенка с понятиями — высокий, низкий. Подберите пять брусков, основанием 20x5 см, высотой от 10 см до 6 см, убывающей на 1 см.

Предложите ребенку построить лестницу из брусков, раскладывая их в порядке убывающей высоты.

«Развиваем глазомер»

Требуются два набора одинаковых пирамидок, матрешек, брусков,

палочек.

На столе раскладываются две одинаковых пирамидки. Вы выбира­ете самое большое кольцо и говорите ребенку: «Найди такое же боль­шое кольцо». Продолжаете игру с кольцами разных размеров.

То же самое — с другими фигурами.

Спросите у ребенка, какие предметы он считает тяжелыми, а ка­кие — легкими. Нарисуйте ребенку подобные предметы. Среди них должны быть очень тяжелые и очень легкие, очень большие и очень маленькие. Попросите ребенка сначала найти самый тяжелый пред­мет, затем — самый легкий. После этого — отыскать самый большой предмет и самый маленький.

Предложите ему:

«На рисунке есть предметы очень тяжелые — раскрась их синим цветом, и есть легкие предметы — раскрась их розовым цветом».

«Назови легкие и тяжелые предметы из тех, что ты видишь в своей

комнате».

Покажите ребенку рисунок, на котором изображены точки, и по­просите его соединить на рисунке точки красным карандашом так, чтобы получился самый большой квадрат. А затем дайте задание си­ним карандашом соединить точки так, чтобы получился самый малень­кий квадратик.

Учите ребенка определять время по часам. Познакомьте его с часа­ми, расскажите о том, как они устроены и для чего нужны, однако в полном объеме проводите это упражнение тогда, когда он научится считать до 12.

На рисунке изображены часы с двумя циферблатами (часовым и минутным). Лучше сделать такие часы из картона либо покажите ре­бенку часы на рисунке. Объясните, что маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка — минуты. Когда большая стрелка доходит до 12, начинается новый час. Если она делает полный оборот, маленькая стрелка передвигается на один час.

Числа, обозначающие часы, не должны задевать круг с минутными делениями и закрываться часовой стрелкой. Часовую стрелку нужно сделать толстой и короткой, чтобы кончиком она только касалась круж­ка, где стоит цифра, а минутную — тонкой и длинной, чтобы она шла по черточкам минут.

Обратите внимание ребенка на то, что стрелки разные, что крутят­ся они всегда в одном направлении. (Ребенок должен уметь разбираться в числах.)

Если ребенок знаком с числами до 12, то он учится определять сна­чала только «сколько часов».

Для этого ставьте всегда большую стрелку на 12, а маленькую пере­двигайте на час и каждый раз спрашивайте ребенка: «Который час?» После того как ребенок овладеет этим навыком, можно переходить к определению времени по минутам. (Но сначала убедитесь в умении ребенка распознавать цифры, обозначающие минуты.)

Установите маленькую стрелку на 9 часов, а большую на 3 минуты и спросите ребенка: «Сколько часов и сколько минут показывают часы?» Далее передвиньте минутную стрелку на следующее деление. Те­перь часы показывают 9 часов и 4 минуты. И так двигаетесь дальше.

Обучая ребенка определению времени по часам, одновременно рас­сказывайте ему о том, что такое сутки (сколько часов в сутках), что такое час (сколько минут в часе), что такое минута, как можно исполь­зовать это знание в своей жизни и играх.

Какое время показывают часы?»

А) Попросите ребенка внимательно посмотреть на часы и найти те из них,

которые показывают время, когда люди чаще всего встают по утрам. Б) Спросите у ребенка: «Во сколько ты встаешь, обедаешь, ложишься спать? Заставь эти часы показать время важных дел в твоей жизни».

В это время я встаю.

В это время я обедаю.

В это время я ужинаю.

В это время я ложусь спать.

Наши рекомендации