Сз как инструмент обучения

Как профессор психологии я убедился, что СЗ является эффективным средством демонстрации бессознательных умственных процессов моим студентам. Демонстрации не ставили цели воссоединения с умершими родственниками или анализа бессознательных эмоций студентов. Они должны были лишь показать, что бессознательный ум активен, даже когда думают, что это не так. Я часто проводил групповые (до сорока человек одновременно) «смотрения в зеркало». Такие демонстрации в классе всегда начинались со скептицизма. Но затем студенты, буквально задыхаясь, рассказывали о том, что видели в отражающей поверхности. Они поражались тому, что сделали и видели. Один студент сказал, что «это напоминает видик».

Другая студентка удивлялась, что ее воспоминания выглядят как «трехразмерное кино».

Эти групповые СЗ всегда пробуждали в студентах удивление, которое тонизировало их весь семестр. Я привык к мистериям СЗ, однако некоторые из этих сессий удивили и меня, напомнив еще раз, сколь много предстоит узнать о бессознательном уме.

Во время одной групповой демонстрации я наблюдал, как один из студентов глубоко дышал, чтобы расслабиться. По мере того как он вглядывался в зеркало, его глаза расширялись. Позже он рассказал мне, что увидел:

«Я старался принудить видение прийти. Затем я расслабился, и мне стало все равно. Как только это произошло, я вдруг ощутил некоторое преобразование, будто я повернулся на сто восемьдесят градусов, сижу в зеркале и уставился туда, где я же сижу. Я был ошарашен, но я был там, в зеркале.

Затем пришло видение. Я помню поле, заполненное ковбоями и индейцами. Я видел раскраску в цвета войны и цветные одежды. В этой сцене индейцы и ковбои скакали по равнине вокруг меня. Я действительно был «в сцене»».

Пришли ли эти образы с американского Запада? Они не были чудесами для увидевшего их. «Ковбойская культура» Старого Запада преследовала его с детства. Все его детские воспоминания вполне совместимы с собственным образом в ковбойской шляпе или с револьвером на поясе.

В тупик его поставило то, что видение было реальнее, чем сны, и доставляло большее удовольствие. «Я бодрствовал и находился в центре событий, – говорил он. – Сны не идут с этим ни в какое сравнение».

Были и другие удивительные события. Однажды семь студентов в разных местах классной комнаты описали одно и то же событие. Почему семеро из тридцати увидели человека в тюрбане, я не могу понять. В другой раз два студента, сидящие за разными столами, увидели в своих зеркалах танцора балета. Был случай, когда студент видел воспаленный зуб. Когда он рассказал об этом классу, сидевшая рядом с ним студентка вздохнула и сказала, что ей утром удалили инфицированный зуб.

Ни в одном из этих случаев не было подсказок или предварительных обсуждений, которые могли бы навести на такие видения.

Значение этих демонстраций в том, что они показывают студентам-психологам и другим людям, что бессознательное – не абстракция, а действительный уровень человеческого ума, содержащий глубинные мысли. Научив студентов СЗ, я сумел привести их к пониманию

этой трудной концепции. Как сказал один из них: «До сих пор я не знал, откуда приходят эти образы. Я всегда знал, что бессознательные образы не подделка. Но теперь я знаю, сколь они реальны».

РЕКА ЗНАНИЯ

Уильям Джеймс назвал подсознательный разум «рекой, всегда текущей

через сознательные часы бодрствования человека». От этого определения захватывает дух, когда понимаешь, как мало мы знаем о содержании этой реки. Возможно, именно СЗ, с его способностью прикоснуться к этой невидимой реке знаний, позволит сделать зримыми наши сокровенные мысли и напрочь забытые воспоминания. Если это taK, тогда СЗ может стать инструментом психологического обследования, который существенно сократит время, затрачиваемое пациентом на такой анализ.

СОЗДАВАЯ ВАШ ПСИХОМАНТЕУМ

Озеро – самая первая и выразительная часть ландшафта.

Это око Земли, глядя в которое, человек измеряет глубины своей природы.

ГЕНРИ ДАВИД ТХОРНЕ

СЗ является средством познания себя. Как и в любом поиске, только будучи в здравом уме и хорошо снаряженным, можно надеяться на успех.

Занимаясь СЗ, я, по существу, повторил устройство исторических психомантеумов. С самых ранних времен человечества было ясно, что контролировать видения можно лишь в особой среде, полностью изолированной от мира; только при этом условии может проявиться драма бессозна-. тельного ума.

Именно необходимость такой среды побудила жрецов психомантеума в Эфире к созданию подземного комплекса.

В этой путанице пещер и едва освещенных комнат становился видимым бессознательный разум, когда искателей привидений приводили, наконец, в камеру видений, чтобы «вглядываться» в полированный котел, наполненный водой.

В доме Джона Ди была специально оборудованная комната, а лучще сказать, камера видений, где он общался с ангелами. Она была комфортабельной, едва освещалась, и в ней было множество приспособлений СЗ: от знаменитого обсидианового зеркала до обычных зеркал. Камера Ди ничем не отличалась от камер предшественников. Все искатели привидений, во всех цивилизациях, от древнегреческой до английской при Елизавете, пытались вызвать духов в тщательно спланированных и оборудованных помещениях.

Архитекторы и операторы всех этих учреждений знали нечто, что в конце концов стало очевидным и для меня. Они осознавали, что такие эмоционально и духовно насыщенные свидания следует проводить в обстановке, соответствующей определенным физическим, психологическим и эстетическим принципам. Для этого есть основания: личность, переживающая преобразующий духовный опыт, заслуживает того, чтобы делать это в приятной и возвышающей атмосфере; среда может быть организована так, чтобы на находящихся в ней людей низвергались измененные состояния сознания (ИСС). Проиллюстрировать эти факторы можно на примере греков, которые строили свои оракулы во впечатляющих местах, считавшихся местами соприкосновения миров земного и следующего. Полагали, например, что Оракул в Эфире расположен вблизи входа в Подземный Мир.

В Эфире требуемый эффект состояния «между измерениями» достигался путем гармонизации многочисленных способов изменения сознания с простым унифицированным пространством. Например, подземное расположение само по себе достаточно, чтобы странным образом подействовать на психику. С тем же намерением в племени Нкоми использовали сенсорное подавление и социальную изоляцию; в племени Бвити – интоксикацию и лишение сна. И всюду использовали СЗ как средство увидеть духов.

СОЗДАНИЕ НАСТРОЕНИЯ

При создании своего усовершенствованного психомантеума я решил задействовать разносторонний подход, уделив особое внимание подтверждению родства между игрой и паранормальностью. Я всячески поощрял смех как составную часть программы не для того, чтобы искусить участников фривольностью или избыточным весельем. Делалось это с намерением помочь им безопасно и без напряжения приглушить некоторые их привычки и тем самым повысить шансы входа в ИСС. Видеопросмотр комедий или чтение комиксов не делало легковесным опыт, к которому они готовились, то есть к заклинанию духов усопших родственников. Нет, наоборот, это облегчало им восприятие того, что должно было вот-вот произойти. Для некоторых людей юмор в определенном смысле служил воротами в паранормальное.

Стратегия заключалась в том, чтобы задействовать в окружающей среде как можно больше факторов, облегчающих переход в ИСС. Помимо юмбра, эти факторы включают: природу, дезориентацию чувства времени, искусство, интеллектуальную стимуляцию и, естественно, прозрачные поверхности, такие как зеркала.

В предыдущих главах я уже упоминал, как все это было задействовано в Театре Разума. Но если вы интересуетесь, как вам самим создать необходимый для инициации видений настрой, если вы собираетесь сами проводить СЗ, позвольте мне еще раз вернуться к необходимым компонентам и кое-что предложить.

Природа. Так как Театр Разума расположен в сельской местности на юге, не было проблем с погружением моих подопытных в естественную отвлекающую среду. Мы окружены лесом и полянами, и там приятно гулять. Ручей, протекающий у моей преобразованной мельницы, заполнен черепахами и змеями и убаюкивает своим журчанием.

В более урбанизированных поселениях такие места найти трудно. Но можно попробовать искусственно воссоздать природные явления. В большинстве универсальных магазинов продаются магнитофонные записи природных звуков, например, плещущих у берега волн или дождя в тропическом лесу. Слушая эти записи во время прогулок по парку, а то и на городской улице, я убедился, что они способствуют достижению глубокой релаксации.

Изменения чувства времени. В Театре Разума подопытных просили не носить часов. Повсюду была старинная обстановка и не было часов, что позволило вернуть клиентов в те давние времена, когда люди меньше полагались на технологию. Такая среда напоминает нам об истории, о многих поколениях, пришедших и ушедших прежде нас. Она также напоминает, что люди прекрасно себя чувствовали- в менее суетном окружении.

Если вы не располагаете старинной мебелью или соответствующей комнатой, можно настраиваться на такой лад, рассматривая старые фотографии, иллюстрации о прежней жизни. Если вы твердо решили переместиться назад во времени, поищите в магазинах старинный стереоскопический бинокуляр, к нему всегда прилагаются и картинки. Этот забытый метод рассматривать фотографии приоткроет вам окошечко в давно прошедшие времена.

Закройте циферблаты имеющихся часов; это и усилит иллюзию воссоединения с прошлым, и ослабит чувство времени. При необходимости отмечать ход времени, я предлагаю во время занятий СЗ делать это с помощью песочных часов.

Искусство. Искусство само по себе инициирует ИСС у многих людей. Выше упоминался синдром Стендаля, форма нервного расстройства, которым страдают многие, подвергшиеся воздействию великого искусства.

Упоминалось также, что некоторые музыканты сообщают о своем паранормальном опыте, включая внетелесное восприятие, при исполнении классических музыкальных произведений.

Я использовал и музыку, и искусство, чтобы повернуть разум людей к ИСС. Произведения искусства демонстрировались повсюду в здании, и не просто «приятные» произведения. Выбиралось то, что удивляет, шокирует, веселит, расстраивает, все, что стимулирует ум в непривычном для него направлении.

Такого же действия искусства нетрудно добиться и дома. Возможно, на стенах вашего жилища висят какие-нибудь картины – замените их на произведения другого стиля. Можно и не вводить себя в расходы и заботы, а просто полистать книги по искусству и добиться того же эффекта. Цветные репродукции работ Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Пабло Пикассо вполне доступны и прекрасно действуют на психику большинства людей. Я нахожу, что прекрасно взбадривают карикатуры и мультипликации, особенно работы Карла Баркса, нарисовавшего Дядюшку Скруджа – Доналда Дакка.

Утешение красотой – только часть того, что рационально взять у искусства, готовясь к СЗ. Важно, чтобы возникали ощущения удивления, шока, даже определенного сдвига. Эстетическое восприятие само по себе есть определенный вид изменения сознания. Нам нужно добиться, чтобы возникло чувство удивления миром.

Интеллектуальная стимуляция. Знания всегда были важным источником духовного наставления и просвещения. Уже упоминалось, что в Театре Разума было обширное собрание книг по ИСС, паранормальным явлениям и духовности. Не составляет труда собрать такую же библиотечку: большая часть книг всегда имеется в продаже в крупных магазинах.

Но интеллектуальная стимуляция приходит не только при чтении. СЗ – все-таки зрительное явление, и некоторые предпочитают искать интеллектуальную стимуляцию, тоже визуальную, в какой-либо промежуточной среде, предоставляющей уму возможность удивляться.

Одна из возможностей – наблюдения в микроскоп. Я недавно установил простой в использовании анатомический микроскоп, чтобы мои подопытные имели 'возможность совершать умопомрачительные экскурсии в микрокосмические царства.

Возможности существуют и в макрокосмосе. Один астроном недавно рассказывал мне о статье в астрономическом журнале, в которой сообщалось, что многие астрономы испытывают внетелесное восприятие или другие глубокие внутренние приключения, когда вглядываются через свои телескопы в бесконечные межпланетные и межзвездные пространства.

Уже одно это указывает мне на единство природы Вселенной и разума. Тесный контакт с ней может чудесным образом влиять на все наши мысленные чувствования.

Памятные вещи. Наконец, если вы намереваетесь увидеть любимого вами усопшего, важно, чтобы его личность прочно запечатлелась в вашем мозгу. Это не слишком трудно. Фотографии весьма эффективное средство для этого. Заполненные воспоминаниями семейные альбомы расшевелят как бессознательный, так и сознательный разум. То же делают семейные кино-и видеофильмы.

Другой способ сентиментального настроя связан с памятными вещами умерших близких. Люди приносили ассоциирующиеся в их сознании с близким человеком предметы одежды, рыболовные снасти, инструменты, шахматы, трубки, очки, старые письма и многое другое. Все, что связано с любимым человеком, предоставляет хорошие возможности освежить воспоминания и чувства.

Объединение факторов. Все, о чем говорилось, имеет целью изменить вашу привычку смотреться в зеркало и создать настрой, облегчающий вход в другие уровни разума.

Я хотел бы уметь составлять расписание, чем и как долго нужно заниматься – но не умею. Для кого-то час, проведенный в общении с природой, слишком много, а получаса рассматривания фотографий слишком мало. Проводя сессии СЗ, я обычно ориентируюсь на уровень энтузиазма, когда предлагаю сменить способ настроя.

Если вы готовитесь сами, мой совет вам прост: не мучайте себя. Если вы рассматриваете картины и через пятнадцать минут чувствуете, что с вас достаточно – так тому и быть. Если вам хочется часок погулять на природе – непременно погуляйте. Так же и с памятными вещами. Если вы полчаса разглядываете старые фотографии и больше не хотите – наверное, и не нужно. До тех пор, пока вам не надоело ваше занятие, все в порядке.

С видениями ассоциируется «размягченное» состояние ума. Состояние напряженного ожидания почти наверняка заблокирует опыт. С другой стороны, спокойная и уверенная надежда на возникновение видения, похоже, увеличивает их вероятность.

Управляющий фактор здесь – степень релаксации.

Сделав все необходимое и чувствуя себя в готовности, можете приступать непосредственно к СЗ.

ЗЕРКАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Множество различных предметов и объектов использовалось для СЗ. Некоторые упомянуты в настоящей книге: это прозрачные шары, зеркала, полированный металл, кувшины и чаши с водой, полированные лампы, озера и многое другое. Годится почти все, что обеспечивает чистую глубину.

В стародавние времена люди считали, что зеркальные видения производит волшебная энергия, присущая самому объекту, в который вглядываются. Такие верования сохранились и до наших дней. Время от времени можно услышать, как продавец доверительно объясняет, что для СЗ прозрачные шарики из настоящего кварца лучше всего, потому что в них заключается магическая сила.

Надо понимать, что разные .вещества, используемые для СЗ, могут вызывать различные чувственные ассоциации. Скажем, гидромания, которая на протяжении веков была распространенной формой СЗ, вызывает в памяти мифологию, связанную с водой; вода же – один из наиболее общих символов бессознательного разума. Кристалл – общий бессознательный образ себя самого. А камни, которые иногда полируют и используют для СЗ, вызывают бессознательный образ постоянства. Они также связаны с духовным и интеллектуальным поисками человечества: утверждают, что Христос построил свою церковь на скале, паломники мусульмане отправляются к священному камню в Мекке, камень Розетты был ключом к древним языкам, и Джон Ди ссылался на свое зеркало из обсидиана как на священный камень.

В таком смысле выбор того или иного объекта для СЗ имеет определенное значение. Нередко эти объекты становятся символом «Я». В пятнадцатом веке шотландец Кеннет Мак-Кензи, занимавшийся СЗ, утверждал, что его камень видений свалился ему на грудь во время сна. Джон Дй настаивал, что камень передали ангелы. Многие современники дают аналогичные объяснения относительно своих приспособлений.

К объектам, отражающим внутреннюю сущность личности, естественно, начинают относиться как к части своего «Я», и такое отношение тем вероятнее, чем глубже самоисследование. Объект становится символом самопознания. Еще одно свидетельство символического единства «Я» и прозрачного шара дают юмористы: они утверждают, что шарик «дефектен», если консультирующий их предсказатель видит не устраивающий их образ.

В конце концов, не оккультная сущность предмета для СЗ, а именно разум глядящего есть базис зеркальных видений. Прозрачная же среда в действительности – зеркало души. Собственно, СЗ является фактором, сообщающим неопределенной атмосфере завершенность опыта. Колдовская же аура обязана пространственной локализации мозговых процессов в объекте для СЗ. Взвесив все, я. полагаю, что важно в качестве объекта вглядывания использовать то, что для вас удобно. Я предпочитаю зеркало. Вы можете предпочесть тот или иной из названных объектов. Не важно, что именно вы предпочтете, важно, чтобы это работало.

АКТ ВГЛЯДЫВАНИЯ

Позаботьтесь, чтобы никто не беспокоил вас во время СЗ. Найдите уединенное место, отключите телефон, повесьте на дверь табличку «Не беспокоить», если это необходимо. Важно, чтобы вам было комфортно и вы могли бы понастоящему расслабиться.

Сядьте в удобное кресло, которое поддержит сзади голову, даже если вы глубоко расслабитесь. Поставьте зеркало и кресло так, чтобы вам не пришлось напрягать глаза.

Неяркий подсвет сзади обычно лучше всего, но вам придется поэкспериментировать, прежде чем вы найдете правильное освещение. Можно использовать, особенно вначале, свечи или электрические лампочки в виде свечей. Многие считают, что лучшее время для СЗ – это сумерки; похоже, что у многих людей именно это время инспирирует ИСС. Позже, приобретя опыт, вы сможете проводить СЗ и при ярком свете.

Техника собственно СЗ очень проста. Сядьте удобно, расслабьтесь и смотрите внимательно в чистую глубину зеркала, не пытаясь что-либо увидеть. Некоторые сравнивают это со взглядом вдаль. Как следует расслабьтесь, ваши руки должны ощущать тяжесть, а кончики пальцев чуточку подрагивать, как при раздражении слабым электрическим током. Это подрагивание – покалывание почти всегда сигнализирует о начале гипногогического состояния.

Ваш объект вглядывания скорее всего затуманится. Некоторые говорят об образе, напоминающем небо в облачный день. Другие замечают, что зеркало стало темнее. -то бы ни было, но изменения в ясности вашего объекта сигнализируют вам, что видение на подходе.

ПУСТЬ ОНО ТЕЧЕТ

Люди часто спрашивают, что лучше: задавать интересующие их вопросы при возникновении видения или пассивно наблюдать, как оно разворачивается. Общее правило – не следует управлять видением, особенно в первых опытах. Позвольте им течь свободно.

Попытки вести образы добавляют еще один уровень сложности, тем самым снижая вероятность возникновения видения. Когда вы несколько адаптируетесь к СЗ, полезно задать в уме конкретные вопросы, но обязательно перед входом в транс, особенно если вы намерены

исследовать и понять себя. Попытки направлять образы после того, как они возникли, обычно приводят к их исчезновению. Я не совсем уверен, однако полагаю, что сознательная мысль выводит вас из гипногогического состояния ума, в котором возникают видения.

Сколько времени живут образы? Обычно менее минуты, особенно у тех, кому не удается оставаться в релаксации. Некоторым из моих подопытных удавалось с первой попытки удерживать образы до десяти минут. По мере вашего совершенствования в СЗ продолжительность видений будет увеличиваться.

Иногда вы ничего не будете видеть, но будете слышать голос или ощущать прикосновения ваших близких. Некоторые могут всеми органами восприятия чувствовать определенную личность или ее местоположение и при этом ничего не видеть. Как вы знаете из этой книги, у вас может возникнуть чувство, что вы вошли в ваш объект для СЗ или что образы вышли из него наружу. -то бы ни случилось, все станет очевидным после того, как визуальное свидание начнется и закончится.

ЗАПИСЫВАЙТЕ ОПЫТЫ

Я рекомендую вам делать записи немедленно по окончании опыта. Записывайте мельчайшие подробности. Записывайте ощущения, приведшие вас к видению, что вы видели или чувствовали во время вашего опыта, как и почему оно закончилось.

Тщательные постоянные записи помогут вам предвидеть содержание вашего следующего зеркального видения. Они покажут вам разницу между сессиями СЗ и научат, каким образом извлечь максимум из опытов СЗ.

Записи помогут вам помнить, какими были ваши эксперименты. Записывайте природу ваших видений, кого или что вы видели и слышали, и даже как вы себя чувствовали с развитием событий. Поступая так, вы подготовитесь к проведению точных последующих опытов.

НЕ ПЕРЕСТАРАЙТЕСЬ

Если в вашей сессии видение не состоялось, необходимо рассмотреть возможные причины неудачи.

Наиболее распространенная причина отсутствия видения – излишнее старание. Подопытные часто сообщали, что видения чудесным образом начинались после того, как они прекращали попытки что-либо увидеть или, по крайней мере, начинали развлекаться мыслями типа «будет – не будет».

Однажды я проводил СЗ с восемью выздоравливающими алкоголиками. Только к двоим из них пришло видение во время сессии. Возможная причина неуспеха в том, что алкоголиков «контролирует каприз», вследствие чего им сложно расслабиться и настроить ум на рассеянный лад. Я предложил им в следующий раз просто «не прилагать усилий» и посидеть там чуть подольше, так как сама идея «оставить работу» способна расслабить их.

В некоторых отношениях состояние ума для визуальных опытов противоположно его состоянию, когда мы сознательно пытаемся что-либо делать. И в то же время уверенное ожидание способствует приходу видений. Степень умственной релаксации, похоже, является здесь управляющим фактором.

Отвлечения – другая обычная причина отсутствия видений. Отвлечь могут посторонние шумы и физический дискомфорт. Возможно, в комнате излишне тепло или слишком холодно, или слишком шумно. Некоторые люди после приема тяжелой пищи совершенно не способны к визуальным опытам, хотя легкая еда рекомендуется, так как повышает содержание сахара в крови, и поэтому голод вас не отвлекает. Кофеин также возбуждающе действует на нервную систему людей. Существует положительная связь между богатой калием диетой и эффективным воображением. С другой стороны, потребление в больших количествах кальция затрудняет визуальные опыты. Поэтому за день до СЗ следует ограничить потребление молочных продуктов и есть побольше овощей и фруктов.

Хочу подчеркнуть, что физические упражнения составляют важную часть релаксации. Большинство людей даже после очень легкой физической нагрузки гораздо глубже расслабляются, что доказывают замедление сердцебиения и понижение кровяного давления. Если у вас трудности с релаксацией или настроем ума на рассеянный лад при СЗ, возможно, что

это вызвано отсутствием физической нагрузки. Я обнаружил, что упражнения – наилучший путь вызвать глубокое мускульное расслабление, что в свою очередь подготавливает вхождение в «визуальное состояние». Естественно, прежде чем приступить к тренировкам, посоветуйтесь со своим врачом.

Еще одна причина неудачных СЗ – это физическая боль. Боли в спине особенно затрудняют нахождение в сидячей позе, не говоря уже о релаксации и собственно СЗ. Ничего худого не случиться, если в этом случае СЗ вы будете осуществлять л^ка.

Иногда требуются длительное время или несколько попыток для успешных зрительных экспериментов. Вы можете быть в полной готовности и тем не менее не испытать видений. Предлагаю вам не отступать и несколько раз повторить попытки. В моих опытах с первого раза это удалось только половине людей. Немалое число из оставшихся имели видения со второй, третьей и даже четвертой попытки.

Почему люди, потерпев неудачу, повторяют свои попытки? Ответ, вероятно, кроется в других удовольствиях СЗ. Многие говорили, что никогда прежде не испытывали столь глубокой релаксации. Некоторые даже занимаются СЗ преимущественно ради релаксации, считая видения не больше чем интересным дополнением.

ИГРАЙТЕ

Если все это больше кажется игрой, нежели наукой, то я считаю свою задачу выполненной.

В своем развитии парапсихология стала абстрактной и интеллектуализировалась и, похоже, забыла о своей связи с душой. Она старается быть серьезной наукой и поэтому часто неспособна утешить тех, кто обращается к ней во время личных потерь и горестей.

Современная парапсихология опирается на сходство с наукой. Я предлагаю рассмотреть ее сходство с развлечением, юмором и игрой.

Юмор и игра являются одними из наиболее значительных занятий человека. В столкновении с жизнью совершенно необходимо утешение, которое они представляют, не говоря уже о том, что творческая игра – непременный спутник открытия.

В лучших своих проявлениях парапсихология может пробудить удивление и интерес к непредсказуемой природе Вселенной и к бесконечности сознания.

В действительности парапсихология дирижирует определенными методами и средствами систематического поиска, будучи на службе у духовности. Она может возбудить достойные чувства благоговения и удивления. Она не может предложить нам доказательства жизни после смерти, но оставляет нам надежду.

Я никоим образом не имею в виду, что парапсихологи (занимаясь СЗ, вы тоже причислены к ним) согласны на что-то меньшее, нежели точное соответствие истине. Вы обязаны почитать истину столь же глубоко, как и ученые, пусть вы и не имеете возможности выполнить систематичесХ кое исследование, как это делают ученые.

В ПОИСКАХ ГРАНИЦ

Все элементы СЗ в их взаимодействии имеют цель открыть окошко в другие измерения ума. Поэтому приятно слышать подтверждения посетителей: это как «ступить в другой мир».

Следуя разработанной мною технике, люди регулярно сообщают о явлениях, традиционно считавшихся .паранормальными. Однако все это происходит в условиях, где не остается места метафизике, во всяком случае пока.

Искатели сами определяют реальность и значимость своих опытов. Вы можете предпринять путешествия в самые далекие глубины человеческого сознания – и сделать это в своей, созданной вами дома окружающей среде.

ПРИМЕНЕНИЯ СЗ В БУДУЩЕМ

В возвышенной жизни есть окна для внешнего взгляда и двери для входа,

которые бесконечно расширяют область слова истины.

УИЛЬЯМ ДЖЕЙМС

Существует множество областей потенциального применения СЗ. Эти применения способны обогатить понимание возможностей и ограничений человеческого ума. Помимо психологии, СЗ может привести к более глубокому пониманию истории и литературы.

Вначале рассмотрим роль СЗ в психологии человека. Для занимающихся исследованием разума наибольшую пользу, наверное, принесет свойство СЗ открывать доступ к ИСС. Если наведенные видения умерших близких неотличимы, что доказано, от самопроизвольных, следовательно,

распространенное и рассматриваемое многими как паоаноомальное явление стало доступным для изучения в контролируемых обстоятельствах.

Под «изучением» я подразумеваю отнюдь не сбор сообщений людей, имевших паранормальный опыт. Я имею в виду, что СЗ в конце концов позволит исследовать ИСС в лабораторных условиях. Это будет большой прорыв в психологии. Это будет означать, что подопытных можно опросить сразу после – или даже во время – ИСС.

Во время опыта видений можно снять электроэнцефалограммы и выполнить позитронную томографию, так что наука сможет, наконец, картировать метаболическую активность мозга в процессе развития видений.

Невозможность исследовать ИСС в лаборатории позволяла скептикам утверждать, что имеющие паранормальный опыт, как и те, кто его изучает, переоценивают происходящее, а то и фабрикуют сам опыт.

Скептики редко принимают во внимание огромные массы людей, которые видели духов, имеют опыт умирания или даже покидали свои тела. И хотя мы говорим буквально о миллионах людей только в этих трех категориях, находятся циники, называющие их лжецами и помешанными и отвергающие опыт, который для этих людей реален.

ОБИТЕЛИ ПРИВИДЕНИЙ

Инициация видений в психомантеумах позволяет предложить объяснение появления привидений в определенных местах. Иногда это длится веками, особенно если среда не нарушена. Некоторые наиболее известные места расположены в замках, церквях или соборах Европы и в диких местностях. Такие «местные» привидения, как правило, связаны с внезапной смертью, убийством или другой жестокой смертью.

Ниже приведен типичный случай «местного привидения», взятый из исследовательских архивов Гарднера Мерфи и Герберта Клемме.

«3 октября 1963 года в Университете Веслейн, штат Небраска, Дин Сем Дал попросил свою секретаршу, миссис Колин Батербаух, доставить письмо коллеге – профессору Мартину (псевдоним) – в его офис, неподалеку, в С.С. Уайт Билдинг. Приблизительно в 8 часов 50 минут утра миссис Батербаух вошла в это здание и двинулась по его обширному холлу. Из расположенных по сторонам холла музыкальных комнат до нее доносились звуки, производимые студентами. Войдя в первую комнату, миссис Батербаух сделала четыре шага, и ее вдруг остановил очень сильный запах – затхлый непереносимый запах. Подняв глаза, она увидела фигуру очень высокой темноволосой женщины в рубашке и в юбке до колен, которая протягивала правую руку к верхним, расположенным справа, полкам в старом музыкальном кабинете. Мы продолжаем сообщение миссис Батербаух ее словами:

«Когда я вошла в комнату: все было нормально. Это случилось через четыре шага внутрь, когда сильный запах остановил меня. Когда я говорю «сильный запах», я подразумеваю, что он просто останавливает вас, вы почти задыхаетесь. Я смотрела вниз, на пол, и как только меня остановил этот запах, я почувствовала чье-то присутствие в комнате. И сразу же осознала, что в холле все тихо. Все было смертельно спокойно. Я подняла глаза, и что-то повлекло мой взгляд вдоль стены к кабинету в следующей комнате. Я взглянула повыше – там была она. Она стояла спиной ко мне, пытаясь достать одну из полок кабинета правой рукой. Она совсем не чувствовала моего присутствия. Пока я наблюдала за ней, она не шевельнулась. Она не была прозрачной, но я знала, что она нереальна. И вдруг она исчезла – не по частям, а все тело сразу.

Вплоть до ее исчезновения я не чувствовала присутствия кого-нибудь еще в комнате, но как раз в этот момент я почувствовала, что все еще не одна. Слева от меня был стол, и у меня возникло ощущение, что за ним сидит мужчина. Я повернулась туда и никого не увидела, но я по-прежнему чувствовала его присутствие. Я понятия не имею, когда это ощущение улетучилось, потому что как раз в этот момент я взглянула в окно сзади стола, испугалась и покинула комнату. Не знаю, вышла я из комнаты или выскочила. Когда я взглянула в окно, за ним не было ничего современного. Не было ни улицы, которая сейчас менее чем на полквартала отстоит от здания, ни нового Виллард Хауз. И тут я осознала, что эти люди не из моего времени, что я-в их времени».

Зачем и откуда все эти «местные» привидения? Почему так много разных людей видят одних и тех же духов, даже те, кто ничего не знает ни об их истории, ни о том, что место «обитаемо»? Используя наведенные видения, можно подвергнуть эти вопросы тестированию и, быть может, получить ответы, столь долго ускользающие от исследователей.

КОЛЛЕКТИВНЫХ ВИДЕНИЯ

С помощью настоящего метода можно инициировать коллекпшное видение, когда несколько подопытных одновременно стараются вызвать дух одной и той же умершей личности. Спонтанные коллективные зеркальные видения усопших документированы, и записи древних греков подтверждают, что они имели место в психомантеумах. Это дает мне уверенное»», что такое направление исследований принесет свои плоды.

Однако его я оставляю другим исследователям, ибо так случилось, что у меня лучше получаются взаимодействия один на один. Я не намерен продолжать это направление. Надеюсь, что мои более профессиональные коллеги поддержат этот проект, успех которого прояснит динамику коллективных видений.

ТЕРАОИЯ ГОРЕСТЕЙ

Изучение наведенных видений может помочь проникновению в психологию горестных переживаний. Известно, что внимание людей в глубокой печали часто полностью занято образами усопших. Они часто разглядывают фотографии утерянных близких. Если бы удалось концептуально связать видения усопших близких с определенными свойствами ума, эта работа способствовала бы лучшему пониманию процесса горестных переживаний – и тем самым уменьшению боли от них.

Страдания тех, кто испытал самопроизвольные видения умерших близких, обычно облегчались или полностью прекращались. И это вполне созвучно с тем, что описывают испытавшие такие же видения в психомантеумах. Многие находят также, что опыт видений улучшает отношения.

ПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИИ

Я планирую продолжить свое исследование в трех направлениях. Сейчас я сообщаю дополнительный исторический материал о классических оракулах мертвых. Я поеду в места их расположения, чтобы лучше понять среду и методы, которые использовали древние для вызова мертвых.

Например, многие люди, впервые услышав о шаманах, полагают, что это либо шарлатаны, либо умственно больные люди, или что они обладают экстраординарной способностью, которой мы лишены. Шаманы, по их утверждениям, способны отправляться в духовный мир посредством своих волшебных зеркал, где они и видят духи умерших. Вы теперь знаете из книги, что внутренний мир этих древних племенных практиков доступен и всем нам.

Древние обряды понятнее, если вы знакомы с СЗ. Знание СЗ проливает свет на жизнь многих исторических фигур, оно же проясняет смысл некоторых ключевых институтов Древней Греции.

Нам понятнее теперь связь «виденческих» состоянии с повышением

творческих способностей. Теперь ясно, что

Томас Эдисон в гипногогическом состоянии использовал свои бессознательный разум для многих изобретений. То же самое можно сказать о многих ученых, изобретателях, мыслителях. То, что чудеса бессознательного разума случались с великими людьми, означает, что они могут проявиться и в других случаях и, вероятнее всего, их можно заставить случиться снова.

ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КХОСА

История демонстрирует нам, какие леденящие душу события может вызвать это явление, когда оно возникает вдруг в культуре, не подготовленной к его пониманию. Вы можете себе представить, что СЗ, превратившись для некоторых людей в манию, управляло их жизнями. Невероятно. Но такое бывало в истории, и самым свежим примером является национальное самоубийство народности Кхоса в Южной Африке.

Документы об этой трагедии XIX века описывают спонтанное возникновение психомантеума в примитивной культуре. Следствием этого было превращение СЗ в манию, что привело к нереалистичным ожиданиям и полному уходу от действительности.

Народ Кхоса был деморализован. Кхоса воевали с европейскими колонистами с 1778 года и позже – с британцами в первой половине XIX века.

Оружие каменного века не могло соперничать с огнестрельным оружием европейцев. Они терпели поражения во всех битвах. Самое бесчеловечное поражение в 1850 году в трехлетней войне унесло 16 тысяч жизней Кхоса.

Британцы, победив, не сумели остановиться. Один из колониальных правителей принудил некоторых вождей Кхоса целовать свой ботинок в ознаменование поражения.

Кхоса были превосходными скотоводами, уважали и берегли свой скот. Были времена, когда они даже поклонялись животным, посвящали им специальные церемонии. Животным давали имена, Кхоса сочиняли о них стихи и пели песни. Кхоса идентифицировали себя со своими любимыми животными почти так же, как американцы идентифицируют себя со своими автомобилями. Разница лишь в том, что пропитание людей Кхоса зависело исключительно от их скота. Без него они бы умерли.

Осенним вечером 1856 года девочка по имени Нонгкуази запыхавшись прибежала в стойбище и сказала, что видела десять черных странников в пруду рядом с рекой. Так как ее дядя был шаманом племени и пророком, решили, что ее видение имеет особенное значение.

В спешном порядке ее дядя сам отправился к реке и увидел людей в пруду. Удивлен он был тем, что в группе оказался его умерший брат.

Один из стражников сказал ему, что они посланцы «оттуда», и что у них есть к нему сообщение. Затем они исчезли. В последующие несколько недель Нонгкуази регулярно посылали к пруду, и стоя по пояс в воде, она разговаривала с зеркальными сущностями. Молва о чуде распространилась, и вскоре молодаяй провидица и ее дядя стали водить почтенных вождей на эти опыты. Некоторые сами видели призраков. Наконец Крели, великий царь Кзвэва,посетил пруд, чтобы понять, что происходит. И он тоже вскоре увидел призрак своего умершего сына.

Собственный опыт сильно подействовал на царя Крели. Он стал пророком.

Не все верили его пророчествам, особенно в отдаленных местностях страны Кхоса, где люди чувствовали себя обделенными из-за того, что предки предпочли являться в месте столь удаленном от их деревень. Они дали знать, что желают видеть своих умерших родственников у себя.

Это произошло девять месяцев спустя. Одиннадцатилетняя дочь местного шамана стала встречаться с зеркальными сущностями в пруду вблизи своей деревни. Она объявила, что видится с духом умершего Кхоса, очень любимого всем народом. Она слышала, как он говорил. Он сказал, что духи вернуться к жизни, если скот будет забит.

Вот такая была атмосфера, когда начался великий убой скота. Скелеты животных валялись всюду. Британские колониальные власти пытались остановить это безумие, арестовав прорицателей, но было поздно. Последовавший массовый голод в десять раз сократил численность Кхоса, но ни одна душа не восстала из мёртвых, как было обещано.

Британские власти не понимали психологии, стоявшей за явлением, которое развязало бойню животных. Но теперь мы знаем, что бедствие древнего народа обусловила комбинация низкого уровня его уверенности в себе и «виденческой» обстановки.

Катастрофа Кхоса должна напомнить нам, что следует удержать СЗ от культовой практики. Вдумчивый аналиа позволит сохранить «виденческие» опыты для помощи человеческим существам и не допустит их превращения в причины действий людей.

ИСС и ИСТОРИЯ

ИСС способны пробуждать интерес к истории, к новому ее пониманию и даже, как в случае Арнольда Тойнби, подвигнуть на исследования ее.

В десятом томе монументальной книги «Изучение истории» Тойнби посвящает одну главу событиям, которые вдохновили историков на их лучшие работы. Большинство историков, которых он обсуждает, в историческую науку привели великие войны. Среди исключений есть два примечательных: Эдвард Гиббон н сам Тойнби, обоих вдохновил виденческий опыт. Гиббон написал «Закат и падение Римской империи». Мистический опыт он обрел, когда сидел на ступенях дворца Юпитера и слушал, как босонопне монахи поют свои молитвы. Внезапно город превраггился в руины, а затем снова воскрес. Это видение физического распада вело его по следам падения, возможно, величайшей империи истории. Суммируя опыт Гиббона, Тойнби прекрасно описывает природу таких опытов:

«Этот опыт воображения был вспышкой вдохновения, которое всегда посещало Гиббона. Без него этот замечательный гений мог бы и не расцвести никогда, его имя могло бы не сохраниться бы в истории человечества Историческое событие, имевшее столь важные последствия заняло не более доли секунды в жизни этого человека; и все же его бдительная муза не промахнулась, увидела и схватила мимолетную возможность добраться до ума, который обычно был непроницаем для ее дивных подсказок под панцирем внутреннего скептицизма, который по необходимости упрочился в слишком соглашательском, в целом, интеллектуальном климате Запада восемнадцатого столетия».

Затем Тойнби пишет о собственном опыте. В сумерках он сидел на склоне холма и оглядывал Спарту, после изнурительного дня путешествия. Он размышлял об этом городе и о том, был ли прежде на этом месте другой город. На ум приходили слова из Библии: «Город, который на холме, нельзя спрятать» и «Я подниму глаза на холмы, оттуда придет ко мне помощь».

«Вдруг, – пишет Тойнби, говоря о себе в третьем лице, – наблюдатель увидел на склоне Еврота, как раз напротив мест 1 Спарты и II Спарты, монумент. Этот монумент указывал ему положение догреческого собрата франкской и оттоманской цитадели, чьи бастионы он разглядывал».

Вероятно, Тойнби ненадолго заглянул – даже путешествовал – в прошлое. Он лелеял свое видение. Он даже утверждал, что вряд ли бы написал монументальное «Изучение истории», не будь его. Он писал о себе в третьем лице: «Тойнби, возможно, не справился со своими историческими томами, если бы этот конспективный вид не развернул себя перед его глазами с вершины Мистры 23 мая 1912 года в сугубо личном опыте».

Представляется, что СЗ может разъяснить мотивы историков писать историю. Многие авторы, поглощенные детальным изучением исторических личностей, сообщают, что их посещают духи этих личностей. Эти факты подсказывают мне, что биографы могут «встретиться» со своими историческими персонажами в контролируемых условиях психомантеума. Неисключено, что внутренняя игра сознательного и бессознательного позволит лучше понять историю.

Может показаться вначале странным, но свидетельства Тойнби указывают на связь бессознательного разума и ИСС с изучением истории.

Даже Тойнби с этим соглашается. Он признает значение работ Карла Юнга для своего исторического труда.

«К.Г. Юнг открыл мне новые измерения царства Жизни. Восхитительная всеохватность, с которой Юнг привлекает для доказательства своих положений материалы из самых несхожих областей, позволила мне найти свой путь в «терраинкогнито» пучины бессознательной психики, продвигаясь от известного к неизвестному... Повторное всплытие, после подводного плавания, осколков сознательной психической жизни, которые были погружены в подсознание, равноценно возникновению вновь».

Тойнби хвалит Платона за то, что тот советовал будущим историкам взять то, что им достоверно известно, и отправиться в мир воображения. Он писал:

«Платон, например, научил меня не стыдиться пользоваться моим воображением наряду с моим интеллектом. Он научил – меня, не колеблясь, в воображении отправляться в стратосферу на крыльях мифов…

Я приглашаю интересующихся такой возможностью историков испытать СЗ. Такой вояж из известного в неизвестное непременно принесет интересные результаты. Это может иметь значение и в тех случаях, когда не удается связать концы с концами в событиях, не поддающихся традиционным методам исследований.

Бессознательный ум – мощное орудие понимания. В этой волшебной области разума события проясняются и проблемы решаются задолго до момента их входа в соэнацре. Для желающих связаться с прошлым СЗ открывают большие возможности достичь этой богатейшей материнской жилы информации.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ

До сих пор никто не понимает вполне, каким образом в определенной культуре вдруг рождаются фантастические истории. Однако ясно, что элементы СЗ присутствуют и играют важную роль во многих мифах, легендах, сказках и суевериях, в религиозной практике, исторических событиях и даже личных путешествиях. Ниже приведен перечень элементов, присутствующих во многих таких историях.

Наличие отражающей поверхности или объекта. Котел Ллуда, медная бутыль рыбака, заполненный кровью ров Одиссея, обсидиановое зеркало доктора Ди – везде присутствует отражающая поверхность, необходимая для СЗ.

Эта поверхность или объект могут характеризоваться как особые и даже волшебные. Например, Кеннэт Мак-Кензи в Шотландии проснулся однажды в полдень от шлепка – и нашел на своей груди камень для СЗ. Он говорил, что камень положили ангелы и лелеял его пуще всех других своих объектов для СЗ.

Сила объекта для СЗ обычно проявляется после магических или ритуальных актов. В мифологической литературе, множество таких примеров. Один из самых известных – злая мачеха Белоснежки. «Ты мне, зеркальце, скажи, кто на свете всех милее?», чтобы зеркало вынесло свое суждение. И Аладдин должен был полировать поверхность своей лампы, чтобы ее сияющая, чистая гаубина выпустила джинна.

Ритуалы всегда играли в СЗ ведущую роль. Несомненно, что почищенная поверхность улучшает свойство объекта для СЗ, но цель ритуала еще и в том, чтобы лодротовить смотрящего к видению. Исполнение старинных ритуалов убеждает человека, что он заслужил это видение.

С объектом для СЗ ассоциируются опреяемнные сущности. В объекте для СЗ почти всегда «приисутствствуют духи – злые или добрые. Это видим и в театрах, и в действительной жизни. У меня были подобные явления привидений которые выходили из зеркала. Джинн Аладдина выскакивал из лампы, как и дракончики Ллуда из Селтика.Человек может войти в зеркальную область. Мы теперь знаем из моих экспериментов, что вхождение человека в зеркальную область через объект для СЗ обычное явление. Оно объясняет фантастические путешествия Алисы в книге Льюса Кэролла «Зазеркалье». Оно же может объяснить опыт Одиссея, когда он глядел в мир духов через мерцающей кровью ров.

Литературные примеры такого рода часто представляются забавными и непостижимыми. Понимая, что такие преобразования составляют часть СЗ, легко представить себе, что и в литературе опыты СЗ сыграли свою роль.

Переход между обычным миром и областью, населенной зеркальными сущностями, может быть равно рискованным для людей и зеркального народца. Так как у джинна из бутылки на уме убийство, рыбак должен обмануть его, чтобы вновь заключить в бутылку. С другой стороны, пьяных от медовухи драконов в Селтике ловят вне зеркала. История нимфы Нума представляет промежуточный вариант: нимфа трансформируется в тот самый фонтан, из которого вышла.

В реальной жизни заниматься СЗ столь же рискованно. Опасность исходит не из зазеркалья, а от окружающих людей. Джон Ди был преследуем обвинениями в колдовстве всю свою долгую жизнь. Калиостро считался шарлатаном (им он тоже был). А бедный Мак-Кензи был погребен головой вперед в кипящей смоле за открытую королеве правду о ее флиртующем супруге, которого он увидел с другой женщиной в своем зеркале для СЗ.

Смерть и печаль играют большую роль в легендах. Как и в видениях реальных людей, смерть, печаль, обездоленность присутствуют в большинстве этих повествований. Отец Аладдина умер, как и мать Белоснежки. Одиссей отплыл в Эфир сразу после смерти своего товарища Элфенора. Вглядываясь в ров с кровью, он узнал о кончине матери, Антиклеи.

И снова мифы и реальности идут вместе, потому что именно печаль мощно подвигает людей искать зеркальных видений. И как мифические, так и живые личности находят утешение в своих горестях, увидев усопших любимых.

Акцент на разлуке супругов, домашней дисгармонии, социальных волнениях. Одиссей отправился в Оракул Мертвых в Эфире, чтобы узнать, сможет ли он вернуться домой к жене, Пенелопе. Мачеха завидовала прелести Белоснежки и поэтому пыталась убить ее. И семью Аладдина, конечно же, очень беспокоил джинн из лампы.

Наши рекомендации