Тема 3. Психология обучения
Семинар 3
Цель: актуализировать и систематизировать знания о взаимосвязи процессов обучения и развития.
1. Сущность и основные особенности процесса обучения.
2. Взаимосвязь обучения и развития в зарубежной и отечественной психологии.
3. Уровень актуального развития и зона ближайшего развития по Л.С. Выготский.
4. Понятие об обучаемости. Ее диагностика.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
1. Занков Л.В. Обучение и развитие //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981. С. 21-26.
2. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981. С. 290-296.
3. Якиманская И.С. Проблемы обучения и развития в трудах Н.А. Менчинской // Вопр. псих. 1995 №3. – С. 79-90.
4. Белошистая А.В. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности //Вопр псих 2000 №4 -С. 148-151
2. Составьте аннотации следующих работ:
1. Ливер Бетти Лу Обучение всего класса / Пер. с англ. О.Е. Биченковой. – М., 1995. с. 48.
2. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого.- М., 1991. с. 175.
3. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000. с. 288.
3. Подготовьте доклады по темам:
1. Дискуссия о соотношении развития и обучения (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин).
- Л.С. Выготский о развитии высших психических функций, уровне актуального и зоне ближайшего развития.
3. Обучение как формирование обобщенных умственных действий.
4. Психологический эффект групповой организации обучения.
5. Контроль, обратная связь, оценка как личностные формы обучения.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятиям «обучение» и «развитие».
2. В каком соотношении находятся уровень актуального развития и зона ближайшего развития в процессе обучения?
3. Перечислите факторы и виды обучаемости.
Литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2001. С. 91-123.
2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д., 2000. С. 100-104; 131-135.
3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999. С. 266-275.
4. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981
Тема 4. Концепции психологии обучения.
Семинар 4.
Цель:систематизировать знания об основных концепциях психологии обучения.
1. Общая характеристика традиционного обучения.
2. Основные положения развивающего и личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская).
3. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова. Концепция В.В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении.
4. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
5. Современные подходы к организации процесса обучения: программированное обучение, проблемное обучение, компьютеризация учебного процесса.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
1. Матюшкин А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981. С. 274-279.
2. Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко //Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. С. 212-219.
3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М., 2000. С. 43-49 (Использование субъектного опыта ученика при усвоении знаний).
4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. С. 116-126 (Информационные технологии в образовании).
5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. С. 82-89 (Проблемное обучение).
6. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. С. 78-82 (Программированное обучение).
7. Чорнобай П.Д. Групповое обучение на уроках истории // Вопр. псих 1997 №5 С. 130-134.
2. Составьте аннотации следующих работ:
1. Кузнецов М.Е. Личностно-ориентированное обучение школьников / Под ред. В.Д. Симоненко.- Брянск, 1999. с. 94.
2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М., 1977. с.240
3. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. –М., 1975. с. 368.
4. Обучаем по системе Л.В. Занкова: 1-й год обучения /И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, А.В. Полякова, З.И. Романовская. – М., 1991. с. 240
5. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение?- Томск, 1993. с. 64.
6. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М., 1979. с. 144.
3. Подготовьте доклады по темам:
1. Этапы формирования умственных действий в трудах П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.
2. Психологические проблемы индивидуализации обучения в условиях применения компьютера.
Контрольные вопросы:
1. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным?
2. Каковы общие принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову и по В.В. Давыдову?
3. Что такое проблемная ситуация? Перечислите приемы создания проблемных ситуаций.
4. Преимущества и недостатки программированного обучения.
5. Положительные и отрицательные стороны компьютеризации обучения.
Литература:
1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. –М., 1985.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2001. С. 116-123.
4. Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998. С. 96-119; 180-212.
6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д., 2000. С. 260-271.
7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999. С. 94-135.
8. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981