Тема 3. Психология обучения

Семинар 3

Цель: актуализировать и систематизировать знания о взаимосвязи процессов обучения и развития.

1. Сущность и основные особенности процесса обучения.

2. Взаимосвязь обучения и развития в зарубежной и отечественной психологии.

3. Уровень актуального развития и зона ближайшего развития по Л.С. Выготский.

4. Понятие об обучаемости. Ее диагностика.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте конспект следующих статей:

1. Занков Л.В. Обучение и развитие //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981. С. 21-26.

2. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981. С. 290-296.

3. Якиманская И.С. Проблемы обучения и развития в трудах Н.А. Менчинской // Вопр. псих. 1995 №3. – С. 79-90.

4. Белошистая А.В. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности //Вопр псих 2000 №4 -С. 148-151

2. Составьте аннотации следующих работ:

1. Ливер Бетти Лу Обучение всего класса / Пер. с англ. О.Е. Биченковой. – М., 1995. с. 48.

2. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого.- М., 1991. с. 175.

3. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000. с. 288.

3. Подготовьте доклады по темам:

1. Дискуссия о соотношении развития и обучения (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин).

  1. Л.С. Выготский о развитии высших психических функций, уровне актуального и зоне ближайшего развития.

3. Обучение как формирование обобщенных умственных действий.

4. Психологический эффект групповой организации обучения.

5. Контроль, обратная связь, оценка как личностные формы обучения.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям «обучение» и «развитие».

2. В каком соотношении находятся уровень актуального развития и зона ближайшего развития в процессе обучения?

3. Перечислите факторы и виды обучаемости.

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2001. С. 91-123.

2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д., 2000. С. 100-104; 131-135.

3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999. С. 266-275.

4. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981

Тема 4. Концепции психологии обучения.

Семинар 4.

Цель:систематизировать знания об основных концепциях психологии обучения.

1. Общая характеристика традиционного обучения.

2. Основные положения развивающего и личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская).

3. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова. Концепция В.В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении.

4. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

5. Современные подходы к организации процесса обучения: программированное обучение, проблемное обучение, компьютеризация учебного процесса.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте конспект следующих статей:

1. Матюшкин А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981. С. 274-279.

2. Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко //Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. С. 212-219.

3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М., 2000. С. 43-49 (Использование субъектного опыта ученика при усвоении знаний).

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. С. 116-126 (Информационные технологии в образовании).

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. С. 82-89 (Проблемное обучение).

6. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. С. 78-82 (Программированное обучение).

7. Чорнобай П.Д. Групповое обучение на уроках истории // Вопр. псих 1997 №5 С. 130-134.

2. Составьте аннотации следующих работ:

1. Кузнецов М.Е. Личностно-ориентированное обучение школьников / Под ред. В.Д. Симоненко.- Брянск, 1999. с. 94.

2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М., 1977. с.240

3. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. –М., 1975. с. 368.

4. Обучаем по системе Л.В. Занкова: 1-й год обучения /И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, А.В. Полякова, З.И. Романовская. – М., 1991. с. 240

5. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение?- Томск, 1993. с. 64.

6. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М., 1979. с. 144.

3. Подготовьте доклады по темам:

1. Этапы формирования умственных действий в трудах П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.

2. Психологические проблемы индивидуализации обучения в условиях применения компьютера.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным?

2. Каковы общие принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову и по В.В. Давыдову?

3. Что такое проблемная ситуация? Перечислите приемы создания проблемных ситуаций.

4. Преимущества и недостатки программированного обучения.

5. Положительные и отрицательные стороны компьютеризации обучения.

Литература:

1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. –М., 1985.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2001. С. 116-123.

4. Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998. С. 96-119; 180-212.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д., 2000. С. 260-271.

7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999. С. 94-135.

8. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981

Наши рекомендации