Алгоритм помощи при приступе панкреатита 18 страница
правилам; 1) – постепенность, 2) субмаксимальные нагрузки (немного ниже максимальных), 3) многократность повторений, 4) тренировки на длительность и тренировки на максимум. Для одних обязательна многократность, для других наращивание максимальных нагрузок, 5) перетренировки опасны. А. утверждает, что здоровье – это резервные мощности клеток, органов, всего организма. Резервы запрограммированы в генах, но очень хитро: они существуют пока человек упражняется и тают без упражнений. В этом принцип экономичности природы – зачем «кормить» ненужные структуры. Кроме тренировки физическими нагрузками, существую и другие. Например, для желудочно-кишечного тракта – голодание, но только частичное, утверждает А. Полное голодание, по его мнению, относится больше к лечению, чем к тренировке. Потребление грубой пищи. «У пищеварительной системы есть два врага; чересчур обработанная пища и система напряжения». Утверждение, что наш пищеварительный тракт нежная конструкция, он полностью опровергает и заявляет, что наш желудок и кишечник способен переварить любую грубую пищу и сохраняет эту способность до старости. Нерегулярность питания – «чем тренировать регуляторы, только нерегулярностью». Для лучшей очистки организма необходимо потреблять достаточное количество жидкости. Для хорошей терморегуляции он рекомендует закаливание, отдавая предпочтение воздушному закаливанию. Моржевание, по его мнению, приводит к образованию жировой прослойки, следовательно, ведет к увеличению веса человека, что отрицательно сказывается на работе сердца. Особое значение А. уделял сну и отдыху. Для восстановления организму необходим полноценный отдых. Потребность во сне у каждого человека чисто индивидуальная. В среднем количество сна должно быть не менее 8 часов. В то же время не следует бояться бессонницы; страх перед бессонницей намного опаснее самой бессонницы. В конечном итоге А. делает вывод, что основная беда нашей медицины заключается в переоценке своих возможностей и пренебрежение с собственным защитным силам человека. «При этих условиях, как бы не возрастала мощь медицины, пока она не изменит свой подход к здоровью, болезни будут обгонять рост числа врачей и больничных коек. К сожалению пока еще медицина не готова к принятию доктрины здоровья. Еще нет убедительных доказательств, что человек может стать здоровым через мобилизацию своих естественных сил. Сделать доказательства доказуемыми и даже провести исследования в этом направлении мешает та же психологическая установка, что болезнь – есть следствие неблагоприятных воздействий извне, а лечение – управление функциями при помощи лекарств». А лучшим доказательством его теории,
явилась вся его жизнь. А. прожил 89 лет. До 80 лет он активно работал в качестве хирурга. В 85 (1998 г.) он перенес сложнейшую операцию на сердце. Но даже после нее он остался верен своей системе. За год до смерти в 2001 г. он напишет: « Живу активной жизнью: пользуюсь вниманием общества, даю интервью, пишу статьи, подключился к интернету…» В заключении статьи краткое изложение программы А., взятое из его книги «Раздумья о здоровье» 1987г.
«Впрочем, самые главные идеи я выдам авансом. Если не понравятся, то чтобы дальше и не читать.
Вот они:
1. В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.
2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить человека, как стать здоровым.
Больше того: бойтесь попасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создают у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить.
3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.
4. Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы — значимостью цели, временем и вероятностьюеедостижения. И очень жаль, но еще характером! К сожалению, здоровье, как важная цель, встает перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью. Однако слабого человека даже смерть не может надолго напугать.
5. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И еще пятое — счастливая жизнь! К сожалению, без первых условий она здоровья не обеспечивает. Но если нет счастья в жизни, то где найти стимулы для усилий, чтобы напрягаться и голодать? Увы!
6. Природа милостива: достаточно 20—30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.
7. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес как минимум рост (в см) минус 100.
8. Уметь расслабляться — наука, но к ней нужен еще и характер. Если бы он был!
9. О счастливой жизни. Говорят, что здоровье — счастье уже само по себе. Это неверно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь — она уж точно — несчастье. Так стоит ли биться за здоровье? Подумайте!»
АМРАФЕЛ (Быт 14.1,9)—царь Сеннаарский (Вавилонский), который с тремя другими напал на Содом, Гоморру и окрестные города и захватил Лота. Есть веские основания полагать, что это был Хаммураби—первый законодатель древности, написавший свой свод законов.
АМРИТА(«бессмертный»), в индийской мифологии божественный напиток бессмертия (ср. греч. Амброзия). Представление об А. непосредственно связано с ведическими представлениями о соме: уже в «Ригведе» сок сомы рассматривался в качестве напитка богов, дарующего сверхъестественную силу или бессмертие. В эпической и пурани- ческой литературе А. и сома были отчасти взаимозаменяемыми понятиями. Добыванию А. посвящён один из важнейших индуистских мифов — о пахтанье мирового океана богами и асурами. По этому мифу, последним из океана появляется бог врачевания Дханвантари с чашей А. в руках. Чтобы отвлечь от А. асуров, Нараяна принял вид красивой девушки и увёл их за собой (ср. брахманиче- скую легенду о похищении сомы, в которой гандхарвов отвлекает от сомы богиня, а тем временем боги начали вкушать А. Вернувшиеся асуры вступили с богами в битву за А., но были побеждены и бежали в глубь земли и на дно океана солёных вод. Боги поместили А. в специальный сосуд и доверили его хранение Наре. Миф о пахтанье океана по типу принадлежит к космогоническим мифам, в которых акт творения совершается посредством разделения первичных вод и последующей поляризации участников творения (здесь — богов и асуров) и его результатов (в большинстве версий индуистского мифа, наряду с А. и в противопоставление ей, из океана появляется яд калакута, способный уничтожить вселенную). Весьма архаичен по своим истокам другой миф — о похищении А. Гарудой. Этот миф генетически связан с ведийским мифом о похищении сомы орлом Индры ; он восходит, видимо, к индоевропейскому мифу о похищении священного напитка (ср. скандинавскую легенду о получении Одином священного мёда у великанов) и вообще к повсеместно распространённому типу мифов о добывании «живой воды». Махабхарата» рассказывает, что Гаруда, желая освободить свою мать Винату из рабства у змей, должен был по их требованию принести от богов А. Добывая А., Гаруда победил в сражении богов, возглавлявшихся Индрой, пролетел сквозь спицы вращающегося колеса (символ солнца), преграждавшего путь к А., убил двух стерегущих А. драконов. Однако затем Гаруда заключил союз с Индрой, пообещав, что поможет ему возвратить А., как только передаст напиток змеям. И, когда змеи, перед тем как выпить А., совершали по совету Гаруды ритуальное омовение, Индра похитил у них А. и отнёс обратно на небо.
АМУЛЕТ(от араб. «гамала» - носить), или талисман ( от греч. telesma – чары) – предмет обладающий сверхъестественной магической силой, способностью приносить его владельцу счастье и удачу и охранять от несчастья. Вера в А. восходит к первобытному фетишизму и магии, сохраняется в современных религиях (кресты, ладанки, образки в христианстве) и в так называемых бытовых суевериях.
АМУР –в древне римском пантеоне бог любви. Восходит к Эроту древне греческой мифологии.
АМФЕТАМИН — мощный симпатомиметик, оказывающий выраженное стимулирующее действие на центральную и периферическую НС. Результатом являются различные физиолог. эффекты, включающие изменения систолического и диастолического давления крови, сокращение гладкой мускулатуры и, при больших дозах, повышенное потребление кислорода. В поведенческом плане наблюдается подавление аппетита, гипертермия, повышение уровня бодрствования, снижение чувства усталости, улучшение концентрации внимания, подъем настроения, эйфория, повышение речевой и двигательной активности. Наиболее выраженные эффекты в экспериментах на животных — повышение двигательной активности, появление таких стереотипиов, как постоянное облизывание себя, кусание, чихание, а также повторные возвращения к исследованным ранее местам или объектам. Продолжительное использование А. или употребление его в больших дозах вызывает усталость, депрессию; в нек-рых случаях отмечается головная боль, головокружение, сосудистые нарушения, ажитация, спутанность, дисфория, тревога или делирий. Есть сообщения о том, что поведенческие последствия постоянного употребления А. могут быть неотличимы от симптомного профиля параноидной шизофрении. Этот эффект привлек внимание к действию А. Были предприняты многочисленные попытки создания моделей шизофрении на животных с использованием повторяющегося приема больших доз А. и др. катехоламиновых стимуляторов.
Длительный прием А. вызывает выраженную толерантность к колебаниям настроения, снижению аппетита и гипертермии. Моторные же и когнитивные эффекты, сопровождающие амфетаминовую интоксикацию, при повторном приеме препарата наоборот усугубляются. Повышению реакций вследствие хронического приема А. давались разные объяснения, включая появление условного рефлекса, изменения в синтезе катехоламинов и повышение чувствительности допаминовых рецепторов. Возможно также, что результатом продолжительного действия А. является пролиферация рецепторов, к-рая в конце концов приводит к повышению их чувствительности. Аналогичные предположения выдвигались относительно механизмов возникновения симптомов шизофрении. Представляется возможным, что хронический прием А. изменяет активность стриато-нигрального пути или снижает чувствительность пресинаптических рецепторов допамина (автономное торможение).
АМФИАРАЙ, в греческой мифологии сын Оиклея (аргосского) и Гипермнестры, участник похода семерых против Фив, прорицатель, родич Адраста, сначала изгнавший его из Аргоса, но затем примирившийся с ним. Злопамятный Адраст выдал за А. свою сестру Эрифилу, зная её коварный нрав. Она и стала причиной смерти мужа. А. как прорицатель предвидел гибельный конец похода семерых против Фив и отказался в нём участвовать. Однако Эрифила, подкупленная даром Полиника — ожерельем Гармонии (вариант: подкупленная самим Адрастом), уговорила мужа идти в поход. Взяв с сыновей клятву отомстить за него матери, если он сам не вернётся, А. отправился в поход. После разгрома войск семерых вождей под стенами Фив А. обратился в бегство, но благодаря заступничеству Зевса не был убит, а поглощён вместе с колесницей разверзшейся землёй, чтобы затем по воле Зевса стать бессмертным. Сын А. Алкмеон, мстя за отца, убил свою мать Эрифилу. А. — прорицатель. Он истолковал зловещие знамения Зевса как предсказывающие близкую гибель войска, идущего на Фивы, и участвовал в основании искупительных игр в память немейского царевича Офельта, гибель которого А. также истолковал как дурное предзнаменование. А. изображается мужественным героем и мудрым прорицателем, которого губят корыстные и честолюбивые родичи. Как прорицателю и толкователю снов ему покровительствуют Зевс и Аполлон, причём, по одному из вариантов мифа, А. — сын Аполлона. Отсюда — бессмертие А., его оракул, святилище и статуя в Оропе (в Аттике), где он даже почитается богом. Здесь раз в четыре года справлялся праздник, посвящённый А. и включавший в себя состязания: пятиборье, конный спорт и музыкальное искусство. Вблизи храма А. — источник, излечивающий от болезней и являющийся воплощением самого А. Оракул А. связан в основном с предсказаниями и откровениями через сновидения; имя А. означает «произносящий заклинания».
АМФИКТИОН, в греческой мифологии сын Девкалиона и Пирры, женатый на дочери царя Аттики Краная. Вначале А. царствовал в Фермопилах, а потом сверг своего тестя и в течение двенадцати лет правил Афинами. В правление А. Афины посетил Дионис и некоторое время гостил в его доме. Существует легенда, что именно А. посвятил город богине Афине и дал ему имя — Афины (до этого он назывался Краная). Впоследствии А. был изгнан Эрихтонием. О связи мифа об А. с возникновением амфиктионий — религиозных ассоциаций вокруг храмов и священных участков, свидетельствует происхождение А. из Фермопил — одного из двух центров древнейшей Дельфийско-фермопильской или Дельфийской амфиктионии.
АМФИОН, в греческой мифологии сын Зевса и Антиопы, близнец Зета. А. с Зетом по приказу царя Фив Лика сразу же после их рождения были брошены на произвол судьбы у подножия горы Киферон, где их подобрал и воспитал пастух. Когда они выросли и их нашла Антиопа, бежавшая от притеснений Лика и его супруги Дирки, братья пошли походом на Фивы, свергли Лика, а Дирку казнили. По другой версии мифа, власть в Фивах они получили по велению Зевса, которое передал Лику Гермес. После этого братья принялись за возведение городских стен: Зет, обладавший огромной физической силой, носил и складывал камни, а А. приводил их в движение и заставлял ложиться в установленное место игрой на лире, подаренной ему Гермесом. [Чтобы согласовать миф об А. и Зете с той версией мифа, по которой крепостные стены Фив были построены ещё при Кадме, античная традиция приписывает братьям обычно укрепление нижнего города.] Женившись на Ниобе, А. стал счастливым отцом многодетного семейства, вместе с которым погиб (либо покончил с собой, когда на его глазах погибла вся семья, либо был убит молнией Зевса, либо погиб от стрелы Аполлона, когда в отчаянии пытался разрушить его храм). В историческое время А. и Зет почитались в Фивах как местные герои — «фива некие Диоскуры», недалеко от городских стен показывали их могилу. В литературной традиции со времён Еврипида братья-близнецы служили примером двух принципов отношения к жизни: деятельного (Зет) и созерцательного (А.).
АМФИТРИОН, в греческой мифологии сын тиринфского царя Алкея и дочери Пелопа Астидамии, внук Персея. А. принял участие в войне против обитавших на острове Тафос телебоев, которую вёл его дядя микенский царь Электрион. В этой войне погибли сыновья Электриона. Отправляясь в поход, Электрион поручил А. управление государством и дочь Алкмену. Во время проводов А. нечаянно убил царя дубинкой, брошенной в корову, и ему пришлось бежать из Микен, взяв Алкмену и её младшего брата. Они нашли приют у фиванского царя Креонта, который очистил А. от греха нечаянного убийства. Алкмена соглашалась стать его женой только после того, как он отомстит телебоям за смерть её братьев. Креонт обещал А. помощь в войне с телебоями, если он уничтожит разорявшую окрестности Фив свирепую тевмесскую лису, уходившую от всех преследователей. Знаменитый афинский охотник Кефал одолжил А. чудесную собаку, догонявшую любого зверя. Состязание между зверем, которого никто не мог поймать, и собакой, от которой никто не мог убежать, завершилось решением Зевса превратить обоих животных в камни. Заручившись поддержкой Креонта, Кефала и других героев, А. опустошал острова телебоев, но столицу нельзя было захватить, пока там правил Птерелай, которого Посейдон сделал бессмертным, вырастив на его голове один золотой волос. Дочь Птерелая Комето, влюбившись в А., вырвала у отца этот волос, отчего тот умер, и обеспечила тем самым победу фиванцам. А. захватил все острова телебоев; убив Комето и захватив добычу, он отплыл в Фивы. Пока А. отсутствовал, Зевс, приняв его образ, явился к Алкмене и от него она зачала Геракла. А. узнал о невольной измене жены, но примирился с ней; Алкмена одновременно родила Ификла от А. и Геракла от Зевса. А. полюбил обоих сыновей и был учителем Геракла в искусстве вождения колесницы. Когда минийцы — жители беотийского Орхомена наложили на Фивы дань, А. отважно сражался вместе с Гераклом против них и погиб в этой войне.
АМФИТРИТА - в греческой мифологии богиня моря, дочь Нерея и Дориды , вещего старца, который живет в море. Бог морей Посейдон увидел однажды, как Амфитрита водила хоровод со своими сестрами нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился брат громофержца Зевса прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась от него у титана Атланта. Долго еще носился бы Посейдон по морю на своих конях, если бы не дельфин, который показал богу убежище нереиды; пришлось ей выйти замуж за Посейдона и жить в чудесном дворце в глубинах моря; а дельфин за оказанную услугу оказался в числе небесных созвездий. Изображалась Амфитрита мчащейся по морю на колеснице в сопровождении других нереид и тритонов. Почиталась вместе с Посейдоном (у Гомера Амфитрита ни разу не упоминается в сочетании с другим божеством). Культ Амфитриты, вероятно, догреческого происхождения, подобно культу Фетиды и других морских женских божеств.
АМЭ-НО ВАКА-ХИКО (др.-япон., «небесный юнец»), или А мэ-вака-хико, в японской мифологии сын Амацукунидама («небесный бог — дух страны»). Фигурирует в мифе о том, как Аматэрасу посылает одного бога за другим в Асихара-но накацукуни, т. е. на землю, управляемую О-кунинуси, чтобы привести её к покорности небесным богам и передать в управление своим прямым потомкам. Получив небесные олений лук и оперённые стрелы, он отправляется очередным посланцем на землю, но не только не вступает в борьбу с О-кунинуси, но сочетается браком с его дочерью Ситатэру-химэ и рассчитывает сам стать правителем страны. Когда боги направляют на землю птицу накимэ («фазаниха»), чтобы спросить непослушного бога, почему он «восемь лет не возвращается, не докладывает» («Кодзики», св. I), Ама-но Сагумэ («небесная вещунья») истолковывает крик накимэ как плохое предзнаменование, и А.-н. в.-х. убивает её стрелой, полученной от богов. Однако окровавленная стрела возвращается на небо, и, поняв, что это означает, бог Такаги (см. Така- мимусуби) посылает её снова на землю, с заклинанием, и стрела убивает А.-н. в.-х. В его похоронах участвуют птицы: цапля, фазаниха (плакальщица), зимородок, воробей. Это, вероятно, отражает представления о том, что птицы уносят души умерших в загробный мир.
А.-н. в.-х. изображён во многих произведениях японской литературы периода раннего средневековья, напр. в «Уцубо-моногатари» («Повесть о дупле», 10 в.), «Сагоромо-моногата- ри» («Повесть о герое Сагоромо», 11 в.), где он предстаёт в виде прекрасного юноши, посланца небес. В сборнике рассказов-сказок «Отоги- дзоси» (16 в.) есть произведение, названное его именем, но здесь он изображается с телом змеи и выступает как сын одного из злых богов-демонов. Существует также рассказ о его браке с земной девушкой.
АМЭ-НО КАГУЯМА, Ама-но Ка- гуяма («кагу», вероятно, — современное «кагаяку», «сверкать, блестеть»; возможно, что из горы с этим названием добывали металл), в японской мифологии священная гора, упавшая на землю с небес. В мифе об извлечении Аматэрасу из грота рассказывается о том, что всё необходимое для магических действий, производившихся при этом, добывалось с А.-н. К. Так, с горы были принесены лопатка оленя-самца и дерево для костра, на огне которого её должны были сжечь (см. Амэ-но-коянэ), на этой горе было выкопано с корнями дерево, к ветвям которого прикрепили ожерелье из яшм — магатама, священное зеркало — ми-кагами и ни-гитэ (приношения богам в виде лоскутов материи). На ней же были сорваны лоза, ветками которой Амэ-но удзумэ подвязала рукава своей одежды, и собранные в пучки листья растения саса, являвшиеся частью магического ритуала. Под названием Кагу эта гора упоминается в легенде «Харима-фудоки», где рассказывается, как великий бог Або из Идзумо услышал о том, что в Ямато враждуют между собой три горы — Унэби, Кагу и Миминаси, и отправился туда, чтобы эту вражду прекратить. Гора служила местом отправления древних дворцовых религиозных церемоний. Земля с этой горы употреблялась для гадания, говорится в рассказах о правителях Дзимму-тэнно и Судзин («Кодзики», св. II). Идентифицируется с одной из трёх гор того же названия, находящихся в префектуре Нара (по старому делению Японии — провинция Ямато), в городе Сакураи. Считалось, что она является местопребыванием бога- духа Местности Ямато.
АМЭ-НО МИНАКАНУСИ, Амэ-но минакануси-но ками («небесный бог — владыка священного центра», или «бог — владыка священного центра небес»), в японской мифологии первое из трёх божеств, совершивших почин творения. Стоит на самой высокой ступени в иерархии синтоистских богов, хотя, несомненно, не является порождением народных верований. Первым появляется на Такама-но хара («равнина высокого неба») после разделения неба и земли, первое из семи божеств, являющихся не парами, как последующие боги, а каждое «само по себе», т. е. богов-одиночек («Кодзики», св. I). Оно, как и другие боги-одиночки, «не дало себя увидеть» и присутствует в мифе лишь своим именем, однако, когда в последующих мифах упоминаются «высшие небесные боги» или «особые небесные боги», воля которых узнаётся посредством гадания, имеются в виду, вероятно, боги, к которым принадлежит А.-н. м. Видимо, это — универсальное божество, «ведающее всем», поэтому оно и носит абстрактный характер. Японские исследователи связывают его с мифологическими представлениями Древнего Китая о творце вселенной и разделении неба и земли, подчёркивают умозрительный характер веры в это божество.
АМЭ-НО УДЗУМЭ, Амэ-но у д- зумэ-но ми кото [др.-япон. элемент «удзумэ», возможно, происходит от «удзуси» или «одзоси» («сильный», «мужественный»)], в японской мифологии женский персонаж. Согласно «Нихонги», она — «далёкий предок» кими (один из родовых титулов в Древней Японии) из рода Сарумэ, откуда выходили женщины-жрицы, участвовавшие в празднестве первого риса, ритуальных плясках кагура, обрядах изгнания злых духов и др. А.-н. у. играет главную роль в извлечении Аматэрасу из грота (в «Кодзики» описывается её танец на перевёрнутом чане, во время которого она «приходит в священную одержимость»; св. I). Эта богиня должна была сопровождать Ниниги и других небесных богов при их нисхождении на землю.
АН (шумер. «небо»), Ану(м), Ану (аккад.), в шумеро-аккадской мифологии одно из центральных божеств, бог неба. Его имя пишется знаком, обозначающим понятие «бог» и ставящимся как детерминатив перед именами других богов. В списках богов 26 в. до н. э. из Фары (как и во всех других списках богов) его именем открывается список. Кроме того, А. — божество города Урука (хотя первоначально не проявлявшее себя активно). Постоянный титул — «отец богов», но в аккадской поэме «Энума элиш» А. — сын Аншара и Кишар. В качестве «отца богов» «забирает» (создаёт) небо (мифологическая запевка в шумерском тексте «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир»), приказывает родиться богам ануннакам на «горе небес и земли» (миф о Лахар и Ашнан), в других мифах и гимнах изображается восседающим на небесах на первом месте (но в одном из мифов о деяниях бога Энки последний усаживает А. на это место, а рядом с ним — Энлиля), к А. обращаются за советом и благословением. Он нередко враждебен людям (насылает по просьбе своей дочери Иштар небесного быка на Урук, требует смерти Гильгамеша, создаёт семёрку злых демонов и т. д.). Но более всего для образа А. характерна пассивность, бездеятельность, он почти нигде не является главным действующим персонажем мифа, но скорее лишь символом высшей власти. Наиболее деятельным показан в двуязычной шуме- ро-аккадекой серии заклинаний «Злые демоны утукку», связанной, видимо, с ритуальным праздником лунного затмения, где боги — олицетворения небесных светил (луны, солнца и планеты Венера) хотят заставить А. поделиться с ними властью. А. создаёт семёрку злобных демонов утукку и посылает их против бога луны, чтобы окружить его и затемнить. Инанна-Иштар (олицетворение планеты Венера) переходит на сторону А., и луна попадает в плен, но, по всей видимости, освобождается при помощи Энки-Эйи. Энлиль, «первый сын А.», в ряде случаев становится соперником отца и оттесняет его культ, что связано с ролью Энлиля как верховного бога Ниппура, древнейшего культового центра и, вероятно, центра шумерского племенного союза. Другие дети А. — бог бури (Им?) Ишкур (Адад), Марту, Инанна (Иштар), Баба, Гатумдуг, Нисаба, Нининсина, боги ануннаки. Жена А. — Ураш («земля») позднее идентифицируется с Ки («земля», «низ»). В аккадском пантеоне появляется Анту(м) как женское соответствие Ану. Инанна-Иштар как владычица богов также выступает в роли жены А., однако в пантеоне города Урука она — дочь А.
Во второй половине правления персидской династии Ахеменидов Ану становится активным верховным богом и покровителем города Урука (культ Иштар фактически упраздняется), отождествляясь, подобно иудейскому Яхве, с Элах-шемаййа («бог небес») — семитским обозначением Ахурамазды. Одним из свидетельств возрождения культа Ану и Анту(м) является новый храм, возведённый обоим божествам в Уруке (2 в. до н. э., один из шедевров поздней вавилонской архитектуры.
АНАБАПТИСТЫ –( от греч. вновь погружаю, т.е. крещу вторично) – приверженцы движения возникшего в ХУ1 в. в Швейцарии и Германии в ходе Реформации. Отвергая крещение младенцев, они требовали вторичного крещения в сознательном возрасте для создания свободной церкви, к-рая не признавала государственного вмешательства в свои дела. Первое такое крещение взрослых состоялось в Цюрихе в 1525 г. «Перекрещенцами» называли членов этой общины Цвингли, сами они именовались «братьями» и «сестрами» в духе раннехристианских общин. Отрицая церковную иерархию, А. выступали провозвестниками отделения церкви от государства и религиозной свободы личности. Основой вероучения считали святое писание, ссылаясь на к-рое осуждали богатство, участие в государственной деятельности, воинскую службу. Подвергались преследованиям. Решением германского Рейстага в 1529 г. принадлежность к А. каралась смертной казнью. А. распространился по всей Германии и за ее пределами – в Нидерландах, Моравии. Активно учавствовали в Крестьянской войне в Германии. После поражения Т. Мюнцера преследуемые А. объединились главным образом в Германии и Нидерландах, в общины, положившие начало ряду протестантских сект – меннонитов, мельхиоритов, гуттерских братьев. В настоящее время в Канаде и в северной части США проживает
более 10 тыс. гуттерских братьев, ведущих общинное хозяйство; менновиты распространены главным образом в США (около 150 тыс.), в Канаде (около 125 тыс.). В европейских странах в настоящее время насчитывается около 100 тыс. менновитов. В этих, возникших на почве анабаптизма свободных церквах, многие его первоначальные положения пересмотрены и изменены.
АНАБИОЗ,приспособительное явление у некоторых живых существ, выражающееся в снижении интенсивности их жизненных процессов при неблагоприятных условиях существования (напр., при действии низких температур). А. наблюдается среди беспозвоночных и позвоночных животных. При наступлении благоприятных условий восстанавливается нормальная интенсивность жизнедеятельности. Различают естественный А. – в природных условиях и искусственный – в экспериментальных.
АНАБОЛИЗМ, совокупность реакций обмена веществ, соответствующих процессу ассимиляции и ведущих к образованию в организме сложных органических веществ и образованию тканей.
АНАГНОСТ – чтец в древнерусской церкви. «Причетник», к-рый поставлялся на свое служение особой «анагностической» или «притчной» молитвой.
АНАГРАФЕВС –должность, во многом сходная с должностью эпопта.
АНАКЕФАЛЕОСИСТАЙ – (греч.) «Рекапитуляция – подведение итогов всех вещей».
АНАКСАГОР –(500 – 428 гг. до н.э.) древнегреческий философ и ученый. Около 30 лет прожил в Афинах и явился основоположником афинской философской школы. В конце 30 годов был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы провел в Лампсаке. От сочинений А. до нас дошли 20 фрагментов. Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы и учении о бытии Парменида. Свое учение А. сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно к-рой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или семян, всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ней агентом – умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли )вечный «перводвигатель» Аристотеля, идеи «первичного толчка» в философии нового времени), означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. А. наделяет ум противоречивыми характеристики, с одной стороны описывая его как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с другой же, утверждая, что он «содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом. Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действие скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в средние вихри, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение семена стремятся соединятся с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, «ибо во всем имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода веществ остается неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих веществ и разделяется». Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получившим в перипатетической школе наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разряженного и плотного. Другие особенности концепции А.: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.