Этика делового общения - это порядок и форма взаимоотношений сотрудников
Этикет представляет собой форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в определенном обществе.
Различают в зависимости от сферы действия деловой, служебный, профессиональный, светский, речевой, этикет руководителя, этикет в сети интернет и другие виды. Три главных принципа любого этикета: внимательность, уважение, честность.
Этика и этикет неразрывно связаны друг с другом. Деловой (служебный) этикет представляет собой установленный порядок делового общения, исходящий из принципов и норм деловой этики. В свою очередь, этика деловых отношений состоит из особой системы ценностей, требующей соблюдения профессиональной, деловой и личной этики. К таким требованиям в области профессиональной этики относятся: уважение закона, порядочность, честность, стремление к сотрудничеству, компетентность; в области деловой этики: верность слову, ответственность и настойчивость в выполнении обязательств по договору, соблюдение правил рыночных отношений и законодательства; в области личной этики: тактичность, справедливость, уважение к партнеру, контрагенту и конкуренту на рынке.
В деловой этике наряду с договорными и правовыми нормами важную роль играют моральные регуляторы, в особенности когда происходит согласование частных интересов бизнеса и общественных интересов. Деловая этика требует культуры делового партнерства – соблюдения партнерских отношений, построенных на доверии, добропорядочности, честности, чувстве долга, умении держать данное слово. Стороны должны избегать в деловых отношениях нарушения обязательств, обмана, безответственности, жульничества, злоупотреблением доверия партнера. Все эти требования деловой этики основываются на принципах нравственности и морали, которые исходят из:
-честных и справедливых взаимоотношений,
-добросовестного исполнения обязательств,
-культуре производства, заботы о доверенном имуществе,
-стремления к налаживанию длительных и устойчивых связей с партнерами,
-укрепления взаимного доверия и достижения взаимных интересов,
-культуры делового партнерства, предъявления разумных требований к партнеру,
-культуры делового поведения,
-культуры межличностных отношений и личной этики.
Шесть этических ценностей в деловой жизни следующие: равенство, правдивость, честность, добросовестность, сотрудничество, саморегуляция (уважать обязательства и гарантии).
М. Д.Архангельская выделила семь принципов бизнес - этикета.
1.Принцип устойчивости первого впечатления. В первые минуты общения вам нужно правильно подать только одно – свой статус профессионала и понравиться с первого взгляда.
2. Принцип предсказуемости поведения в различных бизнес- ситуациях. Например, вы никогда не опаздываете на встречу, знаете, что младший по должности всегда здоровается первым, но старший по должности подает руку младшим, вы всегда здороваетесь с окружающими.
3. Принцип «бесполого сообщества». На работе нет ни мужчин, ни женщин, а есть только статусные различия.
4. Принцип уместности: определенные правила в определенное время, в определенном месте, с определенными людьми. Например, до 12 дня вы говорите «Доброе утро», после 12 – «Добрый день», а после 18 – «Добрый вечер» (а зимой – когда наступит темнота). Применительно к одежде цена, качество и стиль должны соответствовать поводу, окружению, цели и контексту.
5. Принцип наличия «эмоционального» интеллекта как показателя уровня успеха. Понимать эмоции свои и других, соответственно реагировать на чувства других. Для начала – научитесь улыбаться со спокойным лицом и «живыми» глазами.
6. Принцип позитивности. Если вам нечего сказать приятного или положительного, лучше промолчать.
7. Принцип разумного эгоизма. Выполняя свои рабочие функции, не мешайте другим выполнять свои.