Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. для подростков — тревожность и как для взрослых — внут­реннее чувство фрустрации и упадка


ШИЗОИДНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ




для подростков — тревожность и как для взрослых — внут­реннее чувство фрустрации и упадка. Эти реакции гораз­до тяжелее, чем можно выразить словами. Детская небе­зопасность связана с чувством иного, отличного от дру­гих существования и неприкаянности. Подростковая тре­вожность граничит с паникой и может окончиться ужа­сом. Сердцевину взрослого чувства фрустрации и упадка составляет отчаяние.

Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. для подростков — тревожность и как для взрослых — внут­реннее чувство фрустрации и упадка - student2.ru ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ШИЗОИДА

Шизоидное отклонение можно исследовать в не­скольких направлениях, для данной работы важны три из них: психологическое, физиологическое и конституциональ­ное. Психология пытается объяснить поведение в терминах сознательных или бессознательных ментальных позиций. Физиология ищет причины отклонения в нарушениях теле­сного функционирования. Конституциональный подход свя­зывает личность со структурой тела.

Психология использует термин «шизоид», чтобы описать поведение, качественно похожее на шизофрению, но более или менее остающееся в рамках нормы.6 Специ­фические паттерны поведения при таком диагнозе можно сформулировать следующим образом:

1. Уклонение от тесных взаимоотношений с людь­
ми: застенчивость, уединенность, боязливость, чувство не­
полноценности.

2. Невозможность направленно выразить нена­
висть и агрессивные чувства — чувствительность к крити­
ке, подозрительность, потребность в поддержке, склон­
ность отвергать или искажать.

3. Аутичная позиция — интровертированность,
чрезмерная мечтательность.

4. Невозможность сконцентрироваться, чувство
отупения или одурманенности, ощущение нереальности.

5. Истерические вспышки, которые могут сопро­
вождаться провокациями, например криком, рыданиями,
приступами гнева.

6. Невозможность переживать эмоции, особенно
удовольствие. Отсутствие эмоционального отклика или пре­
увеличенное реагирование, проявляющееся в виде пере­
возбуждения и мании.7

Надо заметить, однако, что поведение шизоида ча­сто кажется нормальным. По словам Отто Феникеля (Otto Fenicel), шизоидный человек вполне успешен в «псевдо­контактах, подменяющих реальный контакт с другими людьми, в который включены чувства».8 Псевдо-контакт обретает форму слов, заменяющих прикосновение. Другая форма — исполнение роли вместо эмоциональной вклю­ченности в ситуацию. Как отмечал Герберт Вайнер (Herbert Weiner), жалобы шизоида, как правило, «вертят­ся вокруг того, что он не способен чувствовать эмоции: он отстранен от других людей, отодвинут и оторван».'1 Психология исходит из того, что шизоидный индивидуум страдает отсутствием отождествленности. Сомневаясь в том, кто он есть, не зная, чего хочет, он либо отделяет себя от людей и уходит во внутренний мир фантазий, либо адаптирует позу и играет роль, которая вроде бы пригодна для существования в нормальной жизни. Если он уходит, преобладают проявления застенчивости, уеди­ненности, подозрительности и нереальности. Когда он играет роль, на первый план выдвигается отрицание или искажение, чувствительность к критике, чувство неполно­ценности и жалобы на пустоту или неудовлетворенность. Здесь может присутствовать противопоставление ухода и активности, депрессии и возбуждения со стремительной или преувеличенной сменой настроения. Шизоид заклю­чает в себе множество противоречий. Среди шизоидов встречаются как высоко просвещенные и творческие люди, хотя их устремления могут быть узкими и необычными, так и другие — скучные, пустые, покорные и ведущие не­заметную жизнь.



Наши рекомендации