Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. для подростков — тревожность и как для взрослых — внутреннее чувство фрустрации и упадка
ШИЗОИДНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ
для подростков — тревожность и как для взрослых — внутреннее чувство фрустрации и упадка. Эти реакции гораздо тяжелее, чем можно выразить словами. Детская небезопасность связана с чувством иного, отличного от других существования и неприкаянности. Подростковая тревожность граничит с паникой и может окончиться ужасом. Сердцевину взрослого чувства фрустрации и упадка составляет отчаяние.
ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ШИЗОИДА
Шизоидное отклонение можно исследовать в нескольких направлениях, для данной работы важны три из них: психологическое, физиологическое и конституциональное. Психология пытается объяснить поведение в терминах сознательных или бессознательных ментальных позиций. Физиология ищет причины отклонения в нарушениях телесного функционирования. Конституциональный подход связывает личность со структурой тела.
Психология использует термин «шизоид», чтобы описать поведение, качественно похожее на шизофрению, но более или менее остающееся в рамках нормы.6 Специфические паттерны поведения при таком диагнозе можно сформулировать следующим образом:
1. Уклонение от тесных взаимоотношений с людь
ми: застенчивость, уединенность, боязливость, чувство не
полноценности.
2. Невозможность направленно выразить нена
висть и агрессивные чувства — чувствительность к крити
ке, подозрительность, потребность в поддержке, склон
ность отвергать или искажать.
3. Аутичная позиция — интровертированность,
чрезмерная мечтательность.
4. Невозможность сконцентрироваться, чувство
отупения или одурманенности, ощущение нереальности.
5. Истерические вспышки, которые могут сопро
вождаться провокациями, например криком, рыданиями,
приступами гнева.
6. Невозможность переживать эмоции, особенно
удовольствие. Отсутствие эмоционального отклика или пре
увеличенное реагирование, проявляющееся в виде пере
возбуждения и мании.7
Надо заметить, однако, что поведение шизоида часто кажется нормальным. По словам Отто Феникеля (Otto Fenicel), шизоидный человек вполне успешен в «псевдоконтактах, подменяющих реальный контакт с другими людьми, в который включены чувства».8 Псевдо-контакт обретает форму слов, заменяющих прикосновение. Другая форма — исполнение роли вместо эмоциональной включенности в ситуацию. Как отмечал Герберт Вайнер (Herbert Weiner), жалобы шизоида, как правило, «вертятся вокруг того, что он не способен чувствовать эмоции: он отстранен от других людей, отодвинут и оторван».'1 Психология исходит из того, что шизоидный индивидуум страдает отсутствием отождествленности. Сомневаясь в том, кто он есть, не зная, чего хочет, он либо отделяет себя от людей и уходит во внутренний мир фантазий, либо адаптирует позу и играет роль, которая вроде бы пригодна для существования в нормальной жизни. Если он уходит, преобладают проявления застенчивости, уединенности, подозрительности и нереальности. Когда он играет роль, на первый план выдвигается отрицание или искажение, чувствительность к критике, чувство неполноценности и жалобы на пустоту или неудовлетворенность. Здесь может присутствовать противопоставление ухода и активности, депрессии и возбуждения со стремительной или преувеличенной сменой настроения. Шизоид заключает в себе множество противоречий. Среди шизоидов встречаются как высоко просвещенные и творческие люди, хотя их устремления могут быть узкими и необычными, так и другие — скучные, пустые, покорные и ведущие незаметную жизнь.