Уметь объяснить сущность стратегии
Уметь перечислить основные элементы стратегии.
Уметь различать базовые стратегии развития бизнеса.
Уметь перечислить этапы процесса выбора стратегии.
Уметь объяснить сущность подхода уяснения текущей стратегии по А. Томпсону и А. Стрикланду.
Уметь перечислить три основных образа действий при формулировке стратегии (Г. Минцберг).
Уметь перечислить факторы, влияющие на выбор стратегии.
Уметь назвать три направления оценки оправданного риска.
Уметь различать виды диверсификации.
Литература:
1. Абчук В. Менеджмент. Учебное пособие. – Изд-во Михайлова, 2004. – 463 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989.
3. Басовский Л. Менеджмент. Учебное пособие. – ИНФРА-М, 2003. – С. 90-102.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономист, 2003. – С.220-246.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2001.
4. Модульная программа для менеджеров (17 модулей). – М.: ИНФРА-М, 2000.
5. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж Стратегический менеджмент. Концентрации и ситуации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.
6. Родионова В.Н., Федоркина Н.В., Чекменев А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 91 с.
7. Фандина В.Г. Основы менеджмента. Учебное пособие. – Модуль 7.
Сущность стратегии
Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание стратегического управления.
Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии — это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.
Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде.
Примером стратегии первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксированы объем и ассортимент выпуска по каждому временному промежутку.
К числу стратегий второго типа можно отнести следующие:
• увеличить долю объема продаж на рынке до 35% (условно) без понижения цены;
• проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурентами.
Основные элементы стратегии. В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов, рисунок 48.
Рисунок. 48 - Элементы стратегии
Тактика. Руководство должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии и называют тактикой, подобно тому, как конкретный удар в военном сражении представляет собой тактику, определяемую стратегией. В качестве характеристик тактических планов можно указать следующее:
тактику разрабатывают в развитие стратегии;
тактика в значительной мере вырабатывается на уровне руководства среднего звена;
тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия;
тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.
Система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии — политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.
ПРИМЕР
Возможные правила организационных действий:
«Мы будем продавать продукцию по сниженным ценам»;
«Мы будем сами изготавливать комплектующие».
Политика. Руководство должно разрабатывать дополнительные ориентиры, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования планов. Эти ориентиры часто формулируют как политику организации.
Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика обычно формулируется высшим руководством на длительный период времени. Политика — это принципы и нормы, которые определяют, в каком направлении могут осуществляться действия. Она направляет действия на достижение цели или выполнение задачи и объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели; предназначена для сохранения постоянства целей, необходима для предотвращения близоруких решений, основанных на сиюминутных требованиях.
Так, политика предоставления равных возможностей трудоустройства для женщин способствует решению задач лучшего использования трудовых ресурсов. Проведение такой политики помогает не допустить намеренного или случайного исключения руководителями женщин из числа кандидатов на должность. Она способствует выбору альтернативы не на основе личных предпочтений, а в соответствии с целями организации. Несмотря на то, что политика направляет принятие решений, она в тоже время сохраняет свободу действий. Например, политика равных возможностей предоставляет руководителю свободу нанимать почти любого при условии, что женщины не будут подвергаться дискриминации.
Наконец, третьим элементом стратегии являются планы, т.е. система конкретных действий по реализации принятой политики, призванная решать задачи распределения ресурсов. Так, ресурсы можно направлять в первую очередь на решение наиболее важных и насущных для предприятия проблем или выделять пропорционально потребностям, или предоставлять всем подразделениям поровну, если они будут близки по размерам и занимаются сходными видами деятельности.
Процедуры. Организации, как и люди, могут использовать прошлый опыт. Когда ситуация при принятии решения часто повторяется, руководство может считать правильным заново применить испытанный временем способ действий и вырабатывает стандартизованные указания. Выраженные формальным образом указания носят название «процедура».
Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. По существу, процедура представляет собой алгоритмическое решение, которое исключает необходимость «изобретать велосипед». Процедуры описывают последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Работник, действующий согласно процедуре, обладает малой свободой действий и небольшим числом альтернатив.
Правила. Когда успешная реализация планов зависит от точного выполнения задания, руководство может предписать правила, полностью исключающие всякую свободу выбора. Например, руководители часто считают необходимым исключить возможность выбора, когда высока вероятность того, что люди склонны вести себя так, что это приведет к отрицательным последствиям. Во многих организациях требуется, чтобы сотрудники находились на рабочем месте в конкретный период времени, например, с 9 до 13 часов. Это требование закрепляется в правилах внутреннего распорядка.
Правило точно определяет, что должно быть сделано в конкретной специфической ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они содержат ответ на конкретный и ограниченный вопрос.
Проблемы процедур и правил. Нередко работники воспринимают правила и процедуры как нечто, ограничивающее их действия, или что-то бессмысленное. Они могут протестовать против правил или даже не повиноваться руководству. В этом случае правила будут мешать достижению целей, независимо от того, обоснованы они или нет. Часто оказывается, что источником проблем являются не правила и не процедуры, а конфликты возникают из-за способа, каким руководство представляет эти правила работникам.
Современный персонал имеет лучшее образование, чем его предшественники. Подчиненные могут требовать объяснений, почему необходимо выполнять работу именно так, как предписано правилами или процедурами. Поэтому, если правила обоснованы и необходимы, лучшим способом достижения согласия будет информирование подчиненных о целях этих правил. В большинстве случаев, если подчиненный понимает, что правила помогают организации осуществлять деятельность более эффективно, конфликтов не возникает и правила выполняются добровольно.