Раздел .Личностные особенности человека
По психологии
Выполнил:___________________
Проверил: ___________________
Якутск-2013
Мышление
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Стиль мышления – это система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей: характера, мотивации, системы ценностей и т.д. Формируясь у человека еще с детства под влиянием воспитания, личного опыта, стиль мышления развивается в течение всей жизни человека. Таким образом, стиль мышления определяет различия между людьми в том, как они понимают, осмысляют окружающую действительность и как эти способы осмысления влияют на организацию человеком своего поведения.
В данном задании предлагается использовать типологию стилей мышления, разработанную американскими психологами Р.Харрисоном и Р.Брэмсоном. Они выделяют пять стилей мышления: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический и реалистический[1]. Для изучения этих стилей был создан специальный опросник.
Требование: возраст должен быть не менее 18 лет.
Инструкция:
“Этот опросник предназначен для того, чтобы помочь Вам определить предпочитаемый Вами способ мышления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых Вам на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации Вы получите в том случае, если будете, как можно точнее сообщать об особенность Вашего реального мышления, а не о том, как, по-вашему, следовало бы мыслить.
Каждый пункт данного опросника состоит их утверждения, за которым следует пять его возможных окончаний. Ваша задача – указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к Вам. На бланке ответов напротив каждого окончания проставьте номера: 5, 4, 3, 2, или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к Вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован только один раз в группе из пяти окончаний. ( Всего таких групп в опроснике 18). Даже если 2 окончания (или больше) в одной группе покажутся одинаково применимы к Вам, все-таки постарайтесь их упорядочить. Имейте ввиду, что для каждой группы каждый балл (5, 4, 3, 2 или 1) нельзя использовать более одного раза.
Если Вы уверены, что поняли приведенную выше инструкцию, то продолжайте работать дальше”.
Текст опросника “Стиль иышления”.
1. Когда между людьми имеет место конфликт на почве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая:
a. Устанавливает, определяет конфликт и пытается его выразить открыто;
b. Лучше всех выражает затрагиваемые ценности и идеалы;
c. Лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт;
d. Подходит к ситуации наиболее логично и последовательно;
e. Излагает аргументы наиболее кратко и убедительно.
2. Когда я начинаю решать какие-либо проблемы совместно с другими людьми, самое важное для меня:
a. Понять цели и значение будущей работы;
b. Раскрыть цели и ценности участников рабочей группы;
c. Определить порядок конкретных шагов по решению проблемы;
d. Понять, какую выгоду может принести эта работа для нашей группы;
e. Чтобы работа над проблемой была организована и сдвинулась с места.
3. Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, когда могу:
a. Связать их с текущими или будущими своими занятиями;
b. Применить их к конкретным ситуациям;
c. Сосредоточиться на них тщательно и проанализировать;
d. Понять, насколько они сходны с привычными мне идеями;
e. Противопоставить их другим идеям.
4. Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или статьях обычно:
a. Полезнее текста, если они точны;
b. Полезны, если они ясно показывают новые факты;
c. Полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом;
d. Полезны, если они поднимают вопросы по тексту;
e. Не более и не менее полезны, чем другие материалы.
5. Если бы мне предложили провести какое-то исследование (например, курсовую или дипломную работу), я, вероятно начал бы с:
a. Попытки определить его место в более широком контексте;
b. Определения того, смогу ли я выполнить его в одиночку или мне потребуется помощь;
c. Размышлений и предположений о возможных результатах.
d. Решения о том, следует ли вообще проводить это исследование;
e. Попытки сформулировать проблему как можно полнее и точнее.
6. Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных проблем, я предпочел бы:
a. Встретиться с ними индивидуально и задать каждому свои конкретные вопросы;
b. Провести общее собрание и попросить их высказать свое мнение;
c. Опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы;
d. Встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды;
e. Попросить членов организации предоставить мне (желательно в письменно форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают.
7. Вероятно, я буду считать что-то правильным, истинным, если это “что-то”:
a. Выстояло против оппозиции, выдержало сопротивление противоположных подходов;
b. Согласуется с другими вещами, которым я верю;
c. Было подтверждено на практике;
d. Поддается логическому и научному доказательству;
e. Можно проверить лично на доступных наблюдению фактах.
8. Когда я на досуге читаю журнальную статью, она будет скорее всего:
a. О том, как кому-нибудь удалось разрешить личную или социальную проблему;
b. Посвящена дискуссионному политическому или социальному вопросу;
c. Сообщением о научном или историческом исследовании;
d. Об интересном, забавном человеке или событии;
e. Точным, без доли вымысла, сообщением о чьем-то интересном жизненном опыте.
9. Когда я читаю отчет о работе (или другой текст, например, научный или учебный), я обращаю больше всего внимания на:
a. Близость выводов моему личному опыту;
b. Возможность выполнения данных в тексте рекомендаций;
c. Надежность и обоснованность результатов фактическими данными;
d. Понимание автором целей и задач работы;
e. Интерпретацию, объяснение данных.
10. Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать – это:
a. Каков наилучший метод для решения данной задачи;
b. Кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена;
c. Почему эту задачу стоит решать;
d. Какое влияние ее решение может иметь на другие задачи, которые приходиться решать;
e. Какова прямая, немедленная выгода от решения данной задачи.
11. Обычно я узнаю максимум о том, как сделать что-то новое, благодаря тому, что:
a. Уясняю для себя, как это связано с чем-то что мне хорошо знакомо;
b. Принимаюсь за дело как можно раньше;
c. Выслушиваю различные точки зрения, по поводу того, как это сделать;
d. Есть кто-то, кто показывает мне, как это сделать;
e. Тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом.
12. Если бы мне пришлось проходить испытание или сдавать экзамен, я предпочел бы:
a. Набор объективных, проблемно-ориентированых вопросов по предмету;
b. Дискуссию с теми, кто также проходит испытание;
c. Устное изложение и показ того, что я знаю;
d. Сообщение в свободной форме о том, как я применил на деле то, чему научился;
e. Письменный отчет, охватывающий историю вопроса, теорию и метод.
13. Люди, чьи особые качества я уважаю больше всего, это вероятно:
a. Выдающиеся философы и ученые;
b. Писатели и учителя;
c. Лидеры деловых и политических кругов;
d. Экономисты и инженеры;
e. Фермеры и журналисты.
14. Вообще говоря, я нахожу теорию полезной, если она:
a. Кажется родственной тем другим теориям и идеям, которые я уже усвоил;
b. Объясняет вещи новым для меня образом;
c. Способна систематически объяснять множество связанных ситуаций;
d. Служит пояснению моего личного опыта и наблюдений;
e. Имеет конкретное практическое приложение.
15. Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу (или, например, наблюдаю дискуссию в телевизионной передаче), я предпочитаю, чтобы в ней:
a. Показывались преимущества для меня в зависимости от выбираемой точки зрения;
b. Излагались все факты в ходе дискуссии;
c. Логично и последовательно обрисовывались затрагиваемые спорные вопросы;
d. Определялись ценности, которые исповедует та или иная сторона в дискуссии;
e. Ярко освещались обе стороны спорного вопроса и существо конфликта.
16. Когда я читаю книгу, выходящую за рамки моей непосредственной деятельности (учебной, профессиональной и т.п.), я делаю это главным образом вследствие:
a. Заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний;
b. Указания со стороны уважаемого мной человека на возможную ее полезность;
c. Желания расширить свою общую эрудицию;
d. Желания выйти за пределы собственной деятельности для разнообразия;
e. Стремления узнать больше об определенном предмете.
17. Когда я впервые подхожу к какой-то технической проблеме (например, устранить несложную поломку в электроприборе), я скорее всего буду:
a. Пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией;
b. Искать пути и способы быстро решить эту проблему;
c. Обдумывать альтернативные способы ее решения;
d. Искать способы, которыми другие, возможно, уже решили эту проблему;
e. Пытаться найти самую лучшую процедуру для ее решения.
18. Вообще говоря, я более всего склонен к тому, чтобы:
a. Находить существующие методы, которые работают, и использовать их как можно лучше;
b. Ломать голову над тем, как разнородные методы могли бы работать вместе;
c. Открывать новые и более совершенные методы;
d. Находить способы заставить существующие методы работать лучше и по-новому;
e. Разбираться в том, как и почему существующие методы должны работать.
Обработка результатов
Определить предпочтение того или иного стиля можно при помощи ключа (см. ниже). Для того, чтобы получить данные по каждому из стилей, необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы из бланка ответов. Прежде чем переходить к их анализу, нужно проверить правильность вычислений. Для этого надо сложить суммарные показатели по всем пяти стилям. Получившееся число должно быть равно 270. В ином случае, вычисления необходимо перепроверить.
Ключ опросника “СМ”
Синтетический стиль: | 1а, 2б, 3д, 4г, 5в, 6б, 7а,8б, 9д, 10г, 11в, 12б, 13а, 14б, 15д, 16г, 17в, 18б. |
Идеалистический стиль: | 1б,2а, 3г,4в, 5а, 6в, 7б, 8а, 9г, 10в, 11а, 12в, 13б, 14а, 15г, 16в, 17а, 18в. |
Прагматический стиль: | 1в, 2г, 3а, 4д, 5б, 6г, 7в, 8г, 9а, 10д, 11б, 12г, 13в, 14г, 15а, 16д, 17б, 18г. |
Аналитический стиль: | 1г, 2в, 3в, 4а, 5д, 6д, 7г, 8в, 9в, 10а, 11д, 12д, 13г, 14в, 15в, 16а, 17д, 18д. |
Реалистический стиль: | 1д, 2д, 3б, 4б, 5г, 6а, 7д, 8д, 9б, 10б, 11г, 12а, 13д, 14д, 15б, 16б, 17г, 18а. |
Интерпретация результатов
Объяснение результатов следует проводить на основании сравнения показателей по каждой отдельной шкале с общей картиной предпочтения стилей мышления:
36 или менее баллов: этот стиль абсолютно чужд испытуемому, он, вероятно, не пользуется им практически нигде и никогда, даже если этот стиль является лучшим подходом к проблеме при данных обстоятельствах.
От 42 до 37 баллов: вероятно стойкое игнорирование данного стиля.
От 48 до 43 баллов: для испытуемого характерно умеренное пренебрежение этим стилем мышления, то есть, при прочих равных условиях, он, по возможности, будет избегать использования данного стиля при решении значимых проблем.
От 59 до 49 баллов: зона неопределенности. Данный стиль следует исключить из рассмотрения.
От 65 до 60 баллов: испытуемый отдает умеренное предпочтение этому стилю. Иначе говоря, при прочих равных условиях, он будет предрасположен использовать этот стиль больше или чаще других.
От 71 до 66 баллов: испытуемый оказывает сильное предпочтение такому стилю мышления. Вероятно, он пользуется данным стилем систематически, последовательно и в большинстве ситуаций. Возможно даже, что время от времени испытуемый злоупотребляет им, то есть использует тогда, стиль не обеспечивает лучший подход к проблеме. Чаще это может происходить в напряженных ситуациях (дефицит времени, конфликт и т.п.).
72 и более баллов: у испытуемого очень сильное предпочтение этого стиля мышления. Другими словами, он чрезмерно фиксирован на нем, использует его практически во всех ситуациях, следовательно, и в таких, где этот стиль является далеко не лучшим (или даже неприемлемым) подходом к проблеме.
В качестве опоры для содержательной интерпретации можно использовать краткие характеристики каждого из стилей, приведенные в конце задания.
При объяснении результатов также следует учитывать несколько обстоятельств.
Во-первых, не существует “плохих” и “хороших” стилей. Каждый из них в одних ситуациях оказывается “на высоте”, в других может быть малоэффективным. Таким образом, каждому стилю присущи как достоинства, так и недостатки.
Во-вторых, у человека, доминирующими могут оказаться сразу два (а иногда и три, что, правда, является большой редкостью) стиля мышления. Сочетание в одном человеке нескольких стилей рассматривается психологами как факт положительный. Умение мыслить разными способами повышает возможности человека решать проблемы.
В-третьих, может встретиться ситуация когда у испытуемого не выражен ни один из стилей (т.е. испытуемый не набирает ни по одной из шкал выше 59 баллов). Это говорит о недостаточной сформированности мыслительной сферы у данного человека с точки зрения ее индивидуализированности. Скорее всего при решении жизненных задач у такого человека возникают некоторые проблемы с выбором способов их решения.
Краткая характеристика стилей мышления.
Синтетический стиль. Термин синтез означает процесс практического или мысленного построения из каких-либо элементов, частей или сторон объекта единого целого. Поэтому человеку предпочитающему синтетический стиль мышления характерно комбинирование чего-то качественно нового и оригинального. При этом синтетик (часто его называют синтезатором) может интегрировать идеи, взгляды, мнения, позиции, которые часто являются несходными и даже на первый взгляд противоречат друг другу. Синтетикам свойственно умозрительное, теоретизирующее мышление, своеобразный мысленный эксперимент. Особая чувствительность синтетиков к разногласиям во взглядах людей заставляет их искать способы объединить несовместимое и создать творческую комбинацию, которая могла бы снять эти противоречия. Более того, синтетики нередко заинтересованы в том, чтобы “обнажать” противоречия во мнениях и оценках. Они даже могут специально провоцировать, заострять их своими вопросами и высказываниями. Когда синтетик видит, что беседующие люди имеют разногласия (хотя самим людям кажется, что их нет), он обязательно укажет им на этот факт. Стихия синтетика, следовательно, заострение противоречий и их последующий синтез на основе оригинальной, новой теории или идеи. Стремление придумать хорошую теорию имеет для синтетика большое значение, поскольку теория дает ему возможность своеобразного простора для мышления. Теория оказывается для них более ценной, чем факты (если факты противоречат теории, тем хуже для фактов!). Синтетики осознанно и открыто опираются в своих выводах и оценках на теоретический предпосылки. Еще одно свойство синтетика – это интерес и даже страсть к переменам. Он видит мир постоянно меняющимся и конечно поддерживает подобное видение мира в других людях. Поэтому человек, предпочитающий синтетический стиль мышления, стремится избегать всего застывшего, неизменного. Никогда не изменяющиеся люди и вещи, рутина, шаблон, жесткая структура, расхожие идеи и авторитеты вызывают в синтетике невыносимую скуку, а также стремление к их критическому пересмотру. Такое стремление к новизне сочетается у синтетиков с определенной умственной смелостью. Их не страшит неопределенность, неизвестность.
Идеалистический стиль. Идеалистам свойственен широкий взгляд на вещи. Они склонны к глобальным обобщениям и оценкам, не утруждая себя при этом анализом деталей и фактов. Подобно синтетикам люди идеалистического склада ума также прекрасно понимают, что люди часто расходятся во мнениях, но делают из этого совершенно другой вывод. Если синтетик стремится заострить, обнажить противоречия, то идеалист склонен верить, что эти противоречия и споры можно уладить, сглаживая различия и, акцентируя внимание на сходстве, которое при желании можно обнаружить в самых противоположных позициях. Поэтому идеалисты не ценят конфликт, считают его ненужным, непродуктивным состоянием. Другая особенность идеалистов – повышенный интерес к целям, потребностям, мотивам и ценностям людей. Идеалистов всегда волнует вопрос: “Куда мы идем и почему?” В этой связи они хорошо умеют формулировать цели как свои, так и группы, вместе с которой они решают проблемы. Идеалисты часто размышляют о разных вещах с точки зрения того, какую пользу/вред они могут принести конкретным людям или обществу. Иначе говоря, в своих суждениях идеалисты больше других ориентируются на субъективные и социальные факторы. Мышление идеалистов рецептивно, т.е. они легко и без внутреннего сопротивления ассимилируют самые разные идеи, позиции, предложения. Например, в ситуации принятия группового решения идеалисты вначале скорее помогают другим высказать их мнения и не стремятся навязывать свое. Они стремятся как-то объединить весь спектр взглядов и мнений в таком решении, которое хоть в чем-то удовлетворяло каждую из сторон (поиск “идеального” решения). Таким людям нравится, когда их воспринимают как открытых, заслуживающих доверия и помогающих другим. Т.е. как полезных людей. Как правило, это морально зрелые люди, которые возмущаются теми, кому недостает нравственной чистоты и заботы о других. Там, где проблема сформулирована четко и однозначно, где есть четкий способ ее разрешения, идеалисты обычно не на высоте. Идеалисты демонстрируют свои лучшие мыслительные качества, когда трудно четко сформулировать проблему, когда важными факторами решения являются эмоции и чувства, оценки и ценности, т.е. этически сложные, неоднозначные ситуации. У них хорошо развита интуиция именно в сфере человеческих отношений.
Прагматический стиль. Основной критерий правильности идей, решений, мнений, оценок с точки зрения прагматиков – свой личный опыт. Девиз прагматиков: “Годится все, что работает” и “Что-нибудь да сработает”. Люди, предпочитающие прагматический стиль мышления, склонны к поиску решения проблем, используя лишь те средства и ресурсы, которые лежат у них под рукой. Им не свойственно запрашивать дополнительную информацию, материалы. По мнению прагматика, все события в мире происходят несогласованно и мало зависят от нашей воли. Поэтому, решая проблемы, нужно действовать здесь и сейчас, “а там посмотрим”. Прагматики исповедуют своеобразное практическое экспериментирование (“не вышло так, попробуем этак”). В решении любой проблемы прагматики склонны демонстрировать постепенный “кусочечный” (инкрементальный) подход. Смысл его: “одно дело зараз”; “от сих до сих”. Главное как можно быстрее получить конкретный результат, важен лишь выигрыш и скорость достижения цели. Под этим углом зрения рассматривается буквально все: идеи, теории, факты и т.д. Например, субъективные факторы (эмоции и чувства) становятся для прагматика объективными фактами, если они отвечают данной ситуации. Прагматики с успехом действуют в ситуации совместного принятия решения (коллективное мышление). При этом особый интерес проявляется ими к поиску стратегий и тактик быстрого достижения целей. К решению любой проблемы такие люди подходят с оптимистическим настроем, стремлением обернуть в свою пользу сложившиеся обстоятельства. Хотя прагматик считает мир непредсказуемым он не склонен излишне драматизировать это обстоятельство. У прагматиков неплохо развит социальный интеллект, они способны ощущать не только практические, но и гуманитарные, этические последствия своих решений. В целом этот стиль мышления отличается гибкостью и адаптивностью в новых условиях.
Аналитический стиль. Анализ (разложение, расчленение) – операция обратная синтезу. Представителям аналитического стиля мышления характерно систематическое, всесторонне рассмотрение вопроса, проблемы, процесса или объекта на базе скрытой или явно сформулированной теории. Аналитиков отличает логическая, методичная, тщательная (с акцентом на детали) и осторожная манера решения проблем. Принятию решения у таких людей предстоит разработка подробного плана, всесторонний сбор информации. Затрачивая много сил на добывание информации, аналитик становится весьма компетентным в своей области. Отметим, что данная стратегия, таким образом, хорошо работает, когда человек располагает необходимым запасом времени. Аналитики больше других ориентированы на теорию[2]. За хорошим владением фактами и деталями у аналитика кроются широкие и глубокие теории (которые сам человек, особенно специалист-практик, далеко не всегда осознает). В целом аналитик стремится к усвоению теорий и регулярно применяет “теоретические” знания на практике. Представители этого стиля (в отличие от прагматиков) склонны видеть мир упорядоченным, логичным и предсказуемым. Поэтому они хуже других переносят неизвестность, неопределенность. Когда появляется проблема, аналитик ориентируется на поиск формулы, процедуры, метода ее решения. Причем в отличие от прагматика (которому подойдет все, что поможет быстро достичь цели) аналитик будет настойчиво искать “самый лучший способ” решения проблемы. В отличие от синтетика (питает интерес к конфликту, изменению и новизне), аналитик предпочитает стабильность и предсказуемость. Если идеалист сосредоточен на ценностях, целях (“зачем нужно проблему решать?”), максимально широком охвате мнений по поводу проблемы, то аналитик концентрирует свое внимание на данных и процедуре решения (“как нужно проблему решать?”).
Реалистический стиль. Это стиль в наибольшей степени противоположный синтетическому. Реалисты – это люди в первую очередь опирающиеся на факты (отличие от прагматиков, главным критерием которых является личный опыт). Это эмпирики, а не теоретики. Для них реальным является только то, что можно непосредственно почувствовать: ощутить запах, прикоснуться к чему-либо, лично увидеть или услышать, а также самому пережить. Если синтетики считают более важной интерпретацию фактов, то реалисты убеждены в обратном. Так, синтетик полагает, что согласие людей по поводу одного и того же факта невозможно без предварительной теоретической работы (надо договориться о мнениях). Реалисты считают, что два человека, имеющих нормальное зрение и слух, могут сразу прийти к согласию. В решении проблемы реалисты ориентированы на исправление, последовательную коррекцию ситуации. Исправить что-либо, а не заменить в принципе! Здесь нет никакого экспериментирования, свойственного прагматику. В случае, если дела идут не так как нужно, реалист стремится внести очередную поправку и твердо придерживаться намеченного курса. Реалисты сходны с аналитиками в том, что и те и другие опираются на конкретные факты, проявляют склонность к методичности и практическим результатам, испытывают антипатию ко всему субъективному. С другой стороны реалисту совершенно чужды развернутые, последовательные суждения, поиск наилучшего варианта решения, сбор дополнительной информации, столь характерные для аналитика. Реалист стремится сделать дело по возможности хорошо, опираясь на имеющиеся факты. В решении проблем характеризуются стремлением держать под контролем ситуацию (ресурсы, людей и результаты).
Рекомендуемая литература
1. Алексеев А.А., Громова Л.И. Поймите меня правильно...СПб., 1993.- С. 29-41, 316-328.
2. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. М., 2002. С.229-251.
Раздел .Личностные особенности человека
Задание 1. Исследование самооценки
Методика Дембо-Рубинштейна, интерпретация А.Ц. Пуни.
Процедура проведения. Испытуемому предлагают познакомиться со списком разнообразных качеств, которыми личность может быть охарактеризована. Например:
Аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
Из этого списка испытуемому предлагается выбрать любые 20 качеств, которые, по его мнению, наиболее часто он встречает в жизни и общении. Можно также назвать и другие качества, которые не вошли в список. Слова, обозначающие выбранные 20 качеств, в любом порядке записываются в следующий бланк :
N1 | Качества | N2 | d | d2 |
Инструкция первая. «Прочтите внимательно еще раз все слова. Рассмотрите эти качества с точки зрения социальной полезности и приемлемости. Оцените каждое качество в пределах от 1 до 20 баллов. Баллы будете проставлять в левой колонке (N1). Балл «1» поставьте напротив того качества, которое менее всего желательно и приемлемо, либо выберите самое желательное качество и напротив поставьте балл «20». Оценки от 2 до 19 (либо от 19 до 2) расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, что ни одна оценка не должна повториться». Когда задание будет выполнено, левую часть бланка следует загнуть, чтобы цифры не были видны.
Инструкция вторая. «Справа от столбца качеств в графе N2 отметьте оценкой «20» качество, которое присуще Вам в наибольшей степени; оценкой «19» — качество, присущее Вам несколько меньше, и т. д.; наконец, оценкой «1» — качество, характерное для Вас в наименьшей степени Помните, что оценки не должны повторяться».
Обработка результатов
1. Определить коэффициент ранговой корреляции между выбором социально значимых качеств и образом-Я.
Задание 2. Исследование эмоциональной отзывчивости
Цель исследования:определить уровень эмпатических тенденций.
Процедура исследования
Инструкция испытуемому:
«Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли возникнуть лично у Вас. Если ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов напротив соответствующего номера, подчеркните ответ «да», а если они иные, то подчеркните ответ «нет»».
№ | Утверждения | ответ | |
1. | Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко. | Да | Нет |
2. | Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать. | ||
3. | Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства. | ||
4. | Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют. | ||
5. | Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать. | ||
6. | Я считаю, что глупо плакать от счастья. | ||
7. | Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей. | ||
8. | Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания. | ||
9. | Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия. | ||
10. | На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди. | ||
11. | Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувственными. | ||
12. | Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми. | ||
13. | Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно. | ||
14. | Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки. | ||
15. | По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны | ||
16. | Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь. | ||
17. | Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком. | ||
18. | Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле. | ||
19. | Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую. | ||
20. | Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются. | ||
21. | Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему. | ||
22. | Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы. | ||
23. | Чужой смех меня не заражает. | ||
24. | Когда я принимаю решение, чувства других людей на меня, как правило, не влияют. | ||
25. | Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены. | ||
26. | Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка. | ||
27. | Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных. | ||
28. | Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге. | ||
29. | Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей. | ||
30. | Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие. | ||
31. | Я очень переживаю, когда смотрю фильм. | ||
32. | Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг | ||
33. | Маленькие дети плачут без причин. |
Обработка результатов. Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.
Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих с «ключом».
ДА | 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31 |
НЕТ | 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33 |
Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Нет».
Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов.
Таблица
Пол | Уровни эмпатических тенденций | ||
высокий | Средний | низкий | |
юноши | 33 — 25 | 24 — 17 | 16 — 8 |
девушки | 33 — 29 | 28 — 22 | 21—22 |
Если индекс эмпатичности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повторном тестировании важно пронаблюдать за реакцией отвечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диагностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким.
Анализ результатов
Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания, будь то сорадование или совпечатление, связана с умением человека «проникать» в чувственный мир других. В разнообразных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для интерпретации показателей Из уровни эмпатических тенденций у юношей и девушек различаются.
Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди которых: степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно «считывать» невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т. п., а также от жизненного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.
Следует обратить внимание на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических тенденций, с коэффициентами 30-33, пронаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоистически воспитанные лица, которые пользуются их добротой для реализации собственных целей. Особенно часто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важно умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, себялюбием, корыстолюбием других людей.
РАЗДЕЛ 3. «Индивидуально-психологические характеристики личности»
Задание 1. Исследование силы нервной деятельности
Цель исследования: определить тип нервной системы при помощи темпинг-теста.
Материалы и оборудование: бланки, представляющие собой стандартные листы бумаги, разделенные на шесть, расположенных по три в два ряда, квадратов, карандаш, секундомер, протокол исследования.
Процедура исследования:
Исследование состоит из двух этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом, взять бланк и карандаш.
Первый этап.
На первом этапе испытуемому предлагают проставлять карандашом точки в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой.
Инструкция испытуемому:«По моему сигналу начинайте проставлять карандашом точки в каждом квадрате данного бланка. Старайтесь проставить как можно больше точек и переходите с одного квадрата на другой только по моей команде и только по направлению часовой стрелки. Теперь возьмите в правую руку карандаш и по сигналу «Начали!» проставляйте точки».
Проверив правильность понимания инструкции, экспериментатор дает сигнал «Начали!» и через каждые 5 секунд командует: «Перейти в другой квадрат!» По истечении 5 секунд работы в шестом квадрате он говорит «Стоп!»
Второй этап.
Он начинается вслед за первым после прочтения инструкции с предложением взять карандаш в левую руку и проставлять точки на новом бланке левой руки.
Инструкция и порядок проведения исследования на втором этапе такие же, как и в первом.
Обработка результатов
Цель обработки результатов – определить характер работоспособности испытуемого во время выполнения задания темпинг-теста. Для этого необходимо подсчитать количество точек, расставленных испытуемым за каждые 5 секунд в квадратах первого и второго бланков, и записать в виде таблицы.
Затем строятся графики работоспособности отдельно для правой и левой рук. Для этого на оси абцисс нужно отложить пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.
Анализ результатов.Сила нервной системы диагностируется на основе анализа графика работоспособности по форме кривой согласно нижеуказанным критериям.
1. График работоспособности по типу выпуклый: темп работоспособности испытуемого нарастает в первые 10-15 секунд работы, а в последующем к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня. Тип нервной системы – сильный.
2. График работоспособности по типу ровный, максимальный: темп удерживается испытуемым примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Тип нервной системы – средней силы.
3. График работоспособности по типу нисходящий: максимальный темп снижается уже со второго 5-ти секундного отрезка времени и остается на сниженном уровне в течение всей остальной работы. Это свидетельствует о слабости типа нервной системы.
4. График работоспособности по типу промежуточный: темп работы снижается в этом случае после первых 10-15 секунд; или по типу вогнутый: первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Тип нервной системы – средне слабый.
При анализе результатов сначала сопоставляются графики работоспособности правой и левой рук. В большинстве случаев по характеру они одинаковы. У правшей – работоспособность правой руки выше работоспособности левой, а у левшей – наоборот.
Задание 2. Исследование типов темперамента
Цель исследования: определить уровни экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента.
Материал и оборудование: тест-опросник Г.Айзенка, состоящий из 60 вопросов, бланк для ответов.
Процедура исследования. Исследование темперамента можно проводить и с одним испытуемым, и с небольшой группой. В последнем случае должна строгая самостоятельность ответов участников тестирования.
Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («несогласен»), то знак «-». Отвечайте на вопрос быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция.
Опросник
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя подбодрить или утешить?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11. Ты веселый человек?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Многое ли раздражает тебя?
14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
18. Бывает ли так иногда, что без всякой причины сильно бьется сердце?
19. Делаешь ли ты первый шаг, чтобы с кем-нибудь подружиться?
20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
23. Ты часто чувствуешь себя усталым?
24. Ты всегда делаешь сначала уроки, а потом все остальное?
25. Ты обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив ли ты?
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе все надоело?
32. Любишь ли ты хвастаться?
33. Ты часто сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты дать волю своим чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39. Легко ли тебя огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно для обдумывания?
42. Если ты оказываешься в глупом положении, долго ли ты потом переживаешь?
43. Тебе очень нравятся веселые игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-то просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
49. Считают ли тебя веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие?
52. Тебе обычно бывает трудно из-за разных мыслей?
53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты стесняешься заговаривать с незнакомыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает ли, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании?
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что сделал что-нибудь не подумав?
Код опросника.За каждый ответ, совпадающий с кодом опросника, начисляется один балл.
Обработка начинается со шкалы лжи, так как она используется для определения искренности испытуемого. Если по шкале испытуемый набирает 5-6 баллов, его протокол считается недействительным.
Экстраверсия – интроверсия:
Ответы «да» («+») на вопросы 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.
Ответы «нет» («-») на вопросы 6,33,51,55,59.
Нейротизм – стабильность:
Ответы «да» («+») на вопросы 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.
Шкала лжи:
Ответы «да» («+») на вопросы 8, 16, 24, 28, 44.
Ответы «нет» («-») на вопросы 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.
По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический.
Оценочная таблица для шкал экстра-интроверсии
Интроверсия | Экстраверсия | ||
значительная | умеренная | умеренная | Значительная |
1-7 | 8-11 | 12-18 | 19-24 |
Оценочная таблица для шкал нейротизма
Эмоциональная устойчивость | Эмоциональная неустойчивость | ||||||
высокая | средняя | высокая | очень высокая | ||||
До 10 | 11-14 | 15-18 | 19-24 | ||||
Эмоциональная неустойчивость | |||||||
Легко расстраивающийся | Чувствительный | ||||||
Тревожный | Беспокойный | ||||||
Ригидный | Агрессивный | ||||||
Пессимистичный | Возбудимый | ||||||
Сдержанный | Изменчивый | ||||||
Необщительный | Оптимистичный | ||||||
Тихий | Непостоянный | ||||||
Склонный к рассуждениям | Импульсивный | ||||||
0 меланхолик 12 | холерик 24 | ||||||
флегматик | сангвиник | ||||||
Пассивный | Общительный | ||||||
Осмотрительный | Контактный | ||||||
Рассудительный | Разговорчивый | ||||||
Благоразумный | Отзывчивый | ||||||
Доброжелательный | Непринужденный | ||||||
Контролируемый | Жизнерадостный | ||||||
Надежный | Склонный к лидерству | ||||||
Эмоциональная стабильность | |||||||