Общие требования к рекламе

Статья 1. Общие положения

Реклама должна быть законной, пристойной, честной, корректной и достоверной.

Любая реклама должна разрабатываться с должным чувством от­ветственности перед обществом и соответствовать принципам добро­совестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельно­сти. Ни какая реклама не должна оказывать отрицательное влияние на доверие общественности к рекламной деятельности.

Статья 2. Пристойность

Реклама не должна содержать заявлений или изображений, нару­шающих общепринятые нормы пристойности.

Статья 3. Честность

Реклама не должна злоупотреблять доверием потребителя или его недостаточным опытом или знаниями.

Статья 4. Корректность

1. Реклама не должна без обоснованных причин играть на чувстве страха.

2. Реклама не должна содержать ничего, что могло бы вызвать или спровоцировать акты насилия.

3. Реклама не должна содержать элементов дискриминации по ра­совому, национальному и религиозному признаку или принадлежно­сти к тому или иному полу, возрастной группе.

4. Реклама не должна усиливать (обострять) комплексы, связанные с внешней непривлекательностью, прежде всего — подростковые.

Статья 5. Достоверность

1. Реклама не должна содержать заявлений или изображений, ко­торые непосредственно или косвенно, за счет замалчивания, двусмыс­ленности или преувеличения в заявлениях могут ввести в заблуждение потребителя, в частности, по отношению к:

а) таким характеристикам товара, как характер, состав, метод и дата изготовления, пригодность к применению, диапазон примене­ния, количество, компания-изготовитель и страна изготовления;

б) ценности продукции и реально оплачиваемой цене и другим ус­ловиям платежа, таким как продажа в рассрочку, лизинг, выплата по частям и продажа в кредит;

в) доставке, обмену, возврату, ремонту и техническому обслуживанию;

г) гарантийным условиям;

д) авторским правам и правам промышленной собственности, та­ким как патенты, товарные знаки, конструкции и модели, торговые наименования;

е) официальному признанию или одобрению, присуждению меда­лей, призов и дипломов;

ж) размерам преимуществ, в случае бесплатных предложений.

2. В рекламе не допускается некорректное употребление результа­тов исследований или выдержек из технических и научных публика­ций. Статистические данные не должны представляться имеющими большую значимость, чем они имеют на самом деле. Не допускается некорректное применение научных терминов; не допускается приме­нения профессионального жаргона и неуместных сведений научного характера, предназначенных для придания заявлениям видимости на­учной обоснованности, которой они на самом деле не обладают.

Статья 6. Сравнения

Реклама, содержащая сравнения, должна быть выполнена таким образом, чтобы само сравнение не могло оказаться вводящим в заблу­ждение, а также должна соответствовать правилам добросовестной конкуренции. Сравниваемые параметры должны быть основаны на фактах, по которым могут быть предоставлены доказательства.

Статья 7.Свидетельства

Реклама не должна содержать личных свидетельств или подтвер­ждений или ссылок на них, если они не являются подлинными. Не должны использоваться свидетельства или подтверждения, которые являются устаревшими или уже неприменимыми подругам причинам.

Статья 8. Клевета

Реклама не должна содержать клевету как прямую, так и косвен­ную, как путем вызова презрения или высмеивания, так и любым дру­гим подобным способом.

Статья 9. Использование репутации

1. Реклама не должна необоснованно использовать известную и де­ловую репутацию других фирм, компаний или организаций, а также необоснованно эксплуатировать репутацию (авторитет) известных в обществе людей.

2. Реклама не должна необоснованно извлекать выгоду из прести­жа, присущего лицу, товарному знаку или символу другой фирмы или продукции, или из престижа, полученного в результате другой реклам­ной кампании.

3. Реклама не должна содержать изображения или ссылки на лю­бые лица, как частные, так и занимающие общественные посты, без получения от них предварительного согласия на это; реклама также не должна без предварительного на то разрешения изображать или ссы­латься на собственность любого лица способом, который может соз­дать впечатление о подтверждении этим лицом содержания рекламы.

Статья 10.Имитация

1. Реклама не должна имитировать общую композицию, текст, ло­зунги, изображения, музыку, звуковые эффекты и т.п. другой рекламы таким образом, при котором она может ввести в заблуждение или быть принята за другую рекламу.

2. В случае организации рекламодателем в одной или нескольких странах рекламной кампании, имеющей характерные отличительные особенности, другие рекламодатели не должны имитировать эту кам­панию в других странах, где этот рекламодатель ведет свою деятель­ность.

Статья 11. Идентификация рекламы

Реклама должна быть легко идентифицирована, как таковая, вне зависимости от используемой формы и средства распространения ин­формации; при публикации рекламы в средстве массовой информа­ции, содержащем новости и редакционные материалы, форма и содер­жание должны обеспечивать ее идентификацию как рекламы.

Статья 12. Безопасность и воспрепятствование насилию

1. Реклама не должна содержать изображения или любые описания ситуаций, которые могут побудить к пренебрежению мерами безопас­ности, агрессивному поведению и опасным действиям. Особенная ос­торожность должна проявляться в рекламе, предназначенной для де­тей и молодежи или изображающей их.

2. Реклама не должна оправдывать насилие в ситуациях или при действиях, которые могут противоречить законам и/или общеприня­тым правилам социального поведения.

Статья 13. Дети и реклама

1. Реклама не должна злоупотреблять свойственной детям довер­чивостью или отсутствием опыта у молодежи.

2. Реклама, адресованная детям или молодежи, не должна содер­жать никаких заявлений или изображений, способных нанести им мо­ральные травмы или страдания.

3. Реклама не должна формировать представление, что исключи­тельно за счет обладания или использования продукции ребенок мо­жет получить физические, социальные или психологические преиму­щества по отношению к другим детям того же возраста или что отсутст­вие такой продукции приведет к обратному. Реклама не должна ста­вить под сомнение авторитет, ответственность, суждения или вкусы родителей, учитывая при этом существующие общественные цен­ности.

4. Реклама не должна содержать никаких заявлений или изображе­ний, в результате которых ребенок может попасть в опасные ситуации или которые могут побудить к общению с незнакомыми лицами или к проникновению в незнакомые или небезопасные места. 5. Реклама не должна содержать прямых призывов к ребенку убедить других купить ему рекламируемую продукцию.

6. Реклама не должна вводить ребенка в заблуждение относительно действительных размеров, ценности, свойств, срока службы и харак­теристик рекламируемой продукции. При демонстрации или описании результатов, достигаемых с помощью продукции, реклама должна доказывать то, чего обоснованно может добиться средний ребенок, от­носящийся к возрастной группе, для которой предназначена данная продукция.

7. Указание на цену товара не должно создавать у ребенка непра­вильное представление о реальной ценности изделия, в частности, за счет применения выражения «всего лишь». Реклама не должна утвер­ждать, что рекламируемая продукция может быть легко приобретена семьей с любым уровнем дохода.

8. В рекламе, адресованной детям, следует соблюдать соответствие образа ребенка, используемого в рекламе, возрастным ограничениям, установленным для соответствующего товара.

9. В рекламе не следует поощрять и призывать детей увеличивать количество приемов пищи в день или заменять основное питание кон­дитерскими изделиями и т.д.

10. Установленные данной статьей нормы:

а) относятся к рекламе, адресованной детям моложе 14 лет, в том числе размещаемой в средствах массовой информации, предназначен­ных для детей данного возраста, и

б) распространяются на рекламу продукции как продаваемой, так предоставляемой бесплатно.

Статья 14. Ответственность

1. Ответственность за соблюдение правил, заложенных в настоя­щем Кодексе, несут рекламодатель, рекламное агентство или компа­ния, занимающаяся рекламной деятельностью, рекламодатель, в части содержания информации для создания рекламы, ее оформления, про­изводства и подготовки, а также рекламораспространитель, в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

2. Участники рекламного процесса (включая руководителей и со­трудников компаний, фирм и организаций, участвующих в производ­стве и распространении рекламы) должны руководствоваться общими интересами и доброй волей в стремлении соблюдать Кодекс.

3. Ответственность за соблюдение правил Кодекса относится ко всему содержанию и форме рекламы, включая свидетельства, заявле­ния и изображения, полученные из других источников. Тот факт, что удержание и реклама были полностью или частично позаимствованы 13 других источников, не может служить оправданием несоблюдения правил.

4. В защиту рекламы, противоречащей Кодексу, не могут приводиться факты о том, что рекламодателем или другим лицом, действующим от его имени, потребителям была впоследствии предоставлена достоверная информация.

5. Для описаний, заявлений или иллюстраций, относящихся к факторам, допускающим возможность проверки, должна предусматриваться возможность их подтверждения. Рекламодатели должны располагать такими доказательствами, чтобы иметь возможность незамедлительно предоставить их в Рекламный Совет России и/или уполномоченные [м органы саморегулирования, ответственные за исполнение Кодекса.

6. Каждый рекламодатель, рекламное агентство и рекламораспространитель берет на себя обязательство не принимать участие в публикации рекламы, которая была признана неприемлемой Рекламным Советом России или уполномоченными им органами саморегулирования.

7. Рассмотрение конфликтных ситуаций, связанных с применением Кодекса, производится в строгом соответствии с Приложением 1, являющимся неотъемлемой частью Кодекса.

Статья 15. Исполнение

Контроль за исполнением настоящего Кодекса осуществляется рекламным Советом России и уполномоченными им органами саморегулирования.

Статья 16. Гарантии

Использование в рекламе слов «гарантия», «гарантируется», а также слов, имеющих сходный смысл, не должно вводить потребителя в заблуждение в отношении юридических прав покупателей, связанных с зафиксированными письменно производителем данного товара гарантийными обязательствами.

Статья 17. Финансовые услуги

1. Реклама, содержащая условия продажи в рассрочку, в кредит или другого вида кредитования потребителя, должна представляться таким образом, чтобы не могло возникнуть неправильного понимания цены, ;личины первого взноса, графика выплат, процентной ставки и пол­ой стоимости рекламируемых товаров, или других условий продажи.

2. Реклама, предлагающая займы, не должна содержать никаких заявлений, способных ввести в заблуждение относительно типа и срока займа, необходимого обеспечения и других требований, условий выпла­ты, реальных затрат на уплату процентов и других возможных выплат.

3. Реклама, относящаяся к сберегательным счетам и инвестициям, не должна содержать никаких заявлений, способных ввести потреби­телей в заблуждение относительно принимаемых обязательств, теку­щего или ожидаемого дохода, описания факторов, влияющих на его уровень, и возможных налоговых льгот.

Статья 18. Продажа товаров не на основании заказа

Реклама не должна применяться в сочетании с недобросовестными методами продажи, заключающимися в направлении лицу изделий, которые им не были заказаны, с требованием оплатить их стоимость, или, в случае отказа, возвратить; в создании впечатления, что получа­тель обязан принять их (продажа «по инерции»).

Статья 19. Франчайзинговые системы

Реклама компаний, предлагающая контракты франшизы, не должна вводить в заблуждение, прямо или косвенно, в отношении предоставляе­мой поддержки и возможных преимуществ, или необходимых капитало­вложений и работ.

Должны указываться полное наименование и постоянный адрес компании, предлагающей франчайзинг.

С т а т ь я 20. Реклама лекарственных средств, методов лечения и то­варов, имеющих отношение к здоровью

1. Реклама лекарственных средств и методов лечения не должна:

1.1. создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

1.2. создавать у здорового человека впечатление о необходимости применения лекарственного средства;

1.3. использовать образ врача и фармацевта;

1.4. ссылаться на свидетельства об улучшении состояния или вы­здоровлении;

1.5. содержать терапевтических рекомендаций по таким болезням, как туберкулез, венерические заболевания и СПИД, инфекционные заболевания, онкологические заболевания, болезни обмена веществ и диабет, психические заболевания и бессонница, острый живот, если реклама предназначена для населения;

1.6. содержать представление средств профилактики и гигиены, пищевых добавок и т.п. как лекарственных средств и наоборот:

1.7. быть адресована непосредственно детям до 14 лет.

2. Реклама лекарственных средств не должна:

2.1. создавать впечатление, что лекарственное средство не имеет ;не вызывает) побочных эффектов;

2.2. давать понять, что безопасность и эффективность данного средства гарантированы исключительно тем, что это «натуральный продукт»;

2.3. ссылаться на рекомендации врачей, фармацевтов, медицин­ских учреждений и общественных организаций, а также лиц, не прича­стных к медицине, за исключением ссылок на рекомендации меди­цинских учреждений и профессиональных медицинских объедине­ний, когда указанные ссылки подтверждены результатами исследова­ний и/или испытаний, дополнительных по отношению к обязательным для регистрации в качестве разрешенного к примене­нию лекарственного средства или метода лечения и относящихся к рекламируемым средствам.

3. Реклама средств профилактики и гигиены (в том числе пищевых добавок) не должна:

3.1. гарантировать полный эффект выздоровления;

3.2. побуждать к отказу от нормального сбалансированного питания;

3.3. быть адресована исключительно или преимущественно детям ^кроме рекламы средств гигиены).

4. Не допускается реклама способов похудения, коррекции фигуры без упоминания о необходимости изменения режима питания и физи­ческой активности, если это предполагается методикой.

5. Не допускается реклама, которая показывает нехирургические способы лечения необратимых процессов старения, создавая иллюзию полного восстановления и вызывая, таким образом, необоснованные ожидания.

6. В рекламе не допускаются прямые призывы к замене грудного вскармливания искусственным (детское питание).

Статья 21. Реклама игр с призами, стимулирующих продажи

1. В рекламе товаров и услуг с использованием игр с призами, сти­мулирующих продажи, необходимо указывать:

а) основные сроки проведения мероприятия, включая указание цаты окончания приема заявок на участие и/или сроки выдачи призов;

б) название фирмы организатора и/или рекламодателя;

в) общедоступный источник, где участники акции могут получить информацию о фактическом адресе фирмы-организатора и/или рек­ламодателя, не ограничиваясь указанием абонентского ящика, о пол­ных правилах игры в призах, в том числе условиях налогообложения призов, а также о возможных дополнительных условиях, расходах, свя­занных с участием в игре, получением и эксплуатацией приза. 2. Не допускается использование игр с призами в рекламе, адресо­ванной детям в возрасте до 14 лет, за исключением игр, имеющих науч­но-познавательный, развивающий характер.

3. В рекламе игр с призами, адресованной детям в возрасте до 14 лет, не допускается:

преувеличивать ценность призов и шансы их выиграть; поощрять чрезмерно большие покупки для участия в розыгрыше.

4. Использование в рекламе свидетельств о получении выигрышей допускается только при наличии подтверждающих документов.

5. Не допускается использовать в рекламе игры с призами. Стиму­лирующие продажи лекарственных средств и использование этих това­ров в качестве призов.

6. Следует избегать использования в рекламе стимулирующих игр терминов, применяемых в лотерейной сфере: «лотерея», «тираж», «ти­ражная комиссия».

Статья 22. Реклама и государственные институты

1. В рекламе недопустимо необоснованное использование госу­дарственных атрибутов и символов, правового статуса и авторитета ор­ганов государственной власти, а также должностных лиц, вводящее потребителей в заблуждение, относительно реального правового поло­жения коммерческих (негосударственных) организаций и результатов их деятельности, действительных гарантий их надежности. Недопус­тимо размещение рекламы в интерьере студии или иного помещения, в котором тот или иной государственный деятель выступает или дает ин­тервью, а также другие некорректные способы эксплуатации авторите­та государственной власти и государственных деятелей в электронных СМИ в интересах коммерческих (негосударственных) организаций.

2. Недобросовестное использование авторитета представителей органов государственной власти, ее институтов, государственных ат­рибутов и символов в частных коммерческих целях рассматривается как нарушение рекламной этики, дискредитирующее российское госу­дарство и его институты.

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ РОССИЙСКОГО РЕКЛАМНОГО КОДЕКСА

1. На первом этапе конфликтные ситуации, связанные с примене­нием Кодекса, рассматривают Рекламный Совет России и/или упол­номоченные им органы саморегулирования.

Вынесенное этими органами решение в течение 5 рабочих дней может быть обжаловано в Правлении РСР.

Какие-либо санкции к нарушителю, как со стороны рекламного сообщества, так и со стороны отдельного субъекта рекламного рынка могут быть признаны обоснованными только после вынесения Правлением РСР решения о факте нарушения Кодекса или истечении сро­ка обжалования.

Общее собрание Рекламного Совета России принимает к рассмот­рению конфликтную ситуацию, связанную с применением Кодекса, после вынесения решения Правлением РСР. Принятое к рассмотре­нию конфликтной ситуации Общим собранием РСР не приостанавли­вает исполнение санкций, наложенных Правлением.

Должны быть права всех сторон на участие во всех этапах рассмот­рения конфликтной ситуации и возможность высказать позицию.

2. В качестве санкций за нарушение Кодекса применяются:

предупреждение, если субъект рекламного рынка впервые нарушил положение Кодекса;

публичное обращение РСР к субъекту рекламного рынка с предло­жением прекратить распространение рекламы, содержащей наруше­ние Кодекса, если данный субъект повторно нарушил одно и то же положение Кодекса;

публичное обращение РСР к рекламораспространителям с предло­жением прекратить распространение содержащей нарушения Кодекса рекламы; публичное осуждение Рекламным Советом России субъекта рекламного рынка в случае неоднократных нарушений одного и того же положения Кодекса.

Приложение 11

Наши рекомендации