Цели и задачи изучения дисциплины, требования к уровню освоению программы
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,
БИЗНЕСА И ПРАВА
Астапенко Е.В.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОДРАМА»
(«ПСИХОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
ПЕРСОНАЛОМ»)
(для студентов заочной формы обучения)
Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психодрама» («Психология и управление персоналом») разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для студентов заочной формы обучения направлений подготовки 030301 «Психология и управление персоналом».
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Психология и управление персоналом» (протокол № 1 от 27.08.12) и утвержден учебно-методическим советом Академии Управления Института управления, бизнеса и права (протокол № 1 от 30.08.12).
Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, план лекций, содержание практических работ, план самостоятельной работы, структуру и содержание контроля знаний по дисциплине.
Составитель: к.псх.н. Астапенко Е.В.
Рецензенты: д.псх.н. Щербакова Т.Н. (РОИПКиПРО)
к.псх.н. Молохина Г.А. (ИУБИП)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1. Рабочая программа | |
1.1 Цели и задачи изучения дисциплины, требования к уровню освоения программы | |
1.2 Содержание аудиторной и самостоятельной работы | |
1.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
2. План лекционных занятий | |
3. Содержание практических занятий | |
4. План самостоятельной работы студентов | |
5. Контрольные работы | |
5.1 Тематика контрольных работ | |
5.2 Рекомендации по выполнению контрольных работ | |
6. Контроль знаний студентов | |
6.1 Содержание контроля | |
6.2 Вопросы экзаменационного тестирования и примеры тестовых заданий | |
6.3 Вопросы к экзамену | |
6.4 Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями | |
7. Контактная информация преподавателя | |
Приложение А - Образец оформления титульного листа контрольной работы |
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Психодрама» является узкоспециализированным курсом направления подготовки «Психология и управление персоналом». Основная задача дисциплины заключается в том, чтобы сформировать научное представление о психодраме как методе психотерапии, основных принципах её ведения, способах работы с клиентами разных категорий.
Данный учебно-методический комплекс разработан на основе анализа потребностей в знаниях и навыках в условиях работы российских психологов, а также с учетом позитивного опыта зарубежных стран в подготовке специалистов в области психологии.
Дисциплина «Психодрама» содержит как общетеоретические положения в использовании данного метода психотерапии, так и те положения, которые характеризуют психодраму как специфический психотерапевтический метод решения проблем клиентов. В связи с этим в построении и структуре дисциплины делается определенный акцент на роль ведущего, правила работы с группой, способы преодоления группового сопротивления.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Цели и задачи изучения дисциплины, требования к уровню освоению программы
Целью изучения дисциплины «Психодрама» являетсяформирование научных представлений об использовании метода психодрамы в решении личностных проблем.
Достижение данной цели требует выполнения следующих задач:
- Изучить историю возникновения психодрамы, основные положения Я.Л. Морено к применению психодрамы как психотерапевтического метода.
- Познакомится с основными подходами, методами работы руководителя психодрамы.
- Получить представление о техниках психодрамы как метода психотерапии.
В процессе изучения дисциплины студенты должны:
Иметь представление:
− о возникновении и развитии психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, различных областях применения психодрамы,
− основных преимуществах и недостатках психодрамы, её отличия от других психотерапевтических техник,
− качествах тренера, необходимых для успешной работы с группой.
Знать:
− основные приемы и техники работы в группе,
− базовые понятия психодрамы как метода психотерапии,
− способы работы с различными личностными проблемами.
Уметь:
− создавать в группе атмосферу принятия, безопасности,доверия.
Овладеть компетенциями:
− владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
− восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
− осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4)
− использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);
− самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19).
Содержание аудиторной и самостоятельной работы
Тема 1. История возникновения психодрамы. Основные понятия психодрамы как метода психотерапии.
Я.Л. Морено, особенности личности, этапы жизненного пути и поиски своего метода. История возникновения психодрамы, социометрии и групповой психотерапии (Р. Марино). Новаторские идеи Морено в Европе до 1925г. Пионерская работа Морено в США до 1950. Развитие методов социометрии, исследование в тюрьме Синг-Синг и Гудзонской школе. Базовые понятия и техники психодрамы: протагонист, директор психодрамы, сцена, вспомогательные «Я», дубль, дублирование, роль, обмен ролями, добавочная реальность, стул-собеседник, зеркало, хор.