История клинического метода
Изначально психологические обследования были связаны с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии с целью коррекции дезадаптивных форм поведения детей и подростков, а также психопрофилактики, психотерапии и социальной реабилитации пациентов с психосоматическими и пограничными расстройствами.
ð можно говорить, что методы психодиагностики берут свое начало в основном из такой области психологии как клиническая психология.
Клиническая психология – термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину «медицинская психология» (Б. Д. Карварский). Свои истоки она берет в работах психиатров конца XIX в. (Э. Крепелина, Э. Кречмера, И. Брейера, 3. Фрейда, Ж. Шарко, 77. Жане и др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфическое отличие от нормы.
Но исторически представления о предметах и методах клинической психологии претерпели существенные изменения.
Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное понимание больного как человека) с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.
С 60-х гг. благодаря «антипсихиатрическому течению» в клиническую психологию проникают гуманистические идеи, изменяется и само понятие «клиника», становясь синонимом «клиники жизни», включая в себя многообразие межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных кризисов.
Клинический метод объединяет номотетические и идиографические знания о человеке.
В результате наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа так называемого случая складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его субъективной жизненной истории.
Клинический подход (в широком смысле слова) позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым и детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей и инвалидов, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса.
История тестового метода.
Понятие «тест» ввел американский психолог Джеймс Кеттел в конце XIX в., но распространение тестовый метод получил лишь в первой половине XX в. благодаря работам француза А. Бине, американца Л. М. Термена, россиянина Г. И. Россолимо и др.
Первым широко используемым тестом стала шкала Бине–Симона (созданная в 1905 г. для диагностики уровня умственного развития детей и выявления неспособных к обучению в массовой школе).
В настоящее время психологами разработано несколько тысяч тестов и тестовых батарей.
!!Со временем тест устаревает, т. к. изменяется культура общества, уровень образования населения, возникает так называемая тестовая искушенность, что требует пересмотра содержания тестовых заданий.
Применение тестов всегда является этапом решения исследовательской или практической задачи, совместной деятельностью психодиагноста и клиента. Важное значение имеет соблюдение техники психологического тестирования.
7. Этапы развития отечественной психодиагностики.
3 основных этапа становления:
(связаны с политическим и идеологическим строем)
1.Первый период = кон.19 века – 1936 г.
2.Второй период = кон.60-х – 90-ые гг.
3.Третий период = кон.90-х – настоящее время.
Первый период.
Кон.19 века:
– внесение экспериментального метода (связано с лаб. Вундта – стажировка).
– исследования физиологии ВНД (Сеченов, Павлов)
В первую очередь изучался мозг ð изучение материальной основы психических явлений.
Бехтерев – психические процессы = невропсихика.
1885 г. – открытие первой экспериментальной лаборатории (при клинике нервных и психических болезней Казанского университета).
Центральная проблема – проблема зависимости психики от мозга и от внешнего мира ð:
– изучались объективные признаки (пр: изменение пульса и дыхания как отражение страха и т.д.);
– исследование скорости протекания психических процессов.
Нач.20 века – первые психодиагностические работы (исследование индивидуальных психологических особенностей человека).
1909 г. – Г.И. Россалима – шкала для измерения уровня развития общих способностей = психологические профили.
Основная цель: отличие нормальных детей от УО (критерий).
Определение 11 психических процессов (10 вопросов):
3 группы (11 процессов):
1. Внимание и воля.
2. Точность и прочность восприятия.
3. Ассоциативная деятельность.
- предложил графическую форму представления/ изображения психических процессов = психологический профиль.
!! Независимость от возраста испытуемого.
Блонский: «…в отличие от западного тестрования, Россалима стремился к целостной оценке личности».
Лазурский – новое направление в дифференциальной психологии – научная характерология.
Основная цель: построение человека из его наклонностей.
ПРОТИВ лабораторных экспериментов; ЗА естественный эксперимент (благодаря этому удается исследовать не отдельные психические процессы и их функции, а психические функции и личность в целом).
Рыбаков Ф.Е. – тест для определения уровня пространственного воображения – «Фигура Рыбакова».
На основе его идеи создаются популярные методики.
На Родине не воспринимались всерьез, но широко использовались за рубежом.
20–30-ые гг. – развитие высокими темпами во многих сферах (педагогика, медицина, психология).
1928 г. – А.Т. Болтунов – измерительная шкала ума.
В основе – шкала Бине-Симона.
НО! Много отличий.
Главное отличие – возможность проводить групповое исследование.
М.Ю. Сыркин – изучение сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения.
Первым доказал, что между тестовыми оценками и социальными признаками испытуемых – линейная форма связи.
Л.С. Выготский – идея о «психологическом диагнозе» (ввел это понятие).
«Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства» (1936 г.).
Разработал ряд диагностических методов и теоретических вопросов. Раскрыл понятие «психологический диагноз».
Диагноз – умение не только дать характеристики, но и прогнозировать (проследить логику процесса развития).
Диагностика применяется почти во всех сферах жизнедеятельности человека:
- психология труда
- психотехника
- педология и т.д.
Применялось много тестов.
НО!.. мало внимания тому, какие тесты применяются и кто их применяет → много недовольства по отношению к результатам теста (идеологическая реакция).
1936 г. – «Постановление о педологических извращениях в системе наркомпроссов».
Жестко критиковались тесты.
Критика тестов и педологии.
Педология объявлена буржуазной, вредной наукой (была исключена).
ПД ушла из массового применения обратно в лаборатории.
Второй период.
Кон.60-х гг. – вновь появляются работы психодиагностической школы.
Б.Г. Ананьев – комплексное изучение человека (применение различных тестов, опросников, и т.д.).
II половина 70-х гг. – возвращение применения зарубежных методик; использование зарубежных тестов – привычное дело (НО!.. дилетантский подход).
Переводы зарубежных тестов.
Анализ в форме простого описания.
1974 г. – формирование адекватного отношения к тестам благодаря симпозиуму в Таллине. → необходимо всемирное расширение и углубление исследований.
Дек. 1979 г. – международная конференция «Психологическая диагностика в развитых странах».
1981 г. – выпуск коллективной монографии «Психологическая диагностика: проблемы и исследования»/ ред. Гуревича К.Н. → общие вопросы конструирования, проверки и применения ди
А. Анастази «Психологическое тестирование» – переведен на русский язык в ???? г.
Третий период.
- Появились адаптированные версии западных методик. Публикуются в открытой печати по клинической диагностике.
- Появляется много работ по психометрике.
- Разрабатываются и внедряются в практику отечественные диагностики.
- Открываются новые факультеты и отделения психологии (начали изучать ПД).
- Возрастает количество специалистов в области психологии → необходимы надежные методы изучения → стимул для развития ПД.
- Развивается система психологической службы образования.