Практика терапии

Оценка.Поскольку цель терапии включает исправление опасных заблуждений в гипотетическом мире индивидуума, большинство адлерианцев пытается понять этот аспект чел. с самого начала установления терапевтического контакта. Это может быть сделано в систематизированной серии формальных интервью, если пациент способен и готов на такое сотрудничество, а при меньшей расположенности пациента — в ходе более свободных и нерегулярных встреч, чтобы позволить терапевтическим отношениям развиваться в ходе процедур, направленных на ослабление текущих страданий, симптомов и стрессов жизненной ситуации. Две осн. области исслед., ведущие к пониманию этих базисных предположений (стиля жизни), — это структура семьи и воспоминания раннего детства.

В соответствии со своим холистическим пониманием психич. жизни Адлер считал, что воспоминания о ранних годах жизни ретросп. конструируются под влиянием стиля жизни. Назначение памяти — способствовать адаптации к задачам жизни. Поэтому тщательное изучение картины детства позволяет обнаружить, как человек реконструировал свое прошлое, чтобы оно поддерживало его настоящее. История детства пациента дает ключ к пониманию стиля жизни. Структура семьи — это история раннего опыта взаимоотношений с родителями и сиблингами, она показывает адаптивные изменения человека в ответ на требования этих ранних межличностных отношений. В сущности, состав и динамика семьи показывают, как конкретный чел. нашел нишу в экологической семейной системе, кто из членов семьи служил ему образцом для подражания, какое поведение подкреплялось окружением и в каких направлениях этот чел. еще ребенком начал готовиться к будущим адаптивным изменениям. Ранние трудности, потеря родителя или родительское неприятие, сферы, в к-рых чел. достиг успеха, и сферы, в к-рых он потерпел ранние неудачи, — все это проливает свет на будущее адаптивное поведение.

Самые ранние воспоминания имеют особое значение, т. к. они составляют проективную методику для прямой оценки того значения, к-рое чел. придал жизни. Они выявляют интерпретацию ребенком ранних сложностей жизни и характер реакции на них, его способность или неспособность преодолевать трудности и общий план совладания с непредвиденными жизненными обстоятельствами.

Исходя из этого материала терапевт пытается понять общий план жизни чел. и в особенности узнать, на какой стадии реализации данный план приводит к дезадаптивному поведению. Если терапевт разберется в этом, он сможет соотнести текущие трудности чел. с этими ошибками восприятия — ошибочными выводами о жизни, представленными в ее стиле. В сущности, терапевту теперь должны быть известны те факторы личности, к-рые вносят свой вклад в текущие трудности пациента. Если терапевт понял эти факторы и их влияние, он готов к тому, чтобы сообщить о своем понимании пациенту. Однако процесс оценки этим не исчерпывается и продолжается на протяжении всего курса терапии, имея следствием как постоянное углубление понимания пациента терапевтом, так и непрерывное применение результатов этого понимания к поведению пациента в реальной жизни и к его продукции в терапевтической ситуации.

Этот непрерывный процесс оценки требует от терапевта восприимчивости ко всем аспектам поведения пациента, как вербальным, так и невербальным. Адлер особенно рекомендовал терапевтам учиться использовать свою эмпатию и интуицию, чтобы стать опытным «отгадчиком» (guesser), способным увидеть события с т. зр. пациента и затем найти возможные доказательства для проверки точности своих предположений о нем. Эта методика интуитивной оценки («угадывания») состоит в поиске частей, к-рые подходят друг к другу и при совмещении дают понятное целое, показывающее индивидуума с т. зр. его постоянного движения к субъективно выбранной значимой цели. В этом смысле адлерианцы являются сторонниками холистического и телеологического подхода. Все поведение, включая симптомы, считается адаптивным по назначению.

Адлер обозначал сугубо личные предположения индивидуума термином «частная логика» (private logic). Эти предположения обычно непосредственно не сознаются. Сознательно воспринимаются мысли, эмоции, интересы, побуждения и импульсы, к-рые чел. объясняет посредством различных рационализации либо вообще отрицает или игнорирует. Терапевт же пытается выяснить скрытые мотивы, защитные тенденции и обнаружить попытки сохранить б. или м. вымышленные ценности стиля жизни.

Создание благоприятных условий для инсайта.Чел., как правило, не сознает свою частную логику, свой общий план жизни и большинство своих мотивов, лежащих в основе мыслей. Хотя изменение личности может произойти и без глубокого понимания чел. внутренних движущих сил, инсайт обычно является необходимым условием для собственного изменения, а интерпретация служит главным инструментом для создания благоприятных условий инсайта. Терапевт исходит из предпосылки, что пациент не знает, в чем он заблуждается, и именно терапевту предстоит выяснить это. Адлерианцы интерпретируют высокоспецифические элементы: скрытые мотивы поведения, направление изменения, а тж саморазрушительные и нереалистичные предположения.

Скрытые мотивы.Мотивы интерпретируются исходя из конечной цели. Целью симптома может быть предохранение от крушения личных планов, нейтрализация ожидаемого антагонизма окружающих, достижение мнимой победы или любая др. защита чувства собственного достоинства. Цель сильной эмоции — облегчение действия, иногда вопреки более здравому суждению.

Направление изменения.Осн. изменения происходят в трех направлениях: продвижение к решению сложных жизненных задач, отказ от их решения или поиск обходных путей.

Саморазрушительные и нереалистичные предположения.Все осн. ошибки, обнаруживаемые в стиле жизни, могут быть поняты как заблуждения здравого смысла. Они включают неправильную фокусировку, предубежденность, ограниченность мыслительных категорий, оторванность мышления от действительности, приверженность необычным идеям, необоснованные предпосылки, нереалистичные ожидания и помыслы, неточную оценку событий. Все это — результат неспособности проводить адекватное перцептивное различение.

Способ интерпретации.Инсайт, даже если он не всегда ведет к изменению, дает информ. о том, что должно быть изменено.

Нек-рые интерпретации чел. охотно принимает, т. к. они предоставляют долгожданное разъяснение того, что с ним происходит, и дающее удовлетворение понимание себя. Др. интерпретации встречают сопротивление, поскольку знакомят индивидуума с теми аспектами его Я, к-рые угрожают самооценке или чувству самоконтроля. Адлерианцы часто облекают интерпретации в предположительные формы, напр. «возможно, ...» или «могло ли быть, что...?», давая возможность чел. не согласиться. Здесь могут быть использованы подходящие примеры из литературы, метафоры или афоризмы, чтобы помочь чел. в самораскрытии.

Настоящий инсайт вызывает аффект. Открытие и признание своих подлинных намерений часто делает для чел. невозможным продолжать чувствовать себя жертвой или требовать особых привилегий. Распознавание своих ошибочных предположений помогает чел. начать правильно строить свою жизнь и разработать более эффективные копинг-стратегии.

Отношение «терапевт—пациент».Терапия — это диалог, требующий сотрудничества. Первая задача терапевта — наладить значимое сотрудничество с пациентом. Используя желание пациента получить помощь, терапевт ведет себя как заинтересованный друг, показывающий, что он понимает и принимает его таким, какой он есть. Терапевт достигает этого, избегая высказываний с негативной окраской о поведении пациента, используя высказывания, свидетельствующие о понимании и уважении им чувств пациента, и включая в свои комментарии позитивную информ. о нем. Демонстрируя свое сочувствие и тщательно формулируя вопросы, терапевт все глубже проникает в жизнь пациента, его мысли, чувства, сны, фантазии и проблемы. Полноценные отношения «терапевт—пациент» предполагают откровенное обсуждение проблем с пациентом, внимательным к интерпретациям и открытым для самоисследования.

Перенос.Терапевт ожидает, что при нормальном развитии терапевтического процесса пациент будет к нему хорошо относиться. Эти чувства он рассматривает как естественную для людей тенденцию к объединению с другими, когда они вместе работают над общей задачей. Однако, в дополнение к этому, пациент привносит в терапевтическую ситуацию собственные, характерные для него способы решения задач и установления отношений, а тж искаженные предположения и бессознательные ожидания. Они рассматриваются как феномены стиля жизни и интерпретируются как таковые, в особенности там, где они препятствуют освоению нового, более совершенного адаптивного поведения. Хотя невроз переноса может сделать возможным дополнительное самообучение, адлерианцы считают его искусственным продуктом терапии как таковой и негласным соглашением между пациентом и терапевтом, позволяющим первому вести себя по-детски. Намеренное его поощрение в большинстве случаев ведет к неоправданному удлинению срока терапии.

Сопротивление.Феномен сопротивления вызывается целым рядом причин, из к-рых главными считаются четыре. Самой распространенной причиной сопротивления является неспособность терапевта и пациента согласовать цели. Если пациент не идет на рынок купить то, что терапевт выставляет на продажу, покупка не состоится. Вторая причина сопротивления — проявление пациентом девальвирующей тенденции (обесценивания того, что предлагают другие) как основного способа сохранения своей положительной самооценки. Третьей причиной является естественное сопротивление пациента любому вмешательству, угрожающему лишить законной силы его личные толкования («конструкты»), а четвертой — прочно укоренившаяся у нек-рых людей перцептивная установка, жестко фильтрующая не соотв. ей информацию (ср. «непроницаемые конструкты» Джорджа Келли). Работа с сопротивлением требует от терапевта постоянной восприимчивости к текущему умонастроению пациента и умения следить за его колебаниями между открытостью и глухой обороной.

Облегчение изменения.Изменение становится возможным благодаря творческой силе пациента, достаточной вследствие возросшего понимания для реконструирования его перцептивной системы. Желаемое направление изменения — к возрастающему осознанию не сознававшихся ранее мотивов и приводящего к неудачам поведения, растущему чувству собственной компетентности, большей способности понимать других и эффективно взаимодействовать с ними, реалистическому самоопределению и принятию себя, замене неадекватных эгоистических ценностей просоциальными (соц. интерес), признанию своих реальных потребностей вместо вымышленных целей личного превосходства и активному, смелому включению в решение жизненных задач.

Осознание своего ошибочного гипотетического мира и его последствий — это только первый шаг к изменению. Не менее важно преодолеть нежелание встречаться лицом к лицу с реалиями жизни. Активная жизненная позиция предполагает готовность испробовать альтернативные формы поведения, отказаться от дополнительных защит и особых запросов, а тж принять свои неудачи в процессе освоения новых копинг-стратегии. Терапевт действует как консультант, советчик, помощник и вдохновитель пациента в том, что касается этих новых вариантов поведения. Когда дело касается простых вариантов поведения, терапевт сам может стать моделью для пациента. Безусловная поддержка терапевтом смелого продвижения пациента вперед дает последнему чувство безопасности даже перед лицом трудностей (терапевт демонстрирует свою веру в пациента). Вдобавок к этому терапевт благоразумно предлагает для решения такие задачи, к-рые дадут почувствовать успех, и предостерегает от тех, к решению к-рых пациент еще не готов.

Наши рекомендации