Общее и различное в отклоняющемся и нормативном развитии.
Понятие «отклоняющееся развитие» можно рассматривать только как «отклоняющееся от (или относительно) чего-либо». Использование этого определения в такой плоскости требует внесения определенной динамики, постоянных изменений (во времени) в развитии и оценки этих изменений в сравнении с нормативным ходом развития ребенка. Для этого, соответственно, необходимо определить, что является «нормой», «нормативным развитием» и т.п.
До сих пор эти понятия рассматривались как набор статистически определяемых количественных показателей, характеризующих некий «срез» психического развития в конкретный момент времени (возраст ребенка). Качественное изменение структуры всей психической деятельности ребенка, иерархия высших психических функций, включая «ведущие» и «ведомые» образования и системы, оцениваются как изменяющиеся исключительно на границах возрастных периодов (возрастных кризисов), определенных еще в работах Л.С. Выготского, А.Б. Эльконина, других отечественных исследователей. Отсюда вытекает и фактически постулируемое положение о постоянстве новообразований, которые, возникая в критические моменты (возрастные кризисы), оказываются практически «неизменяемыми» в межкризисные периоды. На практике такое положение вещей определяет изолированную, как правило в пределах одной функции, количественную оценку ее в сравнении со статистическими количественными показателями, полученными для этой психической функции для конкретного возраста. Нормативным развитием в данном случае считается ситуация, когда количественные оценки функции (в лучшем случае нескольких функций) не выходят за пределы статистически полученных отклонений, характерных для данного возраста.
Такое понятие «нормы» фактически отрицает как оценку динамики отдельных психических функций и всей структуры психического развития в целом, так и означает вытекающее отсюда фактическое пренебрежение гетерохронностъю развития (разновременность формирования и опережения одних функций другими), пренебрежение теснейшей взаимообусловленностью всех систем и психических образований в процессе развития. Помимо этого подобный статичный «срезовый» подход не дает возможности оценить адаптивность и компенсаторность самого психического онтогенеза в условиях эндо- и экзогенных воздействий, включая и влияние социальных факторов, в особенности системы воспитания и обучения. Определение "степени нормальности" человека - проблема сложная, ответственная и неоднозначная. В наше время это понятие все больше "размывается" и рассматривается в различных значениях.
Для более четкого определения, что такое «нормативное развитие», нам кажется продуктивным использование такого понятия, как «идеальная программа развития», или короче - «программа развития». В данном случае подразумевается своевременное поступательное формирование взаимосвязанных функций и их систем в условиях «идеальной» обусловленности внутренними (генетическими) законами и столь же «идеальным» воздействием внешних факторов, в которые включается присущее развитию ребенка столь же «идеальное» присвоение человеческого опыта согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Необходимым условием для развертывания подобной «идеальной» программы является такая же идеальная нейробиологическая «предуготованность» и последовательное формирование мозговой организации психических процессов.
Таким образом, психический онтогенез может быть представлен как последовательный континуум взаимосвязанных между собой и «развертывающихся», изменяющихся во времени высших психических функций, в том числе их базовых составляющих. Естественно, подобная «идеальная» модель может существовать исключительно только как программа развития некоего «идеального» ребенка в идеальных условиях. В то же время каждый конкретный случай имеет индивидуальные различия онтогенеза как отдельных психических функций, так и всей системы ВПФ в целом.
Кроме того, не должно создаться впечатление, что такой подход отрицает или каким-либо образом «принижает» важность влияния окружающего ребенка социума, в частности взрослого, как одного из важнейших источников прижизненного формирования и становления новых психических функций и качеств ребенка.
Чтобы перейти непосредственно к расшифровке термина «отклоняющееся развитие», необходимо привлечь к анализу еще одно базовое понятие — «социально-психологический норматив».
Понятие «социально-психологический норматив» в сжатом виде можно определить как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Чтобы успешно функционировать в конкретном обществе, каждый человек должен отвечать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Эти требования и составляют содержание СПН и являются идеальной моделью системы требований социальной общности к личности. В свою очередь, СПН следует рассматривать в системе образовательно-возрастных границ, что как бы выделяет определенный разброс, «коридор», определяющий качественно-количественные показатели каждого конкретного СПН.
Таким образом, динамически объединив понятия «программа развития» и «социально-психологический норматив» в контексте вышеприведенных определений, можно представить, что какие-либо изменения (девиации) «программы развития (одной или одновременно нескольких психических функций) в рамках (в пределах) параметров социально-психологического норматива можно рассматривать как «условно нормативное развитие». То есть условно нормативное развитие представляется в виде некоего «коридора», «области нормативного развития», границы которой определяются действующим в конкретном месте и времени социально-психологическим нормативом, определяемым, в свою очередь, образовательной, социокультурной, этнической и т.п. ситуациями. В то же время любое изменение (девиация) той же психической функции, группы функций или всей системы ВПФ, выходящее за пределы области, определяемой конкретным СПН, можно оценить как отклоняющееся развитие.
Следовательно, мы можем окончательно сформулировать понятие «отклоняющееся развитие»:
любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или «-» (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка, следует рассматривать как отклоняющееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием.
Причины таких отклонений много и, они могут носить различный характер. Условно их можно разделить на 2 части: биологические и социальные.
По времени воздействия патогенные факторы делятся на:
* Пренатальные (до начала родовой деятельности);
* Натальные (в период родовой деятельности);
* Постантальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до 3 лет).
К биологическим факторам риска относятся:
* хромосомно-генетические отклонения;
* инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);
* венерические заболевания (гонорея, сифилис);
* эндокринные заболевания матери, в частности диабет;
* несовместимость по резус-фактору;
* алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;
* биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;
* серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;
* гипоксические (кислородная недостаточность);
* токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;
* патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга;
* мозговые травмы и тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
* хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.
К социальным факторам риска относятся:
В пренатальный и натальный периодах развития:
* неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (желание прервать беременность, негативные и тревожные чувства, связанные с будущим материнством, и др.);
* сильные и кратковременные стрессы у матери во время беременности (потрясения, испуги);
* неблагоприятное и не комфортное, в психологическом плане, протекание родов;
В постанатальный период:
* отсутствие или недостаток эмоционально-личностного общения ребенка с взрослыми (родителями);
* отсутствие или недостаток речевого общения ребенка с взрослыми (родителями);
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относят:
* с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
* с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
* с тяжелыми нарушениями речи (логопаты);
* с нарушением интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития);
* с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.);
· с нарушениями опорно-двигательного аппарата