Экопсихологические корни украинской национальной культуры и ментальности
Становление и развитие экологической ментальности возможно при условии содержательной ориентации индивидуального и общественного сознания на человека, нацию, духовную культуру, общечеловеческие интересы, морально-этические, эстетические ценности. В сочетании с духовными экологические категории сознания непосредственно участвуют в создании и проявлении украинского менталитета.
Известно, что самореализация человека осуществляется через различные формы деятельности, совокупность которых составляет понятие "образ жизни". А с другой стороны, реализация способностей и возможностей всех сущностных сил человека в разных видах жизнедеятелы-юсти есть не что иное, как культура. Жизнедеятелыность является смыслообразующим компонентом и в понятии образа жизни, и в понятии культуры. Исходя из сказанного образ жизни можно определить как совокупность устойчивых, типичных для данного общества видов жизнедеятельности, которые проявляются в определенной форме труда и производства, поведения и действий, во всех формах и сферах жизни — экономической, политической, эколо-гической и др. Образ жизни и культура характеризуют человеческую деятельность и определяются ею. Но образ жизни — понятие более широкое, чем культура. Если образ жизни— совокупность всех проявлений человеческой жизни и деятельности, то культурарассматривает деятельность людей как реализацию и самореализацию, воплощение творческого потенциала людей и человечества во всех разнообразных формах. Сфера духовных интересов чрезвычайно широка и включает помимо культурных мировоззренческие, познавательные, этические, экологические, моральные, религиозные и другие ценности. Но чтобы определить понятие духовности, нужно обратиться к социальной сущности общественного бытия. Известно, что духовностьодновременно может пребывать как в составе, так и за пределами сознания, ибо духовная жизнь наполняет и осознаваемые, и подсознательные, и полу-осознаваемые установки. Предметно же духовное подразделяется на три большие области: мир чувств, мир мыслей и мир человеческой воли. В составе духовнсти выделяются сенсоценностные, интуитивные, эмоциональные, целеобразующие и волевые компоненты, которым присущи черты познавательной, ценностно-целеобразовательной, коммуникативно-социальной активности. Совершенно очевидно, что духовное входит в состав культуры.
Культура— это исторически определенный уровень развития общественной жизни, творческих сил и способностей человека, а также создаваемых им материальных и духовных ценностей. В широком смысле понятие "культура" употребляется для характеристики исторических эпох, конкретных обществ, народностей, наций, специфических видов деятельности или жизнедеятельности. Наиболее распространенное представление о культуре используется в его узком смысле, как о сфере духовной жизни людей, включающей в себя результаты познания, нормы морали и права, человеческие силы и способности — знания, умения, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения.
Будучи культурогенным по своему происхождению и сущности, экологическое сознание, как и сознание вообще, реализуется в человеческом мировоззрении. С другой стороны, культура есть порождение сознания, а также его составляющая, неотъемлемая сущность человеческого опыта. Поскольку данные понятия тесно взаимосвязаны, но не идентичны, в них можно выделить целый ряд общих признаков.
1. Вектор направления — в постижении действительности изнутри, от "я" индивида, ибо оттуда формируется отношение личности и общества, создается целостное мировосприятие, представление о предметах и явлениях действительности в их взаимосвязях, гармонии, целесообразности.
2. Признание значимости категории ценностейкак нормативной модели целенаправленной активности, как ориентировочной основы психического действияпо отношению к действительности. Знаково-символическая опосредованность восприятия действительности (сознание — речь; культура — ценность).
3. Целеобразованиеинтенциировано извечно проблемным вопросом "смысла жизни",что проявляется в характере видения жизни, того, что в ней происходит и достигается.
4. Непрерывное развитие, рост, последовательное выявление потенциально скрытых,ранее неизвестных граней действительности, в том числе собственных резервов, способностей, возможностей.
5. "Инетрументальность"опосредования выбора и решения,а также связанного с ним чувства ответственности в действиях, поведении и деятельности. Как сознание, так и культура в составе субъективных ценностей (в каком бы виде они не существовали, они причастны к сознанию) опосредуют принятие решений или направление их выбора и обоснования.
6. Направленность на будущеечерез постижение настоящего и прошлого ради перспективы за счет определения и обобщения того единичного, оригинального и неповторимого, что есть в природе и в каждом индивиде.
7. Стремление к целостности и гармониичерез постижение действительности с учетом интуиции, сопереживания, общения, понимания и отождествления себя (как индивидуального, так и общественного бытия) с явлениями экоса, природы, космоса.
Учитывая эти основания сущностного единства культуры и сознания, народная традиция всегда использовала формирование одного через другое, соз-давая и развивая фундаментальные ценности массово-го сознания, которые содержатся в понятии "менталитет".
Ментальностьотражает духовный мир человека или социальной общности в контексте соответствующей эпохи или этнокультуры. К этому духовному миру относятся субъективные представления людей, верования, установки, направление мыслей, манера чувствований, стереотипы восприятий и поведения, стандартные способы решения различных жизненных гтроблем. Менталитетмоделирует не только направление мыслей, но и создает мотивационно-смысловую ориентацию самосознания, не только концептуализирует внутренний мир людей, но и объединяет сознание индивида с коллективным сознанием.
При изучении понятия менталитета исходят из того, что данная категория общественного сознания характеризует именно специфику психологического отражения внешнего мира, а также особенности типичного реагирования достаточно большой общности людей. Менталитет, однако, не сводится к категории общественного сознания, а лишь характеризует определенную особенность этого сознания. В самом общем плане ментальность может быть определенакак заданная, характерная для определенной культуры специфика психической жизни, мироощущения и социальноого бытия, обусловленных всей совокупностью жизнедеятельности — экономической, политической, культурной, экопсихологической и др. Такое понимание перекрещивается с понятием национальный характер, под которым имеют в виду присущее представителям данной нации содержание основных личностных черт, систему доминирующих в этносе представлений, установок, ценностных ориентаций, направленностей, верований, умонастроений и т. п.
В состав менталитета входят когнитивные состав-ляющие в виде знаний, которыми владеет общность людей, верований и миропредставлений, в том числе и экологических. Эти основания вместе с архетипами коллективного подсознательного составляют иерархию ценностей, характерных для данного этноса. Можно определить и национальный характеркак составную часть менталитета, как интегрированную характеристи-ку психологических особенностей, специфическое сов-падение устойчивых личностных свойств представите-лей конкретного народа.
Украинский менталитет —это итог отображения специфики взаимодействия украинцев с исторически сложившимися природными и геоклиматическими условиями существования и сосуществования с другими народами.
Природные влияния на украинский менталитет особенно значительны. Сложилось так, что сама природа обусловила множество традиций, обрядов, народных праздников. Специфика украинской ментальности во многом определяется спецификой опорных ее элементов — значений, смыслов, образов, ассоциаций. Природная детерминация украинской ментальности проявляется и в развитом образном мышлении украинцев. Явления окружающей среды воспринимаются и осознаются украинцами при помощи определенных "посредников", в качестве которых нередко выступают солнце и земля, дождь, деревья, растения, вода, река, пруд, животные и т. п. В украинском фольклоре содержится множество устойчивых растительных и животных образов, которые стали символом определенных человеческих качеств: барвинок — символ молодости, явор — символ красоты и любви и т. д. Природа влияет на формирование украинской ментальности посредством подобных символов своеобразно и действенно. Поэтому важным фактором украинской ментальной этнокультуры стали природно-натурального происхождения народные традиции, нормы поведения, ценности, идеи, а также обычаи, обряды, ритуалы. Поскольку лрирода, ощущение, чувствование и понимание ее, сознательное следование ей повлияли и влияют на специфику украинской ментальности,то основными природно детерминированными ее характеристиками стали:хозяйственный индивидуализм, обостренное чувство собственности, интроверсия, стремление разнообразить подворье, трудолюбие, доброжелательность, чуткость, мягкость, развитое воображение, сентиментальность. Украинская душа пребывает в чувственной плоскости настроения и находит себе выражение в лирической песне. Поэтический песенный лиризм в украинском народе испокон веков живет, вновь и вновь рождается, растет, расцветает либо грустит, плачет и страдает. Вместе с тем исследователи черт национального характера втмечают в украинцах надежность и спокойную сосредоточенность, наблюдательность. Но как замечено, опять-таки в специальных исследованиях, сила эмоционального мечтательства может понижать В украинском характере роль рационально-волевой компоненты, что создает предпосылки для нерешительности, трудностей с выбором, иногда неопределенности. В геопсихическом контексте чувственного восприятия мягкости лесостепи и обширных просторов полей усматривается созерцательность украинцеВ. Вчувствование в степные просторы порождает "эрос" — осязание любви к бесконечному, абсолютному, великому.