Как застенчивость влияет на людей?
Филипп Зимбардо
Застенчивость
Эта книга посвящается Маргарет — моей матери, Кристине — моей жене, Адаму — моему сыну и Саре Марии — моей дочери — всем тем, кто одарил меня доверием, любовью и нежностью и научил всё это ценить.
Введение
За прошедшие четыре года я провёл психологическое исследование целью расширить наше понимание одного из удивительных аспектов человеческой натуры — застенчивости. Как педагог и как отец я давно почувствовал, какое сковывающее действие застенчивость оказывает на детей и подростков. Но потребовалось несколько любопытных событий, дабы побудить меня как учёного заняться систематическим анализом застенчивости.
Однажды перед большой аудиторией в Стэнфордском университете я читал лекцию о том, как под влиянием определённой социальной ситуации резко меняются наши мысли, чувства и поведение. В качестве иллюстрации я описал недавно проведённый эксперимент, в котором испытуемые-студенты играли роли надзирателей и заключённых в инсценированных тюремных условиях. Для участия в эксперименте были отобраны люди с нормальными показателями по всем предъявленным им психологическим тестам, однако, проведя всего несколько дней «в тюрьме», они начали вести себя странным, ненормальным образом.
«Надзиратели», поначалу просто властные, стали относиться к своим «заключённым» жестоко, порой садистски. «Заключённые» реагировали на эту демонстрацию власти дезорганизацией поведения, ощущением беспомощности и в конце концов — тупой покорностью всем требованиям. Эксперимент, рассчитанный на 2 недели, пришлось прервать уже через 6 дней из-за происшедшей в «тюремных» условиях драматической перемены в личности и моральных ценностях испытуемых.
Как же стало возможным, что эти люди, распределив роли «надзирателей» и «заключённых» подбрасыванием монетки, так легко вжились в них? Их к этому никто не готовил. Но что значит быть надзирателем или заключённым — они уже в какой-то мере знали, основываясь на опыте разнообразных проявлений властности и несправедливости в семье, в школе, а также из средств массовой информации. Надзиратели поддерживают свою власть, требуя соблюдения правил, которые главным образом ограничивают свободу действий. Этими правилами определено всё, что можно захотеть, но не позволено сделать, а также всё, что необходимо делать вопреки желанию. На такого рода принуждение заключённые могут реагировать либо бунтом, либо покорностью. Бунт влечёт за собой наказание, так что большинство сдаётся и делает всё, что от них ожидает стража.
Обсуждая со своими студентами психический склад надзирателей и заключённых, я провёл параллели между их взаимоотношениями и подобного рода зависимостью у мужей и жён, родителей и детей, педагогов и учащихся, докторов и пациентов и т. д. Я спросил: «А можете ли вы представить эти два психологических типа уживающимися в одной голове, два способа мышления присущими одному человеку?» Яркий пример тому — очень застенчивый человек.
Я продолжал: «Встречаются люди, которые имеют некоторую потребность и знают, как её удовлетворить, однако воздерживаются от того, чтобы предпринять действие. Они отправляются на танцы, умея танцевать, но что-то внутри мешает им пригласить кого-нибудь на танец или принять такое приглашение. Аналогично встречаются учащиеся, которые знают нужный ответ и хотели бы произвести хорошее впечатление на учителя, но что-то мешает им поднять руку и заставляет прикусить язык. Они воздерживаются от действий, потому что слышат голос внутреннего надзирателя: «Здесь не место так себя вести; ты неуклюж; над тобой будут смеяться; я не позволяю тебе быть самим собой, приказываю не поднимать руку, не танцевать, не петь, вообще никак не проявлять себя; ты будешь в безопасности, только если тебя никто не увидит и не услышит». И внутренний заключённый отказывается от риска, с которым связано спонтанное поведение, и тихо подчиняется».
После занятия ко мне подошли двое студентов, чтобы получить дополнительную информацию в связи с их «проблемой». Проблема заключалась в их столь болезненной застенчивости, что оба большую часть своей жизни проводили, стараясь избегать неловких ситуаций. Мы вместе задумались, насколько необычно было их поведение и вообще в какой степени застенчивость распространена среди молодёжи. Я мог быть заинтересованным слушателем, но увы, не был искушён по части примеров, последствий и «лечения» застенчивости. Следуя лучшим академическим традициям, я порекомендовал им пойти в библиотеку и выяснить, что же известно о застенчивости.
Тем временем распространился слух, что я веду неформальные обсуждения проблемы застенчивости, и вскоре набралась уже дюжина студентов, образовавших регулярный семинар по психологии застенчивости. Поначалу, правда, это был самый необычный семинар, который мне когда-либо доводилось вести. Двенадцать застенчивых людей не склонны к живой дискуссии, за исключением тех случаев, когда разговор переносится на главную для них тему — тему, в которой они специалисты, — их собственную застенчивость.
Покончив с обсуждением личного опыта, мы стали выяснять, что же известно науке о застенчивости, и, к общему удивлению, обнаружили, что исследований такого рода очень мало. Имелось несколько работ, в которых застенчивость рассматривалась как личностная черта, а также изучались различные проявления застенчивости — смущение, прятанье лица, страх публичных выступлений, речевые затруднения и т. д., однако отсутствовали систематические исследования, непосредственно направленные на изучение динамики застенчивости. Нам требовалось исследование того, что застенчивость значит для самого застенчивого человека, для тех, кто с ним сталкивается, для общества в целом. Имея эту цель, наша группа подготовила опросник, который требовал от людей ответа, считают они себя застенчивыми или нет. Другие вопросы касались мыслей, чувств, действий и физических симптомов, связанных с застенчивостью. Мы также старались выявить типы людей и ситуаций, которые повергают в застенчивость тех, кто отвечал на наши вопросы. Первоначальный вариант опросника был опробован примерно на 400 студентах, а затем тщательно переработан с целью повышения его эффективности.
К настоящему времени опросник застенчивости заполнили уже около 5000 человек, и мы таким образом накопили значительный объем информации. Наша исследовательская группа провела также сотни интервью и наблюдений над застенчивыми и незастенчивыми людьми в различной обстановке. Дабы изучить определённые специфические взаимосвязи застенчивости с другими реакциями, были проведены эксперименты в контролируемых лабораторных условиях. Дискуссии с родителями и учителями позволили восполнить недостающие звенья в нашем понимании застенчивости во всей её сложности.
Хотя большую часть информации мы получили, работая с учащимися американских колледжей, мы несколько расширили сферу исследования, чтобы охватить не только студенческую популяцию, а также представителей других культур. Данные опросника собирались среди новобранцев военно-морского флота, бизнесменов, пациентов клиники питания, участников психотерапевтических групп, а также учащихся из разных типов школ. Предоставили нам ценную информацию о природе застенчивости коллеги из Японии, Тайваня, Китайской Народной Республики, Гавайев, Мексики, Индии, Германии и Израиля.
Многие из заполнявших опросник хотели знать, как им преодолеть свою застенчивость. Чтобы создать для этого эффективные методики, нами была открыта в Стэнфордском университете клиника застенчивости. Там мы разрабатываем разнообразные упражнения, которые могут помочь застенчивым людям. В этой клинике мы надеемся помочь людям побороть свою застенчивость, а также больше узнать о природе этой широко распространённой проблемы.
Сегодня мы знаем немножко больше, чем, когда мы задали первые «отчего?» и «почему?» по поводу застенчивости. Однако многие вопросы пока остаются без ответа. Наша исследовательская программа предполагает длительное изучение многих граней этого трудноуловимого и порой загадочного феномена. Обычно исследователи, прежде чем писать книгу вроде этой, стараются накопить побольше информации. Однако такая предусмотрительность уступила место настоятельным требованиям посоветовать, проконсультировать, информировать немедленно. Эти просьбы содержатся в сотнях писем, телефонных звонков и личных обращений людей, которые испытывают каждодневные страдания от непереносимого бремени застенчивости. Надеюсь, эта книга предоставит им полезную информацию и практические советы, как начать бороться с застенчивостью.
Книга состоит из двух частей. I часть преимущественно посвящена тому, что такое застенчивость. Вы узнаете, что значит испытывать различные виды застенчивости, узнаете о необычных проблемах, встающих перед застенчивыми людьми, о происхождении застенчивости и путях её изучения. Вы познакомитесь с той ролью, которую играют семья, школа и общество, программируя формирование застенчивого человека. Вы узнаете, как застенчивость затрудняет интимное общение и подчас делает невозможными полноценные сексуальные контакты. Застенчивость — часть личного опыта, но её влияние ощущает на себе все общество. I часть книги заканчивается рассмотрением того, как застенчивость создаёт социальные проблемы, будучи связана, хотя и не прямо, с насилием, алкоголизмом, общественными движениями, обезличенным сексом и вандализмом.
Во II части рассматриваются практические вопросы борьбы с застенчивостью. Вы найдёте конструктивные советы, как изменить своё мнение о застенчивости и о самом себе. Часто застенчивость есть не просто следствие недостаточной уверенности в себе или скрытых страхов перед некими социальными ситуациями; она может проистекать из отсутствия или недостаточного овладения определёнными социальными навыками. Вы найдёте простые тактические и стратегические советы по развитию этих навыков, что поможет повысить вашу социальную активность.
Но даже если существует волшебное средство для тех, кто застенчив сегодня, то как можно уберечь грядущие поколения от тех неприятностей, которые несёт им застенчивость? Последняя глава посвящена самой интересной теме — терапии общества, порождающего застенчивость. Ретроспективной терапии, созданной, чтобы помочь людям, когда они уже страдают, недостаточно. Мы в первую очередь должны сделать всё возможное для перестройки нашего общества, чтобы предотвратить страдания.
Застенчивость — скрытая личная проблема — приобретает такие эпидемические масштабы, что справедливо говорить о ней как о социальной болезни. Тенденции к росту изоляции, конкуренции и одиночества в нашем обществе заставляют признать, что в ближайшие годы положение ещё более ухудшится. Хотя мы и начнём что-то предпринимать, многие наши дети и внуки окажутся заложниками собственной застенчивости. Чтобы это предотвратить, мы должны понять, что такое застенчивость, и тем самым обеспечить такие благоприятные условия, в которых застенчивые люди смогут разрушить свою внутреннюю тюрьму и вернуть себе свободу речи, действия, человеческих контактов.
Наверное, Готорн имел в виду застенчивого человека, когда писал:
Какая тюрьма темнее, чем сердце?
Какой тюремщик строже, чем ты сам?
Мы можем научиться создавать рай даже из ада застенчивости. Это нелегко, но возможно.
Давайте попробуем.
Часть I
Что такое застенчивость
К пониманию застенчивости
Помню, когда мне было 4 года, я использовала разные предметы, чтобы с их помощью укрыться от людей, приходивших ко мне. Это были знакомые мне люди — кузены, дяди и тёти, друзья нашей семьи и даже мои родные братья и сестра. Я пряталась в чулане, в платяном шкафу, в корзине, в спальном мешке, под кроватью — всего не перечислишь, и все потому, что я боялась людей. Когда я выросла, дела стали ещё хуже.
Хуже? Трудно удержаться, чтобы не захихикать над этим рассказом, напоминающим начало какого-нибудь из анекдотов Вуди Аллена. Но наш смех будет лишь способом защиты от того, чтобы самим начать остро сопереживать болезненным воспоминаниям этой девушки. Нам хотелось бы думать, что она преувеличивает: жизнь не может быть такой плохой. Но для многих застенчивых людей она именно такова.
У моего брата, вынужденного носить распорки на ногах для коррекции последствий младенческого паралича, развился такой же болезненный страх перед людьми. Стоило раздаться стуку в дверь, Джордж тотчас оглядывался, чтобы сосчитать, все ли члены семьи находятся рядом. Если они все были тут, он скрывался под кроватью или в ещё более надёжном убежище — за запертой дверью ванной. И лишь после долгих просьб и увещеваний он смягчался и соизволял появиться, чтобы поздороваться с гостем.
Моя мать, которой были свойственны способность к состраданию и глубокое понимание человеческой натуры, решила, что она должна помочь Джорджу, прежде чем его застенчивость станет непреодолимой. Его причуды продолжались и после того, как с ног были сняты распорки. Убеждённая, что он должен общаться со сверстниками, мать настояла, чтобы Джорджа приняли в школу, хотя ему было всего четыре с половиной года и была как раз середина семестра.
Мать вспоминает:
«Он вопил и рыдал беспрерывно почти весь первый день, в ужасе вцепившись в подол моего платья. Стоило учительнице или кому-то из детей посмотреть на него, он утыкался головой мне в подол или закатывал глаза к потолку. Но когда в классе рассказывали интересную историю или начинали играть в музыкальные игрушки, любопытство брало верх и он не мог удержаться, чтобы не смотреть и не слушать.»
Мне пришла в голову мысль, что Джордж не был бы так сосредоточен на себе, будь он невидим, то есть если б он мог участвовать в совместных действиях и сам смотреть, а другие дети не могли бы разглядеть его. Естественно, раствориться в воздухе он не мог, но он мог проделать нечто подобное — стать человеком в маске вроде Одинокого Ковбоя из радиопьесы.
После обеда мне удалось убедить Джорджа помочь мне смастерить маску из плотного бумажного пакета для продуктов. Мы вырезали в маске отверстия для глаз, носа и рта и слегка раскрасили её, чтобы она стала более симпатичной. Он померил маску, и она ему понравилась. Снова и снова он заставлял меня повторять вопрос: «Кто этот мальчик в маске?» На это он с ликованием отвечал: «Одинокий Ковбой», или «Мистер Никто», или «Не ваше дело», или просто по львиному рычал. Иногда он снимал маску, чтобы убедить меня, что это был все-таки он сам.
Учительница согласилась принять мою игру. По сути, она сделала даже больше — привела игру в действие. Она объявила детям, что новенький будет носить маску и не надо пытаться её сорвать, лучше просто играть с мальчиком в маске. Неожиданно этот подход сработал. Джордж смог стать частью класса, хотя и несколько отстранённой частью. Если ему не хотелось прятаться, он мог вообразить, что его никто не узнает. Постепенно он сблизился с другими детьми и в конце концов через несколько недель увлёкся общей игрой.
Он остался в группе ещё на год, и, по мере того как он привыкал к школьным порядкам, росла его уверенность. Однако он продолжал каждое утро надевать маску и снимал её только после занятий, когда брат приходил забрать его домой.
Великий день настал в конце года, когда должно было состояться детское цирковое представление. Джордж за год набрался опыта в таких делах, и учительница предложила ему: «А не хотел бы ты быть распорядителем цирка?» Он запрыгал от радости. Но учительница продолжала: «Джордж, ты же знаешь — распорядитель носит маскарадный костюм и высокий колпак, но никак не маску. Если ты хочешь играть эту роль, давай заменим маску таким костюмом. Хорошо?»
Так Джордж стал не просто членом группы, а руководителем цирка, которого видят и слышат все! Не нуждаясь больше в маске, он встал на путь к тому, чтобы превратиться в здорового, счастливого ребёнка. И хотя он не стал выдающимся учеником, он крепко подружился с ребятами, а потом его даже избирали в актив класса».
Ношение маски в течение полутора лет может показаться эксцентричным. Но это простое решение позволило Джорджу постепенно войти в успешный контакт с другими детьми и приблизило тот день, когда он смог стать самим собой уже без маски. Бумажная маска оказалась наилучшим выходом для крайне застенчивого ребёнка. Другим детям везёт меньше. Они вырастают и становятся взрослыми, так и не научившись справляться со своей мучительной проблемой.
Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжёлая болезнь тела. Её последствия могут быть удручающими:
— застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от потенциально приятного опыта;
— она удерживает человека от того, чтобы выражать своё мнение и отстаивать свои права;
— ваша застенчивость не даёт другим людям возможность положительно оценить ваши личные достоинства;
— она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своём поведении;
— застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться; застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожности и депрессии.
Быть застенчивым значит бояться людей, особенно тех, от которых по какой-то причине исходит эмоциональная угроза: незнакомцев из-за их неизвестности и неопределённости; начальства, наделённого властью; представителей другого пола из-за потенциальной возможности интимного контакта, Джордж и та девушка, с чьего рассказа началась эта глава, оба они чувствовали угрозу практически от каждого встречного. Они являли собой крайне драматичные примеры застенчивости. Но эта проблема в каком-то из своих многообразных проявлений может тихо вторгаться в жизнь каждого из нас.
Случалось ли вам прийти в гости в разгар вечера и обнаружить, что единственный знакомый вам человек — это хозяйка, да и той нет поблизости. «Кто вы?» — спрашивают вас, но лишь неслышные колебания эфира вылетают из ваших уст. Или бывали ль вы в компании, где кто-то самый активный весело предлагает: «Пусть каждый представится и расскажет немного о себе, чтобы мы могли лучше узнать друг друга». Вы тут же начинаете генеральную репетицию: «Меня зовут… (черт побери, как это сказать?) … Фил Зимбардо. Я… я… человек… (и почему я не пошёл сегодня в кино?)». Ещё раз, без эмоций: «Меня зовут, уф!..» Такого рода обычные ситуации могут дать людям, не страдающим застенчивостью, представление о том, какие мучения претерпевает застенчивый человек.
Малкольм Бреннер из Мичиганского университета сумел убедительно продемонстрировать, как возникает подобная тревожность. В его эксперименте испытуемые (все — мужчины) рассаживались вокруг большого стола и выполняли следующую задачу. Все по очереди зачитывали с карточек, лежавших перед ними, по одному простому слову (например: «бакалея» или «октябрь»). Испытуемые были предупреждены, что от них потребуется вспомнить все произнесённые слова. В каждой экспериментальной серии половина испытуемых зачитывала свои слова, тогда как другая половина — только слушала.
«Те, кто слушал, запомнили примерно равное количество слов, отмечает Бреннер, — Однако мы получили неожиданные результаты, связанные с запоминанием у читавших. Безусловно, свои слова они помнили, а также неплохо воспроизводили почти все остальные, но с двумя исключениями — они затруднялись вспомнить слова, которые произносились непосредственно перед тем, как им надо было зачитывать своё, а также произнесённые сразу после этого».
Говорившие прекрасно знали, что им сказать (и в качестве наглядной опоры имели перед глазами карточку), но обеспокоенность в связи с необходимостью выступить перед аудиторией даже в этом случае влияла на их память. Если произнести одно единственное слово оказывается так трудно, то вообразите, что чувствует человек, когда он даже не знает, что говорить или делать!
Несмотря на то что застенчивость может быть довольно сильной и иметь негативные последствия, эта проблема разрешима. Но для этого необходимо понять основы данного явления, а затем выбрать соответствующую программу изменения этих основ.
Что такое застенчивость?
Застенчивость — понятие расплывчатое: чем пристальнее мы в него вглядываемся, тем больше видов застенчивости обнаруживаем. Так что, прежде чем решать, как бороться с застенчивостью, нам следует лучше узнать, что она собой представляет. В Оксфордском словаре английского языка сказано, что первое письменное употребление данного слова отмечено в англосаксонском стихотворении, записанном около 1000 г. н. э.; там оно означало «лёгкий испуг».
«Быть застенчивым» значит быть человеком, с которым «трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости». Застенчивый человек «избегает взаимодействия с определёнными лицами и предметами». «Осторожный в словах и поступках, не настаивающий на своих правах, болезненно робкий» застенчивый индивидуум может быть «необщительным и склонным к уединению» или, с иной точки зрения, «казаться подозрительным, «темным», пользующимся скверной репутацией. Словарь Уэбстера определяет застенчивость как состояние «стеснения в присутствии других людей».
Эти дефиниции, однако, мало что могут прибавить к обыденному житейскому толкованию. Не существует единственного правильного определения, так как застенчивость для разных людей значит не одно и то же. Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах — это может быть и лёгкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Чтобы лучше понять этот феномен, мы опросили примерно 5000 человек с помощью Стэнфордского опросника застенчивости.
— Считаете ли Вы себя в настоящее время застенчивым человеком?
(Да. Нет.)
(Кстати, а Вы?)
— Если Вы ответили «нет», то было ли такое время в Вашей жизни, когда Вы считали себя застенчивым?
(Да. Нет.)
В своём исследовании мы избегали какого-либо чёткого определения застенчивости. Наоборот, мы позволили каждому отвечавшему руководствоваться его собственным определением. Прежде всего мы просили, чтобы человек принял или отверг «клеймо» застенчивого. Затем мы стремились узнать, чем продиктовано его решение. Мы спрашивали, какие типы людей и ситуаций повергают его в застенчивость, а также какие мысли, чувства, действия и физические симптомы связаны у него с застенчивостью. Мы также старались выявить и некоторые иные аспекты застенчивости.
Всеобщая проблема
Основной вывод нашего исследования состоит в том, что застенчивость — это явление всеобщее и широко распространённое. Более 80 % опрошенных отметили, что в некоторый период своей жизни они были застенчивы — либо в настоящее время, либо в прошлом, либо вообще всегда. Из них более 40 % считали себя застенчивыми в настоящее время — а это четыре человека из каждых десяти, или 84 млн. американцев!
Для некоторых застенчивость давно является осложнением в жизни. Примерно четверть опрошенных отнесли себя к хронически застенчивым. Из них только 4 % — глубоко застенчивые — указали, что их самооценка определяется тем фактом, что они застенчивы всегда, во всех ситуациях, практически со всеми людьми.
Степень застенчивости различается у представителей разных культур и у разных типов людей. Однако мы не нашли ни одной группы людей, в которой бы менее четверти отнесли себя к застенчивым в настоящее время, а в отдельных группах, например, среди учениц средней школы или студентов с Востока, этот показатель подскакивал до 60 %. В любой изученной нами группе глубоко застенчивых было не менее 2 % а в отдельных группах, например среди японцев, — 10 %.
Решая, отнести себя к застенчивым или нет, опрошенные нами люди руководствовались тем критерием, насколько часто они ощущали застенчивость. Примерно треть опрошенных испытывали это ощущение по крайней мере в половине жизненных ситуаций, то есть чаще, чем не испытывали его. Более 60 % утверждали, что они бывают застенчивы иногда, но эти редкие случаи они расценивали как достаточно серьёзные, чтобы отнести себя к разряду застенчивых. Например, можно испытывать застенчивость только при публичных выступлениях, однако если такие выступления — важный компонент вашей профессиональной деятельности (например, у студентов и бизнесменов), то этого оказывается достаточно, чтобы серьёзно осложнилась ваша жизнь.
Менее 20 % опрошенных отмечали, что они не считают себя застенчивыми. Что бы они ни подразумевали под застенчивостью, они не расценивали её как свойство своей личности. Но вот что интересно: большинство этих людей отмечали, что определённые обстоятельства вызывают у них такие реакции, которые могут быть расценены как симптомы застенчивости: покраснение лица, учащённое сердцебиение и т. п. Иными словами, столкновение с некоторыми людьми и некоторыми ситуациями вызывает у них такие мысли, чувства и действия, которые характерны для застенчивых. Это ситуативно застенчивые люди, они не считают себя застенчивыми, но не скрывают, что некоторые ситуации (например, необходимость войти в комнату с незнакомыми людьми) на некоторое время повергают их в смущение. Такое подразделение людей на тех, кто считает себя застенчивым, и тех, кто характеризует так только свои реакции на отдельные обстоятельства, представляется весьма важным и будет более подробно проанализировано в одной из следующих глав.
Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это может показаться преувеличением. Но для такого суждения есть серьёзные основания. Всего 7 % из охваченных нашим исследованием американцев указали, что никогда не испытывали застенчивости. Аналогичные данные получены и при опросе представителей других культур: лишь очень немногие утверждали, что никогда не страдали застенчивостью.
Кто является застенчивым?
Застенчивость чаще встречается среди школьников, нежели среди взрослых, поскольку многим взрослым, ныне не являющимся застенчивыми, просто удалось преодолеть свою детскую застенчивость. Однако наше исследование, позволяет развеять миф о том, что застенчивость — это исключительно детская особенность. У детей она выглядит очевиднее, так как они находятся под более пристальным вниманием, чем взрослые. Но и немалая часть взрослых продолжает оставаться застенчивыми. Роберт Янг, столь любимый нашим телевидением в роли доктора Маркуса Уэлби, относится к их числу.
Я был застенчив всегда. В детстве я боялся учителей. Позднее я вырос в одного из тех долговязых худых подростков, которым не хватает веса и силы, чтоб играть в футбол, а потому не мог автоматически стать одним из школьных героев. А в те годы это было очень важно.
Имеются очевидные свидетельства того, что в подростковом возрасте застенчивости более подвержены девочки, чем мальчики. В выборке учеников IV, V, VI классов среднее количество тех, кто в настоящий момент является застенчивым, составляет 42 %, как и в иных выборках. Мальчики и девочки склонны оценивать себя примерно одинаково. Но когда мы обращаемся к выборке учащихся VII и VIII классов, то этот показатель не только возрастает до 54 %, но и рост его обеспечивается преимущественно за счёт девочек. Вероятно, потребность быть популярным среди сверстников и высоко оцениваться по параметру физической (сексуальной) привлекательности более жёстко запрограммирована для девочек-подростков, чем для мальчиков. Вот что одна четырнадцатилетняя девочка пишет о своих переживаниях:
Я начинаю сильно нервничать, у меня начинает чесаться голова, и я постоянно чешусь, как дура. Я не знаю, как вести себя на людях. Я по-разному себя веду дома и в школе. Я и одеться-то не могу, как мне хочется.
Из письма, адресованного Энн Ландерс, мы узнаем о страданиях ещё одной «нескладной» девочки-подростка, которая чувствует, что слишком сильно отличается от своих подруг, чтобы стать одной из них.
Дорогая Энн Ландерс! Я надеюсь, вы не выбросите это письмо только потому, что оно от нескладного подростка. Мне, правда, очень скверно, и я прошу о помощи. Моя главная проблема в том, что я сама себе не нравлюсь — я стараюсь быть очень дружелюбной, чтобы скрыть свою застенчивость, а в результате веду себя слишком шумно. Я в восторге от некоторых девочек и хотела бы походить на них, но ничего у меня не выходит.
Иногда мне кажется, что я становлюсь популярной. Это когда какой-нибудь парень мне улыбнётся или скажет: «Привет!» А на другой день я чувствую себя несчастной, потому что мне кажется, что девчонки, собравшись в уголке, потешаются надо мной за моей спиной. У меня хорошие оценки, но они могли бы быть лучше. Мама говорит, я неорганизованная. Ей не нравится, что я больше внимания уделяю причёске, чем урокам. Это моё четвёртое письмо к вам. Три первых я выбросила, а это отправлю, будь что будет.
Непохожа я
Женщины чаще бывают застенчивы, чем мужчины, не так ли? Вовсе нет! Это ещё один ложный вывод, основанный, вероятно, на мнении, что мужчины более настойчивы, агрессивны и общительны. Полученные нами результаты не выявили никаких различий между полами по распространённости застенчивости. Что касается студентов колледжей, застенчивость чуть более широко распространена среди мужчин, однако это небольшое различие — противоположное в других группах, а также меняется в разных культурах.
Застенчивость возникает загадочным образом, часто охватывая тех, кто никогда прежде не был застенчив. «Новенькие» в стане застенчивых составляют менее половины из тех, кто застенчив в настоящее время. Многие из них — молодые люди, которые не были застенчивы в детстве, однако в силу каких-то причин стали такими.
Несмотря ни на что, с застенчивостью можно бороться, её можно победить, из неё можно «вырасти» Около 40 % опрошенных отметили, что когда-то были застенчивы, но уже не являются таковыми. Это обнадёживает. Опираясь отчасти на опыт «переболевших» застенчивостью, мы сможем сформулировать некоторые советы тем, кто хронически застенчив.
Как застенчивость влияет на людей?
Итак, мы постепенно продвигаемся вперёд в нашем понимании застенчивости. И хотя мы не можем дать точное определение этому явлению, нам известно, что оно широко распространено. Ещё один ключ к понимаю этого сложного явления может дать нам изучение того, как застенчивость влияет на разных людей.
Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений — от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей, вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь человека. Кое-кто, кажется, сам предпочитает застенчивость в качестве своего жизненного стиля; для других она — суровый приговор без надежды на помилование.
На одном полюсе данного континуума находятся те, кто обществу людей предпочитает Мир книг, мыслей, предметов и явлений природы. Писатели, учёные, изобретатели, путешественники, вероятно, выбирают дело своей жизни таким образом, что большую часть времени проводят в мире, мало населённом людьми. Они преимущественно интроверты, и общение с другими людьми для них менее привлекательно, чем уединение. Они предпочитают одиночество, как Грета Гарбо.
Действительно, сегодня многие заново открывают для себя прелесть уединённого бытия в духе «Уолдена» Торо. Но даже в этой тоненькой прослойке континуума застенчивых имеются разные уровни: начиная с тех, кто легко взаимодействует с людьми в случае необходимости, для тех, для кого общение затруднительно, поскольку они не могут поддержать беседу, обратиться к группе людей, просто потанцевать или непринуждённо вести себя за общим столом.
Наибольшая часть застенчивых относится к среднему уровню; это те, кто чувствует страх и неловкость при столкновении с определёнными обстоятельствами и определёнными типами людей. Их замешательство сильно настолько, что нарушает их жизнь и поведение, делая затруднительным или невозможным сказать, что думаешь, или сделать, что хочешь.
Такие люди в замешательстве теряются, как об этом пишет один молодой бизнесмен:
Все тридцать три года моей жизни я был подвержен чрезмерному смущению, а это явный симптом застенчивости. И хотя моя воля и настойчивость были оценены высоко — я даже был назначен помощником вице-президента крупного банковского объединения, — много энергии уходило у меня впустую из-за смущения, и это, несомненно, помешало мне достигнуть более высокого положения.
Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости, а это производит отталкивающее впечатление. Вот что написано об этом в одном самоотчёте:
Я вваливаюсь в комнату, встреваю в разговор, балагурю и вообще веду себя, как осел, нечувствительный к мнению других. Поэтому каждый старается найти повод, чтобы уйти.
Даже адвокат Мелвин Белли из Сан-Франциско, известный по ряду драматических судебных дел, признается, что он не только «часто испытывает застенчивость», но и «старается её скрывать за напыщенностью».
Так как один и тот же источник застенчивости — страх перед людьми — вызывает столь различные реакции, то поведение человека не может служить надёжным показателем того, насколько он сам испытывает застенчивость. Конечно, застенчивость сказывается на нашем поведении, но её влияние не однозначно и не обязательно очевидно. В конечном счёте, вы застенчивы, если считаете себя таковым, независимо от того, как вы себя ведёте на людях.
Люди, относящиеся к среднему уровню в континууме застенчивых, в основном страдают застенчивостью вследствие отсутствия социальных навыков, а также недостаточной уверенности в себе. Некоторым недостаёт тех навыков, которые запускают механизм человеческих взаимоотношений. Они не знают, как начать разговор, как попросить прибавки к зарплате или как ответить урок. Другим не хватает смелости поступить так, как они считают правильным. Что такая неуверенность в себе может принести даже весьма разумному человеку, видно на примере молодой женщины, которую застенчивость заставила прервать образование:
Я поступила в высшую юридическую школу в сентябре, после того как на экзамене по юриспруденции получила высший балл и набрала в колледже средний балл 3.94 — тоже почти наивысший. Меня могли бы без проблем принять в одну из трёх высших школ по выбору. Однако я отчислилась ещё до окончания первого семестра. Я ушла не потому, что не хотела заниматься. Я ушла из-за своей застенчивости, так как не могла больше вынести того, чтобы, сидя в классе, молиться, как бы меня не спросили. И это при том, что я всегда готовилась к занятиям и знала любой ответ!
На крайнем полюсе континуума находятся те индивидуумы, чей страх перед людьми не знает границ, — хронически застенчивые.
Они испытывают ужас каждый раз, когда требуется сделать что- либо публично, и они столь беспомощны в этом своём состоянии, что единственный выход для них — убежать и спрятаться. Такого рода проявления крайней застенчивости свойственны не только молодёжи и учащимся. С возрастом они не проходят. Вот что пишет одна 64-летняя женщина:
Я всю жизнь прожила в застенчивости. Прошли годы, прежде чем я стала ценить себя настолько, чтобы поверить, что кто-то может считать меня достойной стать его женой. Я чувствовала себя не такой, как все, недостаточно хорошей. Меня считали необщительной. В компании я не могла расслабиться. Я никогда не умела развлечь друзей моего мужа. Я боялась оказаться не на высоте. В конце концов от меня все отвернулись, и мой муж тоже. Он развёлся со мной, вот и все.
В худшем случае застенчивость принимает форму невроза — паралича сознания, который выражается в депрессии и порой может привести к самоубийству. Одна деловая женщина, которая характеризует себя как весьма привлекательную для своих 50 лет, в дискуссии о застенчивости, проводившейся на радио, так описала свой внутренний мир:
Я невероятно одинока. Живу в полном одиночестве, и нет у меня на свете ни одного друга — ни мужчины, ни женщины. Меня много раз предавали, и итог всей моей жизни в том, что я несчастна. Праздники я провожу совсем одна. Это для меня время глубокой депрессии, и я с отвращением жду каждого приближающегося праздника. Одиночество становится невыносимым, когда другие веселятся с родными и друзьями. Я часто думаю о том, чтоб покончить с собой, но мне не хватает духа на это решиться.
Для таких людей, да и для любого человека на любом отрезке этого континуума застенчивость представляет собой личную проблему. Не мелкое затруднение, а именно проблему.