Наблюдение за изменениями поведения
Тренер должен быть достаточно проницателен, чтобы заметить поведенческие изменения и в подходящей ситуации отреагировать на них. Однако часто, стремясь увидеть лишь самые важные перемены, тренер упускает, хотя и явные, но слабые сигналы. Или, уловив изменение раньше обучающегося и обеспечив ему обратную связь, создает перегрузку и тем самым обескураживает его и лишает мотивации. Иными словами — «душит младенца в своих объятиях».
УПРАЖНЕНИЯ
1. Применяйте все подходящие навыки и методы, описанные в этой книге, например использование невербальной коммуникации, паттернов языка, осознание невидимого.
2. Устанавливайте якоря и отмечайте их влияние на поведение обучающихся.
3. Сосредоточьтесь на том, над чем нужно поработать, например на передаче информации, внутреннем диалоге, невербальной коммуникации или на используемых вами паттернах языка. Отметьте, как это воздействует на ваше поведение, а также на поведение обучающихся.
4. Используйте это упражнение, чтобы сформировать у себя новое поведение:
– подумайте о том, каким вы хотели бы быть и что хотели бы уметь делать, например уверенно чувствовать себя на презентациях, производить приятное впечатление при первом знакомстве;
– проверьте требующееся убеждение с помощью техники определения результата;
– представьте, как себя вел бы человек, имеющий такое убеждение; составьте список его действий;
– подумайте о том, когда бы вы хотели иметь это убеждение;
– выберите два действия из своего списка, которые были бы полезны и уместны;
– визуализируйте (в состоянии диссоциации) себя, выполняющего эти действия, как будто вы смотрите кино;
– снова просмотрите этот «фильм», но в состоянии ассоциации; отметьте все возникающие при этом ощущения VAK0G; громко скажите о своем новом убеждении и поведении;
– повторите упражнение 5-10 раз;
– ежедневно повторяйте упражнение по два раза, пока это требуется.
Оптимальная стратегия состоит в том, чтобы использовать «состояние тренера» и другие навыки и методы и отмечать изменения, не оценивая и не интерпретируя их. Затем с помощью вопросов или сенсорной обратной связи нужно помочь обучающемуся распознать произошедшее, сделать из этого определенные выводы и спланировать дальнейшие действия.
Не обязательно делать это формально, на открытом занятии — попробуйте, например, за чашкой кофе, идя по коридору или сидя в баре. Часто обучающийся просит тренера прокомментировать изменение поведения или решить, «правильное» ли оно. Иногда это необходимо, но обычно тренер должен сопротивляться искушению и только помочь обучающемуся самостоятельно сделать выводы. Любое изменение поведения, даже самое пустяковое, может иметь огромное значение, но этот шанс легко потерять, если тренер недостаточно проницателен.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
· Улавливайте все имеющиеся сигналы.
· Не перегружайте собеседника обратной связью.
· Используйте «состояние тренера».
· Используйте вопросы.
· Используйте сенсорную обратную связь, если требуется.
· Помогайте обучающемуся делать собственные выводы.
· Используйте возможности для обсуждения в неформальной обстановке.
· Избегайте оценочных суждений («правильно»/«неправильно»).
· Устанавливайте якоря и/или подстраивайтесь к будущему.