Всего было опрошено 67 человек
3.2.Результаты опроса 4 – 5 классов.
№ вопроса | Да | Нет | Другой ответ |
1. Стараетесь ли закончить беседу, если тема и собеседник для вас не интересны? | |||
2. Могут ли вас раздражать манеры собеседника? | |||
3. Может ли неудачно сказанное высказывание спровоцировать вас на резкость и грубость? | |||
4. Избегаете ли вступать в беседу с неизвестным и малознакомым вам человеком, даже когда он стремится к этому? | |||
5. Имеете ли привычку перебивать собеседника? | - | ||
6. Делайте ли вид, что внимательно слушайте, а сами думайте совсем о другом? | - | ||
7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица, лексикон в зависимости от того, кто ваш собеседник? | |||
8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся «щекотливой» для вас темы? | |||
9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесённые слова, названия, термины, вульгаризмы? | |||
10. Может ли у вас быть снисходительный, менторский тон, с оттенком пренебрежения и иронии в общении? |
Вывод: Из результатов следует, что средний балл опрашиваемых детей учащихся в 4 -5 классах слушатели «ниже среднего уровня». Их главная проблема в том, что они невнимательны и часто перебивают своего собеседника. Это можно показать в графике.
3.3.Уровень внимания учеников 4 – 5 классов.
Вывод: среди учащихся младшего звена преобладает внимание, которое характеризуется, как ниже среднего и лишь малая часть детей имеют средний уровень внимания. У учащихся 4 класса средний уровень внимания ниже, чем у учащихся 5 класса. Возможно, это происходит из-за того, что учащиеся 4 класса не могут надолго сосредоточиться на разговоре и не уделяют должного внимания собеседнику. Это ещё связано с темпераментом ребёнка, который в младшем возрасте проявляется очень активно, т.к. они не могут контролировать свои эмоции и чаще всего не задумываются над своими поступками.
3.4.По результатам опроса 6 – 8 классов автор вывел следующую таблицу:
Вывод: не все ученики 6 – 8 классов умеют слушать собеседника. Самая большая проблема учеников в том, что они не внимательно слушают и не вникают в суть разговора. Это можно увидеть на графике.
3.5.Главные проблемы в общении учащихся 6 – 8 классов.
Вывод: самой важной проблемой учащихся 6 – 8 класса является непонимание собеседника. Так же встречаются и проблемы со вниманием и владением собой. Не терпеливость тоже является важнейшей проблемой в общении. Все эти проблемы не позволяют в полной мере общаться. Скорее всего, это происходит, потому что в этом возрасте подростков интересует многое, и они не знают, на что им обратить внимание, вследствие этого они интересуются всем понемногу, но, не вникая в суть вопроса.
3.6.Результат опроса 9 – 11 классов:
№ вопроса | Да | Нет | Другой ответ |
1. Чтобы быть хорошим собеседником, надо быть хорошим слушателем? | |||
2. Твои родители кое-что смыслит в этой жизни? | |||
3. Люди часто молчат не потому, что стеснительны, а потому, что не знают, что сказать? | |||
4. Ты любознательный? | |||
5. Ты иногда разговариваешь подолгу с людьми, которые намного старше тебя? | |||
6. Чтение научной фантастики даёт прекрасную пищу для размышления? | |||
7. Ты стараешься быть в курсе того, какой автор или музыкальная группа сегодня популярны? | |||
8. Только из книжек нельзя усвоить необходимые для жизни знания и навыки? | |||
9. Тебе часто приходилась прогуливать уроки? | |||
10. Ты не состоишь ни в одном клубе по интересов? | |||
11. Среди твоих друзей есть не только твои сверстники, но и те, кто старше, а так же те, кто младше? | - | ||
12. Ты любишь выступать с чтением стихов или с докладами на заданную тему? | |||
13. У тебя нет дефектов речи, таких как заикание или плохое произношение отдельных звуков? | |||
14. Ты всегда стараешься сформулировать свою мысль, даже если сделать это не так просто? | |||
15. Тебе приятно поболтать с человеком, даже если у вас с ним разительно отличаются взгляды на жизнь и практически нет общих интересов? | |||
16. Ты стараешься следить за происходящим в стране и мире событиями? | |||
17. Ты сомневаешься, что народная мудрость всегда права? | |||
18. Ты стараешься не давать советов, если тебя об этом не просят? | |||
19. Твоё желание общаться не зависит от настроения? | |||
20. Если чего-то не знаешь или не понимаешь, ты не боишься в этом признаться? |
Вывод: средний балл опрашиваемых показывает, что учащиеся старшего звена, общаются с определённым кругом людей и почти не контактируют с людьми, которые им не интересны. Таблицу можем вывести в графике.
3.7.Степень общения учащихся 9 – 11 классов.
Вывод: старшеклассники внимательны, но в определённом кругу. Они не общаются с тем, кто им не интересен, а небольшой процент учащихся общаются в строго ограниченном кругу и не идут на контакт с посторонними людьми. Таким образом, учащиеся 9 – 11 классов являются внимательными и интересными собеседниками лишь в определённом кругу людей. Автор предположил, что это происходит из-за того, что у старшеклассников появляются новые интересы, они ищут единомышленников, объединяются в компании, т.к. хотят утвердиться в обществе, показать свою значимость.
Заключение.
В процессе роботы гипотеза подтвердилась и можно сделать следующие выводы:
1. Учащиеся младшего звена не слишком внимательны, их средний уровень внимания характеризуется ниже среднего.
2.Среднее звено школы обладают средним уровнем внимания, но у них есть проблемы с непониманием собеседника.
3.Старшеклассники внимательны с определённым кругом людей.
4. У всех поколений учащихся встречается проблема с терпением и владением собой.
5. Уровень внимания увеличивается с возрастом.
6. Уровень внимания зависит от темперамента учащегося.
7. Чтобы определить уровень внимания школьников необходимо изучить темперамент каждого учащегося в отдельности и только тогда мы сможем показать степень сосредоточения внимания в целом.
5.Рекомендации.
1)Привлечь внимание собеседника можно, специально понизив голос - всем придётся замолчать, чтобы понять, о чём вы говорите.
2) Иногда лучше промолчать, чем сказать лишнее. Если вы уверены, что произнесённое вами слово может обидеть собеседника.
3) Промолчать следует в том случае, если вам доверили тайну. Если проболтаетесь, то потеряешь доверенность и преданность друга.
4) Нужно не только заставить других слушать вас, но и самому уметь слушать. Важно уметь в нужный момент не только услышать, но и всем своим видом выразить внимание к собеседнику: смотреть на него, а не по сторонам, подбадривать и задавать наводящие вопросы.
5) Вы должны не только воспринимать информацию, но и понимать эмоции, чувства, переживания собеседника.
Приложение №1.
Если вы набрали сумму баллов выше 62, то вы слушатель «выше среднего уровня». Иными словами ,чем больше у вас баллов, тем в большей степени у вас развито умение слушать (что, однако, отнюдь не означает, что вы не вправе остановить неисправимого болтуна!)
Приложение № 2.
Если на все поставленные вопросы, кроме 9 и 10, ответили уверенно: «нет, я никогда так не поступаю», - то вы умеете слушать собеседника, чувствуете его.
В том случае, если вы дали положительные ответы на те или другие поставленные вопросы, опросник превращается для вас в набор рецептов, в перечень того, что нужно изменить в себе, чтобы лучше общаться. В процессе занятий аутогенной тренировкой можно составить и использовать «пакеты» формул самовнушения, нацеленные на преодоление того негативного багажа, который у вас есть. Например, на вопрос 1 «Не ждете ли вы нетерпеливо, пока другой кончить говорить и даст возможность высказаться вам?» - вы отвечаете: «Да». В этом случае используйте следующие формулы самовнушения: «Умею ждать…Мне интересно слушать собеседника...Слушаю внимательно…Я терпелив…Во время беседы внимателен и сосредоточен».
Приложение №3.
От 20-10 баллов.
Похоже, ты очень общительный и любознательный человек. Наверняка с тобой интересно. Твой широкий кругозор и уважение к интересам окружающих являются залогом того, что к тебе будут тянутся люди. Самое важное, что тебе интересно не только в кругу своих ровесников. Умение находить общий язык с самыми разными людьми непременно пригодиться тебе в жизни.
От 0-10 баллов.
Наверное, не все смогут на вопрос, интересно с тобой общаться или нет. А все дело в том, что ты предпочитаешь контактировать только с определенным кругом людей. Ничего плохого в этом нет. Вот только постарайся все-таки не утратить навыков общения с людьми вообще. Ведь в жизни нам нередко приходиться сталкиваться с теми, кто не разделяет наших интересов и имеет абсолютно другие взгляды на жизнь. Так что помни: помимо твоей эрудированности не менее важно желание общаться.
От -10 – 0 баллов.
А тебе никто не говорил, что ты зануда ? А может быть, ты просто предпочитаешь пропускать подобные реплики мимо ушей ? А стоило бы обратить на них внимание. То конечно, рядом с тобой есть человек, которому с тобой интересно и который занудой тебя не считает, но тебе стоило бы позаботиться о своей репутации, ведь тебе не хочется, чтобы каждый новый собеседник относился к тебе с предубеждением.
От -10 до -20 баллов.
Такой результат отображает более чем печальную картину. Похоже, окружающие вообще не видят смысла в тесном и продолжительном общении с тобой, а все потому, что тебя просто невозможно ни в чем переубедить. При тебе даже сложно высказывать какие бы то ни было мысли и предположения. Так что настоятельно советуем тебе пересмотреть свое критическое отношение к окружающим. Помни: никто в этом мире не может претендовать на роль знатока истины в последней инстанции. И от всей души желаем тебе преодолеть тот барьер, который мешает твоему нормальному общению с людьми.
Использованная литература.
Зиглар З. Идеальное исполнение – Мн.: ООО «Попурри», 2003 – 288 с.
Книга психологических тестов./Сост. А. Ланская – М.: ООО «Мир книги», - 2004 – 448 с.
Кудряшова С.В., Юнина Е.А. Психология человека: учебно-методическое пособие. Часть 3. – Пермь: изд-во Припип. 2003. – 68 с.
Маленкова Л.И. Человековедение. Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 230 с.
Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или искусство нравится себе и другим. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000 – 368 с.
Чарный Б.М. Воспитай себя сам. – Пермь: Кн. изд-во, 1990 – 149 с.
http://www.effecton.ru/