ПМ. 01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
ПМ. 01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
МДК 01.01.Психология социально-правовой деятельности
«Два главных способа понимания одним человеком другого открывают двери в человеческую бесконечность: первое – ЭМПАТИЯ – в чувствование: второе – РЕФЛЕКСИЯ – отражение, вмысливание. В любом общении все мы в той или иной мере вживаемся и вмысливаемся друг в друга, эмпатируем и рефлексируем … Вся культура, весь язык, жесты, обычаи, что ни возьми, начиная от простого рукопожатия, сотворены усилиями людского взаимопроникновения, и все проходит путь от первотворчества до шаблона» (Леви В. Искусство быть другим // Искусство разговаривать и получать информацию. – М.: Высшая школа, 1993. С.61-62). Сформулируйте простейшую формулу, правила общения с клиентом ПФР, исходящую из допущения, что ваш партнер во всех отношениях подобен Вам.
Практическое задание № 2
ПМ. 01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
МДК 01.01.Психология социально-правовой деятельности
Мария Митрофановна (84 года) живет с дочерью (61 год). Дочь добросовестно ухаживает за матерью – готовит, стирает, ухаживает, имеет мягкий покладистый характер (безответная), мать уважает и слушается. Женщина ругает и бьет дочь, жалуется на неё социальному работнику на то, что дочь с ней мало общается и мало уделяет внимания.
Когда соцработник спросила, почему она доводит дочь до слез, Мария Митрофановна устроила истерику, кричала, чтобы её зарезали, задушили.
Вопрос: как надо поговорить с Марией Митрофановной, чтобы она по-доброму относилась к дочери?
Практическое задание № 3
ПМ. 01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
МДК 01.01.Психология социально-правовой деятельности
Молодой специалист на собрании членов трудового коллектива вносит предложение о пересмотре графика работы своих подчиненных и их обязанностей. Его коллега, опытный специалист, тут же делает несколько замечаний, типа: «Вы, ведь недавно у нас? Сергей... Сергей... забыл по отчеству. Выглядите Вы моложе своих лет, не обижайтесь! Знаете ли Вы как решаются эти вопросы, а главное – кем?
Вопрос. Что Вы можете сказать о психологическом источнике этих замечаний. Какую тактику уместно применить по отношению к такой позиции.
Практическое задание № 4
ПМ. 01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
МДК 01.01.Психология социально-правовой деятельности
Разговор между коллегами.
- А: Уму непостижимо! Вы за полчаса испортили работу, которая налаживалась годами! Этому вас учили в университете?
- Б: Вас это не касается. Лучше займитесь своим прямым делом. Суете свой нос…
- А: Это все ваше оправдание? Мелковато…
Вопрос: Каков характер развития этого конфликта? Можете ли указать на конфликтогены? Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия для «Б».
Практическое задание № 5
ПМ. 01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
МДК 01.01.Психология социально-правовой деятельности
Иван Михайлович (75 лет) проживает один. Жена, друзья умерли, сын разбился на машине. Есть дочь, которая очень редко посещает отца, т.к. их общение сводится к ругани. Трудолюбив, ежедневно делает зарядку, массаж. Социальному работнику жалуется «у меня все болит», «дочь плохая, позвоните дочери, чтобы она ко мне ходила», обильно выговаривается. Однажды ударил себя ножом в грудь, после раскаивался «Я не хотел».
Объясните психологический смысл состояния человека и причины его поведения.
Практическое задание № 6
ПМ. 01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
МДК 01.01.Психология социально-правовой деятельности
Нина Петровна (75 лет) всю жизнь старалась жить для дочери. Живет в 2-х-комнатной приватизированной квартире, где она прописана с дочерью и внучкой. Дочь привыкла, что мать все делает для неё. 20 лет назад дочь уехала за границу с дочерью и живет там. Однажды мать отказала дочери в незначительной просьбе и та, обидевшись, перестала общаться с матерью. С родной сестрой Нина Петровна отношений не поддерживала, считая, что родители больше любили сестру, чем её. Нина Петровна вела достаточно насыщенную жизнь, много читала, шила, вязала. После перенесенного инсульта Нина Петровна два месяца жила одна. Дочь с внучкой не отозвались на письмо.
Вопрос: Как помочь Нине Петровне в ситуации, когда она осталась одна без поддержки в зависимом беспомощном состоянии?
Практические задачи
Практическое задание № 7