Перечень вопросов экзамену
1. Предмет и задачи психологии.
2. Современная практическая психология: основные направления и задачи.
3. Понятие о психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии.
4. Организационные методы, их роль и место в психологическом исследовании. Эмпирические методы психологического исследования.
5. Виды эмпирических методов, их характеристика.
6. Обсервационные методы в психологии.
7. Экспериментальные методы в психологическом исследовании.
8. Психодиагностические методы исследования в психологии.
9. Понятие о психике. Структура психики человека.
10. Психические процессы, их место в структуре психики.
11. Понятие о познавательных психических процессах.
12. Память как познавательный психический процесс.
13. Аналитико-синтетический характер мыслительной деятельности.
14. Внимание как познавательный психический процесс деятельности.
15. Виды мышления.
16. Речь как познавательный психический процесс.
17. Понятие о регулятивных психических процессах.
18. Эмоции как регулятивный психический процесс.
19. Стресс и аффект как психоэмоциональные состояния личности.
20. Фрустрация как особое психоэмоциональное состояние личности.
21. Чувства и потребности личности.
22. Проблема личности в психологии и педагогике.
23. Психолого-педагогические закономерности формирования личности.
24. Активность личности и ее источники.
25. Социализации личности.
26. Личность как объект и субъект управления.
27. Личность руководителя.
28. Темперамент как индивидуально-психологическая особенность личности и его свойства.
29. Психолого-педагогические основы воспитания характера.
30. Понятие о группах и коллективах в психологии и педагогике.
31. Малая группа как объект психолого-педагогического анализа.
32. Психология межличностных отношений.
33. Проблема психологии общения.
34. Общение как социально-психологическое явление.
35. Виды общения, их сущность и основные характеристики.
36. Психологические особенности делового и управленческого общения.
Темы для рефератов
1. Предмет и задачи психологии.
2. Современная практическая психология: основные направления и задачи.
3. Понятие о психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии.
4. Организационные методы, их роль и место в психологическом исследовании. Эмпирические методы психологического исследования.
5. Виды эмпирических методов, их характеристика.
6. Обсервационные методы в психологии.
7. Экспериментальные методы в психологическом исследовании.
8. Психодиагностические методы исследования в психологии.
9. Понятие о психике. Структура психики человека.
10. Психические процессы, их место в структуре психики.
11. Понятие о познавательных психических процессах.
12. Память как познавательный психический процесс.
13. Аналитико-синтетический характер мыслительной деятельности.
14. Внимание как познавательный психический процесс деятельности.
15. Виды мышления.
16. Речь как познавательный психический процесс.
17. Понятие о регулятивных психических процессах.
18. Эмоции как регулятивный психический процесс.
19. Стресс и аффект как психоэмоциональные состояния личности.
20. Фрустрация как особое психоэмоциональное состояние личности.
21. Чувства и потребности личности.
22. Проблема личности в психологии и педагогике.
23. Психолого-педагогические закономерности формирования личности.
24. Активность личности и ее источники.
25. Социализации личности.
26. Личность как объект и субъект управления.
27. Личность руководителя.
28. Темперамент как индивидуально-психологическая особенность личности и его свойства.
29. Психолого-педагогические основы воспитания характера.
30. Понятие о группах и коллективах в психологии и педагогике.
31. Малая группа как объект психолого-педагогического анализа.
32. Психология межличностных отношений.
33. Проблема психологии общения.
34. Общение как социально-психологическое явление.
35. Виды общения, их сущность и основные характеристики.
36. Психологические особенности делового и управленческого общения.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Задание 1
Из перечисленных ниже положений выбрать те, в которых содержаться:
1) общие требования экспериментальных и не экспериментальных методов;
2) требования, характерные только для экспериментальных методов;
3) требования характерные только для естественного эксперимента.
Перечислим эти положения:
А) исследователь не вмешивается в течение психических процессов;
Б) исследователь сам создает условия для возникновения интересующих его психических явлений;
В) в ходе исследования добывается знание о психике, не зависящее (в той или иной степени) от субъективных качеств исследователя (таких как его мнение, оценки и пр.);
Г) изучается психика по его объективным проявлениям;
Д) изучается психика человека в процессе его обычной деятельности;
Е) изучаются объективные причины и условия, от которых зависит данное психическое явление.
Приложение 2
Практические задания
Задание 1
Прочтите сценку и определите, какой точки зрения придерживается каждое действующие лицо: бихевиористской, гештальтистской, психоаналитической, гуманистической, когнитивистской или эклектической.
Комната 2-х летнего мальчика, 8 часов вечера. Мальчик стоит около кроватки в окружении своих родственников: отца, матери, дедушки, дяди, тети. Все они психологи.
МАЛЬЧИК (плаксиво): «Не буду спать один. Буду спать с большими в большой кроватке. Мне темно и страшно».
МАТЬ: «Бедный мой мальчик, он ведь даже не подозревает, почему ему страшно. Наверное, он еще в роддоме испугался чего-то темного, и теперь ему всегда будет страшно оставаться одному в темноте. Когда-нибудь мне придется поработать с ним над его страхами и извлечь эту проблему из его бессознательного».
ДЯДЯ: «Да не трать ты времени попусту! Просто положи рядом с кроваткой пару печенюшек. Раз-другой поест в темноте печенье, глядишь, на третий – сам запросит, чтобы скорее включили свет».
ТЕТЯ: «Вечно ты придаешь значение частностям. Скорее всего, малыш пока еще очень слабо осознает, что такое темнота в отличие от не темноты. А, может быть, его глаза еще не вполне адаптировались к условиям не освещенного помещения».
ДЕДУШКА: «Дайте мне поговорить с мальчиком, я хочу выяснить, что он сам думает по этому поводу».
ОТЕЦ: « Я согласен, печенье – это не выход…Вот что, малыш, а скажи-ка мне пожалуйста, какие это такие страшные вещи творятся в темноте?»
МАЛЬЧИК: «в темноте из шкафа вылезают страшные чудовища».
ОТЕЦ: «Хочешь, я закрою дверь на ключ, и они не смогут оттуда вылезти?»
МАЛЬЧИК: «Да, хочу, хочу, только если попросит дядю принести мне печенье, тетю – посмотреть мои глазки, маму – рассказать, как я был маленький, а деду поговорить про что я думаю»
Задание 2
Найдите и отметьте единственный правильный ответ. Аргументируйте свой выбор.
1. Какой из перечисленных ниже психологов, вероятнее всего, мог бы утверждать, что «целое больше, чем сумма его частей?»
А. Бихевиорист
Б. Психоаналитик
В. Гештальтпсихолог
Г. Приверженец гуманистической психологии
2. Допустим, вам хочется, чтобы молодая женщина надела красный свитер. Как бы вы поступили, если бы придерживались позиции бихевиоризма?
А. Поговорил бы с ней о красном цвете вообще.
Б. Сделал бы ей подарок в качестве поощрения за согласие надеть красный свитер.
В. Указал бы ей на ее подсознательное желание носить красное.
Г. Обсудил бы с ней ее личное отношение к красному цвету и вызываемому им ассоциации.
3. Какое направление психологии занимается только наблюдением и обсуждением поведения человека.
А. Бихевиоризм
Б. Психоаналитическое направление
В. Гештальтпсихология
Г. Гуманистическое направление
4. Психолог сказал Бингу, что ему не следует винить себя в собственной агрессивности, так как им управляют бессознательные побуждения. Какого направления придерживается этот психолог?
А. Бихевиоризма
Б. Психоаналитического направления
В. Гештальтпсихологии
Г. Гуманистического направления
5. К какому направлению принадлежат психологи, более всего интересующиеся тем, как именно человек перерабатывает информацию?
А. Бихевиоризму
Б. Когнитивной психологии
В. Психоанализу
Г. Гуманистической психологии
Приложение 3