А) Что можно приготовить из овощей? Какая от овощей польза? 1 страница
ОТ АВТОРОВ
Уважаемые взрослые!
Данный комплект пособий рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с программой, действующей в логопедических детских садах. Обучение ориентировано в основном на дошкольников, имеющих нарушения речи. Вместе с тем пособие может быть использовано и в работе с нормально развивающимися детьми. Оно будет полезно как специалистам-логопедам, дефектологам, воспитателям, учителям, так и взрослым, не имеющим специального образования, для занятий с ребенком в семье.
Комплект состоит из рабочей тетради, представленной в двух частях (книгах), и методических рекомендаций. В первую часть рабочей тетради — «Мир вокруг» — вошли следующие темы: «Наша речь», «Овощи», «Осень», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Времена года» («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»).
Во вторую часть рабочей тетради — «Мир человека» — включены темы «Человек», «Семья», «Игрушки», «Инструменты», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Профессии», «Продукты».
Над этими темами целесообразно работать в такой последовательности: «Наша речь», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Игрушки», «Дикие животные», «Домашние животные», «Человек», «Семья», «Домашние птицы», «Зима», «Дикие птицы», «Инструменты», «Одежда», «Посуда», «Весна», «Мебель», «Транспорт», «Профессии», «Продукты», «Лето».
Основная задача пособия — развитие всех сторон устной речи детей с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи второго и третьего уровней. Кроме того, пособие поможет взрослым подготовить детей к школе: развить мышление, память, моторику, речь, заложить основы для последующего изучения русского языка, научить оперировать символами. Работа над развитием речи предполагает параллельное обучение математике (освоение счета предметов, цифр до десяти) и ознакомление с окружающим миром (свойства предметов и др.).
В основе методики лежит принцип от простого к сложному. Предметом изучения являются все основные языковые элементы устной речи: слово — словосочетание — предложение — текст. Обучение ведется в двух направлениях: накопление знаний о мире и формирование умений пользоваться различными языковыми формами устной речи.
Задания в пособии носят игровой характер, наличие рисунков облегчает их выполнение и делает более интересными.
В конце обучения ребенок должен приобрести следующие знания и умения:
— представления о таких областях окружающего мира, как овощи, фрукты, дикие и домашние животные, птицы, транспорт, мебель, посуда, одежда, обувь, инструменты, игрушки и др.;
— способность к обобщению, обобщающие понятия по соответствующим темам;
— умение составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;
— начальные представления о частях речи, именуемых в пособии как «слова-предметы» и «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;
— представления о роде, числе, падеже, умение использовать в речи соответствующие языковые конструкции;
— представление о том, что такое предложение и как оно обозначается на письме, умение строить предложения по схеме и самостоятельно;
— представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;
— умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и др.);
— умение мыслить и оперировать символами: запомнить и пользоваться при составлении предложений и рассказов символами («картинки-помощники») цвета, формы, вкуса, материала и др.
Как уже отмечалось выше, содержание пособия организовано по темам. В обеих частях тетрадей используются похожие типы заданий. Имеются «сквозные» лингвистические темы, а также понятия, которые рассматриваются в рамках любой темы: «слово», «маленькое слово», «предложение», «слова-предметы» (имена существительные), «слова-действия» (глаголы), «слова-признаки» (имена прилагательные). Работа над данными лингвистическими понятиями проводится предварительно в отдельных тетрадях. Кроме того, вводятся понятия «слова-девочки» (женский род), «слова-мальчики» (форма мужского рода), «слова-солнышки» (форма среднего рода), «слова-звездочки» (форма множественного числа). Усвоение этих понятий формирует у ребенка языковое чутье и готовит к обучению в школе.
В каждой части рабочей тетради, как правило, есть типовые задания, в них предусматриваются:
а) работа над обобщающими понятиями («дорисуй и раскрась», «зачеркни лишнее», «Незнайкины ошибки», «продолжи ряд»);
б) подбор прилагательных («слов-признаков»); качественных относительных, притяжательных (цвет, вкус, форма, материал, принадлежность и т. п.). Большое внимание уделяется согласованию существительных и прилагательных («лабиринт», «соедини линией»);
в) работа с падежными формами (игра «Магазин»);
г) работа над согласованием существительного и числительного («сосчитай», «Незнайкины ошибки»);
д) аналитико-синтетическая работа, деление целого на части («вырежи, собери и приклей», «сравни и опиши»);
е) работа над уменьшительно-ласкательной формой («скажи ласково», «дорисуй большой— маленький предмет», «назови по размеру»);
ж) работа над глаголами («словами-действиями»);
з) работа над родовыми понятиями («в каком домике живут?»);
и) работа над связной речью: составление загадок, рассказов («загадай загадку», «составь рассказ»).
Предлагаем учитывать следующие рекомендации. С пособием ребенок должен работать длительное время, регулярно, вместе со взрослым. Важно, чтобы взрослый следил за отчетливостью произношения слов и не оставлял без внимания ошибки. Обстановка на занятиях должна быть спокойной и доброжелательной, а их продолжительность — не более 20-25 мин. Надо соразмерять количество предлагаемых упражнений с индивидуальными возможностями ребенка. Не следует торопить детей при выполнении заданий, а также фиксировать внимание на неудачах. Важно не только дать знания, но и воспитать в ребенке уверенность в себе, а для этого отмечать все его достижения, даже самые незначительные. Проявив терпение, вы добьетесь хороших результатов.
Желаем успеха!
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема 1. НАША РЕЧЬ
«СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ»
ЗАДАНИЕ 1. Формирование понятия «слова-предметы».
Взрослый проводит с детьми беседу о том, что все, что находится вокруг нас, что мы видим (стол, цветок, кошка), — это предметы. Предметы могут быть живыми и неживыми. Про предметы мы спрашиваем (задаем вопрос) кто это?, если предмет живой, и что это?, если предмет неживой.
Предлагает найти на картине предметы.
Предлагает сначала найти и раскрасить только живые предметы и назвать их по предлагаемому образцу (Это кошка), а затем назвать и раскрасить неживые предметы (Это стол).
Объясняет, что когда мы называем предмет, то произносим слово. Это — «слово-предмет».
Взрослый объясняет функцию «картинки-помощницы» - она обозначает «слово-предмет».
ЗАДАНИЕ 2.Формирование умения задавать вопросы кто это?, что это?.
На первом этапе ребенку трудно самостоятельно задавать вопросы типа кто это? что это?. Обычно дети просто называют предметы. Взрослый учит правильно задавать вопрос.
а) Предлагает ребенку помочь человечку пройти к своим друзьям. Для этого нужно задавать вопросы кто это? по отношению к живым предметам и что это? по отношению к не живым предметам. Дает образец.
б) Закрепляет представление о «словах-предметах».
Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть две картинки и найти шесть различий, строя предложения по образцу. (Что это? Это солнышко. На первой картинке есть солнышко, а на второй картинке солнышка нет.)
«СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ»
ЗАДАНИЕ 1. Формирование понятия «слова-действия».
Перед выполнением задания взрослый проводит предварительную беседу с ребенком о словах-действиях. Предлагает выполнить различные действия (попрыгать, побегать, порисовать, похлопать в ладоши и т. п.). По ходу действий задает вопросы что ты делаешь? что ты сделал? и требует ответа одним словом (прыгаю, хлопал). Объясняет, что ребенок не только выполнял, производил действия, но и называл эти действия словами, говорил слова. Это — « слова-действия».
Рассматривает с ребенком картинки и просит, пользуясь образцом и называя «слова-действия», ответить на вопрос: «Что делает первый (второй и т. д.) зайчонок?» (Зайчонок сидит.) Объясняет, что обозначает «картинка-помощница»2
ЗАДАНИЕ 2. Формирование умения задавать вопрос что делает?
На первом этапе детям трудно самостоятельно задавать вопросы типа что делает? Обычно ребенок просто называет действие. Взрослый учит правильно задавать вопрос что делает?
Игра «Городская улица». Взрослый предлагает ребенку вырезать и приклеить предметы на свои места, а затем «поиграть в учителя», задавая вопросы соответственно образцу. («Машина что делает?») Отвечает на вопрос ребенка. (Машина едет.)
ЗАДАНИЕ3. Закрепление представления о «словах-действиях».
Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть картинки, найти «правильные» и назвать действия по образцу (« Что делает собака? » Собака гонится за кошкой).
«СЛОВА-ПРИЗНАКИ»
ЗАДАНИЕ 1. Формирование понятия «слова-признаки».
а) Взрослый напоминает, что есть «слова-предметы», «слова-действия». Затем предлагает составить по картинке предложение из двух слов (Это щенок). Спрашивает: «Сколько здесь слов?» (Два.)
б)Просит «вырастить» предложение —добавить еще одно слово, отвечающее на вопрос к а -кой? (лохматый). Затем ребенок проговаривает предложение целиком (Это лохматый щенок).
Взрослый говорит, что теперь известно, какой щенок («Как будто мы его видим») — он лохматый.
Задает вопрос: «А какой еще может быть щенок?» Ребенок отвечает (маленький, забавный, ласковый, шустрый). При этом взрослый считает, сколько слов тот придумал, и сообщает, что это — «слова-признаки». «Слова-признаки» —-это «красивые слова», которые рассказывают о предметах что-то новое. Показывает «картинку-помощницу» к «слову-признаку».
ЗАДАНИЕ 2. Формирование умения задавать вопросы какой? какая? какое?.
Вначале дети нередко затрудняются ставить эти вопросы самостоятельно. Обычно ребенок просто называет признак. Взрослый формирует нужное умение.
Взрослый объясняет, что «слова-признаки» бывают разные: одни характеризуют предметы по материалу, другие — по цвету, третьи — по форме, четвертые — по размеру и т. д. Показывает на мяч, говорит, что он резиновый (резиновый — «слово-признак», обозначающее материал), круглый (круглый — «слово-признак», обозначающее форму). Далее объясняет, какая «картинка-помощница» относится к слову-признаку «материал»
- обозначающая мяч по форме
— обозначающая мяч по размеру
- обозначающая мяч по цвету
Взрослый просит ребенка помочь Тане описать ее мяч, подобрав «слова-признаки» и используя «картинки-помощницы». (Мяч резиновый. Мяч большой. Мяч круглый. Мяч красный).
ЗАДАНИЕ 3.Взрослый просит ребенка помочь художнику раскрасить картинку «словами-признаками». Тот раскрашивает картинку и называет «слова-признаки» (Желтое солнышко. Зеленая травка).
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ЗАДАНИЕ 1.Формирование понятия «предложение». Схематическое изображение предложения.
а) Взрослый напоминает, что есть «слова-предметы», «слова-действия» и «слова-признаки».
Спрашивает: «Кто это? Что делает кошка? Что кошка пьет?» Ребенок отвечает (кошка, пьет, молоко), при этом взрослый показывает схематическое изображение слов в виде веселых человечков.
б) Взрослый вместе с ребенком составляет полное предложение (Кошка пьет молоко) и показывает схему полного предложения (человечки держат друг друга за руки). Объясняет, что предложение — это когда:
— слова «дружат» между собой,
— все понятно про предмет,
— высказывается законченная мысль. Взрослый произносит предложение Кошка пьет молоко, четко проговаривая каждое слово. Затем считает слова вместе с ребенком. Подчеркивает, что в этом предложении три слова. Обращает внимание на то, как обозначено на схеме первое слово, которое пишется с заглавной буквы, и что в конце схемы стоит точка.
Для закрепления нового взрослый задает вопросы: «Сколько здесь слов? Какое первое слово? Какое второе слово? Какое третье слово?» Затем просит ребенка проговорить предложение целиком (Кошка пьет молоко).
ЗАДАНИЕ2. Закрепление понятия «предложение».
Взрослый предлагает составить предложения
по картинкам из двух и трех слов, используя схемы. Затем спрашивает: «Сколько слов в первом предложении? Сколько слов во втором предложении?» Ребенок отвечает по образцу (Мальчик читает. — В этом предложении два слова).
ЗАДАНИЕ 3.Формирование представления о «маленьких словах» (предлоги).
Взрослый просит ребенка составить по картинке предложение из четырех слов (Кошка спит под столом). Произносит предложение, четко проговаривая каждое слово. Затем спрашивает, какое первое слово, какое второе слово, какое третье, считая слова вместе с ребенком. Объясняет, что под — тоже слово, только это «маленькое», «хитрое» слово, поэтому на схеме предложения оно изображено маленьким прямоугольником.
Затем взрослый продолжает счет: «Какое четвертое слово?» — и задает итоговый вопрос: «Сколько слов в этом предложении?» При этом считает слова вместе с ребенком. (В этом предложении четыре слова. Слово под— маленькое слово.)
В заключение взрослый просит ребенка ответить по образцу и просит назвать «маленькое слово». (Кошка спит под столом. В этом предложении четыре слова. Слово под— маленькое слово).
ЗАДАНИЕ 4. Расширение круга «маленьких слов ».
Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать, где находятся мяч, лампа. (Мяч лежит на стуле. Лампа стоит на столе.) Объясняет, что слова на, в — тоже «маленькие слова», как и слово под. Схемы этих «маленьких слов» держат веселые человечки.
ЗАДАНИЕ 5. Закрепление представления о «маленьких словах» (предлоги).
Взрослый предлагает рассмотреть картинку и разместить (вырезать и приклеить) животных и предметы на свои места. Ребенок рассказывает, что где находится, составляя предложения с «маленькими словами» на, в, под (Зайчик прячется под деревом. В этом предложении есть «маленькое слово» под).
ЗАДАНИЕ 6. Закрепление представления о предложении.
Взрослый медленно читает стихотворение, делая паузы между предложениями. Затем читает еще раз и просит ребенка сосчитать, сколько в стихотворении предложений.
Взрослый анализирует стихотворение вместе с ребенком: «О ком говорится в стихотворении? (О котенке). Это — слово-предмет. Что происходит с котенком, что он делает? (Не хотел мыться, опрокинул...) Это — «слова-действия». А есть ли в стихотворении «слова-признаки»?» («Слов-признаков» нет). Взрослый просит ребенка придумать свои «слова-признаки» про котенка, помогая вопросом какой котенок? (Упрямый, озорной, шустрый).
Тема 2. ОВОЩИ
ЗАДАНИЕ 1. Формирование обобщающего понятия «овощи».
Взрослый проводит беседу о том, что такое овощ, чем он отличается от фрукта (овощ растет на огороде, на кустике, под землей, а фрукт растет в саду, на дереве). Предлагает ребенку дорисовать овощи. Ребенок раскрашивает первый овощ, называет (Это помидор).
Взрослый говорит, что ребенку будут помогать «картинки-помощницы», чтобы характеризовать цвет, форму. Затем просит его назвать овощ, употребив при этом «слово-признак», обозначающее цвет (Это красный помидор), затем «слово-признак», обозначающее форму (Это круглый помидор).
Далее ребенок должен назвать овощ, употребив при этом одновременно «слова-признаки», характеризующие цвет и форму (Это красный, круглый помидор).
Во время работы взрослый напоминает, что такое предложение (когда все понятно, когда есть законченная мысль).
ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающего понятия «овощ».
а) В клеточках изображены вперемежку фрукты и овощи. Ребенок оставляет только овощи, зачеркивая все, что к ним не относится.
б) Взрослый предлагает назвать одним словом то, что лежит в корзинах.
в) Взрослый объясняет, почему морковь является овощем, и дает простейшее определение овоща, указывая на его отличительные признаки (овощ растет на огороде: на кустике или в земле). Ребенок должен ответить сложным предложением по образцу (Морковь — овощ, потому что растет на огороде, в земле).
г) Взрослый предлагает ребенку отыскать ошибку в высказывании Незнайки («Морковь, банан, огурцы — это овощи») и объяснить свое мнение (Банан — не овощ, потому что растет не в огороде, а на дереве).
ЗАДАНИЕ 3. Закрепление представления о «словах-признаках» (цвет, форма и др.).
а) Взрослый предлагает помочь зайчику сделать запасы овощей. Для этого необходимо подобрать к каждому овощу «слова-признаки» (цвет, форма). Ребенок составляет полные предложения по образцу (Это красный, круглый помидор).
б) Взрослый отчетливо и не спеша читает ошибочные высказывания Незнайки о цвете и форме овощей («Это синий помидор») и просит ребенка исправлять ошибки (Это не синий, а красный помидор).
ЗАДАНИЕ 4. Где растут овощи?
Взрослый беседует с ребенком о том, где растут овощи. Показывает картинки и разъясняет, что обозначает та или иная из них (над землей — на кустике, на земле, в земле). Ребенок раскрашивает, вырезает и наклеивает овощи на соответствующие места и полным предложением по образцу рассказывает, где растет тот или иной овощ (Картофель растет в земле).
ЗАДАНИЕ 5. Как убирают овощи? «Слова-действия».
а) Взрослый объясняет, как убирают овощи, показывает картинки и разъясняет, что обозначает та или иная из них (овощи выдергивают, срезают, выкапывают, срывают), при этом внимание акцентируется на оттенках значений «слов-действий». Ребенок соединяет линией овощ и соответствующую картинку, проговаривает действие полным предложением по образцу (Морковь выдергивают из земли). б) Ребенок отыскивает в высказывании Незнайки «Я срезал репу» ошибку и объясняет, почему тот не прав. Желательно, чтобы он составил полное предложение по образцу (Репу выдергивают из земли).
ЗАДАНИЕ 6. Употреблением падежных форм в речи. Расширение круга «слов-признаков ».
а) Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию (суслик и хомяк делают запасы овощей на зиму) и предлагает ему помочь сосчитать овощи сначала у суслика (Один помидор. Два помидора. Три помидора. Четыре помидора. Пять помидоров), а потом у хомяка.
б) В заключение ребенок, руководствуясь образцом, говорит, чего много у хомяка и у суслика.
ЗАДАНИЕ 7. Употребление существительных в родительном падеже. Согласование прилагательных и существительных.
а) Взрослый предлагает сказать правильно, что лежит в ящиках слева и чего не стало в ящиках справа после того, как там побывали мышки. Следит, чтобы употреблялась правильная падежная форма (помидоров, а не «помидор»).
б) Взрослый называет один из овощей, лежащих на столе (На столе лежит кочан капусты). Затем говорит, что этого овоща не стало, и просит ребенка сказать (по образцу), чего не стало, используя родительный падеж единственного числа (Мама убрала кочан капусты. На столе не стало кочана капусты).
в) Взрослый предлагает ребенку перечислить все овощи, которые находятся в мешочке у зайчика. Ребенок называет овощи в единственном и множественном числе, используя форму именительного падежа и употребляя при этом «слова-признаки» по схеме. Взрослый предварительно объясняет, что обозначает прямоугольник с вопросительным знаком и волнистой линией , — любые виды «слов-признаков», помимо признаков цвета и формы.
Взрослый последовательно показывает ребенку все мешочки и просит сказать (по образцу), чего не стало. (Не стало зеленой, круглой, хрустящей капусты.)
ЗАДАНИЕ 8. Большой и маленький. Уменьшительно-ласкательная форма.
Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию (суслик летом потрудился и вырастил крупные овощи; хомяк ленился — у него овощи мелкие). Затем спрашивает, чем картофелины отличаются друг от друга (размером). Замечает, что про большую можно сказать картофелина, а про маленькую — картофелинка.
Далее взрослый просит маленькие овощи назвать «ласково».
В процессе работы взрослый объясняет значение символов — большого и маленького квадратов (размер).
ЗАДАНИЕ 9. Что готовят из овощей? Образование относительных прилагательных. Согласование прилагательного и существительного по родам в словосочетаниях.
а) Взрослый объясняет, что можно приготовить из овощей, говорит, что в овощах много витаминов и их можно есть сырыми. Из овощей делают овощной салат, варят щи (борщ, суп), выжимают сок; овощи солят (консервируют). Из овощей также готовят начинку для пирогов.
Объясняет, что появилась новая «картинка-помощница». Она обозначает, как овощи используются, что из них готовят, какую пользу они приносят человеку.
б) Ребенок называет каждый овощ, подбирая по образцу соответствующие «слова-признаки» для продуктов, которые из него сделаны {Из моркови делают сок, салат, приправу).
Далее взрослый предлагает ребенку подобрать дополнительные «слова-признаки», обозначающие цвет, форму, вкус (сладкий, морковный сок). Просит подумать и подобрать дополнительные «слова-признаки», характеризующие сок по другим параметрам (густой, приятный, полезный, прозрачный). Следит, как ребенок согласовывает окончания существительных (средний, мужской, женский род) с окончаниями прилагательных.
в) Взрослый предлагает ребенку помочь Незнайке исправить ошибку и сказать правильно.
ЗАДАНИЕ 10. Составление загадок по схеме.
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку (Желтая, круглая, сладкая. Ее выдергивают. Что это? ) и придумать свою загадку о каждом овоще на рисунке, пользуясь схемой.
Объясняет,как сочинять загадки: надо,не называя сам овощ, перечислить только «слова-признаки», которые к нему относятся. Просит ориентироваться на «картинки-помощницы».
ЗАДАНИЕ 11.Составление рассказов по схеме.
Взрослый, обращая внимание ребенка на «картинки-помощницы», формулирует их содержание в форме вопросов (что это?). Ребенок последовательноотвечает на вопросы полными предложениями. Взрослый подчеркивает, что предложения, которые ребенок составил, «дружат» между собой: в них речь идет об одном и том же предмете — помидоре. Говорит, что если предложения «дружат» между собой, то получается рассказ. Читает целиком рассказ (о помидоре) и просит ребенка пересказать. Тот пересказывает, затем по образцу составляет рассказы об остальных овощах. Взрослый следит за целостностью рассказов.
Тема 3. ФРУКТЫ
ЗАДАНИЕ 1.Формирование обобщающего понятия «фрукты». «Слова-признаки».
Взрослый проводит короткую предварительную беседу, объясняя, что такое фрукт, какие бывают фрукты по цвету, форме, вкусу, чем они отличаются от овощей (фрукты, как правило, растут в саду на дереве). Предлагает ребенку обвести фрукты и закрасить соответствующим цветом. Ребенок называет первый фрукт. (Это яблоко.)
Взрослый напоминает, что такое «слова-признаки », их значения и виды. Объясняет, что при выполнении заданий нужно использовать и «картинки-помощницы». Первая картинка обозначает цвет, вторая — форму, третья — вкус.
Взрослый вновь просит ребенка назвать фрукт, используя при этом «слово-признак», характеризующее цвет. (Это красное яблоко.)
Точно так же ребенок, ориентируясь на «картинку-помощницу», называет фрукт, используя при этом «слово-признак», которое обозначает форму. (Это круглое яблоко.)
Затем ребенок называет фрукт, используя при этом «слово-признак», обозначающее вкус. (Это сладкое яблоко.)
Во время работы взрослый напоминает, что такое предложение (когда все понятно, когда есть законченная мысль).
Далее ребенок называет фрукт, используя все «слова-признаки» в одном предложении. (Это красное, круглое, сладкое яблоко.)
Аналогичная работа проводится с грушей, лимоном, персиком. Следует учитывать приблизительность и многовариантность возможных признаков при определении формы, цвета, вкуса. Например, лимон в основном овальный, яблоки бывают и кислые, но в основном они сладкие. Если необходимо, взрослый делает проекцию: обводит фрукт на бумаге карандашом — при этом форма становится наглядной.
ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающего понятия «фрукты».
а) В клеточках изображены вперемежку фрукты, овощи и предметы, которыми пользуется человек. Ребенок оставляет только фрукты, зачеркивая все, что к ним не относится.
б) Взрослый задает ребенку обобщающие вопросы, варьируя названия фруктов, например: «Можно ли назвать банан, яблоко, грушу одним словом? Каким?»
в) Взрослый предлагает ребенку продолжить ряд (Персик, ананас... — это фрукты) и дорисовать фрукты, которые тот назвал.
ЗАДАНИЕ 3. Закрепление обобщающего понятия «фрукты».
а) Взрослый просит ребенка ответить сложным предложением на вопрос, почему яблоко (лимон и др.) фрукт. При этом следит, чтобы ответ был развернутым. В своем ответе ребенок дает с помощью взрослого простейшее определение фрукта, указывая на его отличительные признаки. (Яблоко — фрукт, потому что растет на дереве, в саду.)
б) Читая четко и медленно высказывания Незнайки («Мандарин, редиска, киви — это фрукты»), взрослый предлагает ребенку определить ошибку Незнайки и объяснить свое мнение. (Редиска — не фрукт, потому что не растет на дереве.)
ЗАДАНИЕ 4.Закрепление представления «о словах-признаках» (цвет, форма, вкус и др.).
Взрослый предлагает ребенку игру с лабиринтом, дает образец ответа (Это желтый, овальный, сладкий банан). Условие игры: подобрать к каждому фрукту «слова-признаки» (цвет, форма, вкус). Взрослый напоминает о «картинках-помощницах», на которые нужно ориентироваться при ответе. Ребенок составляет полные предложения по образцу.
ЗАДАНИЕ 5. Работа над употреблением падежных форм в речи. Расширение круга «слов-признаков».
а) Игра «Магазин». Ребенок с мамой приходит в магазин «Фрукты». Он должен помочь сделать покупки. Это возможно, если он правильно назовет фрукт, использовав два-три «слова-признака» по предлагаемому образцу. Взрослый вводит в его речь слова, характеризующие сочность, твердость, мягкость, содержащие эмоциональную оценку, и др. (Дайте мне желтый, сочный, полезный лимон.)
б) Можно во время общения с ребенком усложнить игровой сюжет. Например, они сначала пришли в один магазин — там много разных фруктов. Взрослый просит ребенка последовательно составить про каждый фрукт предложение по образцу (В магазине много апельсинов). Затем они идут в другой магазин, там каких-то фруктов нет (В магазине нет апельсинов). Следует обращать внимание на окончания слов в форме родительного падежа множественного числа и в случаях ошибок поправлять ребенка.
в) Дальнейшие задания также направлены на отработку правильного употребления падежных форм. Ребенок, перечисляя названия фруктов по образцу, употребляет слова:
— в именительном падеже единственного числа (На столе лежит банан),
— в родительном падеже единственного числа (На столе не стало банана),
— в родительном падеже множественного числа (Мама сварила компот из слив, груш, и др.Л
— в дательном падеже единственного числа (Мама дала каждому по апельсину),
— в творительном падеже единственного числа (Вера была довольна апельсином).
ЗАДАНИЕ 6. Согласование существительных («слов-предметов») и прилагательных («слов-признаков») с числительными. а) Ребенок перечисляет фрукты, которые лежат у Веры в вазе, называет фрукты в именительном падеже единственного и множественного числа, ориентируясь на схемы и подбирая «слова-признаки», обозначающие цвет, форму, вкус (Это желтый, овальный, кислый лимон). Взрослый последовательно показывает фрукты в остальных вазах, дает образец ответа и просит ребенка сказать, чего не стало (Не стало желтого, овального, кислого лимона).