Обработка результатов и интерпретация
Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка
Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Инструкция к тесту
Предлагаем вам описание различных психических состоянии. Если вам это состояние часто присуще, поставьте 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, поставьте 1 балл, если совсем не бывает – 0 баллов.
Тестовый материал
- Не чувствую в себе уверенности.
- Часто из-за пустяков краснею.
- Мой сон беспокоен.
- Легко впадаю в уныние.
- Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
- Меня пугают трудности.
- Люблю копаться в своих недостатках.
- Меня легко убедить.
- Я мнительный.
- Я с трудом переношу время ожидания.
- Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
- Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
- При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
- Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
- Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
- Я нередко чувствую себя беззащитным.
- Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
- Я чувствую растерянность перед трудностями.
- В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
- Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
- Оставляю за собой последнее слово.
- Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
- Меня легко рассердить.
- Люблю делать замечания другим.
- Хочу быть авторитетом для других.
- Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
- Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
- Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
- У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
- Я мстителен.
- Мне трудно менять привычки.
- Нелегко переключать внимание.
- Очень настороженно отношусь ко всему новому.
- Меня трудно переубедить.
- Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
- Нелегко сближаюсь с людьми.
- Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
- Нередко я проявляю упрямство.
- Неохотно иду на риск.
- Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка результатов теста
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
- I. Вопросы №1-10 – тревожность;
- II. Вопросы №11-20 – фрустрация;
- III. Вопросы №21-30 – агрессивность;
- IV. Вопросы №31-40 – ригидность.
Иинтерпретация результатов теста
I. Тревожность:
- 0-7 баллов – тревожность отсутствует;
- 8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;
- 15-20 баллов – высокая тревожность.
II. Фрустрация:
- 0-7 баллов – имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;
- 8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;
- 15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
- 0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны;
- 8-14 баллов – средний уровень агрессивности;
- 15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность:
- 0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость;
- 8-14 баллов – средний уровень;
- 15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.
Опросник Басса-Дарки
Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Инструкция. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».
Опросник
- Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
- Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
- Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
- Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
- Не всегда получаю то, что мне положено.
- Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
- Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
- Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
- Мне кажется, что я не способен ударить человека.
- Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
- Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
- Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
- Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
- Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
- Часто бываю не согласен с людьми.
- Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
- Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
- В раздражении хлопаю дверьми.
- Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
- Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
- Меня немного огорчает моя судьба.
- Думаю, что многие люди не любят меня.
- Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
- Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
- Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
- Я не способен на грубые шутки.
- Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
- Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
- Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
- Довольно многие завидуют мне.
- Требую, чтобы люди уважали мои права.
- Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
- Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
- От злости иногда бываю мрачным.
- Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
- Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
- Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
- Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
- Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
- Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
- Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
- Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
- Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
- Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
- Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
- Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
- Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
- Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
- С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
- Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
- Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
- Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
- Когда кричат на меня, кричу в ответ.
- Неудачи огорчают меня.
- Дерусь не реже и не чаще других.
- Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
- Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
- Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
- Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
- Ругаюсь только от злости.
- Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
- Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
- Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
- Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
- У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
- Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
- Часто думаю, что живу неправильно.
- Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
- Не огорчаюсь из-за мелочей.
- Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
- Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
- В последнее время я стал занудой.
- В споре часто повышаю голос.
- Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
- Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Обработка результатов и интерпретация
Ответы оцениваются по 8 шкалам.
1. Физическая агрессия (k=11): | |
"да" = 1, "нет" = 0 | вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 |
"нет" = 1, "да" = 0 | вопросы: 9, 7 |
2. Вербальная агрессия(k=8): | |
"да" = 1, "нет" = 0 | вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 |
"нет" = 1, "да" = 0 | вопросы: 33, 66, 74, 75 |
3. Косвенная агрессия (k=13): | |
"да" = 1, "нет" = 0 | вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 |
"нет" = 1, "да" = 0 | вопросы: 26, 49 |
4. Негативизм (k=20): | |
"да"= 1, "нет" = 0 | вопросы: 4,12,20,28, |
"нет" = 1, "да" = 0 | вопросы: 36 |
5. Раздражение (k=9): | |
"да"= 1, "нет" = 0 | вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 |
"нет" = 1, "да" = 0 | вопросы: 11, 35, 69 |
6. Подозрительность (k=11): | |
"да"= 1, "нет" = 0 | вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 |
"нет" = 1, "да" = 0 | вопросы: 33, 66, 74, 75 |
7. Обида (k=13): | |
"да"= 1, "нет" = 0 | вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58 |
8. Чувство вины (k=11): | |
"да"= 1, "нет" = 0 | вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67 |
Индекс агрессивности включает в себя 1, 2 и 3 шкалу; индекс враждебности включает в себя 6 и 7 шкалу.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опрос-ником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Тест Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной)
Назначение теста
Тест адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:
• соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
•приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
• компромисс;
• избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
• сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.
Инструкция к тесту
В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.
Ответ "А" | Ответ "Б" |
1. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. | Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. |
2. Я стараюсь найти компромиссное решение. | Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои. |
3. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. | Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. |
4. Я стараюсь найти компромиссное решение. | Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. |
5. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. | Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности. |
6. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. | Я стараюсь добиться своего. |
7. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. | Я считаю возможным уступить, чтобы добиться своего. |
8. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. | Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. |
9. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. | Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. |
10. Я твердо стремлюсь достичь своего. | Я пытаюсь найти компромиссное решение. |
11. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. | Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. |
12. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. | Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. |
13. Я предлагаю среднюю позицию. | Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. |
14. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. | Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. |
15. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. | Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. |
16. Я стараюсь не задеть чувств другого. | Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. |
17. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. | Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. |
18. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. | Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. |
19. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. | Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. |
20. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. | Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех. |
21. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. | Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. |
22. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. | Я отстаиваю свои желания. |
23. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого. | Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. |
24. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. | Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. |
25. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов. | Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. |
26. Я предлагаю среднюю позицию. | Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. |
27. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры. | Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. |
28. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. | Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого. |
29. Я предлагаю среднюю позицию. | Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий |
30. Я стараюсь не задеть чувств другого. | Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. |
Ключ к тесту
№ | Соперн. | Сотрудн. | Компр. | Избег. | Приспособ. |
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А |