Формирование навыков конструктивного общения
Успех в общении
Приветствие:приветствуядруг друга, вы рисуете партнеру небольшой прогноз на будущее. Например: Я очень рад тебя видеть, я думаю, что ты через пять лет будешь более самостоятелен
Сегодня мы поговорим с вами о том, чем же определяется успех в общении. Попробуйте сами ответить на этот вопрос…
Конечно, успех в общении определяется знаниями, умением вести разговор, умением найти общий язык, правильно слушать собеседника и многим другим. Все это правильно но, вместе с тем, недостаточно. Нужно помнить, что главное в общении – сам человек. То есть, как он себя проявляет в общении, умеет ли открыто выражать свои чувства и переживания, умеет ли быть самим собой, не искажая себя – то есть не показывает другому себя, свои поступки, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Умеет ли подать себя другим людям таким, какой он есть на самом деле.
Мы всегда с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен и стараемся избегать общения с людьми, которые нам неприятны и не вызывают у нас симпатии. Однако нет такого человека, в котором нельзя было бы найти общих точек соприкосновения с нами. Для того чтобы с кем – нибудь поладить, подружиться, найти общий язык, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми мы общаемся.
Бывает, в жизни очень трудно понять другого человека, даже если вы говорите с ним на одном языке. А иногда случается так, что с первой фразы можно определить, что хочет тебе сказать собеседник.
Всегда ли вы можете понять другого человека, почувствовать, что для него важно в данный момент? Можете ли вы выйти с честью из какой – либо ситуации, если окажетесь в ней вместе с другими людьми, поймете ли вы слова, чувства, мысли друг друга?
Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, выражению лица, позе и так далее. В какой степени эти способности развиты у вас?
Давайте используем ситуации понимания в общении в игре «Два зеркала».
В круг выходит доброволец, который будет смотреть в два «зеркала» - молчащее и говорящее.
Задача добровольца – определить, кто стоит у него за спиной.
Инструкция «зеркалам»: Зеркала встают рядом у стены. Основной игрок перед ними. Остальные располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят сзади.
Сначала работает молчащее зеркало. Молчащее зеркало объясняет жестами и мимикой. Если человек не угадывает, тогда говорящее должно будет объяснить одним словом, фразой, которая характеризует этого человека. Если человек не угадывает, повторяется все сначала.
Задача игрока – угадать как можно быстрее, кто стоит за спиной.
Нельзя называть имя человека. Нужно подобрать такую характеристику, чтобы игрок сразу понял, о ком идет речь. Нельзя подчеркивать физические характеристики. Можно использовать личные данные, качества характера. После угадывания тот, кто стоит за спиной, становится зеркалом.
Рефлексия: Кто из участников был удивлен тем, как отразили его зеркала?
Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение?
Часто в нашей речи мы не обращаем внимания на слова, которые мы говорим. Мы можем обидеть человека каким – то грубым словом и не заметить этого. Вспомните, какие правила общения приняты в той среде, в которой вы часто бываете. Как вы обычно выражаете свои чувства и мысли? Какими словами и жестами пользуетесь? Всегда ли они положительно влияют на вашего собеседника?
Скажите пожалуйста, что определяет культуру человека? Конечно, это умение вести себя вежливо с людьми, понимать, что будет приличным, а что неприличным в данной обстановке. Например, неприлично кричать, громко переговариваться, перебивать другого, навязываться в друзья и знакомые, говорить неуместные вещи, задавать нескромные вопросы. Общая культура предполагает внешнюю опрятность, доброжелательность, эмоциональную сдержанность, порядочность.
Любые нарушения правил поведения ведут к нарушениям отношений между людьми. Вы из своего опыта, наверное, знаете, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто – то толкнет, пусть даже нечаянно и не извинится, или скажет грубое слово и не заметит этого, или будет зло подшучивать над вами. Этот кто – то - малокультурный человек. Сколько огорчений, неприятностей и обид доставляют такие люди. Будьте вежливыми, и вам легче будет общаться с другими людьми. Как говорил Эзоп: «Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой».
Кроме того, успех в общении зависит от уважения к человеку. Воспитать в себе уважительное отношение к людям можно лишь в том случае, если мы научимся видеть в человеке, прежде всего, его положительные качества.
Именно когда мы не уважаем человека, нас раздражают его манеры, его одежда, поведение.
Однако есть способы, которые позволяют человеку развивать в себе уважение к другому:
Первое – это терпимость.
Терпимость к немощной старости, терпимость к материнскому беспокойству, к отцовской требовательности, к человеческой боли и страданиям.
Второе – это настройка на одну волну с человеком, который в ваших глазах недостоин уважения, и попытка посмотреть на окружающий мир его глазами.
Третье – размышление о том, как к нам относится человек, уважение к которому нам так тяжело проявить.
На одной из пирамид египтологи прочитали такие утверждения:
· Каждый человек уникален
· Каждый человек удивительно сложно устроен
· Каждый человек несовершенен по своей природе
· Каждый человек бесконечно любим.
Любите, уважайте не только себя, но и других людей, умейте понять другого и вам обязательно скажут: «Какой приятный собеседник!»
Ритуал прощания.
Блок 4