Активность. Поведение. Деятельность
Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность- общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить - значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живому существу поддерживать жизненно важные для него связи со средой, она служит основой развития и саморазвития. Активность обеспечивает поведениечеловека - его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.
Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Деятельность- сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека - игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности. Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек.
Активность, Поведение, Дея-ть:
Активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Таким образом, активность - всеобщая характеристика живого, отличающая его от неживого.
Формами проявления активности выступают произвольные движения. (физические объекты на это неспособны) от самых простых, элементарных, называемых актами, до самых сложных, высокоорганизованных форм, в частности рассудочной деятельности. Если расположить произвольные движения по степени нарастания признака сложности, то получим эволюционную лестницу.
В научном смысле понятие "деятельность" применимо только к человеку. Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями. Таким образом, элементами деятельности выступают: цели, потребности, действия. Термин "действие" в строгом смысле применим только к человеку. Животные неспособны ставить перед собой цель. Стало быть, у них есть произвольные движения, но нет действий (хотя в широком смысле слово, но не понятие "действие" сплошь и рядом применяется по отношению к животным, впрочем, и по отношению к физическим объектам тоже).
Цель - осознанный образ предвосхищаемого действия. Животные запрограммированы природой, ими руководят инстинкты, а не цель. Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время.: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются из дня в день, мы говорим о деятельности. Однократное посещение магазина - действие, но повторяющееся хождение по магазинам, ставшее чертой образа жизни женщины, ее социальной ролью, это уже деятельность. Отдельные действия - штопка и глажка белья, приготовление пищи, уборка помещений и т.д. - объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятельность это рядоположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей.
Итак, действие - единица деятельности. Отдельное движение - элемент действия. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и людям. Действия и деятельность - только людям. Забить гвоздь - это действие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). К движениям не применимы цель и потребности, а к действию применимы.
Поведение
Поведение - совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность, в отличие от поведения может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. Поведение относится только ко второму. Поведение - внешняя форма проявления деятельности, т.е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому ученые говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение - непосредственно наблюдаемая деятельность. Деятельность - осознанное им "произвольное поведение".
В приведенном примере речь идет о поведении больших масс людей (которое можно назвать социальным поведением) как реакции на ожидаемые трудности в снабжении продуктов, удовлетворяющих важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности; мотивация; ожидания (экспектации).
Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например, заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.
Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Действие на что-то направлено, а поступок нет.
Свобода действий
Действия, поступки, движения и акты - строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение - две стороны одного явления, а именно человеческой активности.
Свобода действий - определяемый извне, прежде всего социальной средой, диапазон вариаций человеческих актов. Иначе, говоря, позволяемое (допускаемое) обществом разнообразие поведенческих актов, которые индивид намерен осуществить по собственному замыслу. Непроизвольные вариации в поведении, вызванные аффектами либо совершаемые бессознательно, например, отдергивание руки от горячего предмета, как бы разнообразно оно ни происходило, к сфере свободных действий не принадлежат. Напротив, регулируемые культурными нормами действия, скажем, чихание, предполагают, что человек может соблюсти эти нормы в разной степени либо не соблюдать вовсе. Чихая, он может использовать носовой платочек, отвернуться в сторону или сдержать чихание как произвольную реакцию. А может ничего этого не делать. Хотя чихание - непроизвольное действие, но оно обставлено культурными условностями, т.е. диапазон его выражения ограничен. В зависимости от того, какова ситуация (присутствуют ли рядом посторонние люди), как он относится к самим культурным нормам (строго следует им или игнорирует), каким он хочет показаться окружающим (воспитанным или невоспитанным), человек свободно выбирает то или иное действие. Таким образом, свобода действий предполагает свободу выбора, произвольное решение индивида, цель и намерения.
3 вопрос ( Характеристика деятельностного подхода в психологии) :
Понятие «деятельностный подход»в психологии употребляется в 2-х значениях:
1)В широком смысле – это методологическое направление исследований, в основу которого положено категория предметной д-ти (предложил Карл Маркс, Баллон, Политцеп, Томашевский и др.).
2)В узком – это теория, которая рассматривает психику в структуре процессов отражения в д-ти индивидов (рассматривает Леонтьев).
Деятельностный подход пришёл в психологию в 20-м веке и он совпал с методологическим кризисом в психологической науке (30-е годы).
Таким образом, предпосылкой развития деятельностного подхода в психологии стали: 1) поиск новой методологической основы в Советской психологии; 2) исторически обусловленное обращение психологов к психологии марксизма; 3) сдвиг тематики Отечеств. психологии в сторону трудовой д-ти.
Одной из первых теорий (Отечеств. теорий) в русле деятельн.-го подхода стала теория Корнилова, к-рая получила название «Реактология».
1)Теория «Реактология» - это теория, к-рая представляет синтез интероспективной психологии сознания и бихевиористическая трактовка поведения.
2) Рефлексология развивалась благодаря Бехтереву (1900- 1930 гг.). Позже Сеченов и Павлов.
3) Дальнейшее развитие деятельн.-го подхода в трудах Басова. Впервые заговорили, что человек –это активный деятель. Психология обратила внимание на д-ть.
По Басову, трудовая д-ть – это высшая форма д-ти человека, этапами формирования к-рого явл.-ся игра и учение.
4) В трудах Рубинштейна и Леонтьева ( Рубинштейн – принцип единства сознания и д-ти)
5) Леонтьев А.Н. – он приступил к изучению д-ти, позже чем Рубинштейн. Он разработал полную развернутую общепсихологическую теорию д-ти. Настаивал на том, что изучать нужно только д-ть.