ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ... методологические основы педагогической коррекции
методологические основы педагогической коррекции
рии, тем самым, становятся небезразличными для личности, расширяя ее индивидуальное экологическое пространство.
Следовательно, педагогически целесообразна коррекция широты отношения школьников к миру природы как по линии «биосистематики» (различные царства, типы, классы и т.п. природных объектов), так и по линии «географии» (привязанность природных объектов к различным ландшафтам, территориям, регионам).
Коррекция интенсивностиотношения к природе основывается на том, что педагогический процесс направляет и расширяет возможности проявления ребенком своего отношения к миру природы в сфере чувств (перцептивно-аффективный компонент); в познавательной сфере (когнитивный компонент); в его практических действиях (практический компонент) и поступках (посту-почный компонент интенсивности).
Достижение высокого уровня развития перцептивно-аффективного компонента интенсивности отношения к природе обеспечи вается, если процесс экологического образования опирается н следующие ориентиры:
1) определение эстетической ценности всего многообразие
объектов и явлений в мире природы, их эстетической неповтори
мости и выразительности;
2) актуализация действия комплекса естественных (визуаль
ных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых, поведен
ческих) и социальных (эстетического и этического характера)
психологических релизеров в процессе восприятия личностью
природных объектов;
3) развитие способности эмоционально и деятельно откли
каться на встречу с природными объектами: чувством, оценкой,
ассоциацией, творческим сопоставлением, трансформацией
воспринимаемого образа в воображении, творческим действием
с ними или их образами (изобразительным, литературным, му
зыкальным, пластическим и т.д.).
Достижение высокого уровня развития когнитивного компо нента интенсивности отношения к природе обеспечивается:
1) актуализацией активности школьников в самостоятельно]
поиске экологической информации. Целесообразно развивать
школьников высокую сензитивность к сведениям о мире приро
ды, показывать, из каких источников и каким путем эти сведен
могут извлекаться;
2) обучением школьников элементарным приемам и прави
лам самостоятельных натуралистических и экологических наблю
дений. Самостоятельно «открытые» сведения о «тайнах природы»
оказываются наиболее личностно значимыми, стимулируют дальнейшую познавательную активность школьников, обеспечивают развитие их интереса к миру природы.
Безусловно, педагог выступает как консультант школьника в потоке экологической информации, знакомит с научно-популярными материалами, доступными и интересными учащимся данного возраста, организует встречи с натуралистами; экологами; любителями, увлеченными аквариумистикой, разведением кактусов, фотоохотой и т.д.
Достижение высокого уровня развития практического компонента интенсивности отношения к природе обеспечивается, если процесс экологического образования включает:
1) стимулирование стремления школьников к непрагматичес
кому практическому взаимодействию с природными существами,
общению, т.е. субъект-субъектному взаимодействию с ними;
2) развитие высокой сензитивности к витальным проявлени
ям природных объектов, их «ответам» в процессе взаимодействия
с ними.
Именно высокий уровень практического компонента, в первую очередь, характеризует людей с высоко развитым субъективным отношением к природе.
Достижение высокого уровня развития поступочного компонента интенсивности отношения к природе обеспечивается:
1) развитием сензитивности школьников к тем ситуациям, в
которых природные объекты нуждаются в активной помощи со
стороны людей;
2) поощрением готовности школьников пойти на определен
ные жертвы, подвергнуться той или иной опасности раци благо
получия природных объектов.
Поступочный компонент отношения наиболее полно развивается в процессе природоохранной деятельности. Следует отметить, что ее экологическая целесообразность обеспечивается координацией отношения личности к миру природы и системы адекватных экологических представлений.
Без подобной координации природоохранная активность школьников может оказать «медвежью услугу» природным объектам. Например, обнаружив на поляне «брошенного», «выпавшего из гнезда» птенца, школьники часто стремятся ему «помочь» — поймать и выкормить. Не только дети, но и взрослые просто не знают, что подросших, но не умеющих еще летать, птенцов (орнитологи называют их «слетками») родители продолжают выкармливать вне гнезда. Если птенцов удается поймать, они, как правило, погибают, поскольку