Четыре концептуальные модели
Существует целый ряд различных моделей экспертного консультирования, но только некоторые из них являются достаточно полными и полезными. В работах ряда авторов выделены четыре всесторонние модели экспертного консультирования (Keys, Bemak, Carpenter & King-Sears, 1998; Kurpius, 1978; Kurpius & Brubaker, 1976; Schein, 1978).
1. Модель «эксперта», или модель обеспечения, Консультант-эксперт обеспечивает прямое обслуживание консультируемых, которые не имеют времени, желания или навыков, чтобы заниматься определенной проблемной областью. Эта модель консультации была разработана раньше других (Kurpius & Robinson, 1978). Она широко использовалось в 1940-х – начале 1950-х годов. Преимущество модели состоит в том, что эксперты могут разрешить трудные проблемы за консультируемого, предоставив последним возможность без помех заниматься другими обязанностями. Главный недостаток модели состоит в том, что если по определенной проблеме не удается добиться улучшения, то вина может быть возложена на консультанта-эксперта.
2. Модель «доктор–пациент», или модель «-выдачи рецепта». Консультант-эксперт объясняет консультируем, что неправильно в его (консультируемого) отношениях с третьим лицом и что в связи с этим необходимо предпринять. Чтобы лучше понять суть данного метода, можно сравнить его с традиционной моделью медицинского обслуживания, согласно которой c нaчала диагностируется проблема пациента, а затем предлагается рецепт для исправления ситуации. Эта модель обычно применяется в случаях, когда консультируемым недостает уверенности в правильности своих собственных интервенционных стратегий. Она не требует, чтобы консультант-эксперт сам вызывал терапевтические изменения или проводил лечение, как это предполагается в модели обслуживания.
3. Модель посредничества. Консультанты-эксперты действуют как координаторы. Их главная функция состоит в объединении услуг разных людей, которые пытаются разрешить проблему. Они достигают этой цели: 1) путем координирования услуг, которые уже предоставлены; 2) созданием альтернативного плана услуг, который представляет собой синтез нескольких решений. Таким способом консультант-эксперт мог бы действовать в школьной системе, в ситуации, когда ребенок-инвалид получает различные виды услуг, которые в силу разрозненности не приносят пользы ни ребенку, ни школе. Благодаря посредничеству услуги предоставляются систематически, и их несогласованность уменьшается.
4. Развивающая консультация, или модель сотрудничества. Консультанты помогают в процессе выработки решения. Их главная задача состоит в том, чтобы вовлечь консультируемых в активный поиск решений проблем, возникших в их работе с клиентами. Таким образом, консультируемые (например, в школе – родители, учителя, дети, консультанты или работники общественных агентств) должны представить ясное изложение своих проблем, провести их тщательный анализ, разработать возможные решения, а затем осуществлять их и оценивать свои собственные планы действия. Этот подход не предполагает, что кто-либо один обладает достаточными знаниями для выработки и внедрения решений. Вся группа должна работать как единый, слаженный ансамбль.
Создание атмосферы, в которой может осуществляться этот процесс, – главная задача коллаборативных консультантов-экспертов (придерживающихся модели сотрудничества). Это требует применения значительного числа межличностных навыков консультирования, таких как эмпатия, активное слушание и структурирование информации. Кроме того, консультанты-эксперты должны обладать эрудицией и аналитическим мышлением, уметь вызывать у других людей энтузиазм, оптимизм и уверенность в себе. Они должны обладать способностью интегрировать и использовать эмоциональные, бихевиоральные и когнитивные способы решения проблем.