Вербальное и невербальное общение

Речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная – на монологическую и диалогическую.

Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Однако каждый из видов речи имеет свои специфические особенности.

Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов. Они тонко скоординированы как между собой, так и со словами в целом. Выделяют следующие виды невербальных средств общения:

1. Визуальные:

– кинесика – движения рук, головы, ног, туловища, походка;

– выражение лица, выражение глаз;

– позы – осанка, посадка головы;

– направление взгляда, визуальные контакты; кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;

– проксемика (пространственная и временная организация общения) – расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;

– вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).

2. Акустические:

– паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) – громкость, тембр, ритм, высота звука;

– экстралингвистические – речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

3. Тактильные:

– такесика – прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

4. Ольфакторные:

– приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека.

В целом эта оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук - и тогда мы имеем жестикуляцию; лица - и тогда мы имеем мимику, позы - и тогда мы имеем пантомимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации.

Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. тембр голоса, его диапазон, тональность.

Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, а также других средств, например покашливание, плач, смех и, наконец, темп речи.

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Приход к началу переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику и т.д.

Проксемика – это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики – Э. Холл, который называл проксемику пространственной психологией.

Естественно, что не средства проксемики в состоянии обеспечить успех или неуспех в проведении дискуссий; их содержание, течение, направление задаются гораздо более высокими содержательными уровнями человеческой деятельности (социальной принадлежностью, позициями, целями участников дискуссий).

Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти более или менее четко вычлененные наборы получили название "хронотопов" (например, хронотоп "вагонного попутчика"). Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это "вагонный попутчик".

Визуальное общение – "контакт глаз" – новая область исследования. Доказано, что, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.

Должное внимание следует уделить также таким коммуникативным навыкам, как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание – или внимательное молчание – применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а также тогда, когда цель общения со стороны говорящего – "излияние души", эмоциональная разрядка.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы.

Наши рекомендации