После этого простого упражнения большая часть ненужных мыслей покинет вашу голову. Можете повторить всё упражнение ещё раз, чтобы лучше освободиться от мешающих мыслей

Станислав Мюллер

ПАМЯТЬ

И ТРЕУГОЛЬНИК СУДЬБЫ

Версия 2008

Невыдуманное вступление

Стамбул. 15 июня 2006 года. Офис на четвёртом этаже в центре этого удивительного, словно не имеющего возраста, города. В первом ряду среди занимающихся в группе голографической памяти – шестидесятилетняя оперная певица. Свободно поёт на пяти языках. Пришла улучшить память специально для овладения русским языком. Я спрашиваю её:

- Зачем вы хотите знать русский язык?

- Я давно уже хотела говорить по-русски и читать в подлиннике Толстого. Но русский язык очень сложный, и я надеюсь, что эти курсы помогут мне расшевелить мою память.

Наш диалог идёт на английском: турчанка не знает русского, а я не владею турецким. Это уже третье занятие из сжатого цикла курса тренингов – её глаза начинают блестеть довольными огоньками: она отмечает улучшение запоминаемости и вспоминаемости информации. Два дня назад она вспомнила (совершенно неожиданно для себя) половину детей из своего первого класса, хотя всегда считала, что эти воспоминания для неё потеряны навсегда. А в середине этого тренинга её ждало ещё одно потрясение: она смогла свободно запоминать стихи, просто зарисовывая их в виде пиктограмм, быстро и прочно.

28 мая 2003 года. Шоу «Неординарных личностей» в ночном клубе «Летур» (в настоящее время – клуб «Цитрус»). На сцене – Николай Зубов. Ведущий объявляет его как человека, чья память не имеет границ. Яркий свет разноцветных прожекторов слепит глаза. За минуту до этого на большом видеоэкране прокручивался отрывок из фильма «Человек дождя» про двух братьев, один из которых обладал от природы феноменальной памятью, благодаря чему они за один вечер выиграли в казино 80 тысяч долларов.

За час до своего выхода Николай раздавал всем входящим в зал карточки с номерами, спрашивая их имена. И, естественно, запоминал. И вот он уже выступает на сцене, называет по имени каждого выходящего в центр зала. Зрители проводили его со сцены дружными аплодисментами, а в перерыв окружили, показывая свои карточки и спрашивая имена. Николай в свою очередь минут десять называл имена людей по памяти, отвечал на вопросы восторженной публики. Мне было приятно видеть, какой триумф пережил человек, от природы не обладавший феноменальной памятью, но сумевший путём необременительной тренировки развить её до столь высокого уровня.

Во время последнего нашего занятия, за два дня до выступления, Николай сказал, что уже свободно запоминает до трёхсот имён подряд.

Юлю на курсы памяти привёл папа. Сразу же сказал, что деньги не имеют значения, главное развить у выпускницы память. На дворе стоял июнь, а в августе ей нужно было при поступлении в вуз сдавать экзамен по английскому языку.

Вся парадоксальность ситуации заключалась в том, что девушка вообще не учила в школе иностранный язык, так как считала, что он ей не пригодится. А за полгода до экзаменов выяснилось, что по английскому придётся сдавать вступительный экзамен. Как я смог потом убедиться, она вообще очень своеобразно относилась к учёбе, почти все её воспоминания при выставлении голограммы прошлого были одни и те же: иду в магазин, хожу по магазинам, что-то выбираю себе в магазине. Я даже не предполагал, в какую историю влип, согласившись с ней серьёзно работать.

Репетиторы с девушкой, естественно, занимались, но отец откровенно сказал, что по-английски она так и не говорит, хотя готовится уже несколько месяцев.

Через десять занятий наступил коренной перелом и в памяти, и в обучаемости: Юля при мне свободно запомнила и рассказала тему «Англия» на английском языке. А ещё через пару месяцев на курсы «Суперпамять» пришли три её подружки – Наташа, Алёна и Света. И сообщили мне приятную новость: Юля поступила на бюджет! В их группе, как и во всех остальных, на первом же тренинге я заострил внимание на очень важной особенности курса голографической памяти: улучшается не только память, в значительной степени происходит упорядочивание мышления, повышение обучаемости, улучшение многих других процессов на психическом уровне.

Другая девушка, которую также зовут Юля, пришла на «Суперпамять» под руку с мамой. Из-за серьёзнейших последствий церебрального паралича самостоятельно она почти не ходила, так как её тело было безжалостно скрючено судорожно сжатыми мышцами, и только глаза удивительно красивого лица выдавали желание двигаться, развиваться, совершенствоваться.

Отзанимавшись половину курса, Юля спросила, стоит ли ей продолжать обучение, поскольку результатов она не видела никаких. Лечащий врач, у которого она проконсультировалась по поводу своей памяти, сказала, что с таким диагнозом, как у неё, вполне естественно отставание психического развития. Я рассудил по другому:

- Можете не оплачивать дальнейшие занятия, но продолжать обучение, безусловно, стоит.

Ей пришлось пройти не один цикл, а два подряд, прежде чем она действительно почувствовала изменения в работе своей памяти. На 23 февраля она подарила мне шоколадку, с гордостью сказав, что впервые сдала сессию без хвостов. А ещё через три года Юля принесла и показала мне диплом юриста. Ей удалось, несмотря на пессимистические прогнозы и тяжёлый недуг, получить высшее образование, причём не абы какое, а юридическое.

На страницах этой книги изложена принципиально новая технология не только развития памяти, но и работы со своим мышлением, с пониманием сути многих процессов и явлений, происходящих с нами в жизни, технология нового тысячелетия. Метод, позволяющий даже при заочном обучении улучшить свою память как минимум в два раза. И разобраться с обстоятельствами, препятствующими вашему движению вперёд, находя оптимальные алгоритмы успешной, счастливой жизни. При условии, что вы уже живёте в настоящем, а не относитесь к известной категории людей, которые, по словам Грибоедова,

Сужденья черпают из забытых газет

Времён Очакова и покоренья Крыма.

Часть 1

Как в 2 раза улучшить память за 45 минут или введение в голографическую память

С чего всё начиналось…

Несколько лет назад по окончании последнего занятия по развитию памяти один из студентов предъявляет претензии по результатам обучения:

– Станислав, люди к вам приходят, чтобы научиться запоминать, просто прочитывая, и потом вспоминать всё, что нужно. А вы предлагаете разные мнемотехники, нужно что-то делать, напрягать голову. Неужели нет способа развить память так, чтобы потом просто вспоминать всё, что тебе нужно?

На тот момент это было единственное в моей практике открыто высказанное недопонимание со стороны обучающихся сути тренингов по развитию памяти. Обычно люди либо применяют полученные знания и умения, а затем делятся своими успехами со мной и окружающими, либо прекращают занятия по разным причинам, в основном из-за изменений в расписании учёбы или работы, навёрстывая затем пропущенные занятия с другой группой. Иногда люди прекращают занятия по причине элементарного неверия в свои возможности и в возможности метода.

Я прекрасно понимал, что использование мнемотехник многим кажется искусственным и неудобным. В то же время во всём мире стандартное развитие памяти проводят по аналогичным программам. Методы подготовки «людей в чёрном» не в счёт, это тема отдельного разговора. Меня же постоянно волновал вопрос, высказанный тем студентом: каким образом можно легко и быстро запоминать, практически не прикладывая при этом никаких (или почти никаких) усилий?

Первые же положительные результаты в развитии феноменальной памяти у обучающихся вдохновили и опьянили. Но прошло немного времени, и пришло отрезвление: все случаи быстрого развития “абсолютной” памяти - это не столько мастерство преподавателя, сколько внутренняя предрасположенность обучающихся. Для обычного человека путь к парадоксальному уровню памяти занимает слишком много времени, чтобы говорить о постановке такого обучения на поток…

С тех пор прошло несколько лет. Несколько лет работы и экспериментов. Мне посчастливилось пройти обучение у самых лучших специалистов своего дела в различных направлениях саморазвития. А директор лучшей школы развития памяти («Школа Эйдетики» г. Москва) Игорь Юрьевич Матюгин помог мне в совершенстве овладеть не только мнемотехниками, но и искусством обучения навыкам запоминания самых разных людей. Разных как по характеру, так и по способностям.

Но, как это ни парадоксально, настоящие открытия (в области развития памяти и не только) мне помогли сделать самые, казалось бы, простые люди. Многие из них затем стали сотрудничать со мной по программе «Город талантов», стремительно развивая свои способности и двигаясь вперёд по жизни с головокружительной скоростью. Как результат – создание «Голографической памяти». Метода, дающего быстрое и заметное развитие памяти и мышления, которым можно пользоваться, даже не применяя мнемотехник.

Позволю себе немного подробнее остановиться на самом моменте возникновения технологии. Во время одного из “мозговых штурмов” Алёна, студентка медицинской академии, предложила использовать линию времени для вспоминания информации. Эдак небрежно бросила:

– Можете ещё попробовать вспоминание информации, обращаясь к конкретным местам на линии времени.

Это было сказано абсолютно равнодушным тоном, ни эта девушка, ни я тогда не думали, что это станет в дальнейшем отправным пунктом в создании принципиально нового метода развития памяти. Памяти, которая, несмотря на многочисленные исследования, публикации и диссертации, до сих пор продолжает оставаться белым пятном для человечества.

Через несколько часов после “мозгового штурма” мне пришла в голову мысль, что могут существовать не только зрительная линия времени, но и слуховая, телесная, обонятельная и вкусовая. В тот же вечер я это проверил на себе и был буквально потрясён: эти линии действительно существуют. Мало того, все они имеют разную конфигурацию!

Представьте себе картину, когда воспоминания об одном и том же событии воспринимаются разными каналами восприятия совершенно в разных местах. Грубо говоря, это такой сумбур! О какой хорошей памяти тут может идти речь?

Проведя ряд пробных занятий со студентами, я понял, что имею дело с удивительно простой, но в то же время весьма действенной технологией. А первые же массовые тесты показали среднее улучшение вспоминаемости информации в полтора-два раза всего лишь после 30 минут обучения начальным навыкам этой техники. Я в очередной раз почувствовал, как от успеха начинает кружиться голова.

Но вскоре оказалось, что научить этому удаётся не всех, а только 80%. Самое трудное – нахождение и применение других линий времени – поначалу оказалось слишком сложным для многих обучающихся. Пришлось менять технологию, экспериментировать с разными вариантами линий времени, проводить новые и новые пробы. Только с 2004 по 2005 год мной было обработано более трёх тысяч (!!) бланков с тестами памяти. Как результат появилась технология, работающая в ста процентах случаев, у всех приходящих на курсы.

Что касается заочного обучения, то кто-то осваивает все тонкости, изложенные в этой книге, кто-то только самые основные, что уже само по себе даёт улучшение эффективности работы памяти в 2 – 3 раза.

На основе голограммы памяти в настоящее время разработан ряд методик, вроде бы не имеющих прямого отношения к памяти, но парадоксальным образом позволяющих получать быстрые конкретные результаты.

Не скрою, мне было бы очень интересно получить возможно большее количество отзывов о результативности моих методов при заочном обучении.

Надеюсь, новая книга будет для вас не только занимательной, но и продуктивной.

Для тех, кто считает удобным получение информации через интернет-рассылки, я предлагаю адрес нашего основного сайта: www.talentcity.ru

А также дополнительный адрес, на котором мы занимаем лишь небольшую часть: www.silverkey.ru - и далее по ссылке «город талантов».

Основные положения

Голографическая память – это системное, упорядоченное восприятие всего прошлого опыта и представлений о будущем, облегчающее сознательный доступ человека к любой информации о самом себе.

Основные положения метода голографической памяти можно сформулировать следующим образом:

1. Воспоминания в состоянии высокой концентрации внимания воспринимаются людьми в строго определённых местах в пространстве вокруг и (или) внутри тела строго индивидуально (каждым по-своему).

2. Поадресное обращение к воспоминаниям (концентрация внимания на конкретном участке в пространстве) повышает количественные и качественные показатели вспоминаемости.

3. Голограмма является частью разума каждого человека, а сознательное расположение воспоминаний по порядку многократно облегчает работу памяти и разума.

4. Вспоминание ощущений прикосновения, а также звуков, запахов и т. д. большинством людей воспринимается на других линиях времени. Соединение их с выстраиванием в прямые линии даёт как улучшение памяти, так и гармонизацию мышления и приводит к образованию компактного и удобного в применении информационного пространства, по форме напоминающего треугольник.

5. Наиболее прочное запоминание при повторении достигается при обращении к конкретным местам в пространстве. В воспринимаемом месте хранения первоначально запомненной информации рекомендуется включать мысленный экран и на него переносить повторяемую информацию, что будет способствовать усилению яркости этих воспоминаний, подобно совмещению двух и более слабо экспонированных слайдов воедино.

6. Усилению яркости воспоминаний в поле голограммы способствует как эмоциональное напряжение, так и жизнь в состоянии целостного осознания себя в мире.

7. После снятия стрессовой нагрузки при работе по этому методу у большинства людей снимаются бессознательные “шоры” на неприятные воспоминания. В результате снижается “уровень деформации общего восприятия воспоминаний”, когда отрицательный эмоциональный фон события приводит к вытеснению из сознательной памяти как самого эпизода, так целого промежутка времени, продолжительностью в несколько дней, недель, месяцев или даже лет.

8. Рациональное увеличение времени при закреплении на голограмме запоминаемого материала в результате логических или образных его преобразований способствует лучшему его запоминанию.

9. Бездумное, нерациональное повторение информации, приводящее к увеличению времени работы с учебным материалом, делает голограмму более «размытой» в пространственно–временном поле, нужная степень запоминания достигается с гораздо большими затратами времени.

10. При использовании голограммы одинаково хорошо вспоминаются как реальные действия, так и логические умозаключения и настроение.

11. Первое время для лучшего закрепления в памяти логических умозаключений желательно использовать несколько органов чувств с опорой на что-то реальное как на фон для запоминания.

12. Применение различных моделей при работе с голограммой способно усиливать либо ослаблять как отдельные воспоминания, так и процессы запоминания в целом.

13. Дыхательные практики, а также другие упражнения, положительно влияющие на работу мышления, аналогичным образом влияют и на голограмму.

14. Ежедневное многократное обращение к голограмме способствует улучшению памяти.

15. Во время работы с голограммой происходит активизация (в той или иной мере) бессознательного разума, что само по себе открывает значительные возможности для различных ментальных практик.

16. Прощение всех обид и принятие прошлого и будущего с любовью не только улучшает вспоминаемость любой информации, но и помогает легче справляться с жизненными трудностями.

17. Голограмма как информационное пространство может играть роль связующего звена при взаимодействии нашего сознания с бессознательным. Звена вполне осознаваемого и управляемого на уровне сознания.

Понятие линии времени.

Гениальный учёный двадцатого века Георгий Лозанов, исследуя феномен гипермнезии в раджа-йоге, выяснил, что умение некоторых индийских йогов по нескольку часов и суток наизусть рассказывать строки из Упанишад, не ошибаясь и не повторяясь, объясняется не долгим зазубриванием, а умением входить в особое состояние, в котором они могут свободно обращаться практически к любой информации, которую сознательно запоминали.

Интересно, что само понятие «сознательного запоминания» у нас с ними, мягко говоря, не совпадает.

Западный человек, чтобы запомнить что-либо, или много раз это повторяет, или ищет логические закономерности, помогающие пониманию и способствующие запоминанию.

Йоги, способности которых исследовал Лозанов, для запоминания информации просто входят в особое состояние очень высокой концентрации внимания, используя ментальные и дыхательные практики. И всё. Впрочем, возможно, не всё, а точнее, всего лишь все, что мы об этом знаем. Мы говорим: «всего лишь входят в состояние высокой концентрации внимания». И даже не подозреваем, какая огромная разница между нашим состоянием концентрации внимания, которое кажется для нас естественным и которое мы никоим образом не тренировали и тренировать вроде бы не собираемся, и состоянием концентрации индийских йогов, которые потратили на достижение высочайших степеней концентрации несколько лет длительных ежедневных тренировок.

Я не призываю к ежедневным часовым медитациям, но для нас стало очевидным: умение концентрироваться можно и нужно развивать даже при сегодняшнем стремительном ритме жизни. Тем более, что большинство людей только думают, что они могут управлять своим вниманием. На самом деле можно сказать обратное: внимание управляет ими.

Одна из особенностей технологии – “включение” голограммы всегда совмещается (или совпадает) с упражнением на высокую концентрацию внимания. Очень важно, особенно на начальном этапе освоения метода, всегда перед включением голограммы выполнять упражнение №1 на концентрацию внимания. После 10 – 20 раз высокая концентрация закрепится подобно якорю и будет включаться всякий раз при активизации голограммы памяти. В отличие от многих других техник всё получается как бы само собой, по ходу выполнения совершенно необременительных упражнений.

Всем желающим очень быстро развить свою память с помощью этой техники я могу обрисовать два крайних полюса в овладении этой в общем-то очень простой методикой.

Одна крайность – никаких упражнений с тренажёрами, просто выполнять упражнения по конкретному алгоритму усвоения голографической памяти. Выполняя только их, вы можете свободно улучшить свою память за очень короткое время в среднем в полтора – два – три раза.

Другая крайность – последовательное выполнение всех предлагаемых упражнений в полном объёме и с ведением дневника. Это, конечно, займёт больше времени, но при этом и результат будет уникальным, далеко выходящим за пределы обычного улучшения памяти.

А те из читателей, которые предпочитают не бросаться в крайности, скорее всего, выберут нечто среднее, выполняя развивающие упражнения при наличии свободного времени.

Перед тем как немедленно браться за выполнение того или иного упражнения, я советую хотя бы дочитать очередную главу до конца. Зачем? Пояснения и уточнения по поводу правильного и более эффективного выполнения некоторых упражнений даются как до, так и после описания этих упражнений, а тонкости техники рассыпаны по всей книге.

Ещё пару слов о пользе высокой концентрации. Когда в 2003 году я проходил в Москве переподготовку по самым современным методам развития памяти, И. Ю. Матюгин рассказал о феномене высокой концентрации при запоминании иностранных слов с использованием метода ФИКСАЦИИ. Оказывается, достаточно 10 секунд неотрывно смотреть на слово и перевод, ни о чём при этом не думая, и слово с переводом очень прочно закрепляется в памяти. Для большинства людей этот метод неприменим, потому что у каждого человека в голове постоянно толкутся разные мысли – о пиве, о косметике, о женщинах, о мужчинах. В результате следы в памяти стираются, не успев должным образом закрепиться.

При проведении экспериментальных тренингов “добровольцами” были студенты, прошедшие у меня курс “сверхобучаемость”, что позволяло им практически мгновенно входить в состояние очень высокой концентрации. Но в обычной практике подачи голографической памяти требовалось найти другой простой алгоритм управления вниманием для успешного овладения этой техникой, поскольку я не мог давать всем параллельно с памятью ещё и навык сверхобучаемости.

Как только чётко сформировался вопрос – пришёл и ответ. Как нельзя кстати пришлись практические занятия, которые проводил у нас на факультете, когда я ещё учился на психолога, Фиргат Зарипович Кабиров. Профессионал своего дела, он виртуозно преподносил как простые, так и сложные методики, добиваясь полного понимания их студентами.

Во время одного из таких семинаров, когда давались игры из гештальттерапии, я сразу же ухватился за технику “осознания себя”:

- Вероятно, при использовании этого упражнения всё намного лучше усваивается при обучении и легче запоминается?

- Естественно. И не только…

После этого проблема повышения концентрации внимания для курса голографической памяти была решена. Я стал давать технику осознания в каждой группе. А на страницах этого руководства она обозначена как “упражнение № 1 для быстрого достижения высокого уровня концентрации”.

Почему № 1? С развитием голографической памяти появляются всё новые упражнения, основанные непосредственно на эффекте голограммы разума, позволяющие намного сильнее концентрироваться. А сейчас я предлагаю перейти к азбуке управления вниманием.

· Упражнение № 1 на быстрое достижение высокого уровня концентрации из гештальттерапии:

Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Спина прямая, взгляд – прямо перед собой, дыхание ровное, свободное. Постарайтесь просто и безоценочно воспринимать всё, что вы при этом видите. Спустя примерно 1–2 минуты, после того, как вы рассмотрите всё, что видите перед собой, переведите внимание внутрь своего тела. Мысленно безоценочно пройдите фокусом своего внимания от макушки головы до кончиков пальцев на ногах. Необходимо прочувствовать все телесные ощущения. Это может быть одежда, ремень, который слегка давит в поясе, урчание в животе и т. д.

После этого простого упражнения большая часть ненужных мыслей покинет вашу голову. Можете повторить всё упражнение ещё раз, чтобы лучше освободиться от мешающих мыслей.

Вернёмся к йогам. Ещё одной важной составляющей раджа-йоги, которую исследовал Г. Лозанов, является постулат о том, что память находится не в мозге. Вся информация просто хранится во вселенной. И для того чтобы получить к ней доступ, необходимо войти в особое состояние высокой концентрации внимания.

Голографическая память – это естественная человеческая память, абсолютно вся информация, которую человек получил в течение жизни. Воспринимается это в виде голографических образов, которые могут быть либо ярче, либо тусклее. Только небольшая часть голограмм хорошо включается в нашей памяти, а большая требует особых навыков.

Ещё одно упражнение, которое я рекомендую выполнить, если возникнут трудности с нахождением исходной линии зрительных воспоминаний – перевод психики в зрительный режим.

· Сядьте прямо, голова слегка откинута назад, взгляд вверх (влево - вверх), дыхание ровное поверхностное, верхней частью лёгких – ключицами. Конечно, при условии, что вы сможете так дышать, не испытывая большого дискомфорта.

При освоении практики нахождения зрительной (а также телесной, звуковой и других) линии времени люди замечают, что воспоминания о разных событиях часто воспринимаются ими в разных местах в пространстве вокруг них. Или внутри них.

На презентациях или лекциях о голографической памяти я предлагаю аудитории сосредоточиться и вспомнить что-то, что было 3 или 4 часа назад. И рассмотреть, где воспринимается картинка этого воспоминания. С первого раза далеко не всем удаётся определить, что зрительное воспоминание может восприниматься как некое изображение на плоскости, к примеру, в 30 сантиметрах перед лицом.

Но уже когда я предлагаю вспомнить что-либо из вчерашнего дня, гораздо больше людей замечают, что это воспоминание они воспринимают в другом месте, по сравнению с предыдущим. Я предлагаю желающим в свободное время поэкспериментировать и найти, где они воспринимают воспоминания о том, что было неделю, месяц, год, 9 лет назад.

Если соединить центры этих картинок между собой в хронологической последовательности, то мы сможем заметить, что наши воспоминания выстраиваются в определённую траекторию, которая и носит название линии времени.

В практиках NLP существуют 2 подхода к работе с линией времени. Некоторые авторы предлагают работать с исходной конфигурацией линии времени, другие предлагают выстроить её в удобное для использования положение.

Для развития голографической памяти работа с исходной конфигурацией линии времени не имеет смысла, так как мы выяснили, что у человека на уровне сознания существуют как минимум 9 линий времени, а не одна, как это утверждается в NLP. И почти у всех людей эти линии в пространстве располагаются по разным конфигурациям.

Фактически, каждому виду ощущений соответствует своя линия времени: - зрительная, тактильная, звуковая, обонятельная, вкусовая, восприятия времени и другие. И даже простое соединение двух линий времени в одну уже само по себе способно улучшить память.

Существует несколько способов нахождения линии времени. При овладении навыком голографической памяти я рекомендую совместить два упражнения в одно: нахождение исходной линии времени и выстраивание её в новой, удобной для работы памяти и сознания конфигурации.

Хотя понятие «линия» обычно подразумевает прямую, линия времени может иметь любой вид и размер. Она может представлять собой спираль, ломаную, кривую. Вид линии времени индивидуален. Каждый по-своему хранит свои воспоминания.

Наши рекомендации