Упражнение «Счетчик виноватых мыслей»


Самое лучшее средство против нездоровой вины – все та же, хорошо известная нам, осознанность. Фактически осознанность – яркий прожектор, позволяющий рассмотреть и выяснить, насколько адекватно то или иное переживание и насколько оно порождено про- шлыми травмами, ранним болезненным опытом утрат и обид. На этом беспощадном свету нездоровая вина начинает извиваться, бледнеть и показывать свою истинную сущность, – которая у нее не очень приглядная, нечто вроде кишечного глиста. Высасывает силы, не давая ничего взамен. Конечно, кому приятно лицезреть собственных глистов, но повод ли это мириться с ними?

Итак, за дело.

Представьте себе, что вы постоянно носите на себе счетчик вины, скрупулезно реги- стрирующий каждый раз, когда вы переживаете это чувство.

Сколько раз вы испытали чувство вины за сегодняшний день?

Упражнение «Счетчик виноватых мыслей» - student2.ru

А за вчерашний день?

Упражнение «Счетчик виноватых мыслей» - student2.ru

А за прошедшую неделю?

Упражнение «Счетчик виноватых мыслей» - student2.ru

Попробуйте вспомнить и проанализировать каждый случай. Оцените, насколько адек- ватно и заслуженно каждый раз было пережитое вами чувство вины (да-да, каждый раз!). Коротко опишите каждый случай.

Случай 1

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заслуженно?Незаслуженно?

Случай 2

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заслуженно?Незаслуженно?

Случай 3

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



Заслуженно?

Незаслуженно?

Упражнение «Счетчик виноватых мыслей» - student2.ru Упражнение «Счетчик виноватых мыслей» - student2.ru

Что вы заметили в результате этого упражнения? Было ли что-нибудь новое, что вы открыли в результате его выполнения? Вина может сформировать привычку, как и любая другая эмоция. Не поддавайтесь привычной вине и рефлексируйте каждый раз, когда она появляется в вашей душе.

Стыд

Стыд и вину часто путают, между тем эти эмоции – даже не близкие родственники. Если чувство вины ориентировано на собственные поступки, действия, на то, что у меня не получается соответствовать заданным стандартам «Идеального Я», то есть вина ориентиро- вана на поведение, то стыд ориентирован на самого человека. Испытывая стыд, мучитель- нейшее из переживаний, мы ощущаем не свое поведение – неправильным, а самого себя глу- боко неправильным, испорченным человеком, которому лучше было вовсе не рождаться на свет, лучше исчезнуть с лица Земли. Есть удачное определение, что вина – это чувство, что я сделал ошибку, а стыд – ощущение, что я сам – ошибка. Почему стыд мучительнее и болез- неннее переживается? Потому что если я совершаю ошибку, если мое поведение неправиль- ное – это можно исправить, если ошибкой является мое существование, то исправить это можно только очень деструктивными методами. Что бы вы ни сделали, исправить то, за что вам стыдно, уже невозможно.

В этом и заключается разница между виной и стыдом: вина – чувство, ориентирован- ное на Другого, который может простить, понять, не обратить внимания, наконец – и это обнуляет вину. Вина, при всем болезненном ощущении собственного несоответствия, содер- жит пресловутые «три гроша надежды». Стыд не подразумевает прощения, стыд ориенти- рован на себя самого, это глубоко интимное, внутриличностное переживание.

Согласно греческой легенде, давшей Фрейду названия самого значительного кон- фликта в детском развитии, Эдип, обнаружив, что, несмотря на все старания, все-таки убил отца и женился на матери, в горе выцарапывает себе глаза и удаляется из Фив в пустыню. С точки зрения одного из прекрасных психоаналитиков современности, Бена Киллборна, Эдип делает это не от горя, а со стыда – у него нет больше сил видеть себя в зеркале. Эдип сим- волически уничтожает себя, одновременно и наказывая, потому что не может примириться с ощущением собственной неправильности, порочности. Интересующихся темой стыда я отсылаю к блестящей книге Бена Киллборна «Исчезающие люди: стыд и внешний облик», она выходила на русском языке.

Здесь нужно остановиться на феномене, часто встречающемся у тех, кто обнаруживает у себя лишний вес. Имя ему – телесный стыд, специфический стыд не за то, каким плохим, недостойным человеком я являюсь, а за то, как выглядит мое тело. Работая с желающими снизить вес людьми, я часто обнаруживаю, что единственная мотивация к их похудению – телесный стыд, ощущение невыносимости пребывания в теле, вызывающем у других людей насмешки или неприязнь. Еда в этом случае оказывается всего лишь посредником между собой-реальным, отвратительным, нелепым, уродливым, и собой-идеальным – с великолеп- ным, рельефным, мускулистым телом.

В этом еще одна ловушка стыда: он задает огромный разрыв между мной-настоящим, таким, который даже на существование права не имеет, и мной идеальным – суперменом и бэтменом одновременно. Поскольку стыд – очень-очень раннее детское переживание, он не знает полутонов, не признает никакого «я – достаточно хороший, я – приемлемый». Пока не достигнут идеал, я не имею права быть. Нужно ли говорить, как разрушительна такая

установка и как быстро она приводит к появлению еды, призванной залечить невыносимую нарциссическую рану от недостижимости идеала?

Стыл очень часто «передается по наследству». Родители, испытывающие интенсивный стыд, неизбежно проецируют его на собственного ребенка. Родители, испытывающие чув- ство вины, могут ощущать себя плохими родителями, пытаться исправить это, но родители, инфицированные токсическим чувством стыда и не способные признавать и рефлексиро- вать это (особенно это касается людей, являющихся уважаемыми и авторитетными в опре- деленной группе – директора школ и главные врачи больниц например), «помещают» свой стыд в ребенка. Ребенок улавливает это ощущение и понимает: с ним что-то не так. Дли- тельный опыт подобного рода травмирует человека и нередко заставляет его действительно

«стать плохим» – отсюда, например, феномен распространенности наркотической зависимо- сти среди детей высокопоставленных чиновников и бизнесменов. Успешные люди не могут себе позволить переживать собственный стыд, и тогда «носителем» семейного стыда стано- вится ребенок. И поскольку стыд – очень некомфортное переживание, употребление нарко- тиков приносит и желанное расслабление, ощущение свободы, и ощущение, что есть раци- ональные причины ощущать себя «плохим».

Избавление от излишнего, навязанного, токсического стыда, в том числе телесного, может занять продолжительное время и потребовать длительной психотерапии. Но начало этому пути мы можем положить уже сейчас, с помощью простого упражнения.

Наши рекомендации