Урок геометрии с физическим уклоном
Было бы неуважительно к самой идее бессмертия, если бы через десяток страниц после ее объявления она была бы понята всеми; для этого, может быть, недостаточно прочтения всей книги. Кроме того, мы не уверены, что понять значит принять. Нетривиальные идеи начинаются не с шествий по триумфальным площадям, их удел медленное проползание по лабиринтам извилин. Мысль о непрерывности восприятия бытия в случае смерти субъекта на самом деле неожиданна и настолько трудна для рационального понимания, чужда привычному способу мышления, что нам представляется необходимым помимо изложенных выше тезисов предложить еще какую-нибудь аналогию, чтобы приблизиться к пониманию данной модели.
Когда говорят о субъективном, часто употребляют понятие точка зрения : моя точка зрения, точка зрения имярек и т.д. Воспользуемся точкой зрения , отталкиваясь от физического и геометрического смысла этого понятия. Люди точки. Точнее точками (извините за тавтологию) они рождаются, поскольку точка элементарно проста. В последствие они, усложняясь, превращаются как бы в различные замкнутые фигуры: кружочки, эллипсы, квадратики, звездочки, треугольники и т. п. На безграничной плоскости жизни каждая точка (в дальнейшем будем называть ее центральной точкой) или фигура имеет свои и только свои координаты относительно некоторой мировой системы отсчета, и они остаются постоянными с момента появления центральной точки, на стадии разрастания ее до фигуры (в этом случае с центральной точкой фигуры отождествляется, например ее центр симметрии), и до исчезновения фигуры. Мы можем допустить случаи перемещения центральной точки в пределах принадлежащей ей фигуры. Допущение это делается ради соответствия смыслу одной часто употребляемой фразы, которая будет приведена ниже. Появление новой центральной точки абсолютно точно на месте центра симметрии исчезнувшей фигуры мы расцениваем как событие, почти невероятное. В нашей аналогии это соответствовало бы повторному рождению абсолютной копии. Не нужно смешивать перемещение нас, обыкновенных живых людей, в нашем обыкновенном трехмерном пространстве с возможными перемещениями на воображаемой плоскости жизни; на ней каждый элемент занимает свое постоянное место на всех стадиях своего существования.
Продолжим рассмотрение аналогии. После рождения центральная точка начинает разрастаться в некую фигуру. Здесь еще одно условие. Оно многим может показаться слабым местом аналогии, но мы, естественно, не претендуем на ее совершенство. Речь идет о том, что каждая разрастающаяся фигура имеет изначально такое жизненное пространство, чтобы, разрастаясь, не занимать пространства соседних фигур. Понятно, что здесь соседство не имеет непосредственно коммунального оттенка. С каждой центральной точкой можно связать появление новой системы координат, в которой координаты множества точек разрастающейся фигуры отсчитываются от ее принятого центра, т. е. от центральной точки. Теперь сопоставления. Форма фигуры, ее размеры это наследственный багаж и социальный опыт человека. Уместно сравнение: возможно формообразование конкретной фигуры обусловлено таковым же у соседних фигур, но так, чтобы не нарушалось непременное условие фигуры не должны пересекаться. Обозначенная нами как центр фигуры точка (т. е. точка зрения ) в какой-то момент принимается данной фигурой за центр координат плоскости жизни . Теперь все отсчитывается от этого центра: все, что не принадлежит моей фигуре, - это внешний мир, на который у меня , как отличной от всех других фигур, своя точка зрения. Принадлежащие моей фигуре точки мой внутренний мир, мое Я . Еще условие взгляд из локального центра может проникнуть за пределы границ своей фигуры в любую зону плоскости жизни , кроме внутренних зон других фигур.
Свяжем предложенную геометрическую модель с феноменом субъективного бессмертия (вечного бытия). Фигуры разные, местоположение их на плоскости жизни разное, моменты появления точек и исчезновения фигур различны. Все это так соответствует уникальности и неповторимости человека. Бессмертие же требует постоянства, одинаковости каких-то элементов, определяющих сущность жизни. Где они, эти элементы? Во-первых, сам факт появления точки: ведь она могла не появиться. Нам нужно, чтобы сначала появилась точка, а не что-то иное. Значит, за появлением точки стоит некая, одна и та же физическая сущность: появление точки чем-то обусловлено. Точка, по нашему мнению, в данной аналогии, это способность к возникновению субъективного начала, а все точки одинаковы. Далее, во-вторых, у всех точек имеется одинаковая способность разрастаться в фигуры. И, наконец, в-третьих, для всей рассматриваемой плоскости жизни , на которой возникают фигуры, существует одна и та же метрика (метрика - это некоторая математическая характеристика пространства. Б. П.). Вместо плоскости можно было бы взять, например, поверхность сферы, но для нее метрика, правда уже другая, сохраняется. Каждый воспринимающий центр настроен на одну и ту же метрику. Поэтому перенос воспринимающей точки в другое место жизненного пространства ничего не меняет.
Как сказал бы в этом случае физик, система координат, связанная с центральной точкой, инвариантна к перемещению ее на плоскости или сфере жизни . Иными словами, все законы, существующие в такой системе координат, все процессы, в ней протекающие, не меняются при ее перемещении относительно мировой системы. Исходя из этой аналогии, можно сказать, что способность к субъективному восприятию бытия у всех людей одинакова. Так как локальные центры инвариантны, то центральная точка не может сказать, в какой конкретно системе она находится. Теперь немного о фразе моя точка зрения на изменилась . В жизни часто бывает такое. Это и есть смещение воспринимающего центра внутри своей фигуры. Сместился центр координат, из него, смещенного, все видится по-другому, но свойство инвариантности центральной системы координат при этом не меняется.
Нам бы не хотелось, чтобы описанная аналогия воспринималась как попытка доказательства справедливости тезиса о непрерывности субъективного восприятия бытия в случае смерти субъекта. Если такую попытку сделать, то можно задать множество вопросов, которые лишь разрушат смысл этой аналогии. Например, при допущении различной метрики в каждой точке поверхности жизни мы придем к утверждению, противоположному допущенному. Поэтому предложенная аналогия всего лишь описательная модель. Определенного вида доказательства справедливости репродукционной модели будут разработаны в следующих главах, а пока еще раз напомним о примере с жизненной метаморфозой. В этом примере явно угадывается структурированность человеческого сознания, наличие в нем как постоянной, так и переменной составляющих частей, подобно тому, как в геометрической аналогии точки одинаковы, а фигуры, из них вырастающие , различны.
Репродукционная модель субъективного бессмертия (точнее ее можно назвать бессмертием на основе репродукции постоянной способности к ощущению своей данности ) основана исключительно на вполне реальных соображениях, без привлечения сверхъестественных атрибутов. Важным для обоснования реальности подобного вида бессмертия является понимание истинной сущности человеческого сознания. Рассмотрению этого вопроса и будут посвящены последующие три главы. В них нетерпеливый читатель, желающий как можно быстрее и больше узнать о бессмертии, фактически ни разу не встретит этого слова. Но именно эти главы включают в себя те сведения, идеи и сопоставления, которые позволят нам перевести бессмертие из ранга умозрительной модели, каковым оно представлено в данной главе, в статус научной гипотезы.
Глава 3. Шаг к абстрактному
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
А.С.Пушкин