Отношение человека к предметам полностью обусловлено языком

Создание индуктивной общей грамматики.

Связь языка с формированием народного духа.

Язык есть орган внутреннего бытия, само это бытие, находящееся в процессе внутреннего самопознания и проявления.

Язык есть создание народного языкового сознания.

Предмет исследования – различение языков и разделение народов в связи с проявлением человеческой духовной силы во всех её меняющихся идах и формах.

Создание языка обусловлено внутренней потребностью человека.

Язык – одно из тех явлений, которые стимулируют общечеловеческую духовную силу к постоянной деятельности.

В кругу понятий в языке каждого народа наличествует некая совокупность идей, соответствующая безграничным возможностям человеческого прогресса.

Действительное и основное воздействие языка на человека обусловливается его мыслящей и в мышлении творящей силой; эта деятельность имманентна и конструктивна для языка.

Язык – внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык.

Строение языков у человеческого рода различно, потому что различными являются и духовные особенности народа.

Язык – хаос.

Язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент преходящее.

Язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (energeia).

Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли.

Язык – совокупность актов речевой деятельность.

Сущность языка заключается в его воспроизведении.

Расчленение языка на слова и правила – это только мёртвый продукт научного анализа.

Форма языка – научная абстракция.

Это индивидуальный способ, посредством которого народ выражает в языке мысли и чувства.

Форме противостоит, конечно, материя, но, чтобы найти материю формы языка, необходимо выйти за пределы языка.

Форма языка, в противоположность материи, есть восприятие отдельных элементов языка в из духовном единстве.

Тождество и родство языков должно основываться на тождестве и родстве форм.

Форма отдельных генетически родственных языков должна находиться в соответствии с формой всего семейства.

Звуковая форма составляет конституирующий и ведущий принцип различия языков.

Язык есть орган, образующий мысль. Умственная деятельность посредством речи материализуется и становится доступной для чувственного восприятия. Деятельность мышления и язык – неразрывное единство

Язык есть обязательная предпосылка мышления и в условиях полной изоляции человека. Но язык всегда развивается только в обществе.

Речь и понимание есть различные формы деятельности языка.

Язык находится между человеком и воздействующей на него внутренним и внешним образом природой. Человек окружает себя миром звуков, чтобы воспринять и усвоить мир предметов.

Язык как совокупность его продуктов отличается от отдельных актов речевой деятельности.

Слова – знаки отдельных понятий.

В слове всегда наличествует двоякое единство – звука и понятия.

Речь строится не из предшествующих ей слов, а, наоборот, слова возникают из речи.

Слово образует границу, вплоть до которой язык в своём созидательном процессе действует самостоятельно.

Одни языки оказываются более изобретательными в этом плане, а в других почерпнутые из этой глубины обозначения определены яснее и нагляднее для сознания.

Полностью цель достигается только тогда, когда всё строение звуковой формы прочно и единовременно сливается с внутренней структурой языка.

Лингвистические антиномии:

1) Язык: не только продукт деятельности, но и деятельность. Продукт многих поколений, но постоянно меняется.

2) Объективное и субъективное, коллективное и индивидуальное.

3) Постоянное и меняющееся, устойчивость и изменчивость.

4) Социальное и индивидуальное в языке.

5) Понимание и непонимание.

6) Мотивированность и произвольность языкового знака.

Основные теоретические и методологические принципы концепции В. фон Гумбольдта заключаются в следующем:

  • а) синтез натуралистического и деятельностного подходы (язык как организм духа и как деятельность духа);
  • б) диалектическое соотнесение противоположных начал (в форме антиномий);
  • в) системно-целостный взгляд на язык;
  • г) приоритет динамического, процессуально-генетического подхода над структурно-статическим;
  • д) трактовка языка как порождающего себя организма;
  • е) приоритет вневременного (панхронического или ахронического) взгляда на язык над историческим анализом изменения языка во времени;
  • ж) приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;
  • з) сочетание интереса к реальному разнообразию существующих языков и к языку как общему достоянию человечества;
  • и) попытка представить в идеальном плане языки как ступени к совершенному образованию языка как такового;
  • й) отказ от описания языка только изнутри его самого, вне связей с другими видами человеческой деятельности;
  • к) сочетание философски отвлечённого взгляда на язык со скрупулёзно-научным его изучением.

Основные проблемы языкознания:

- сущность языка;

- язык и мышление;

- происхождение языка;

- язык и речь;

- язык и общество;

- проблема языкового знака (двуединая единица);

- форма языка и материя языка;

- проблема классификации;

- языковая картина мира.

Натуралистическое направление – Август Шлейхер (1821 – 1868).

Морфология церковнославянского языка, 1852 г.

Руководство по изучению литовского языка, 1855 — 1857 гг.

Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков, 1861 г.

Теория Дарвина и наука о языке, 1863

Значение языка для естественной истории человека, 1865

Индоевропейская хрестоматия, 1869 г.

Рассматривая язык как естественный организм, подчиняющийся тем же закономерностям функционирования и развития, что и прочие создания природы, А. Шлейхер стремился применить точные методы, выработанные в естественных науках, к изучению процессов развития языков и к их классификации. Идя по этому направлению, он пытался определить строгие и устойчивые законы развития звукосочетаний отдельных индоевропейских языков и установить всеобщие законы, приложимые ко всем языкам.

Цель «Компендия» - восстановление индоевропейского языка и прослеживание его развития в каждом из разветвлений.

Грамматика составляет часть языкознания, или глоттики. Эта последняя есть часть естественной истории человека. Её метод в основном — метод естественных наук вообще; он состоит из точного наблюдения над объектом и выводов, которые устанавливаются на основе наблюдения. Одной из главных задач глоттики является установление и описание языковых родов или языковых семейств, т. е. языков, происходящих от одного и того же праязыка, и классификация этих родов по естественной системе.

Невозможно установить общий праязык для всех языков, скорее всего

существовало множество праязыков. ..раньше было больше языков.

Жизнь языка (обычно именуемая историей языка) распадается на два

периода.

1. Развитие языка — доисторический период. Даже простейшие языки есть результат постепенного процесса становления. Все высшие формы языка возникли из более простых: агглютинирующие из изолирующих, флективные из агглютинирующих.

2. Распад языка в отношении звуков и форм … - исторический период.

Языки, возникшие первыми из праязыка, мы называем языками-основами; почти каждый из них дифференцируется в языки, а языки могут далее распадаться на диалекты и диалекты — на поддиалекты.

Все языки, происходящие из одного праязыка, образуют языковой род,

или языковое дерево, которое затем делится на языковые семьи, или языковые ветви.

Чем восточнее живёт индоевропейский народ, тем более древним остался его язык, и чем западнее, тем менее древних черт и более новообразований содержит он.

Язык есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс

мышления. Чувства, восприятия, волеизъявление язык прямо не выражает; язык — не непосредственное выражение чувства и воли, но только мысли. Непосредственное выражение чувств и восприятия, так же как воли и желания, осуществляется не через язык, но через естественные звуки — крики, смех, а также через звуковые жесты и подлинные междометия. Язык имеет своей задачей создать звуковой образ представлений, понятий и существующих между ними отношений, он воплощает в звуках процесс мышления.

Представления и понятия, поскольку они получают звуковое выражение,

называют значением. Функции звука состоят, следовательно, в значении и отношении. Значение и отношение, совместно получившие звуковое выражение, образуют слово. Свлоа в свою очередь составляют язык.

3й элемент языка – его форма - отсутствие или наличие выражения

отношений и на том положении, которое занимают относительно друг друга выражение значения и выражение отношения.

Образование языка и история — чередующиеся деятельности человека, два способа проявления его сущности, которые никогда не осуществляются одновременно и из которых первое всегда предшествует второй.

Тем самым жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов — растений и животных. Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и

период старения, в который языки все более и более отдаляются от достигнутой наивысшей степени развития и их формы терпят ущерб. Естествоиспытатели называют это обратной метаморфозой.

С самого начала в языках существуют различные потенции развития; одни языки обладают большей способностью к более высокому развитию, чем другие, хотя первоначально форма всех языков должна быть одинаковой. Подобным образом происходит развитие органической жизни вообще. Первичные клеточки, например, различных животных в семени совершенно одинаковы по форме и материи; точно так же и лучший ботаник не сможет отличить семена простейшей астры от семян роскошной гигантской астры, и тем не менее в этих, казалось бы, абсолютно одинаковых объектах содержится все будущее и особое развитие.

самого начала в языках существуют различные потенции развития; одни

языки обладают большей способностью к более высокому развитию, чем

другие, хотя первоначально форма всех языков должна быть одинаковой.

Подобным образом происходит развитие органической жизни вообще. Первичные клеточки, например, различных животных в семени совершенно одинаковы по форме и материи; точно так же и лучший

ботаник не сможет отличить семена простейшей астры от семян роскошной гигантской астры, и тем не менее в этих, казалось бы,

абсолютно одинаковых объектах содержится все будущее и особое

развитие.

Так как в эпоху историческую мы видим, что у людей, живущих в одинаковых условиях, языки изменяются равномерно в устах всех особей, ими говорящих, то мы и принимаем, что язык образовывался однородно у людей совершенно однородных.

В настоящем периоде жизни человечества победителями в борьбе за существование оказываются преимущественно языки индогерманского племени.

Г. Штейнталь (1823 – 1899).

Работы о теории языка, по Гумбольдту. Философия Гегеля, китайский язык.

Основоположник психологизма в языкознании. Психологические взгляды – под влиянием Гербарта.

Идея Гумбольдта о стадиальности развития языков. Языкознание – дескриптивная наука.

Основная работа – Грамматика. Логика. Психология. Их принципы и взаимоотношение.

Язык – выражение осознанных внутренних психических и духовных движений, состоящее из отношений посредством артикулированных звуков.

Различал речь и язык. Речь – проявление языка, происходит в настоящее время.

Способность говорить – не только физиологическая, должен быть внутренний мир.

Мышление предшествует языку и должно быть выражено посредством языка.

Идея воспроизхводства языкового материала (создающиеся в речевой деятельности элементы, повторяющиеся в следующей подобной ситуации). Науки:

1) понать формы и их отношения (языкознание);

2) критерии оценки (также может быть языкознание).

Говорит о ранжировании языков. Когда систематизация языков – образует шкалу из языков.

Использует также понятие духа народа. Но у него больше психологическая составляющая. Языкознание служит наилучшим ввдением в психологии народа.

Вундт (психологическая школа).

Язык даёт духовному содержанию жизни ту внешнюю форму, которая впервые дает ему возможность стать общим достоянием.

Язык, мифы и обычаи представляют собой общие духовные явления.

Язык, мифы и обычаи представляют собой не какие-либо фрагменты творчества народного духа, но самый этот дух народа в его относительно ещё не затронутом индивидуальными влияниями отдельных процессов

исторического развития виде.

Замечательно, что из всех областей филологии языковедение проводит

индивидуализм в самой крайней форме.

Общий язык распадается на отдельные диалекты, из местного диалекта в свою очередь выделяется индивидуальная манера говорить, которая бывает тем более характерной, чем выше культура.

Особая актуальность сейчас – отношение истории языка к психологии языка.

Психологии языка как разновидность философии языка и как система понятий, привносимых в язык в известной мере извне, особенно характерно проявляется у Дельбрюка.

Я полагаю, что к задачам исследования психологии языка следует подходить с той же самой меркой, что и к задачам исследования истории языка. Слово «ассоциация» остаётся лишенным содержания до тех пор, пока оно не будет воплощено в конкретных явлениях, лишь путем анализа которых это понятие, употребляемое часто столь шаблонным и потому малопригодным образом, может обрести реальное содержание.

В вопросе психологической интерпретации языковых процессов современная история языка, как мне кажется, продолжает оставаться все еще на позициях старой грамматики. Вопросы возникновения и взаимосвязи различных явлений гораздо меньше интересуют историю языка, чем вопросы о том, как их удобнее разгруппировать по возможно более простой схеме.

Александр Афанасьевич ПОТЕБНЯ
(1835-1891) - представитель психологического направления
работы: "Мысль и язык"
"Из записок по русской грамматике"
"К истории звуков русского языка" и др.
Корни воззрений идут от Гумбольдта и Штейнталя.
Историческое языкознание нераздельно со сравнительным.
Есть нечленораздельные звуки (крики ярости) и членораздельные звуки.
Членораздельные делит на 2 группы: 1гр. - междометия, 2 гр. - слова.
В слове членораздельность превышает тон. Наоборот в междометии.
Каждый понимает слово по-своему, но внешняя форма слова объективна, независимо от понимания отдельных лиц.
У слова есть наследственность.
Слово имеет внутреннюю форму (в отличие от междометия).
ВФС - отношение содержания мысли к сознанию.
В слове есть 2 содержания: 1 - ближайшее этимолоческое значение слова, 2 - субъективное содержание.
Слово - средство образования понятия, не внешнее, а природное, незаменимое.
Понятие - известное количество суждений.
Слово может одинаково выражать и чувственный образ, и понятие.
Речь нераздельна с пониманием.
Чтобы уловить свои внешние восприятия, человек должен каждое из них объектировать в слове.
(в работе использует примеры про стол, тучи/радугу)
ЯЗЫК - СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ МЫСЛИ.

Младограматики.

Август Лескин, Герман Остхоф, Карл Бругман, Герман Пауль, Бертольд Дельбрюк.

Опирались на позитивизм Конта и ассоциативную психологию Гербарта.

Морфологиеские исследования в оласти индоеропейских языков, 1878 (Остхоф, Бругман).

Язык есть ндивидуальная психофизиологическая деятельность – изменения возникают и распространяются в нём в силу более или менее случаных причин, связанных с особенностями употребления ызка («узусом»), поэтому лингвист должен обращаться в первую очередь к исследованию живых языков и, лишь установив закономерности их развития, он имеет право обращаться к мёртвым языкам.

Благодаря им стали изучаться диалекты.

Звуковой закон. Тщательность фонетического изучения. Новообразования звуковых форм по аналогии (закон аналогии).

Принцип историзма.

Синтаксис и лексика не рассматриваются, не рассматривается язык как система.

Кризис – в XX веке.

Фортунатов.
Язык состоит из слов, а словами являются
звуки речи, как знаки для нашего мышления и для выражения наших мыслей и чувствований. каждый язык принадлежит людям
как членам того или другого общества.
Сравнтельно-историческое изучение языков. Сравнительное языковедение. Язык
представляет поэтому совокупность знаков главным образом для мысли и
для выражения мысли в речи, а кроме того, в языке существуют также и
знаки для выражения чувствований.
Пример с представлением снега в мыслях.
язык зависит от мышления, но что и мышление в свою очередь
зависит от языка; при посредстве слов мы думаем и о том, что без тех или
других знаков не могло бы быть представлено в нашем мышлении.
Знаки языка в процессе речи являются главным образом знаками для
выражения мысли или ее части.
значения звуковой стороны языка в речи состоят для говорящего в
способности представлений произносимых звуков речи.
в законченной речи как в выражении мысли
могут различаться: 1) речь как выражение мысли законченной и 2) речь как
выражение части мысли.
Всякий звук речи, имеющий в языке значение отдельно от других звуков,
являющихся словами, есть слово;

ФЁДР ИВАНОВИЧ БУСЛАЕВ.

  1. Несколько слов о том времени.

В 60-80-е гг. XIX века история языкознания проходит под знаком преодоления односторонне логических и натуралистических концепций, утверждения принципа историзма и понимания социальности языка как культурно-психологического явления. Этот этап истории языкознания характеризуется развитием сравнительного языкознания как исторического и философского, как логического и психологического.

Философское (теоретическое ) языкознание в первой половине этого века развивалось как противоборство логического и психологического направлений. Оба эти направления подчеркивали два аспекта изучения грамматики формальный и семантический; однако понимание языковой формы, и особенно семантики, было различно.

  1. Логическое направление,

крупнейшим представителем которого и был Буслаев.

Логическое направление в языкознании первой половины XIX обращало большее внимание на национальную специфику языковой формы, на единство логического и исторического и было по преимуществу логико-синтаксическим (морфология понималась как этимология, а лексическое значение как понятие).

Философия грамматики К. Беккера («Организм языка») была применением законов логики к материалу современного (немецкого) языка. Язык понимался как система органических (полярных) противоположностей, т.е. таких противоположностей, которые не уничтожают друг друга, а, напротив, взаимно обусловливают и необходимы друг для друга в развитии организма как целого. Учение о предложении из логики и стилистики было перенесено в грамматику. Беккеровская схема, как писал Буслаев, «правильно определила части речи и члены предложения».Логико-семантический принцип выделения частей речи и членов предложения надолго стал ведущим в грамматиках современных языков.

Логико-синтаксическая школа получила распространение в ряде стран.

Крупнейшим русским языковедом, представителем логико-грамматического направления является Ф.И.Буслаев (1818 -- 1897).

Пара фактов из биографии.

В пензенской гимназии основы грамматики Буслаеву преподавал В.Г. Белинский. Буслаев впервые в России начал преподавать сравнительную грамматику индоевропейских языков и историческую грамматику русского языка. В 40-60 гг. Буслаев пишет свои основные труды:

«О преподавании отечественного языка» (1844),

«О влиянии христианства на славянский язык» (1844),

«Опыт исторической грамматики русского языка» (1858),

В университете – влияние Я.Гримма и Гумбольта.

(В культурно-исторической теории Гримма Буслаев видел возможность проникнуть в далекое прошлое народа и найти в языке отражение его культуры, быта и верований).

Лингвистические взгляды Буслаева выражены в его работах «О преподавании отечественного языка» и «Опыт исторической грамматики русского языка».

ЯЗЫК -непрерывный творческий процесс: «Речь, теперь нами употребляемая, есть плод тысячелетнего исторического движения и множества переворотов». «В языке выражается вся жизнь народа».

В «Синтаксисе» ( 2 ч. «Опыта исторической грамматики русского языка») Б. рассматривает проблемы взаимоотношения языка и мышления, и трактует их в большинстве случаев в духе философской грамматики.

Б.: между языком и мышлением сложные отношения, т.к., хотя язык служит выражением деятельности нашего мышления, мысль развивается независимо от форм языка.

Признавая связь языка и мышления и в то же время отрывая мышление от языка, Буслаев допускает параллелизм между языком и мышлением.

ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА - выражать мысль словами.

Он отвергает всякое качественное различие между языком и мышлением.

Б.: История русского языка состоит в непрестанном разрушении первоначальных, основных и существенных, форм языка.

Утверждал СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ЯЗЫКА!! →«…все построение языка, от отдельного звука до предложения и сочетания предложений, представляет нам живую связь отдельных членов, дополняющих друг друга и образующих одно целое, которое в свою очередь дает смысл и значение каждому из этих членов».

ЯЗЫК - совокупность грамматических форм самого разнообразного происхождения и состава. ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА - сочетание разновременных явлений →«история языка стоит в теснейшей связи с современным его состоянием, ибо восстанавливает и объясняет то, что теперь употребляется бессознательно».

Теорию одновременного существования в языке старого и нового в дальнейшем поддержат А.А. Потебня и И.А. Бодуэн де Куртенэ.

Об изучении языка: недостаточно помнить и знать правила и исключения, надо их «разуметь». Это «разумение» языка дает лингвистический способ изучения языка. Современный язык представляет собой совокупность грамматических форм самого разнообразного происхождения и состава. Понять это можно только при условии, если части будут рассматриваться в связи с их целым в соответствии с законами исторического развития. В отличие от правил, которые опираются на современное употребление книжного языка «грамматические законы основываются на свойствах языка постоянных и независящих от временного употребления, ограниченного только некоторыми формами».

Принцип историзма (историческая грамматика), по мнению Буслаева, соединяет оба способа изучения языка (филологический и лингвистический) и устанавливает точные границы между логикой и грамматикой. В результате исторического развития создается логика языка, которая «точнее, строже и совершеннее логики отдельных лиц, сколько бы проницательны и глубокомысленны они ни были».

Грамматика должна опираться на ЛОГИЧЕСКИЕ НАЧАЛА,т.к. в синтаксисе новейших языков «господствует отвлеченный смысл логических законов над этимологическою формою и над первоначальным наглядным представлением, ею выраженным».

Предложение стоит в центре грамматической системы Буслаева: «…Синтаксис есть основа всему построению языка, этимология же только приспособляет слова различными изменениями и формами к составлению предложения. Как слово есть часть предложения, так и этимология входит в синтаксис как его часть. Части речи суть не иное, что различные формы мысли».

Синтаксическая теория должна строиться на основе признания целостности языка и примата содержания над формой.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Буслаев развил и уточнил положение логико-семантической школы логического направления в грамматике.

Создал учение о:

  1. логико-формальной основе предложения,
  2. о сокращении и слиянии предложений,
  3. о второстепенных членах предложения и придаточных предложениях.

Основной принцип синтаксического анализа → логико-семантические признаки признаются ведущими →наиболее характерной особенностью логического направления в языкознании является рассмотрение философии языка как проблемы логической.Языковая семантика отождествляется с логическими категориями и операциями, а языковые формы – с логическими формами мышления.

Т.е. слово семантически есть понятие, предложение – суждение (пропозиция), а сложное предложение и контекст – умозаключение.

На передний план выдвигается изучение универсальных свойств языка.

ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА – предложение.

ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ - часть речи.

Грамматические формы являются их знаками.

ЗАДАЧА ГРАММАТИКИ - обнаружить соответствие языковых форм логическим категориям, которые исчисляемы.

Провел чёткую границу между морфологией и синтаксисом, речи различал морфологические признаки (словообразование и словоизменение) и синтаксические (значение и употребление частей речи).

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ.

3. Сильные стороны:

· Каждая его работа вносила что-нибудь новое в знания о языке. Например, книга «О преподавании отечественного языка» явилась прекрасным образцом применения к фактам языка исторического метода исследования. В ней впервые была показана связь истории русского языка с историей русского народа;

· Рассматривал язык как систему;

· Выдвинул теорию «одновременного существования старого и нового»;

· В своих работах постоянно сравнивал материал русского языка с другими родственными языками;

· Создал историческую грамматику русского языка;

· Собрал очень богатый историко-лингвистический материал.

Слабые стороны:

· Предупреждая об опасности смешения логики и грамматики, Буслаев сам не избежал подобной ошибки; например, предложение определяет как выраженное словами суждение;

· Н.Г. Чернышевский отмечал, что пристрастие к отжившему и нелепому у Буслаева берет верх над современными научными убеждениями;

· Односторонность исторических взглядов, т.е. история языка, по его мнению, связана только с прошлым народа, когда слово воспринималось в своем существенном значении. В дальнейшем слово теряет первоначальное значение, начинает употребляться бессознательно;

· В.В. Виноградов отмечает традиционность теоретических основ буслаевского синтаксиса.

4. Очень важной для лингвистической науки стала книга «О преподавании отечественного языка» (1844), в которой Буслаев выступил за изучение живого русского языка, за развитие культуры речи, провозгласив, что «действительно, только со стороны грамматики, теории и истории языка и можно ожидать воскресения нашей риторики. Только филология и лингвистика дадут непреложные начала теории словесности и защитят ее от пошлой болтовни беллетристов».

Книга Ф. И. Буслаева «Опыт исторической грамматики русского языка» (Ч. 1–2. М., 1858; начиная со 2-го изд. – 1863 г. – выходила под загл. «Историческая грамматика русского языка») положила начало новому этапу университетского преподавания истории русского языка в России. Буслаев четко определил источники исторической грамматики русского языка: «церковнославянский язык… собственно русский народный язык… образцовые писатели, устроившие наш современный язык книжный. Из них важнейшие суть Ломоносов, Карамзин и Пушкин… Важнейшее участие приняли Жуковский и Крылов. Язык, ныне употребляемый образованными людьми, составился под влиянием литературного. В правилах для употребления языка грамматика пользуется авторитетом образцовых писателей, т. е. их примером, свидетельством и указанием» (цит. по изд. 1865 г.). Так была поставлена в русском языкознании проблема нормы.

Важным вкладом в отечественную науку явилась подготовленная Буслаевым «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков» (1861) – итог его научных разысканий в области изучения древних рукописей и их историко-лингвистического комментирования. При этом чрезвычайно важным было то, что из 130 произведений XI–XVII вв., вошедших в хрестоматию, 69 были опубликованы впервые по рукописям. Это позволило современникам значительно расширить представления об объеме древнерусской литературы и ее жанровой специфике, оценить языковые особенности памятников разных жанров. Особую ценность представляли примечания к публикуемым текстам: они предлагали читателю серьезную историко-литературную характеристику памятника, его места в истории русской культуры. Благодаря историко-лингвистическим комментариям читатель получал полную и обстоятельную картину развития русской литературы и истории бытования на Руси церковнославянского и древнерусского языков. Сформулировав принципы построения исторической грамматики русского языка, он определил цели сравнительной грамматики родственных языков. В отличие от предшествующей грамматической традиции, проведя четкую границу между морфологией и синтаксисом, Ф. И. Буслаев в учении о частях речи различал морфологические признаки (словообразование и словоизменение) и синтаксические (значение и употребление частей речи).

Провел чёткую границу между морфологией и синтаксисом, речи различал морфологические признаки (словообразование и словоизменение) и синтаксические (значение и употребление частей речи).

В учении Буслаева о членах предложения, о сложноподчиненном предложении нашло отражение отождествление логических и грамматических категорий, однако в основных чертах классификация второстепенных членов предложения, типов придаточных предложений сохранялась свыше ста лет в практике школьного преподавания.

Гуго Шухардт. Школа СЛОВ И ВЕЩЕЙ

Один из первых основоположников социологического направления

Критиковал младограмматиков

Основной труд: «Вещи и слова».

Язык – явление социальное!

Указывал на связь истории языка с историей материальной культуры

«При этимологическом исследовании тщательнейше должно быть принято во внимание значение слов…во всех случаях история слов заключает в себе историю значений так же, как и историю форм»

Субстрат слова-вещь. Незнание вещи часто оказывается препятствием в работе исследователя-лингвиста

Изучать историю вещей!ð

Ист вещи = ист значения
ист слова= ист обозначения

Учение о языке= учение о значении, либо об обозначении

«Как бытию или явлению соответствует предложение, так вещи соответствует слово, существует только это отношение, не обратное. …Вещь существует только самостоятельно, слово только в зависимости от вещи, иначе оно пустой звук»
=> вещь первична»

Логика и грамматика. Сначала их чуть ли не отождествляли, потом наступила реакция. Есперсен хочет сблизить их. Шухардт сравнивает логику и грамматику с горой и её отражением в воде соответственно.

Всю жизнь языка пронизывает аффективное(первобытные фразы типа «Иди!» «Дождь!») и логическое (Пример с ребёнком, образовывающим формы по аналогии с известными ему словами, логично, но неправильно. Так же безсознательно, но логично изначальное грамматическое творчество)

Тождество исслед-го метода важнее, чем объединение разнородных объектов исслед-я (разные языки связаны др с др теснее, чем яз и литра даже одного народа)
=> сравнительное изучение неродственных языков важно!

Хороши энциклопедические словари, где слова объединены по родовому признаку+ картинка, а не словари Яна Амоса Коменского, где по алфавиту слово с картинкой.

Два варианта развития событий:
Вещь постоянна – слово меняется
Вещь меняется – слово постоянно

Эстетическая школа = школа Фосслера.
Относится к критике младограмматического направления.
Карл Фосслер (1872-1949).
Основные работы:
«Позитивизм и идеализм в языкознании», 1904.
«Язык как создание и развитие», 1905
«Культура и язык Франции», 1929.
Языкознание – историческая дисциплина, основывающаяся на созерцании (интуитивное познание).
Таким образом, всё это подразделение на фонетику, морфологию и т. д. есть только практическая необходимость и далеко от того, чтобы иметь основание в сущности самого языка.
Чрезвычайно распространённым и почти неискоренимым предрассудком является убеждение, что предложение представляет естественную часть речи, член предложения – естественную часть предложения, а слово или слог – дальнейшее естественное подразделение.
Необходимо совершенно обратным образом, исходя из стилистики, через синтаксис, нисходить к морфологии и фонетике.
Высшая дисциплина – стилистика. Так называемая грамматика должна полностью раствориться в эстетическом рассмотрении языка.
Все элементы языка суть стилистические средства выражения.
Язык не может быть в буквальном смысле изучен, он может быть, как говорил Вильгельм фон Гумбольдт, только «рзабужен». Воспроизводить чью-то речь – дело попугаев.
Рассматривать язык с точки зрения установленных правил – значит рассматривать его ненаучно. Следовательно, синтаксис вовсе не наука в такой же степени, как и морфология и фонетика. Вся эта совокупность грамматических дисциплин – безграничное кладбище, устроенное неутомимыми позитивистами, где совместно и поодиночке в гробницах роскошно покоятся всякого рода мёртвые куски языка, а гробницы снабжены надписями и перенумерованы. Кто не задыхался в могильной атмосфере этой позитивистской филологии!
Единовластной королевой филологии может быть только эстетика.
Единство духовной причины в фонетике должно быть сохранено любой ценой.
Акцент – это связующее звено между стилистикой или эстетикой и фонетикой.

Двадцатый век. неолингвистика=ареальная лингвистика, направление в итальянской лингвистике, возникшее в 20-х гг. 20 в. как резкая оппозиция младограмматизму. Понимает язык как "духовную деятельность, беспрерывное художественное творчество". Представителями являются М. Бартоли, Дж. Бертони, В. Пизани. Принципы и методы школы изложены в «Кратком очерке неолингвистики» и в «Позиция неолингвистики».
Писали об индивидуальном происхождении языковых изменений, о значении процессов языкового смешения, об отсутствии четких границ между языками т.д. Опирались на ухарда и Фосслера.
Стремясь показать сложность языкового развития и учесть при изучении языка конкретные условия его развития, неолингвисты, однако, в действительности ограничиваются только географическим фактором (географическое местоположение и соприкосновение языков и диалектов), нередко преувеличивая его значение. Это обстоятельство обусловило и их методы лингвистического исследования, в которых на первый план выдвигаются «ареальные» (пространственные) отношения диалектов и установление изоглосс, указывающих границы и этапы развития отдельных «инноваций» (новообразований). Отсюда и определение языка как механической совокупности изоглосс. «Называя изоглоссами элементы, находящиеся в обладании членов данной лингвистической общности в данный момент времени, мы можем определить язык как систему изоглосс, соединяющих индивидуальные лингвистические акты» (В. Пизани).
Ввиду того значения, какое неолингвисты придают географическим факторам, их школа нередко именуется пространственной, или ареальной, лингвистикой.
Всякое языковое изменение изначально – «это свободное творчество человека, которое имитируется и ассимилируется (но не копируется!) другим человеком, затем еще третьим, пока оно не распространится по более или менее значительной области», причем «новообразование короля обладает лучшими шансами, чем новообразование крестьянина». В связи с этим младограмматикам адресуется упрек в «коллективистском понимании» языка и подчеркивается, что понятие некоего языка – такая же абстракция, как и понятие «среднего человека».Отвергается также разработанная младограмматиками концепция звуковых законов и аналогии, поскольку всякое языковое явление – это духовный, а не физический процесс: «Неолингвисты отрицают… всякое различие между “регулярными” и “нерегулярными” явлениями: все в языке регулярно, как и в жизни, потому что существует, и в то же время все нерегулярно, потому что условия существования явления различны».
неолингвисты отрицательно относились и к принимавшемуся младограмматиками делению языка на фонетику, морфологию, лексику и синтаксис: «Люди говорят словами или, точнее, предложениями, а не фонемами, морфемами или синтагмами, которые являются нашими абстракциями и не имеют самостоятельного существования».

Алексей Александрович Шахматов (1864-1920)
История русского языка в связи с историей русского народа,
происхождение русского языка и его наречий в связи с происхождением
славянских народов, восточных в частности,— исследованием этих вопросов
Шахматов занимался всю жизнь.
Как историк русского языка, Шахматов главным образом
занимался вопросами исторической русской фонетики.
Шахматов развивал фортунатовское учение о дифференциации
(расчленении) и интеграции (слиянии) диалектов, обусловленных
социальными причинами. Восстанавливая общерусский праязык, он
обращал большое внимание на передвижение (миграцию) славянских
племен, пытался проследить процесс создания русской народности
и т. д. Доказывая, что -история языка есть часть истории народа,
Шахматов выступает в науке о языке как языковед-социолог.
В ранние периоды своей научной деятельности под влиянием
младограмматиков Шахматов также признавал, что язык народа есть научная
фикция, а реальное бытие имеет только язык отдельного
индивидуума.
Крупнейшая работа Шахматова - «Синтаксис русского языка» (1925—1927).
В этой работе Шахматов прежде всего подчеркивает, что «язык возник как средство общения людей между собою».
Шахматова не удовлетворяло учение младограмматиков о
психологическом подлежащем и психологическом сказуемом.

Казанская лингвистическая школа. Бодуэн де Куртенэ (поляк с французскими корнями). Ян Нецислав Игнаций Бодуэ́н де Куртенэ́.

Наши рекомендации