Школьный психолог и его позиции

Позиция — это единство ведущей онтологической категории и ведущей деятельности специалиста [3]. Ведущей деятельностью психолога можно считать сопереживание (Ф.Е.Василюк, Л.С.Вы­готский и др.)- Оно изначально психологично, просто и доступно каждому; явным образом пронизывает все частные деятельности психолога, наполняет их психологическим содержанием. Пережи­вания клиента и со-переживания психолога — это две деятельно­сти, хотя они совершаются вместе. В этом смысле психолог и кли­ент сопереживают отрезок жизни клиента. Co-переживание пси­холога и клиента есть прежде всего со-развитие, личностный рост, проявление культурной со-продуктивности, так как решение про­блемы клиента есть шаг в личностном росте не только клиента, но и психолога. *

Основными онтологическими категориями, на основе кото­рых психолог видит клиента и его проблему, являются категории личностного роста и культурной продуктивности.

В отличие, от представителей других «помогающих» профессий, от психолога требуется не лечение, воспитание, защита прав и ин­тересов или отпущение грехов, а со-переживание, со-проживание отрезка жизни клиента, развитие его и со-развитие вместе с ним.

Кроме профессиональной позиции можно выделять социальные и личностные позиции психолога в профессиональной деятель­ности. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и определя­ют профессиональные и ролевые стратегии психолога.

Педагогу-психологу приходится осваивать различные соци­альные роли и связанные с ними позиции, менять их в практи­ческой деятельности в зависимости от ситуации и характера ре­шаемой проблемы. Это могут быть роли защитника интересов ре­бенка, психотерапевта, фасилитатора и др.

Различия профессиональных позиций специалистов(по А. Г.Лидерсу)

Профессия Ведущая деятельность Ведущая онтоло­гическая категория Профессиональная позиция
Врач Лечение (тера­пия) Болезнь, нездо­ровье, патология Лечит
Педагог-вос­питатель Оценивание лич­ности в соответ­ствии с идеалом, социокультур­ной нормой Категория идеала Воспитывает
Юрист Защита прав и интересов лич­ности Категория права и правовой нормы Представляет пра­ва и интересы лич­ности с точки зре­ния правовой нор­мы
Священник Отпущение гре­хов Категория греха Отпускает грехи
Психолог Развитие и со- развитие лич­ности Категория лич­ностного развития и активности Со-переживаст, со-развивает

Социальные роли психолога

Социальная роль Деятельность
Защитник инте­ресов Защищает право каждого, человека быть уникаль­нойи неповторимой личностью
Духовный на­ставник Содействует личности в контактах с соответствую­щими специалистами, помогая разрешать конф­ликтные ситуации
Фасилитатор Заботится р формировании гуманистических, обще­человеческих ценностей в социуме, создает бла­гоприятные психологические условия для развития личности и ее самовыражения и самореализации
Участник сов­местной деятель­ности, партнер Эксперт Мотивирует деятельность, побуждает социально-психологическую активность человека, способствует развитию субъектных свойств личности Отстаивает права подопечного, определяет методы допустимого, компетентного педагогического вме­шательства в решение его проблемы
     
Посредник Связующее звено между личностью и ее микросо­циальным окружением  
Собеседник Обладает способностью выслушать, понять и при­нять любого человека, осуществить культурную и психологическую эмпатию по отношению к нему  
Психотерапевт Оказывает психоэмоциональную поддержку лич­ности в трудных, кризисных и критических ситуа­циях, развивает способность Личностик самостоя­тельному решению собственных проблем  
       

Выбор позиции влияет на технику взаимодействия с клиентом и определяет меру активности специалиста и степень его ответ­ственности за результаты работы. С одной стороны, он зависит от индивидуальных особенностей психолога и установок клиента, с другой — диктуется концептуальной «школой» психолога и тех­ническими особенностями используемых методов.

Авторитарная позиция «отца» характерна для реализации по­веденческих и суггестивных методов, а авторитарная позиция «ма­тери» — для медитативных техник. Позиция «сестры» адекватна клиент-центрированной терапии, нейтральная позиция «зерка­ла» — психодинамическим методам, позиция директивного «бра­та» — позитивной психотерапии.

Авторитарная позиция «сверху», подразумевает отношение к клиенту как к объекту психологических манипуляций, сопровож­дается пространственным дистанцированием (гипнотизер, возвы­шающийся над своим пациентом) и подкрепляется имиджем «все­знающего мудреца». Более современный партнерский подход ба­зируется на видении пациента в качестве равноправного субъек­та, на пространственном расположении «лицом к лицу» или «пле­чом к плечу в кругу», на демократичном образе психолога («про­стого парня» или «затейника»).

В групповых формах работы выделяют альфа-позицию эмоцио­нального лидера, бета-позицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого «козла отпущения», объекта групповой агрессии. Эти позиции психолог занимает сознательно соответственно фазе развития психотера­певтической группы, ее динамике.

Показатель профессионализма психолога — его способность сознательно и пластично занимать различные позиции, исходя из интересов клиента и требований используемых методов.

1.3.4. Особенности организации практической деятельности

психолога

Организация практической деятельности — сложный процесс, требующий наличия не только профессиональных знаний и уме­ний, но и определенных социально-психологических, материаль­но-технических и других условий. В числе общих трудностей прак­тических психологов фигурирует проблема профессионального са­моопределения при недостаточно качественной профессиональной информации, проблема обретения своего лица и создания адекват­ной конкретным условиям авторской модели психологической служ­бы при отсутствии надежной методической помощи со стороны администрации школы и специалистов профильных центров.

В этой ситуации многие психологи нуждаются в определении общих принципиальных подходов в организации школьной служ­бы, которые предостерегали бы их от излишних крайностей.

Основные формы организации практической деятельности пси­холога образования.При большом разнообразии форм работы чаще всего психологу приходится использовать консультативную бесе­ду, консилиум, тренинг, деловую игру и урок психологии.

Особенности организации •

Крайности Золотая середина Крайности
Ограниченная, узкая специализация Многообразие форм и методов работы пси­холога Хаос, бессистемность, ловерхностность
М орал изаторство Застой, идеализация старого опыта Нравственность Преемственность в работе Без н ра встве н ность Разрушение, отрица­ние прошлого,' старо­го опыта
Внутренняя пассив­ность Самоакти визация творческого начала Сгорание на работе
Самоизоляция Профессиональное содружество Потеря профессиональ­ного самоощущения
Ригидность, психоло­гическое самодурство Гибкость, готовность к компромиссу Приспособленчество, угодничество, преда­тельство
Трудности эмоцио­нального характера Последовательность в работе Трудности логическо­го характера, непо­следовательность
Пессимизм, отчаяние Действующий опти­мизм, разумная само­ирония Эйфория, излишняя самоуверенность
Акцентирование на единичных принци­пах Взаимосвязь принци­пов как основа си­стемности в работе Перемешивание прин­ципов, утрата специ­фики

Консультативная беседа используется с различными целями: для установления контакта с испытуемым и введения его в ситу­ацию эксперимента (контактная беседа); для проверки исследо­вательских гипотез (экспериментальная беседа); как метод получе­ния данных о свойствах личности (диагностическое интервью); для оказания психологической помощи (клиническое интервью) (Е. Е.Да­нилова).

Названные виды беседы тесно связаны между собой и имеют общие элементы. Так, любая из них начинается с установления контакта и может содержать элементы диагностики и психологи­ческого воздействия на клиента. Консультативная беседа прово­дится по определенному плану. При этом степень ее стандартиза­ции может быть различной: от жестко запрограммированного ин­тервью по типу анкеты до разговора, протекающего в свободной форме, с определенйой стратегией, но свободной тактикой.

Полностью стандартизированная беседа чаще применяется при массовых опросах, когда необходимо за короткий срок получить большой объем данных. В этом случае психолог в строгой последо­вательности предъявляет каждому испытуемому заранее состав­ленные вопросы. Такая форма беседы позволяет получить хорошо сравнимые результаты, выразить их в количественной форме и не требует от психолога высокой квалификации. Однако регламенти­рованная беседа ограничивает и не позволяет учитывать непо­средственные реакции испытуемого и существенно уменьшает кон­такт с ним. Поэтому при индивидуальном обследовании, когда требуется проникнуть во внутренний мир личности, понять ее за­труднения, такая форма беседы обычно не используется.

Менее стандартизированная беседа позволяет сохранить естествен­ность ситуации и тем самым-облегчает поддержание контакта с испытуемым. В этом случае психолог может индивидуализировать ситуацию опроса. Такая организация беседы требует большего про­фессионального мастерства, умения ориентироваться в ситуации клиента и менять тактику в зависимости от новых обстоятельств.

В большинстве случаев беседа является управляемой. Однако плодотворной может оказаться и неуправляемая беседа, которая носит исповедальный характер. В данном случае психолог занима­ет позицию активного слушателя, т.е. осуществляет так называе­мое эмпатическое слушание.

Беседа с детьми обладает определенной спецификой и являет­ся несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие ее состоит в том, что детей на беседу приводят обычно педагоги или родители, заметив какие-либо отклонения в их раз­витии и поведении. Поэтому у детей отсутствует какая-либо моти­вация общения с психологом, и требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы «разговорить» ребенка. Особенно это касается трудных детей, имеющих негативный опыт общения со

взрослыми. В этих случаяхполезным средством для приобщения ребенка к сотрудничеству является игра.

Основным элементом консультативной беседы является воп­рос. Обычно вопросы разделяются на три группы:

прямые, т. е. непосредственно относящиеся к исследуемому пред­мету («У тебя есть друзья?»);

косвенные, помогающие опосредованно получить информацию («Что ты подаришь другу на день рождения?»);

проективные, учитывающие идентификацию опрашиваемого с каким-либо лицом или группой и провоцирующие ребенка на спонтанные высказывания («У всех ли детей есть друзья?».).

Использование вопросов второго и третьего типов необходимо при выявлении характеристик, трудно поддающихся осознанию, а также в тех случаях, когда ответ может обладать высокой соци­альной желательностью.

Индивидуальная тактика беседы предполагает соединение по­лярных позиций: позволить говорить ребенку совершенно свобод­но или проверить свою собственную гипотезу, управляя беседой.

Содержание беседы меняется в"зависимости от целей (диагно­стическое интервью, экспериментальная, консультативная, кли­ническая беседа).

Все виды бесед предваряются контактной беседой, содержа­ние которой обусловлено стремлением к доверительным отноше­ниям с клиентом. В ней осуществляется следующая содержатель­ная цепочка: интерес к личности, ее интересам, нахождение ней­трального общего интереса, принятие личности.

Диагностическое интервью содержит вопросы, целенаправленно раскрывающие те психологические особенности ребенка, кото­рые фигурируют в локусе жалобы взрослых. Они необходимы для постановки психологического диагноза и подтверждения диагно­стической гипотезы психолога. Поэтому в ход беседы могут вклю­чаться другие психодиагностические методы.

Экспериментальная беседа включает отвлеченный анализ труд­ных ситуаций у детей и их причин, выявление особенностей их поведения, анализ способов его саморегуляции, разработку сове­тов другу, попавшему в подобную ситуацию, определение источ­ников получения информации детьми.

Консультативная беседа в зависимости от используемой моде­ли может содержать вопросы, направленные на выяснение сути психологической проблемы педагогов и родителей, касающейся ребенка, и рекомендации по ее разрешению.

Клиническая беседа направлена на осознание проблем взрос­лыми на основе вербального (словесного) общения с психологом либо носит исповедальный характер.

Урок психологии. На уроках психологии ученик может получитьзнания о самом себе, научиться применять полученные знания на

практике: в собственном поведении, общении и деятельности. Эти знания и умения помогут ему стать социально адаптированным; будут способствовать личностному росту, самоопределению и по­иску жизненных ценностей; создавать условия для раскрытия твор­ческого потенциала; дадут некоторые сведения о психологических функциях, психических процессах и состояниях; будут содейство­вать развитию культуры общения и обогатят поведенческий по­тенциал.

Вполне понятно, что классическая форма преподавания не позволяет эффективно решать эти задачи. На уроках психологии рекомендуется использовать лекции, психодиагностические прак­тикумы, экспрессивные методы творческого самовыражения, со­циально-психологический тренинг, дискуссии, анализ конкрет­ных ситуаций, игровое моделирование, иммитационные игры.

По своей форме уроки психологии напоминают социально-психологические тренинги, техника которых довольно эклектич­на. Несмотря на наличие конкретного плана, урок нельзя ограни­чивать четкими рамками программного ведения, так как в наме­ченный замысел могут вноситься изменения по ходу занятия.

Особо следует сказать о роли преподавателя психологии. Она достаточно сложна, так как включает в себя функции педагога, психолога, руководителя малой группы и ее участника одновре­менно. Как учитель преподаватель психологии дает теоретические знания, организует и направляет групповую дискуссию по обсуж­дению различных психологических проблем. Как психолог он гра­мотно осуществляет все психологические процедуры, их анализ и интерпретацию таким образом, чтобы это и служило целям обу­чения, и способствовало созданию обстановки доверия на заня­тии. Он организует групповую рефлексию и осуществляет функ­цию оказания поддержки. Как руководитель малой группы психо­лог осуществляет руководство всем процессом, творчески меняя стиль руководства. Как член группы он наравне с ребятами при­нимает участие во всех играх, упражнениях, творческих заданиях (М.А.Подво.йская).

КОНСПЕКТ УРОКА (1-й ГОД ОБУЧЕНИЯ, 8-й КЛАСС)

Цель: знакомство с психологией — наукой о душе, о внутреннем мире человека. Ход урока: 1. Приветствие.

— Какие предметы вы изучаете?

— Есть ли предмет, где изучается .человек?

— Есть ли предмет, где бы вы узнали себя?

— Почему вводится предмет «Психология»? Его цель — изучение че­ловека, получение знаний о себе, своем внутреннем мире и применение этих знаний к собственной жизни.

2. Давайте познакомимся (игра).

За 3 — 5 мин предлагается описать в свободной форме свое впечатле­ние о психологе и отношении к нему. Желательно отразить как положи­тельные, так и отрицательные впечатления анонимно. Затем психолог зачитывает ответы, доброжелательно их комментируя и систематизируя (внешность, личностные качества, манера поведения, стиль преподава­ния). Проводится анализ первого впечатления о человеке и его особен­ностей у разных людей. Самопрезентация учащихся (фамилия, имя и характерные качества).

3. Беседа о психологии.

Психология — наука о душе. Что такое душа? Есть ли душа у челове­ка? Что такое «душевный человек», «болит душа», «душа ушла в пятки», «задушевный разговор»?

4. Пятиминутка о психологии (в течение 5 мин написать слова, кото­рые относятся к психологии).

5. Демонстрация психологических опытов: «хромая обезьяна», «маятник».

6. Диагностика (шкала самооценки: параметры здоровья, ум, харак­тер, счастье, память, внимание, воля, воображение, речь, общение, доброта, самоуважение).

Итоги: о чем говорили сегодня.

Домашнее задание: объяснить слова «душевный друг», «душевная бо­лезнь», «бездушный».

Консилиум. В задачи консилиума входят:

выявление характера и причин отклонений в поведении и уче­нии;

разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития;

консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.

Принципы организации работы консилиума — уважение к лич­ности и опора на положительное; «не навреди»; интеграция пси­хологического и методического знания.

Систематически действующий, с постоянным составом участ­ников, наделенный правом рекомендовать и контролировать, кон­силиум может рассматриваться как самостоятельная форма кол­лективной мыслительной деятельности со специфическим кру­гом реализуемых функций: •

диагностическая функция заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития потенци­альных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении;

воспитательная функция включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т.д. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер;

реабилитирующая функция предлагает защиту интересов ребен­ка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспита­тельные условия.

Состав консилиума формируется с учетом его цели (руководи­тель консилиума, психолог, школьный врач, инспектор ИНД, специалист-консультант, педагоги, члены родительского коми­тета, желательные для ребенка референтные лица).

Способы подготовки заседания консилиума могут быть разны­ми. Диагностический мозговой штурм, диагностическая цепочка, диагностический монолог используются, на подготовительном пер­вом этапе, когда составляется диагностическая карта учащегося.

На заседание приглашаются учащиеся и их родители. Проце­дурная схема заседания: оргкомитет, заслушивание характери­стики, ее дополнение членами консилиума, собеседование с ро­дителями и учащимися, подготовка педагогического диагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, вы­работка рекомендаций.

Документация консилиума включает в себя три наименования: приказ по его организации и составу на учебный год, журнал консилиума и диагностические карты учащихся. Журнал конси­лиума заполняется психологом и'содержит примерно следующие графы:

Ф.И.О. Класс Состав консилиума Основные отклонения в поведении, деятельно­сти и общении ученика Рекомендуе­мые меры

Психолого-педагогический консилиум может рассматривать широкий круг проблем", связанных с дифференциацией обуче­ния, созданием классов с углубленным преподаванием и классов адаптации, щадящей нагрузки, с вопросами профотбора и проф-консультации и др. Примерами могут служить апробированные в нашей практике консилиумы «Трудный класс» и «Профессиональ­ные намерения и возможности учащихся класса».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ПО ТЕМЕ «ТРУДНЫЙ КЛАСС»

Цель: коллективное изучение трудностей обучения и воспитания уча­щихся конкретного класса с помощью школьной психологической служ­бы; выявление причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей; разработка учебно-воспитательных ^управленческих мер по устранению этих причин.

Участники: психолог, педагог-специалист, администрация, учителя, Работающие в данном классе, классный руководитель, представители классного актива.

Рекомендации консилиума по теме «Трудный класс»

Содержание Ответственные
I. Изучить межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных, определить референтные группы, дать ре­комендации по формированию классного коллектива и организации КТД Психолого-педагогиче­ская служба школы
2. Привлечь к занятиям психологической гимнастикой трудных учащихся этого класса Психолого-педагогиче­ская служба школы
3. Провести корригирующие занятия с учениками Психолого-педагогиче­ская служба школы
4. Оказать помощь классному руководите­лю. Дать сильного наставника из референт-ныхлиц — учителей класса. Контролиро­вать его деятельность Администрация
5. Тщательно готовиться к внеклассным ме­роприятиям, продумывать тему, содержа­ние, план работы, а также способы приоб­щения трудных ребят, спланироватьорга-низационные моменты Классный руководитель
6. Взаимопосещение. Разработка единых требований. Ориентация на контактных учителей. Обогащение методики, содер­жания, перестройка стиля общения, ис­ключение случаев нарушения педагогиче­ской этики Учителя класса
7. Решить вопрос о замене учителя русско­го языка и литературы Администрация

Подготовительная работа

1. Изучение состояния учебно-воспитательной работы в классе (ад­министрация, руководители методического объединения).

2. Психолого-педагогическос изучение педагогически запущенных учащихся с помощью бесед, анкетирования, наблюдения (психолог, педагоги).

3. Общее знакомство с классом, наблюдение по специальной про­грамме, беседа с классным руководителем и учителями (психолог, ад­министрация).

4. Изучение межличностных отношенийв классе с помощью социо­метрической методики и отношения учащихся к отдельным учителям (психолог).

5. Подготовка карты класса и отдельных учащихся с предварительны­ми характеристиками и рекомендациями психолога и педагога (психо­лог, школьный врач, педагоги).

6. Согласование хода консилиума и условий его проведения (админи­страция, психолог, педагоги). Ход консилиума

1. Психологическая и целевая установка.

2. Выступления участников: поиск психолого-педагогических причин трудностей в работе с классом и путей их устранения на конструктив­ной, доброжелательной основе.

3. Психолого-педагогический анализ поступивших предложений, об­суждение рекомендаций консилиума.

4. Письменное оформление рекомендаций.

Тренинг — это групповая форма работы с педагогами, учащи­мися, родителями, которая имеет своей главной целью развитие компетентности общения. Социально-психологический тренинг может иметь конкретную направленность: тренинг чувствитель­ности, ролевого, делового поведения и т.д. Каждый его тип имеет диагностическую задачу, которая решается не столько ведущим, сколько самими участниками.

Особое значение в условиях школы имеет тренинг общения. Предметом труда учителя является другой человек, а одним из основных средств труда — общение'. И тем не менее педагогиче­ское общение — камень преткновения современной школы. Ком­муникативные способности учителя (умение адекватно воспри­нимать другого, точно передавать ему информацию и пережива­ния через слово, интонацию речи, мимику, пантомимику, пове­дение), как правило, развиты слабо.

Цель социально-психологического тренинга (Т-группы) — раз­витие социального интеллекта, навыков профессионально-педа­гогического общения. У участников группы расширяются знания о том, как их воспринимают, какие-формы их поведения вызыва­ют одобрение, какие — ^неприятие и осуждение у окружающих. Кроме того, у участников группы развивается способность пони­мать других людей, их взаимоотношения, они учатся прогнозиро­вать межличностные события.

Следовательно, основными результатами тренинга являются:

самодиагност ика:

а) получение конкретных сведений о себе;

б) выяснение, каким человек предстает в глазах других;

в) выяснение степени самостоятельности идеального «Я»; диагностикам

а) развитие самоанализа;

б) развитие умений дифференцировать чувства, четко и ясно выражать себя;

в) осознание того, что открытие «Я» возможно лишь в контак­та с другими;

проверка установок на образы других:

а) развитие понимания позиции другого;

б) формирование чувствительности к невербальным формам их проявления;

в) развитие умения слушать и понимать другого;

г) психотерапевтическое воздействие.

Группа формируется из педагогов, желающих повысить свой социальный интеллект. Максимальное число участников в груп­пе — 25 человек (меди о группа), оптимальное количество — 7 — 9 человек (микрогруппа).

Можно выделить следующие основные условия проведения занятий в группе социально-психологического тренинга:

1. Люди собраны вместе в замкнутом пространстве.

2. Они не могут уклониться от общения (участники группы рас­положены по кругу лицом друг к другу).

3. В группе отсутствует заранее заданная иерархическая струк­тура.

4. Если участники группы не знакомы друг с другом, то лучше не знакомить их (каждый может придумать себе вымышленное имя).

5. В группе есть человек (ведущий), который имеет групповой опыт, знает «правила игры», в частности технику облегчения уча­стникам группы выражения их ощущений, переживаний, мне­ний.

6. Занятия группы должны проводиться в специально оборудо­ванном помещении с достаточной звуковой изоляцией. Принци­пы поведения в группе: каждый участник группы может высказы­вать о других (в том числе и о ведущем) все, что хочет; каждый участник должен высказывать вслух мысли; которые возникают «здесь» и «теперь» по поводу событий, происходящих в группе, и по поводу участников группы. Нельзя говорить о группе за преде­лами занятий.

Программа обучения в группе состоит из трех частей.

Первая часть— вводная лекция по проблеме общения. Уча­стники знакомятся с общими понятиями и механизмами психо­логии группы, психологии общения.

Вторая часть — собственно тренировочная. Рекомендуе­мая длительность ее около 60 ч (продолжительность одного сеанса

до 1,5 ч).

В ходе занятий отрабатывается целая система упражнений, на­правленных на развитие социального интеллекта и коммуника­тивных умений:

1. Выработка умений органично и последовательно действовать

в публичной обстановке.

2. Формирование мышечной свободы в процессе педагогиче­ской деятельности:

а) выявление мышечной «зажатости»;

б) освобождение и постепенное зажатие мускулатуры;

в) задержка и снятие напряжения.

3. Достижение учителем состояния собственного эмоциональ­ного благополучия в классе.

4. Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательно­сти и сосредоточенности.

5. Развитие простейших навыков общения.

6. Техника интонирования.

7. Определение и уточнение системы общения.

8. Развитие мимики и пантомимики.

9. Упражнения на педагогически целесообразные переживания.

10. Преодоление внушаемых характеристик.

11. Тренировка педагогической наблюдательности.

12. Построение коммуникативных задач урока.

13. Техника и логика речи, ее выразительность и эмоциональ­ность.

14. Словесное педагогическое воздействие.

15. Образная задача информации.

16. Упражнения на короткий диалог.

17. Выбор жеста.

18. Воспроизведение жеста в ситуации педагогического действия.

19. Выявление и решение педагогической задачи:

а) решение педагогических задач с целевыми установками;

б) инсценирование педагогической задачи;

в) действия учителя в предполагаемых ситуациях.

20. Упражнения на развитие педагогического воображения, ин­туиции, навыков педагогической импровизации в общении.

Третья часть — анализ тренировочной части. Можно пред­ложить другой вариант плана социально-психологического тре­нинга, включающего сочетания тренировочных занятий с теоре­тической подготовкой. л

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ»

1. Основные принципы социально-психологического обучения. Фор­мирование группы.

2. Социально-психологические факторы, обусловливающие эффек­тивность учебно-воспитательного процесса.

3. Профессиональный рост и самосовершенствование личности учи­теля.

4. Самоанализ, самооценка учителя в педагогической деятельности.

5. Саморегуляция учителя в профессиональной деятельности.

6. Ресурсы «Я». Психодиагностика.

7. Самоанализ индивидуального стиля общения.

8. Невербальные средства общения и взаимодействия.

9. Совершенствование коммуникативной компетентности с помощью невербальных средств.

Ш. Сензитивность, ее компоненты. Психодиагностика.

11. Социальная перцепция и познание людьми друг друга.

12. Игровое моделирование проблемных ситуаций общения.

13. Конфликт и конструктивные способы его разрешения. Психодиа­гностика.

14. Овладение навыками и принципами анализа реальных педагогиче­ских ситуаций.

15. Игровое моделирование проблемных педагогических ситуаций.

16. Профессиональный рост и самосовершенствование личности учи­теля как условие гуманизации учебно-воспитательного процесса.

Требования, предъявляемые к психологу, ведущему Т-группы.Ве­дение группы социально-психологического тренинга — особый вид преподавательской и психологической деятельности, требую­щий определенных личностных и профессиональных качеств. Ве­дущий должен пользоваться полным доверием у членов группы. Необходимо помнить, что знание психологических особенностей другого человека — своеобразная форма власти над ним. Ведущий не должен стремиться к самоутверждению за счет окружающих, он обязан также распознавать и пресекать подобную тенденцию у других участников.

Ведущий должен уметь «обезвреживать» возникающие острые ситуации, агрессивность, маскируемую под прямоту и откровен­ность. Нельзя также забывать о неявной напряженной жизни груп­пы с ее широчайшим арсеналом средств невербальной коммуника­ции, обладающих не меньшей информативностью, чем звучащие слова. Этическая окраска межличностного опыта, получаемого уча­стниками группы, решающим образом зависит от психологическо­го профиля и уровня морального развития личности ведущего.

Прежде чем предложить участникам группы какую-то технику, ведущий обязан сам поработать с ней, причем значительно доль­ше, чем это будут делать они. Конкретные нормативы здесь назвать трудно, однако для приблизительной ориентировки можно указать следующее. Перед началом работы с группой необходимо около месяца тренироваться (по 1—2 ч в день). Этот минимум работы поможет психологу распознавать многие важные моменты в работе участников тренинга, улавливать групповую динамику.

Обучение общению в группе социально-психологического тре­нинга имеет целый ряд преимуществ. По мере сплочения группы ее участники начинают испытывать большую симпатию друг к другу, становятся более открытыми, обнаруживают'большую готовность к изменению собственных установок, повышаются их активность и инициативность в поиске оригинальных решений. В группе созда­ются условия для освоения психологического языка. Например, «до свидания» можно произнести с чувством глубокого сожаления или с оттенком облегчения. Демонстрация чувства облегчения при про­щании может входить в сознательную программу одного из собе­седников и преследовать цель явной дискриминации партнера, но

может быть также нечаянным обнаружением скрытых целей (бы­стрее избавиться от собеседника, чтобы приступить к взаимодей­ствию с другими и т. п.). Разбор таких ситуаций возможен только в группе социально-психологического тренинга.

Обучение в группе позволяет понять структурно-функциональ­ные взаимоотношения в жизни групп и коллективов. Наблюдая образцы взаимоотношений между участниками тренинга, можно фиксировать особенности межличностного стиля поведения, при­тязаний на место в структурной иерархии. Объектом наблюдения может быть выполнение группой своих задач: как ставятся цели, составляются планы и насколько из них ясно, что, когда и где делает каждый участник.

Занятия в группах социально-психологического тренинга мо­гут стать ведущим способом развития коммуникативных способ­ностей учителей, а следовательно, и способом повышения их про­фессионализма.

Тренинг может входить в целостную систему сеансов психоло­гической разгрузки. Для их проведения можно использовать до­полнительные средства, выполняющие различные функции:

создание благоприятных условий для отдыха (эстетически оформленный интерьер, озеленение, кресла для отдыха, звуко­записи);

создание комфортной микросреды (звукоизоляция, оптималь­ная температура и влажность воздуха);

стимуляция положительных эмоций (экранное изображение, динамичное цветное освещение, музыка, природные звуки);

психомышечная тренировка.

Можно выделить пять типов сеансов:

1) вводно-ознакомительньге (знакомство с кабинетом и при­витие навыка отдыха в эстетически организованной комфортной среде);

2) восстановительно-профилактические (снятие утомления и устранение влияния неблагоприятных факторов труда, восстанов­ление работоспособности, обучение навыкам саморегуляции);

3) лечебно-оздоровительные (помощь в лечении предболезнен-ных состояний, начальных стадий нервных и нервно-соматиче­ских заболеваний);

4) социально-психологические (улучшение социально-психо­логической среды деятельности в коллективе);

5) информационные и учебно-воспитательные (сообщение раз­личной информации, осуществление профессионально-приклад­ного развития, оказание воспитательного влияния).

Многообразие отношений, содержательных аспектов, моделей и форм работы практического психолога образования предпола­гает их осознанный выбор на основе профессиональной рефлек­сии.

Контрольные вопросы

1. Каким образом планируется работа практического психолога? На каких основаниях составляются планы его работы?

2. Каковы различия профессиональной ментальное™ педагога и пси­холога?

3. Что является профессиональной деятельностью и онтологической категорией психолога?

Наши рекомендации