I.3.3. Школьный психолог и его позиции

Позиция – это единство ведущей онтологической категории и ведущей деятельности специалиста [3]. Ведущей деятельностью психолога можно считать сопереживание (Ф. Е. Василюк, Л.С. Выготский и др.). Оно изначально психологично, просто и доступно каждому; явным образом пронизывает все частные деятельности психолога, наполняет их психологическим содержанием. Переживания клиента и со-переживания психолога – это две деятельности, хотя они совершаются вместе. В этом смысле психолог и клиент сопереживают отрезок жизни клиента. Co-переживание психолога и клиента есть прежде всего со-развитие, личностный рост, проявление культурной со-продуктивности, так как решение проблемы клиента есть шаг в личностном росте не только клиента, но и психолога.

Основными онтологическими категориями, на основе которых психолог видит клиента и его проблему, являются категории личностного роста и культурной продуктивности.

В отличие от представителей других «помогающих» профессий, от психолога требуется не лечение, воспитание, защита прав и интересов или отпущение грехов, а со-переживание, со-проживание отрезка жизни клиента, развитие его и со-развитие вместе с ним.

Кроме профессиональной позиции можно выделять социальные и личностные позиции психолога в профессиональной деятельности. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и определяют профессиональные и ролевые стратегии психолога.

Педагогу-психологу приходится осваивать различные социальные роли и связанные с ними позиции, менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы. Это могут быть роли защитника интересов ребенка, психотерапевта, фасилитатора и др.

Различия профессиональных позиций специалистов (по А. Г. Лидерсу)

Профессия Ведущая деятельность Ведущая онтологическая категория Профессиональная позиция
Врач Лечение (терапия) Болезнь, нездоровье, патология Лечит
Педагог-воспитатель Оценивание личности в соответствии с идеалом, социокультурной нормой Категория идеала Воспитывает
Юрист Защита прав и интересов личности Категория права и правовой нормы Представляет права и интересы личности с точки зрения правовой нормы
Священник Отпущение грехов Категория греха Отпускает грехи
Психолог Развитие и со-развитие личности Категория личностного развития и активности Co-переживает, со-развивает

Социальные роли психолога



Социальная роль Деятельность  
Защитник интересов Защищает право каждого человека быть уникальной и неповторимой личностью  
Духовный наставник Содействует личности в контактах с соответствующими специалистами, помогая разрешать конфликтные ситуации  
Фасилитатор Заботится о формировании гуманистических, общечеловеческих ценностей в социуме, создает благоприятные психологические условия для развития личности и ее самовыражения и самореализации  
Участник совместной деятельности, партнер Мотивирует деятельность, побуждает социально-психологическую активность человека, способствует развитию субъектных свойств личности  
Эксперт Отстаивает права подопечного, определяет методы допустимого, компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы  
Посредник     Собеседник   Психотерапевт Связующее звено между личностью и ее микросоциальным окружением   Обладает способностью выслушать, понять и принять любого человека, осуществить культурную и психологическую эмпатию по отношению к нему   Оказывает психоэмоциональную поддержку личности в трудных, кризисных и критических ситуациях, развивает способность личности к самостоятельному решению собственных проблем
       

Выбор позиции влияет на технику взаимодействия с клиентом и определяет меру активности специалиста и степень его ответственности за результаты работы. С одной стороны, он зависит от индивидуальных особенностей психолога и установок клиента, с другой – диктуется концептуальной «школой» психолога и техническими особенностями используемых методов.

Авторитарная позиция «отца» характерна для реализации поведенческих и суггестивных методов, а авторитарная позиция «матери» – для медитативных техник. Позиция «сестры» адекватна клиент-центрированной терапии, нейтральная позиция «зеркала» – психодинамическим методам, позиция директивного «брата» – позитивной психотерапии.

Авторитарная позиция «сверху» подразумевает отношение к клиенту как к объекту психологических манипуляций, сопровождается пространственным дистанцированием (гипнотизер, возвышающийся над своим пациентом) и подкрепляется имиджем «всезнающего мудреца». Более современный партнерский подход базируется на видении пациента в качестве равноправного субъекта, на пространственном расположении «лицом к лицу» или «плечом к плечу в кругу», на демократичном образе психолога («простого парня» или «затейника»).

В групповых формах работы выделяют альфа-позицию эмоционального лидера, бета-позицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого «козла отпущения», объекта групповой агрессии. Эти позиции психолог занимает сознательно соответственно фазе развития психотерапевтической группы, ее динамике.

Показатель профессионализма психолога - его способность сознательно и пластично занимать различные позиции, исходя из интересов клиента и требований используемых методов.

Наши рекомендации