Билет 12. Опрос. Характеристика и возможности
Опрос – это метод сбора первичной информации путем выяснения субъектив. мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта путем постановки перед ними вопросов.
Респондент явл. необходимым, а иногда и единственным источником информации.
Специфические черты:
· сбор первичной информации; эта характеристика относит опрос в группу методов сбора информации непосредственно от источника;
· взаимодействие исследователя с респондентом в целях обмена сообщениями: исследователь задает вопрос о мнении респондента, респондент формулирует ответ; опрос явл. более активным методом в сравнении с наблюдением, т.к. без сотрудничества с респондентом данные не могут быть получены;
· содержание информации касается мнений, предпочтений в отношении какого-либо объекта (напр. товара, бренда, компании), установок (отношения) и мотивов поведения; подобные сведения не могут быть зафиксированы с помощью наблюдения
Применение опроса предоставляет возможности:
· идентификации потенциальных потребителей или конкурентов
· описания «портрета» объекта (целевых потребителей, компаний, товаров и услуг)
· типизации (классификации) совокупности объектов исследования, например определения сегментов потребителей, для того чтобы выделить из них целевой
· идентификации природы потребности, например когда и как часто возникает потребность в данном товаре
· описания требований, предъявляемых к товару
· выявления предпочтений по торговым маркам
· определения объема потребления
· описания поведения объекта исследования (целевого потребителя), например, в процессе принятия решения о покупке товара (в целях разработки программы продвижения или организации продаж)
· выявления факторов, влияющих на поведение потенциального потребителя, в том числе маркет. инструментов и барьеров потребления и возможностей управления ими
· оценки эффективности воздействия на потребителя маркет. программ или отдельных инструментов
· отслеживания динамики развития событий, предпочтений
· отслеживания возрастного потребления.
Билет 13. Виды опроса
Опрос- это метод сбора информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта.
По виду преследуемой цели:
· качественные опросы исследования, ориентированные на выявление качественных характеристик изучаемого объекта.
· количественные исследования, ориентированные на обоснование характеристик изучаемого объекта с позиции чисел, допускающих математическую обработку.
По типу опрашиваемого субъекта:
· экспертные опросы, в ходе которых опрашиваются эксперты, специалисты в изучаемой области.
· потребительские опросы, в ходе которых опрашиваются непосредственно потенциальные или реальные потребители продукта.
По частоте проведения:
· единичные - исследование проводится один раз
· многоразовые -сбор информации по проблеме исследования многократно повторяется.
По количеству одновременно опрашиваемых лиц:
· индивидуальные опросы-исследования, в ходе которых опрашивается каждый респондент индивидуально
· групповые опросы-исследования, в ходе которых опрашивается одновременно несколько респондентов.
По степени стандартизации:
· Структурированные (контролируемые) опросы-исследования, в ходе которых жестко задается последовательность и формулировка вопросов.
· Не структурированные (свободные) – не используют жестко заданную структуру вопросов.
По способу сбора данных:
· устные опросы - исследования, в ходе которых респондент устно отвечает на вопросы.
· письменные опросы - исследования, в ходе которых респондент отвечает на вопросы исследователя письменно.
По виду используемых коммуникаций:
· телефонные опросы - исследования, в ходе которых респонденты опрашиваются по телефону.
· почтовые - исследования, в ходе которых вопросы расслылаются респондентам по почте или с помощью факсимильной связи.
· личные - исследования, в ходе которых вопросы задаются респонденту интервьером при личном контакте.
По способу фиксирования данных:
· компьютерная
· самозаполнение
· заполнение интервьером