Тема 2. Этническая идентичность личности
Тема 1. Этнические грани личности.
Этнические грани личности
Общеизвестно, что люди, принадлежащие к разным народам и этническим группам, отличаются друг от друга своим поведением, культурой, нравами, обычаями. Пунктуальность, высоко ценимая немцами и голландцами, сравнительно мало значит в Испании и еще меньше— в странах Латинской Америки. Североамериканцы запросто зовут друг друга только по имени, но это вовсе не означает дружбы или интимной близости, которые такое обращение предполагало бы в России. Этнические особенности ярко проявляются в искусстве, особенно народном. Не нужно быть тонким ценителем, чтобы отличить русскую мелодию от итальянской или узбекской, украинский орнамент от индийского, английский юмор от французского. Люди обычно без особых затруднений перечисляют черты, типичные, по их мнению, для их собственного и для чужих народов, и нередко (хотя далеко не всегда) подобные характеристики и самохарактеристики совпадают, принимаются без возражений. Но, с другой стороны, все или почти все подобные характеристики субъективны, а то и вовсе произвольны.
Именно эта расплывчатость оценок и описаний вызывает у многих исследователей возражения против существования четких границ в содержании таких традиционных для этнической психологии понятий, как национальный характер, национальный темперамент, национальные чувства и настроения. Какими словами можно определить русский национальный характер? Порывистый, горячий, добродушный, искренний, смелый, вспыльчивый? Но на все перечисленные эпитеты могут претендовать и другие народы. Что, украинцы менее смелы и добродушны, чем русские? Известна склонность украинцев к юмору. Но кто может отрицать склонность к юмору у русских или у казахов, у туркмен?
В качестве примера можно привести результаты исследований, проведенных отечественными и зарубежными психологами и этнологами. Вот как выглядят характерологические портреты типичных представителей различных этнических групп.
1. Японец: трудолюбивый, осторожный, организованный, серьезный, упорный, озабоченный.
2. Англичанин: тактичный, спокойный, критичный, умный.
3. Немец: практичный, организованный, трудолюбивый, уверенный, твердый, жесткий, пунктуальный.
4. Русский: откровенный, щедрый, бесшабашный, прощающий, непрактичный, доверчивый, миролюбивый.
5. Грузин: возбужденный, импульсивный, боевитый, претенциозный, агрессивный.
6. Татарин: гордый, самоуверенный, сметливый, трудолюбивый, хитрый, вспыльчивый, отходчивый.
Те черты, которые мы воспринимаем как специфические особенности национального характера, — это продукт определенных исторических условий и культурных влияний. Они производны от истории и изменяются вместе с нею. А затем, с известным отставанием, меняются и соответствующие стереотипы. Так, в начале XVIII в. многие в Европе считали, что англичане склонны к революции и перемене, тогда как французы казались весьма консервативным народом; 100 лет спустя мнение диаметрально изменилось. В начале XIX в. немцев считали (и они сами разделяли это мнение) непрактичным народом, склонным к философии, музыке и поэзии и малоспособным к технике и предпринимательству. Произошел промьппленный переворот в Германии — и этот стереотип стал безнадежным анахронизмом.
Взаимопроникновение различных культур, определенная стандартизация образа жизни, прогрессирующая урбанизация вызывают у разных народов стремление самоутвердиться в своих специфических культурно-психологических ценностях. Культурное самоотождествление теснейшим образом связано с проявлением этнического самосознания народов. Это специфическое этническое отражается, в первую очередь, в духовной культуре, в повседневном быте народа, в его жизненных ориентации, в неповторимом типе мировосприятия. Различные науки пытаются объяснить причины возникновения этнических особенностей как некоей «коллективной» психологии, определяющей поведение, эмоции и представления членов этноса. Ведь как отмечал В. Г. Белинский, «...тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде или кухне, а в их, так сказать, манере понимать вещи...»
В качестве определяющего фактора формирования этнопсихологических свойств народов этнографы выделяют влияние культурной среды. Собственно, культура начинается с того, что на поведение индивидов накладываются те или иные ограничения, так как целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, общей памяти, единой картины мира у представителей конкретного этноса. В процессе исторического развития каждый народ создает собственную однородную систему культурных ценностей, которые используются его членами для выражения своего мироощущения и этнического самосознания. Примером этому может служить национальное искусство. В своих различных формах оно способствует сохранению этнического духа, традиций, выступая одним из действенных механизмов адаптации этноса к деструктивным воздействиям внешних исторических сил. Многие авторы пытаются увязать процесс существования определенной этнической общности с генезисом и функцией институциональных отношений. Как особый регулятивный механизм, институциональные отношения образуют общепринятые нормы социальной действительности и этнического самосознания и во многом определяются особенностями этнических взаимоотношений, сложившихся в данной культурной среде.
Этнолингвисты в качестве ведущего фактора формирования «психики этноса» рассматривают влияние языка как своеобразной копилки исторического опыта народа. Любой язык сопряжен с этическими, правовыми, религиозными формами общественного сознания, которые несут в себе значительную этническую нагрузку. В основе этих исследований лежат идеи В. Гумбольдта, который ставил задачу реконструкции «духа народа» через особенности «внутренней формы языка» (грамматики, семантической структуры). В функциональном плане структура языка в значительной степени направляет структуру мышления индивидов. Поэтому в силу доминантности языка среди других психологических факторов связь этнической психологии с лингвистикой представляется продуктивной в решении проблемы этнического самосознания.
В антропологических исследованиях особенности психических свойств этноса часто интерпретируются как «абсолютизированные психологические» паспорта. Исследование национального характера осуществляется при помощи таких понятий, как «основная» или «модальная» личность, выступающих как своего рода усредненный характер отдельной культуры. В этом характере выделяют существенные признаки исследуемого народа, единые для всех его представителей. На этом основании большинство этнокультурных феноменов рассматриваются через призму «основной личности». Подобные взгляды антропологов подвергаются серьезной критике этнических психологов. Так, известный русский философ и этнопсихолог Г. Г. Шпет подчеркивал, что «можно говорить об устойчивости диспозиций, приобретенных в коллективном опыте, постоянстве выработавшихся "внутренних установок", коллективной "апперцепции" и т. д., не нужно только за ними предполагать "готовой врожденности"». По его мнению, любая историческая общность (нация, этнос) носит в себе способность развивать самостоятельное волевое единство, подчиняющее в определенной мере отдельных лиц, ее составляющих. Общий язык, система духовных ценностей, символы, отношения к вещам и людям передаются из поколения в поколение, причем унаследованные способы поведения служат образцами для будущих действий. Это многообразие факторов определяет «типические коллективные переживания», или особенности психического склада тех или иных этнических общностей. На этом основании Шпет делает вывод, что «ключ к пониманию психологии народа лежит в его истории, в конкретной структуре социальной действительности, образующей наличное бытие „коллективного духа нации"». Из этой посылки следует, что психология народа проявляется в его отношении к им же созданным духовным ценностям. Поскольку каждый индивид является репрезентатором всей реагирующей группы, его личные переживания предопределяются всей массой апперцепции, составляющей коллективность переживаний его рода, как его современников, так и предшественников. Таким образом, Шпет развенчивает всякую попытку вывести из «психологического индивида» какую-либо систему объективных форм культуры.
Тема 2. Этническая идентичность личности
Этническая идентичность личности, по мнению большинства этнопсихологов, — это осознание себя представителем определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.
Существует довольно широкий спектр толкований этнической идентичности личности. Условно их можно разделить на две области: личностная идентичность и этническая групповая идентичность. Личностная идентичность определяется персональными качествами и характеристиками этнофора. Этническая групповая идентичность описывается социальными категориями и базируется на анализе этнических групп, к которым этнофор принадлежит и с которыми себя отождествляет.
Личностную идентичность этнофора характеризуют в основном три фактора:
- место этнофора в отношениях с другими (доминируют понятия этнической структуры и этнических ролей);
- качества, которыми этнофор наделяет себя (деловые, поведенческие, интеллектуальные);
- самооценка этнофора (адекватная — неадекватная).
Этническая идентичность —это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка (чувства достоинства, гордости, обиды, страха являются важнейшими критериями межэтнического сравнения, эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи человека с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида). Можно выделить позитивную этническую идентичность, когда позитивные этнические чувства и ат-титюды (социальные установки) включают в себя удовлетворенность человека своим членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа. Негативная этническая идентичность — это наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности, что включает даже отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, стыда, предпочтение других групп и народов в качестве референтных.
Теоретические традиции исследования личностной этнической идентичности связаны в основном со школой символического интеракционизма.
Идентичность индивида является результатом попытки соединить социальные роли, которые он выполняет, и его психологические диспозиции с теми моделями личности, которые считаются одобренными в культуре, к каковой принадлежит конкретный индивид. Эта интеграция является важным внутренним свойством личности, особенно в период преодоления кризисных моментов жизни.
Направление исследований, определяемых как групповая идентичность личности, связано с принадлежностью индивида к определенной социальной группе, в том числе и этнической.
Основные теоретические подходы к анализу понятия этнической идентичности возможны в рамках психологических и социопсихологических исследований группового и межгруппсвого поведения. Толчком к этим исследованиям всегда являются социальные факты групповой дискриминации, национальной вражды, этноцентризма, предубеждений, то есть факты межгрупповых конфликтов. Эти теоретические подходы можно разделить на четыре традиционно выделяемые в психологии группы: психоаналитическую, бихевиористическую, когнитивную и деятелъностную.
Психоаналитики объясняют социальное поведение человека интрапсихическими факторами. Они исходят из перманентного конфликта между личностью и социумом, обусловленного доминирующей ролью в человеческой жизни бессознательных импульсов, подавляемых обществом. Идея агрессивного начала в человеке лежит и в основе объяснения межгруппового взаимодействия. 3. Фрейд первым дал развитую психологическую интерпретацию межгрупповых отношений и, в частности, проблемы отождествления ий-дивида с группой, то есть явления социальной идентификации. Фрейд связывал это явление с противопоставлением любви к собственной группе и агрессии по отношению к другим. Постулировав факт неизбежности, универсальности аутогрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии, фрейдисты считают ее главным средством поддержания сплоченности и стабильности группы. Всегда можно связать любовью большое количество людей, но всегда останутся и такие, на которых можно будет направлять агрессию. Они объясняют враждебность индивида к «чужим» и привязанность к «своим» амбивалентностью эмоциональных отношений раннего детства, которые переносятся на социальное взаимодействие: любовь и подавляемая агрессия трансформируются в любовь к лидеру и агрессию к аутогруппе.
Идея Фрейда и его последователей о неизбежности враждебного отношения к аутогруппам прочно вошла в теоретические построения исследований межгруппового взаимодействия не только психоаналитической ориентации, но и некоторых других научных школ. Сам Фрейд, в частности, оказал значительное влияние на Т. Адорно.
Классическая работа Адорно и его сотрудников — учение об авторитарной личности. Авторитарность личности, по Адорно, — продукт ранней социализации в семье. Если родители сознательно или бессознательно стремятся к сильной зависимости ребенка от них, ограничивая и подавляя его свободу строго регламентированными нормами поведения, то в дальнейшем он будет чувствовать себя комфортно только в ситуациях статусно оформленных и эмоционально знакомых. Авторитаризм тесно связывается с этноцентризмом, то есть с тенденцией быть жестко связанным с собственной группой и отклонять все касающееся других групп. Именно степень авторитарности личности, по мнению Адорно, автоматически определяет ее поведение в межгрупповой ситуации. Тем не менее, Адорно сделал шаг вперед на пути объяснения социального поведения от причин чисто психологических к социально-психологическим, объясняя групповое поведение не бессознательными влечениями, а процессами воспитания.
В противовес Адорно Дж. Доллард и Л. Берковитц сочли групповую предубежденность продуктом нормального функционирования человеческого сознания. Агрессивное поведение индивидов по отношению к другим группам возникает при наличии у них фрустраций, имеющих социальный характер. Фрустрации появляются, когда индивид начинает сравнивать себя с подобными. Меньшее количество различных преимуществ (материальных и духовных благ, власти и т. д.), чем у других, особенно в сравнении с индивидами той же социальной категории, ведет к фрустрациям, которые неизбежно выливаются в агрессивное поведение.
Этническая идентичность сильнее выражена у тех людей, которые живут в культурной среде, значительно отличающейся от собственной. Важную роль играет то обстоятельство, к какой группе этнического большинства (или меньшинства) принадлежит человек. Представления об этнических группах быстрее и острее формируются у представителей этнического меньшинства, но порой в детстве представители меньшинства предпочитают не свою группу, а хотят быть в группе этнического большинства. В этом случае может сформироваться ложная идентичность: ребенок воспринимает себя в качестве членов доминирующей группы, а не в составе сиоей реальной этнической группы.
С возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к «внутригрупповой ориентации на свою этническую группу». Людям свойственно стремление сохранить или восстановить позитивную этническую идентичность, которая дает ощущение психологической безопасности и стабильности.
Эта распространяется и на межгрупповые отношения объясняя, в частности, появление националистических установок. Таким образом, установки этнофора по отношению к аутгруппам могут рассматриваться как способ разрешения внутриличностных конфликтов и противоречий. Агрессивное поведение по отношению к членам других групп сочетается с признанием и любовью по отношению к «своим», то есть к группам идентификации.
Бихевиористы пытаются ответить на вопрос, почему большое количество индивидов выбирает одну и ту же мишень для агрессии и почему агрессия часто — групповой, а не индивидуальный феномен. Так, социальный психолог М. Шериф провел классические исследования для выяснения возникновения межгрупповых отношений и влияния функциональной взаимозависимости между группами. Он показал, как дружелюбные отношения между отрядами мальчиков в летнем лагере трансформируются во враждебные в результате искусственно введенного фактора межгрупповой конкуренции. Объективный конфликт интересов приводит к появлению негативных аутгрупповых стереотипов и в то же время способствует внутригрупповой сплоченности и поддержке.
Согласно теории группового конфликта, реальный конфликт интересов между группами (актуальный, или имевший место в прошлом, или предполагаемый) обусловливает отношения конкуренции и ожидание реальной угрозы со стороны другой группы. Реальная угроза, в свою очередь, обусловливает:
1. Враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы.
2. Увеличение внутригрупповой солидарности.
3. Более полное осознание индивидом своей групповой принадлежности.
4. Увеличение непроницаемости границ группового членства.
5. Уменьшение степени отклонения индивидов от выполнения групповых норм.
6. Увеличение меры наказания за нарушение этих норм вплоть до изгнания нарушителя из группы.
Таким образом, Шериф и его последователи, не делая, собственно, процесс идентификации самостоятельным предметом исследований, фиксируют этот процесс как необходимое следствие межгруппового конфликта. Бихевиористы вывели проблему межгрупповых конфликтов на социальный уровень, рассматривая ее не как функцию взаимоотношений между отдельными индивидами, а как функцию межгрупповых, в том числе этнических, отношений.
Очень важен внешний критерий признания другими людьми этнической принадлежности человека, особенно когда наблюдаются заметные различия внешности. Даже люди, имеющие объективные основания причислять себя к какой-либо общности, например дети из смешанных в расовом отношении браков, часто оказываются чужими для нее: кем бы сам себя ни осознавал мулат, для белых он — негр, а для черных -— белый. Когда явных межгрупповых различий во внешности нет, существует высокая степень согласия между внешними и собственными критериями идентичности: группа примет человека, даже если он по крови — «чужой». Такой легкий и свободный выбор своей этнической принадлежности возможен у белорусов, русских, украинцев, культура и облик которых во многом близки, то есть ребенок-белорус или украинец может осуществить свой свободный выбор и осознавать себя русским, и окружающие могут также относить его к русским, и наоборот.
Исследования этнопсихологов подтверждают, что человек, хотя и с разной степенью интенсивности, может идентифицировать себя одновременно с двумя этническими группами.
В качестве меры уменьшения конфликта между этническими группами бихевиористы предлагают постановку общих для конфликтующих групп целей, вынуждающих их к сотрудничеству и кооперации.
Многочисленные эксперименты привели к постановке вопроса о роли когнитивных процессов в регуляции межгруппового, в том числе и межэтнического, взаимодействия. Положения когнитивной психологии хорошо разработаны, и их применение к социальным процессам дало интересные результаты. В основе когнитивных процессов лежит категоризация, представляющая собой адаптивную функцию человеческой психики, структурирующей бесконечное многообразие стимулов окружающей среды в более упорядоченную совокупность отдельных категорий. В процессы категоризации включаются как сам субъект, так и его окружение. Воспринимая других людей, субъект акцентирует внимание на их сходстве и различии с собой. Он, таким образом, постоянно воспринимает других людей или как членов той же категории, что и он (своя группа), или как членов категории, к которой он не принадлежит (чужая группа). Разрабатываемый подход в дальнейшем оформился в так называемую теорию социальной идентичности, которая является сегодня, пожалуй, одной из самых популярных в западной социальной и этнической психологии. Основной тезис этой теории состоит в том, что у социальной группы существует потребность создавать положительно оцениваемые отличия от других групп, чтобы обеспечить своим членам позитивные самооценки, ибо личность склонна определять себя в терминах своей принадлежности к социальной группе.
Члены этнического меньшинства часто имеют пониженную самооценку, болезненное самолюбие и сверхчувствительность к дискриминации. Но принимая негативную идентичность, человек может относить негативные суждения к другим членам своей группы, а не к самому себе, устанавливая психологическую дистанцию между группой и собой.
Осознание себя как члена негативно оцениваемой в обществе группы допускает и формирование идентичности по принципу: «Пусть мы такие плохие, но это действительно мы», то есть происходит эмоционально-агрессивное подчеркивание своей этнической принадлежности.
В случае неблагоприятного межгруппового сравнения человек может выбрать и стратегию индивидуальной мобильности, которая состоит в попытке сознательно сменить группу, сформировать измененную идентичность, даже биологически изменить свою расовую принадлежность. Но на уровне обыденного сознания многие люди считают, что национальность дана человеку от природы.
Действительно, в процессе социализации общество «приписывает» ребенка к определенному этносу. В результате у большинства людей проблемы выбора не возникает, но члены группы этнических меньшинств и выходцы из межэтнических браков могут проходить длительный период «выбора своей этнической идентичности». У этих людей в процессе этнической идентификации кроме критерия приписывания (кем другие их воспринимают), большую роль играет и критерий внутреннего выбора (кем они сами себя осознают), то есть принадлежность человека к тому или иному народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к его культурным ценностям и святыням.
Социальная категоризация и неразрывно связанное с ней социальное сравнение (для достижения позитивного отличия своей группы) сами по себе достаточны для возникновения предубежденности по отношению к другим группам. Поэтому когнитивисты считают, что самый лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт— минимизировать различия между группами. Кооперация должна восприниматься не как межгрупповая, а как внутригрупповая. Если же групповые границы сохраняются, взаимная кооперация не ведет к улучшению межгрупповых отношений. Как только непосредственная цель кооперации будет достигнута, сохраняющееся деление на группы вновь вызовет к жизни когнитивно воспринимаемый конфликт интересов и внутри-групповую пристрастность. Выход может быть найден, если учитывать то положение, что пересекающаяся категоризация эффективно нейтрализует дифференциацию. То есть принадлежность к нескольким группам смягчает конфликт между конкурирующими группами.
С позиции деятелъностного подхода процесс идентификации индивида с группой — не спонтанная, изначальная характеристика (как считают представители когнитивного подхода), а зависимая величина, определяемая структурой межгрупповой деятельности. Когнитивные детерминанты можно представить себе в виде некоторого постоянно действующего фона, конечная же выраженность феномена идентичности зависит от целого ряда социальных факторов, на которые не могли не обратить внимания сами же сторонники теории социальной идентичности. Это степень законности статусных различий между группами, принадлежность к большинству или меньшинству, форма организации межгруппового взаимодействия (конкуренция или кооперация). Однако эти условия групповой деятельности, по мнению когнитивистов, не могут существенно изменить изначальность межгрупповой конфронтации, если категориальное деление достаточно явно выражено. «Категориальное членство» автоматически развертывает цепочку когнитивных процессов, последовательно доводя его до межгрупповой дифференциации на ментальном уровне и, соответственно, до межгрупповой дискриминации на уровне поведенческом.
Деятельностный подход к анализу группового и межгруппового поведения исходит из того, что психическая деятельность членов группе виде социальной категоризации является лишь опосредующим звеном влияния объективных условий на социальное поведение. В. С. Агеев, изменяя условия взаимодействия экспериментальных групп, выделил, помимо уже известных, несколько принципиально новых параметров: цели межгруппового взаимодействия, критерии оценки межгруппового взаимодействия, степень зависимости индивида от группы, а также успех или неудача групповой деятельности {1J.
Кроме того, Агеев полагает, что наряду с несомненными, отмечаемыми всеми авторами, дифференцирующими тенденциями, тенденциями к обособлению, к осознанию и подчеркиванию собственной отличимости, практически любой группе свойственны следующие характеристики:
1. Стремление быть составной частью и чувствовать свою принадлежность к некоторой более широкой социальной общности (групповая аффилиация).
2. «Групповая открытость». Степень открытости группы межгрупповому взаимодействию характеризует меру ее социальной контактности, степень включенности в социальные процессы более высокого порядка.
3. «Межгрупповая референтность» — потребность в обращении к значимой внешней группе, которая выступает либо как носитель определенных ценностей и норм, либо выполняет роль «зеркала».
Интегративные и дифференцирующие процессы в межгрупповом взаимодействии сосуществуют одновременно и в нормальных условиях уравновешивают друг друга. Оба этих процесса необходимы для существования и развития группы в системе социальных, в том числе этнических, связей и отношений. Но каждый из названных процессов выполняет специфические функции. Дифференцирующие межгрупповые процессы ответственны за создание социальной идентичности и аутентичности группы, ее объективной и перцептивной отличимости от любой другой; за поддержание и укрепление границ группового (этнического) членства и признание этого членства в качестве личностно-значимой ценности. Интегративные групповые процессы, напротив, призваны предохранять группу от изоляции и самоизоляции; они обеспечивают все богатство связей с другими группами: вхождение группы в более крупные социальные общности, трансляцию ценностей и норм более высокого порядка, обмен и обогащение предметным, социальным и культурным опытом.
Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Но все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование, поэтому внешние социальные обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности, особенно в случае межэтнического брака.
Ситуация межэтнического общения дает человеку больше возможностей для приобретения знаний об особенностях . своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Русский, живущий в многонациональной Москве, быстрее осознает свою этническую принадлежность, чем житель Вологды, города с моноэтническим составом, Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает и меньшую предрасположенность к подобным контактам, и меньший интерес к собственной идентичности.
Результаты исследований этнопсихологов позволяют выделить три основных типа этнической идентичности: этноцентрическую, полиэтническую и трансэтническую.
Этноцентрическая идентичность, во-первых, обозначает ориентацию личности только на одну, свою этническую общность, с которой она связывает свои ожидания, жизненные планы, установки, свою судьбу. Причем связь по крови с этой общностью совсем не обязательна. Блестящим примером служит великий языковед В. И. Даль, вся жизнь которого была посвящена созданию «Толкового словаря русского языка». Этноцентрическая ориентация закладывается паспортной системой, которая извне идентифицирует людей с конкретным этносом.
Однако слово «этноцентризм» имеет не одно, а по крайней мере два самостоятельных значения. Во-первых, оно обозначает тот элементарный, всеобщий факт, что отправным пунктом восприятия и оценки чужих обычаев, нравов и т. д. является опыт собственной этнической группы; речь здесь идет не об определенной системе взглядов, а скорее о некотором неосознанном чувстве, которое окрашивает наши восприятия и представления.
Во-вторых, этноцентризм обозначает предпочтение образа жизни собственной этнической группы всем остальным: все свое, «наше» является самым лучшим, превосходит все остальное. Такой взгляд, хотя он и встречается часто, отнюдь нельзя назвать всеобщим. Бывают случаи, когда люди не только не считают свою культуру, нравы, обычаи самыми лучшими, но, напротив, обнаруживают нечто вроде комплекса неполноценности, благоговея перед всем чужеземным.
Полиэтническая идентичность характеризуется разно-ценным отношением к нескольким этносам, знанием или желанием знать несколько языков, желанием одновременно пребывать в двух или нескольких культурных средах. Этот тип этнической идентичности исконно характерен для жителей Швейцарии и актуален в США. Некогда официально признанной доктриной в Соединенных Штатах был «американский патриотизм», вынуждающий всех проживающих на территории США быть истинными американцами, забыв о своем настоящем этническом происхождении. В настоящее время эталоном является полиэтническая, бинарная (билингвная) личность, которая наряду с принятием американской культуры сохраняет традиции культуры своей исторической родины — владение ее языком, принадлежность к ее религии, воспитание своих детей в «исконных» традициях. Этот эталон двойной лояльности был бы равносилен тому, как если бы в наших паспортах записывали не одну, а несколько национальностей, отражающих этническую принадлежность наших родителей. Человека, живущего и сознательно участвующего в культурной жизни и традициях двух разных народов, называют маргинальной личностью. Полиэтнизм характеризуется вариативностью своих проявлений. Бывает, что человек вынужден приобщаться к культуре, к особенностям образа жизни, национальным традициям иноэтнической общности, поскольку он по каким-либо обстоятельствам попадает в условия ино-зтнической среды. Или же в результате сложных этнотранс-формационных процессов в рамках своей этнической общности функционируют различные подсистемы или сферы иноэтнической культуры (язык, обычаи и обряды и другие культурные и религиозные элементы). В другом варианте полиэтнизм обусловлен изменением значимости определенных этнокультурных элементов в процессе этногенеза (происхождение и формирование) той или иной общности. Так, например, угасание роли традиций и обрядов у некоторых народов Севера нашей страны обусловливает их ориентацию на другую, иноэтническую культуру, например, русскую как доминирующую.
И последней разновидностью этнической идентичности, которая встречается реже всего, является трансэтнизм, когда личность, не причисляя себя ни к одному этносу, относит себя ко всему человечеству, выходя на надэтнический уровень представления о своем «я» как о субъекте мирового сообщества (гражданин мира). Примером могут служить такие исторические личности, как Лев Толстой в России и Махатма Ганди в Индии.