И закономерностей ее развития в психологии
Проблемы личности, ее развития и управления формированием относятся к числу фундаментальных направлений психологии. Теоретическое и экспериментальное исследования механизмов и условий развития личности уже давно образуют самостоятельную область психологии.
Проблема исследования личности и закономерностей ее развития сохраняет свою актуальность и на современном этапе развития психологии. В психологической науке выделяется несколько основных подходов к изучению личности. При этом каждый подход имеет свою теорию, свои представления о процессах развития личности, о ее свойствах и структуре, свои методы их измерения.
В плане структуры авторами выделяются три уровня анализа личности как психологического образования: свойства отдельных «элементов» личности, компоненты («блоки») личности и свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют структурой личности (Райгородский Д.Я.).
Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают внимание не на все уровни, а лишь на один из них. Название элементов и блоков личности при этом сильно варьируют. Отдельные свойства часто называют чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, факторами, шкалами личности, блоки – компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами.
В классической психоаналитической традиции (З.Фрейд) личность, функционируя как единое целое, включает в себя Ид как биологическую составляющую, Эго — как психологическую составляющую и Суперэго — как социальную. Общий ход развития личности приводит к усилению структур Суперэго и Эго, а социализация и социальная адаптация личности происходят в результате вытеснения влечений и переключения энергии на санкционированные обществом объекты. Внутриличностные конфликты сопровождаются повышением тревоги, справляясь с которой человек использует различные механизмы психологической защиты. В результате его поведение становится «правильным», он успешно адаптируется к окружающей его социальной среде.
Несколько иначе понимают структуру личности и ее генезис более поздние последователи психодинамического взгляда на личность – Э.Фромм, К.Хорни, Г.Салливан.
Согласно Э.Фромму, структуру личности определяют экзистенциальные потребности (потребности в установлении связей, в преодолении, в корнях, в идентичности, в системе взглядов и преданности). Здесь личность – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал, прежде всего, различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить.
Основу личности, по К.Хорни, составляют невротические потребности, в том числе потребности в любви, привязанности и доверии, в руководящем партнере, в ограничениях, во власти, в эксплуатации, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии, в самодостаточности и независимости, в безупречности. С точки зрения К.Хорни, решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.
С точки зрения Г.Салливана, личность – это некая гипотетическая сущность, которая не может быть оторвана от межличностных ситуаций, и межличностное поведение являет все, что может быть рассмотрено как личность. Поэтому Г.Салливан подчеркивал, что единицей научного анализа должна стать межчеловеческая ситуация. Ребенок с первого дня жизни является частью межличностной ситуации и на протяжении остальной жизни остается в составе социального поля [83, с.275].
Современные теории, развивающиеся в направлении психодинамического подхода (М.Балинт, Дж.Боулби, Д.Винникотт), фокусируют свое внимание уже не на феноменах внутриличностной динамики, а на процессах межличностного взаимодействия ребенка и родительских фигур на ранних этапах онтогенеза. В современном психоанализе достаточно подробно рассмотрены проблемы идентификации, обозначения личностных границ, формирования привязанностей. Именно в этой группе теорий достаточно подробно (хотя и не всегда экспериментально обоснованно) описаны механизмы и условия развития тех или иных паттернов взаимодействия человека с миром, особенностей его системы отношений с социальным окружением.
В рамках гуманистического подхода (А.Маслоу, К.Роджерс), личность – это внутренний мир человеческого «Я», возникающий как результат процесса самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации . Сущность социальной адаптации – в оптимальном взаимодействии личности и среды. Основной критерий развития личности – степень интеграции личности и среды. Целью социальной адаптации человека является достижение духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. В процессе социализации человек стремится к достижению своих жизненных целей, личностному росту, развивая и используя свой творческий потенциал. Критерий социальной адаптации – здоровая, успешная, творческая личность. Однако, будучи очень продуктивным в плане описания критериев и условий формирования здоровой «самоактуализирующейся» личности, представителям гуманистического подхода не удалось вскрыть закономерности самого развития и возможных отклонений от этой идеальной траектории.
Когнитивная модель (Д.Баннистер, Дж.Келли, Ф.Франселла) так же не очень эффективна в понимании закономерностей формирования личности, но хорошо описывает структуру личности как систему организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека.
В поведенческой модели (А.Бандура, Д.Зиглер, Дж Роттер, Б.Скиннер, А.Хьелл, Дж.Уотсон) личность – это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности – с другой. Структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности. Развитие личности с точки зрения поведенческого подхода – процесс и результат научения. В ходе социализации окружающие ребенка взрослые одобряют, подкрепляют одни модели поведения и не поддерживают другие. В результате личность формирует поведение, соответствующее или несоответствующее ожиданиям социума. В первом случае говорят о социально адаптированной личности, во втором случае имеет место социальная дезадаптация.
В рамках диспозиционного подхода (В.С.Мерлин, В.Д. Небылицин, Г.Олпорт, И.П.Павлов, В.М.Русалов), личность – это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально-обусловленных свойств. Структура личности – это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих проприум человека. И.П.Павлов в зависимости от связи между второй и первой сигнальными системами выделил три типа личностей: художественный, мыслительный, смешанный. Основоположники конституциональной теории поведения личности Е.Кречмер, В.Шелдон высказали идею об отличиях в психической сфере индивидов в зависимости от их телодвижения.
По мнению основоположника теории черт Г.Олпорта, личность – динамическая организация тех психофизиологических систем индивида, которые определяют единственные способы приспособляемости к внешней среде в смысле характеристических способов поведения и переживания. Черта – это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях.
В рамках деятельностного подхода (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направлений, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.
Многообразие направлений в рамках деятельностного подхода к изучению личности, к выявлению и определению компонентов, составляющих ее психологическую структуру, и закономерностей ее развития позволяет выделить различные аспекты психологического исследования. Исходя из общепсихологической трактовки личности как "системного" (общественного) качества человека (А.Н.Леонтьев) и конкретизируя это качество как субъектный уровень включенности человека в мир, можно выделить в отечественной психологии следующие направления исследований.
Это исследования личности как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути человека (К.А.Абульханова-Славская, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев), исследования личности как субъекта предметной деятельности (Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков) и как субъекта общения (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский и др.).
Так, А.Н.Леонтьев подходит к рассмотрению понятия «личность» с позиции анализа понятия «деятельность». «Анализ движения деятельности и порождаемых им форм психического отражения, - отмечает А.Н.Леонтьев, - приводит к необходимости ввести понятие о конкретном субъекте, о личности как о внутреннем моменте деятельности» (Леонтьев А.Н., 1977). Автор рассматривает личность как предмет психологического исследования, различные подходы к изучению личности, соотношение категорий «индивид» и «личность», связь категорий «мотивы», «эмоции» и «личность», деятельность как основание личности и процесс формирования личности. Личность, как и индивид, по А.Н.Леонтьеву, представляет собой продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.
В психологических теориях личности, по выражению А.Н.Леонтьева, наблюдаются смешения и противопоставления различных подходов к исследованию личности. Однако имеются общие положения о личности, принимаемые с теми или иными оговорками всеми авторами. Одно из них состоит в том, что «личность представляет собой некоенеповторимое единство, некую целостность». Другое положение заключается в признании за личностью роли «высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами». «Личность «определяется природой» самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности». При этом автором подчеркивается, что при всем многообразии форм и видов деятельности общественные отношения предполагают сознательное регулирование, то есть сознание, а на известных этапах развития также и самосознание.
Более полно взаимосвязь элементов в структуре личности отражена в концепциях личности А.Г.Ковалева и В.Н.Мясищева, которые выделяют в качестве основных структурных особенностей личности соотношение социальных и индивидуальных тенденций синтеза свойств личности. Т.е. личность рассматривается как система функционирования тех или иных свойств, процессов и состояний личности на структурном уровне.
В современной отечественной психологии кроме структурных описаний личности развиваются концепции, выделяющие динамические аспекты психической регуляции и разрабатывающие описание психики как процесса. В отечественной психологии начало теоретическим исследованиям в этом направлении было положено работами Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна и др.
По С.Л.Рубинштейну, личность – это относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека, она выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия включаются и психические явления - психические свойства и состояния личности). В отличие от А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн и его последователи (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский) подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая, творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека.
Среди многих работ по теории личности в отечественной психологии выделяются работы Б.Г.Ананьева, А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова, расхождения между которыми в толковании понятия личности характерны для современного состояния проблемы.
А.Г.Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур: темперамента (структуры природных свойств), направленности (система потребностей, интересов и идеалов), способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Все эти структуры, по мнению Б.Г.Ананьева, возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующий «устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности». Так складываются сложные структуры, синтезом которых является личность.
В.Н.Мясищев сформулировал одно из важнейших в советской психологии принципиальных положений теории личности. Он подчеркивал, что система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем темперамент, характер и способности. Это положение концепции В.Н.Мясищева для данного исследования имеет методологическое значение. Разделяя взгляды В.Н.Мясищева на развитие личности как процесс формирования системы отношений, целесообразным и необходимым было включить аспект отношений в эмпирическое исследование диссертационной работы. Развитие отношений в структуре личности человека происходит, согласно В.Н.Мясищеву, в результате отражения им на сознательном уровне сущности объективно существующих социальных отношений. Именно эта макро-и-микро-социальная среда, способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в связи с особенностями его организма, создает неповторимо своеобразную личность.
Иначе представляет себе уровень интеграции в структуре личности К.К.Платонов. Он подчеркивает необходимость более точного определения этого понятия, говоря о динамической функциональной структуре личности и указывая на возможности более детальной и более общей характеристики. «Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной их четырех групп, образующих четыре основные стороны личности…». К таким группам автор относит: 1)социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); 2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); 3) опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); 4) индивидуальные особенности различных психических процессов. Взаимосвязь между этими группами особенностей при ведущей роли социально обусловленных свойств образует структуру личности, являющуюся, по К.К.Платонову, наиболее высоким уровнем интеграции в сфере явлений личности.
Согласно Б.Г.Ананьеву, в структуру личности входят такие свойства, как: 1) определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); 2) динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам; высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; 3) статус и социальные функции-роли; 4) мотивация поведения и ценностные ориентации; 5) структура и динамика отношений. Личность, по Б.Г.Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях: 1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций; 2) становление деятельности и история развития человека как субъект труда, познания и общения; 3) жизненный путь человека (история личности).
Попытка рассмотреть структуру личности по основанию социальных отношений или как производную от социальной структуры общества осуществленаС.И.Коном. Автор использует для описания личности следующие понятия: “социальная позиция” (место индивида в системе социальных отношений), “социальная роль” (социально значимая функция индивида), “социальные интересы” (единство выражения внутренней, то есть деятельностной сущности и отражения объективного мира) и “ценностные ориентации”.
По мнению Л.С.Выготского, личность – понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития. «История культурного развития ребенка приводит нас к истории развития личности», - писал Л.С.Выготский.
Историческим продолжением теоретических положений Л.С.Выготского стали работы психологов Харьковской школы (Л.И. Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев др.). Они показали, что в основе развития лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность субъекта. В многочисленных исследованиях А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина и их сотрудников была показана зависимость содержания и хода процессов развития от строения внешней предметной деятельности.
Более подробно критерии и условия развития личности исследованы в работах Л.И.Божович. С точки зрения Л.И.Божович, целостная структура личности определяется ее направленностью; главным фактором формирования личности ребенка продолжает оставаться взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие «уравновешанности» ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия. Критериями развития личности Л.И.Божович считает: 1) способность к опосредованному поведению – способность преодолевать непосредственные побуждения ради социально значимых мотивов; 2) способность к сознательному руководству собственным поведением (сознательное соподчинение мотивов).
Интересна и плодотворна концепция персонализации А.В.Петровского. Он дает следующее определение личности:«Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». Ядром концепции развития личности А.В.Петровского являются проблема «значимого другого» и феномен отраженной субъектности. А.В.Петровский говорит о наличии в структуре личности интраиндивидуальных и метаиндивидуальных составляющих, которые существуют, проявляются и формируются в системе межличностных отношений ребенка со значимым взрослым.
Таким образом, если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий и школ, то можно сказать, что личность традиционно понимается как «синтез всех индивидуальных характеристик индивида в уникальную структуру, которая опирается и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «…в значительной мере формируется реакцией окружающих на поведение данного индивида». Личность – это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно - потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта. Такое понимание соответствует отечественной психологии (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Из приведенного обобщенного определения личности следует, что: личность является атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом; личность является психологической характеристикой субъекта, которая регулирует его отношения с объективной – физической и социальной действительностью.
Приведенный выше анализ теорий личности и современное положение в области клинической психологии показывают, что наряду с понятием гармонического характера позволительно говорить о гармонической личности.
Под гармоничной личностью понимается индивид, который в процессе социализации осознанно сформировался как человек, обладающий ответственностью за собственную судьбу и совершаемые поступки, самостоятельностью и автономностью в принятии решений, руководствующийся в своей жизни нравственными законами (Менделевич В.Д.). Гармоничная личность живет в соответствии с девизом: «Мне никто ничего не должен». Этот принцип понимается как отказ от предъявления претензий окружающим (родителям, детям, государству и пр.) в случаях жизненных неудач.
Раздел 4. Методология клинико-психологического исследования