Тема 3.2. Методика подготовки детей средствами адаптивной физической культуры к протезированию конечностей.

Лекция (2 часа)

Цели и задачи адаптивной физической культуры в реабилитационном процессе детей, перенесших ампутации или имеющих врожденные пороки развития конечностей. Содержание адаптивной физической культуры в период подготовки к протезированию и освоению протезно-ортопедических изделий. Классификация физических упражнений, применяемых на различных этапах реабилитационного процесса детей. Методические особенности применения физических упражнений в раннем дошкольном и школьном возрасте. Обучение пользованию протезно-ортопедическими изделиями верхних и нижних конечностей детей разного возраста.

Практическое занятие (2 часа)

Занятия на тренажерах в реабилитационном процессе детей-инвалидов. Классификация упражнений с отягощениями для детей после ампутации или с врожденными пороками развития конечностей. Методические особенности занятий на тренажерах с детьми-инвалидами. Особенности конструкции тренажеров и технических приспособлений для занятий с отягощениями.

Самостоятельная работа (4 часа)

Подвижные и спортивные игры как средство коррекционного воздействия на детей с дефектами конечностей. Классификация подвижных и спортивных игр для детей с врожденными и ампутационными дефектами верхних и нижних конечностей. Методические особенности проведения подвижных и спортивных игр.

Изучение темы направлено на приобретение:

знаний – морфофункциональных, социально-психологических особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и тендерных групп;

правил планирования содержания занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей;

современных средств, методов, приемов, технических средств для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценки состояния занимающихся;

этиологии и патогенеза основных заболеваний лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

способов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры;

способов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья двигательным действиям, позволяющим реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры;

закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисов, обусловленных их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивных периодов развития тех или иных функций;

путей развития оставшихся после болезни или травмы функций организма человека с целью частичной или полной замены навсегда утраченных функций в результате того или иного заболевания и (или) травмы;

умений – определять характер влияния различных нозологических форм на морфофункциональные и социально-психологические особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

планировать содержание занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей;

осуществлять когнитивное и двигательное (моторное) обучение и оценивать состояние занимающихся с использованием современных средств, методов, приемов, технических средств;

использовать знания об этиологии и патогенезе основных заболеваний при работе с лицами с отклонениями в состоянии здоровья;

обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры, а также двигательным действиям, позволяющим реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры;

развивать оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека с целью частичной или полной замены навсегда утраченных функций в результате того или иного заболевания и (или) травмы;

навыков - практического применения в профессиональной деятельности современных средств, методов, приёмов, технических средств для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценки состояния занимающихся;

планирования содержания занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей;

использования в профессиональной деятельности знаний об этиологии и патогенезе основных заболеваний лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры, а также двигательным действиям, позволяющим реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры;

воспитания у лиц с отклонениями в состоянии здоровья активного отрицательного отношения к наркомании, алкоголизму, табакокурению, компьютерной, экранной, игровой зависимостям;

целостного анализа и учета закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, сенситивных периодов развития тех или иных функций, предупреждения кризисов, обусловленных их физическим и психическим созреванием и функционированием;

эффективного использования методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния лиц с отклонениями в состоянии здоровья и внесения коррекций в восстановительные воздействия в зависимости от результатов измерений и (или) рекомендаций членов междисциплинарной команды;

проведения комплекса мероприятий по предупреждению прогрессирования основногозаболевания (дефекта) организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).

Наши рекомендации