Эмоциональная сфера человека
Понятие об эмоциях. Классификация и виды эмоций. Основные функции эмоций (коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная). Свойства эмоциональных процессов (интенсивность, продолжительность, глубина, модальность, осознанность, направленность). Психологические теории эмоций (эволюционная теория Дарвина, психоорганическая концепция Джемса-Ланге, активационная концепция Линдслея-Хебба, когнитивные теории эмоций, информационная теория эмоций Симонова). Эмоции и личность, индивидуальное своеобразие эмоций.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний отношения человека кмиру. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Протекание эмоций характеризуется определенной динамикой. Выделяют динамику кратковременного переживания ( возникновение — нарастание — кульминация — угасание), и динамику длительного чувства, на фоне доминирования которого разворачиваются различные переживания.
Основные эмоции (гнев, радость, страх и т.д.) и их экспрессия на лице имеют врожденныйхарактер. Это доказывается не только возможностью понимания эмоционального состояния друг друга людей разных культур, но и в экспериментах с эмоциональным сопереживанием животных разных видов. Например, наказание обезьян - шимпанзе в присутствие обезьян другого вида вызывает в организме последних физиологические сдвиги, соответствующие эмоции страха. Однако врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.
Многообразие и сложность чувств обусловливают недостаточную осознанность и управляемость эмоциональной сферой. Это проявляется в трудности словесного описания своих чувств: подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.
Функции эмоций
Эмоции выполняют целый ряд специфических функций. Отражательная функцияэмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции позволяютопределить полезность и вредность воздействующих на человека факторов иреагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Так,например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различнойстепени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации. Благодаряотражательной функции эмоций человек может ориентироваться в окружающейдействительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности. Вэтом смысле эмоции выполняют еще и прединформационную или сигнальную роль. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процессудовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, начто надо обратить внимание в первую очередь и т.д.
Эмоции выполняют также побудительную, или стимулирующую, функцию.Так, в той же дорожной ситуации, человек, испытывая страх передприближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Эмоции как быопределяют направление поиска, способное удовлетворить потребности человека.
В связи с тем, что эмоции принимают непосредственное участие в обучении, выделяют их подкрепляющую функцию.Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
Американские психологи Р.М. Йеркс и Дж. Додсон, изучая зависимость научения от силы подкрепления (электроудара) у мышей, установили зависимость качества выполняемой деятельности от интенсивности мотивации. Впоследствии эта зависимость была выявлена и у людей. Оказалось, что по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.
Переключательная функцияэмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребности следовать определенной этической норме, что реализуется в борьбе между страхом и чувством долга. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направит деятельность личности в ту или другую сторону.
Ч.Дарвин выделил приспособительную функциюэмоций. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип и другие частные конкретные параметры, и таким образом эффективно приспособиться к окружающим условиям.
С этим связана мобилизационная, интегративная функцияэмоций. Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции подготавливают организм к полезным или вредным внешним воздействиям.
Вероятно, есть смысл говорить и о экспрессивной, или коммуникативной функцииэмоций (т.е. функции общения). Мимика, жесты, позы, выразительныедвижения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к предметам и явлениям окружающейдействительности. У высших животных, и особенно у человека, выразительныедвижения стали тонко дифференцированным языком, средством сообщения нестолько мыслей, сколько эмоций. Как показали исследования, не все проявлениячувств одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57%испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%).
В рамках коммуникативной функции можно выделить и другие. Эмоции, например, могут нести функцию воздействия на окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до тех пор, пока родители не выполнят его желание.