Закон Отталкивания на Путях Ученичества и Посвящения
Когда различение (духовно соответствующее обонянию - последнему из пяти развивающихся у человека чувств) адекватно развито стремящимся и он знает пары противоположностей и понимает, что находится вне их, он может встать на Путь Ученичества и взяться за трудную задачу исполнения духовных законов, особенно Закона Отвержения. Вначале он едва распознает влияние этого Закона. Ему так же трудно постичь его значение и представить его возможное действие, как рядовому человеку со средним образованием, не имеющему никакого понятия об эзотеризме, трудно понять смысл оккультной истины, выраженной в следующих словах: "Построение божественным Агнишваттой, солнечным ангелом, действующим через эгоический лотос, антахкараны между высшим и низшим манасом является задачей, которая должна быть решена на стадии созерцательной медитации". Это утверждение сравнительно просто для интеллектуального осмысления среднего изучающего эзотеризм, но совершенно бессмысленно для человека от мира сего. Закон Отвержения так же трудно понять только вступающему на Путь ученику. Ему придётся научиться распознавать его влияние, после чего ему предстоят три достижения:
1. Благодаря служению он будет всё меньше концентрироваться на самом себе, тем самым начиная оккультно "отвергать" личность. Он должен стремиться к тому, чтобы его мотивом была любовь ко всему сущему, а не желание собственного освобождения.
2. Благодаря пониманию пар противоположностей он начнёт эзотерически "нащупывать" тот "благородный срединный путь", о котором говорит Будда.
3. Благодаря осмыслению Христовой заповеди: "Так да светит свет ваш"21 он начнёт выстраивать "путь света", ведущий в центр жизни, от тьмы к свету, от нереального к реальному и от смерти к бессмертию. Это истинный путь антахкараны, который ученик ткёт из себя (выражаясь символически), подобно тому как ткёт свою нить паук.
Служение, понимание Пути и построение истинного канала исхода - вот задача для решения на Пути Ученичества. Вот цель для всех, кто изучает сегодня эзотерические науки, - при условии достаточно сильного желания, позволяющего научиться бескорыстной работе на благо своих собратьев. По мере успеха в этом и приближении (выводящем на "Центральный Путь") к тому, что не является парами противоположностей, неуклонно вступает в действие Закон Отвержения. После третьего посвящения он становится основным законом, управляющим жизнью.
Слово "отвержение" имеет для многих негативный смысл, и неприязнь к нему сама по себе свидетельствует о свойственной человеку духовной склонности. Отталкивание, желание отвергнуть, отталкивающие отношение, слова и дела ассоциируются в нашем сознании со всем, что неприятно видеть. Однако в духовном и научном смыслах слово "отвержение" означает просто "отношение к тому, что нежелательно". А это, в свою очередь, (при определении желательного) подразумевает добродетели различения, бесстрастия и дисциплины в жизни ученика, а также способность прекратить концентрацию на самом себе. Эти слова говорят о потребности в переоценке нереального и нежелательного и в дисциплине низшей природы, чтобы выбор совершался быстро и легко, позволяя отбросить то, что заточает или задерживает душу. Главное - тщательно и правильно выбранный путь или образ действий, который освободит душу из мира форм и отождествит её, прежде всего, с ней же самой (тем самым избавляя её от мировой иллюзии), а затем - с миром душ, представляющим собой сознание Превышней Души22.
Нет нужды распространяться здесь о технической стороне такого выбора. Путь различения, метод бесстрастия и дисциплина жизни исчерпывающе освещены в учениях двух последних тысячелетий, а также в многочисленных книгах, описывающих учения Христа и Будды. Их правильное понимание позволяет сделать правильный выбор и "отвергнуть" то, о чём не стоит ни мечтать, ни желать. Для многих серьёзных учащихся (таких, как читатели данного трактата) оказалось полезно записать для себя собственное понимание четырёх следующих слов:
1. Различение,
2. Бесстрастие,
3. Дисциплина,
4. Децентрализация.
Для каждого определения довольно и одной страницы, если на ней правдиво изложены самые высокие представления. Учащиеся поймут, что, практикуя четыре эти добродетели, главные отличия ученика, они автоматически приводят в действие Закон Отвержения, который на Пути Посвящения даёт откровение и осознание. Описание этого закона на Пути Посвящения будет слишком сложным для тех, кто ещё неопытен в основном различении и далёк от подлинного бесстрастия. Стоит ли, поэтому, распространяться о его действии в жизни посвящённого? Не думаю. Ученик старается бесстрастно и безболезненно осмыслить различие между:
1. Правильным и неправильным,
2. Добром и злом,
3. Светом и тьмой в духовном понимании,
4. Темницей и свободой,
5. Любовью и ненавистью,
6. Интроверсией и экстраверсией. Имеет смысл поразмыслить над этой двойственностью.
7. Правдой и ложью,
8. Мистическим и оккультным знанием,
9. "Я" и не-"я". 10. Душой и телом.
Долго ещё можно перечислять различные двойственности. Обнаружив существование пар противоположностей, ученик должен затем обнаружить то, что не есть ни то, ни другое. Под действием Закона Отвержения посвящённому открывается центральный, срединный путь, который оккультно позволяет ему "далеко отбрасывать обеими руками то, что загромождает и скрывает центральный путь света. Ибо ни справа, ни слева не укрыт от опасности человек, ищущий этот светлый путь". Имеет ли это изречение хоть какое-то реальное значение для большинства из нас? Давайте для самих себя постараемся определить в словах специфику и дать название третьему, или центральному пути, который не есть, например, ни свет, ни тьма, ни любовь, ни ненависть. Мы не можем чётко видеть, что это такое, и не сможем до тех пор, пока усиленная стимуляция, которой мы подвергаемся на Пути Посвящения, не сделает своё дело. Однако некоторое представление о нём может дать нам третий раздел.