Состояние общества как предмет социально-психологического исследования
Социально-психологические аспекты понятия "состояние общества". Понятие состояния применительно к обществу, с точки зрения социальной психологии, достаточно многозначно. Оно может относиться как к его собственно социально-психологическим характеристикам, так и к определению других составляющих его структуры. В первом случае принято, например, говорить о его психическом состоянии как здорового или нездорового общества (Э. Фромм [1], А. Маслоу [2]).
Возможно и другое смысловое словоупотребление понятия состояния общества в рамках социальной психологии, когда под этим подразумевается преобладающее в нем общественное настроение. Последнее отражает психическое состояние общества в тот или иной момент его жизнедеятельности. При этом настроение не только не тождественно состоянию общества, но и далеко не всегда способно к его адекватному отражению. Оно может соответствовать состоянию здоровья общества, но быть выше или ниже его уровня.
Во втором случае правомерно говорить о состоянии тех или иных социальных институтов и структур — экономики и права, политики и идеологии, образования и культуры и т. д. Но и здесь вполне уместна характеристика соответствующих социально-психологических аспектов или компонентов состояния данных структур — психологических составляющих права, экономики, политики и т. д., а соответственно этому — состояния правовой, экономической и политической психологии.
Тенденции и проблемы изменения психического состояния общества. Подобно тому, как это уже рассматривалось нами выше применительно к изменению общественных настроений, отражающих состояние социально-психологической жизнедеятельности общества, можно говорить и о динамике собственно этого состояния.
В исторической психологии как научном направлении и относительно самостоятельной отрасли знания уже сложилась определенная практика исследования таких состояний [3]—[5]. Она показывает, в частности, что каждой исторической эпохе соответствуют свои не только преобладающие общественные настроения, но и особенности менталитета, доминирующих духовно-нравственных ценностей и проблем.
Так, если смена эпохи варварства эпохой цивилизации ознаменовалась проблемой внутреннего конфликта человека между инстинктивным наследием прошлого, его бессознательными биологическими влечениями и требованиями культуры, права и нравственности, что нашло отражение в концепции 3. Фрейда, то начало эры постиндустриального общества принесло совсем другие социально-психологические проблемы. Последние связаны с изменением состояния социальной динамики, со значительным ускорением темпов развития общества, вызванным научно-техническим прогрессом, который привел к социальной дезадаптации человека — конфликту между прошлым и новым опытом его психической жизнедеятельности.
Результатом этого конфликта стало состояние шока индивида, который оказался психологически не готовым к столь высоким темпам перемен условий своей жизнедеятельности [6].
Гуманистическая психология о формировании готовности человека к ситуации динамичных перемен. Новое направление социальной психологии, известное под названием "гуманистической психологии", основанное во второй половине XX века американским психологом Абрахамом Маслоу (1908—1970), как раз и было нацелено не только на диагностику, но и на поиск путей решения этой проблемы. Ключ к ней А. Маслоу видел в качественном повышении уровня внутренней, социально-психологической культуры человека, который должен овладеть прежде всего способностью к импровизации как основному инструменту реализации своего творческого потенциала.
"Нужен, по словам А. Маслоу, новый тип человека, который не чувствовал бы себя потерянным в быстро меняющемся мире", человека, готового к импровизации и способного "радостно встретить неожиданную, новую для него ситуацию" [2, с. 70]. Но для этого, по его мнению, должна быть выращена "новая порода людей", способных принимать "молниеносные, творческие решения" и снимать встающие перед ними проблемы "без предварительной подготовки" [2, с. 110—111].
В свою очередь, ставка на решение этой задачи предполагает радикальную перестройку системы образования и профессиональной подготовки. "Сегодня образование, — по мнению А. Маслоу, — ни в коем случае нельзя рассматривать только как процесс усвоения знаний, пора определить его как процесс становления характера, как процесс развития", потому что люди, слишком привязанные к старому опыту, стали почти бесполезными во многих профессиях [2].
Вот почему альтернативу психологической неготовности человека к быстро меняющимся условиям и требованиям жизни А. Маслоу видел в перспективах его целостного развития, в его культуре психической саморегуляции и личностного роста.
Массовая культура — психологический барьер на пути личностного роста. Однако практические возможности личностной "самоактуализации" (А. Маслоу) или личностного роста в ситуации возрастающих темпов социальных и научно-технических инноваций наталкиваются на мощный психологический барьер, создаваемый так называемой "массовой культурой". Будучи порожденной теми же темпами быстрых перемен в условиях рыночной экономики, эта "культура" формирует психологию всеядности, конъюнктуры, культа безудержного потребительства и новый тип так называемой "рыночной личности", всесторонне и глубоко описанной основателем неофрейдизма Эрихом Фроммом (1900—1980).
Рыночная личность, по Э. Фромму, ведет себя подобно товару, предлагая свои достоинства (красоту, молодость, ум, обаяние) в обмен на социальные и психологические блага (общественное положение, престиж, дружбу, любовь). Подверженность спроса конъюнктурным колебаниям и действию социально-психологических механизмов моды формирует у рыночной личности способности к перестройке и адаптации к любым переменам и инновациям.
Но это совсем не те способности и психологическая готовность к творческой импровизации, о которой говорил А. Маслоу. Социальные и личностные качества рыночной личности не только лишены внутренней целостности, крайне противоречивы, но (и это главное) несут на себе печать заземленного утилитаризма, бездуховности, а нередко и откровенного бескультурья. Вот как характеризовал две противоречивые (положительную и отрицательную) стороны личности с рыночной ориентацией Э. Фромм [7, с. 114] (см. таблицу 4).
Таблица 4
Положительная сторона | Отрицательная сторона |
Целеустремленная | Пользующаяся случаем |
Готовая к обмену | Непоследовательная |
Моложавая | Ребячливая |
Устремленная вперед | Не считающаяся с будущим или прошлым |
Свободомыслящая | Без принципов и ценностей |
Общительная | Неспособная к уединению |
Экспериментирующая | Бесцельная |
Н едогматичная | Релятивистская |
Действенная | Сверхактивная |
Любознательная | Бестактная |
Понятливая | Умничающая |
Контактная | Неразборчивая |
Терпимая | Безразличная |
Остроумная | Глуповатая |
Щедрая | Расточительная |
Вместе с тем, несмотря на внутреннюю противоречивость и печать известной примитивизации, которую несет на себе массовая культура и порожденный ею (равно как и стимулирующий ее) рыночно ориентированный индивид, нельзя недооценивать силы их влияния на традиционные культурные и профессиональные ценности, как это будет очевидно из следующего изложения.