Примерные темы курсовых работ. 1. Общие и специфические закономерности психического развития при ЗПР.
1. Общие и специфические закономерности психического
развития при ЗПР.
2. Нейропсихологические исследования детей с ЗПР.
3. Особенности формирования коммуникативной деятель
ности детей с ЗПР.
4. Становление различных форм деятельности у детей с
ЗПР.
5. Причины и формы школьной неуспеваемости.
6. Особенности формирования учебной деятельности детей
с ЗПР.
7. Особенности формирования нравственного сознания у
детей с ЗПР.
8. Особенности психического развития детей, страдающих
хроническими соматическими заболеваниями.
9. Сравнительная характеристика умственной отсталости и
ЗПР.
10. Познавательная сфера младших школьников с ЗПР.
11. Эмоционально-волевая сфера дошкольников с ЗПР. -
12. Личностная сфера младших школьников с ЗПР.
13. Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР
церебрально-органического генеза.
14. Психологическая готовность к школе детей с ЗПР.
15. Психологическая помощь младшим школьникам с ЗПР.
16. Психолого-педагогическая коррекция развития дошколь
ников с ЗПР.
17. Проблема дифференциальной психодиагностики при от
боре детей с ЗПР в специальные школы и классы.
- - ч б" ■
,, , , О- .' ^ >' ~^4' *'
Терминологический словарь
1. Астенический синдром- это состояние нервно-
психической слабости, быстрой истощаемое™, утомления от любой
деятельности, неспособности к любому напряжению.
2. Депривация- многообразные нарушения в формирова
нии и функционировании психики, возникающие вследствие относи
тельно длительного блокирования значимых потребностей челове
ка.
3. Дизонтогенез- общее название различных вариантов
нарушений в психическом развитии.
4. Дифференциальная диагностика- выявление и оценка
особенностей психики, позволяющие разграничить данный вид ди-
зонтогенеза от сходных по внешним признакам состояний.
5. Задержка психического развития- вариант дизонтоге-
неза, для которого характерно замедление темпа психического раз
вития, а также относительно стойкие состояния незрелости эмоцио-
; нально-волевой и интеллектуальной сфер, не достигающие степени умственной отсталости.
6. Зона актуального развития- уровень развития психи
ческих функций ребенка, который сложился в результате опреде
ленных, уже завершившихся циклов его развития.
7. Зона ближайшего развития- уровень развития психи
ческих функций, которые сейчас находятся в зачаточном состоянии.
Это зона достижений, на которые способен ребенок с помощью
взрослого.
8. Инфантилизм- физические и психические признаки не
зрелости, несвойственной данному возрасту.
9. Личностная сфера (психосоциальная)- часть психики,
отражающая индивидуальность человека, определяющая его пове
дение среди людей. В развитии личностной сферы рассматривается
становление эмоционально-волевой и мотивационных сфер, само
сознания и общения.
10. Минимальная мозговая дисфункция- синдром, отра
жающий наличие легкой церебральной недостаточности, легких на
рушений развития, возникших на основе микроорганических пора
жений головного мозга в результате кислородного внутриутробного
голодания, микрородовой травмы и др.
11. Нарушенное развитие- обычное развитие, протекаю
щее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер
которых превышает компенсаторные возможности индивида, в силу
чего последний нуждается в медико-социальной и психолого-
педагогической помощи.
12. Общие закономерности психического развития- наи
более существенные характеристики процесса психического разви
тия, в равной степени присущие как для нормального, так и для от
клоняющегося развития.
13. Познавательное сфера- часть психики человека, свя
занная с его познавательными процессами (ощущением, воспри
ятием, памятью, вниманием, воображением, мышлением и речью) и
накопленными знаниями.
14. Психическое развитие- поступательные, позитивные и
необратимые изменения в виде качественных новообразований в
структуре психики.
15. Психодиагностика- область психологической науки,
разрабатывающая методы выявления и оценки особенностей пси
хики.
16. Психокоррекция- система психологических воздейст
вий, направленных на исправление нарушений различных сторон
психического функционирования.
17. Синдром дефицита внимания с гиперативностью-синдром, который проявляется несвойственными для нормального развития ребенка отвлекаемостью внимания, повышенной двигательной и речевой активностью, импульсивностью.
Тестовые задания для контроля знаний
•<s. Выберите правильный ответ (ы): ''"Л"
1. При выраженной ЗПР церебрально-органического генеза
:'• наблюдается:
1) неспособность к переносу сформированного навыка в новые
■': условия,
2) нарушения зрительного гнозиса,
х 3) трудности концентрации и распределения внимания.
2. По мнению М. С. Певзнер, термин «временная задержка»
! можно использовать по отношению к детям:
1) с церебрастенией, приобретенной на ранних этапах разви
тия,
2) с психофизическим инфантилизмом, «-«,■
'■ 3) верны оба варианта. '*.:ы.:г
■ 3. Дизонтогения - это:
1°г ■" 1) нарушение физического и психического развития, г 1N * 2) нормальное физическое и психическое развитие,
3) психическое заболевание, 4) изучение психического разви
тия.
4. ЗПР конституционального происхождения, ЗПР соматоген
ного происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР цереб
рально-органического генеза - эта классификация была предложе
на . ■ .,:,„*.■, w ..':,...,, - „-с- ,.(-,..
1) К. С. Лебединской, -,,„-. .,.„. ■..-, --,■■-■.■. г ■ ■.-.- >.*■
::.-. 2) В. В. Лебединским, .;.;,--.,...■.■■ ■■.... ,\ -.■."".' ... , ■".'.'. '...■•/. ■■ 3) Т. А. Власовой.
5. При легкой форме ЗПР церебрально-органического генеза
адблюдается:
■..-.,.. 1) нарушение зрительного гнозиса, :,.., 2) повышенная истощаемость психической деятельности, , -.. 3) слабость механического запоминания.
r..'i5rt7,. .;■!'■■>'■ i ••:■ •
., 6. При ЗПР больше всего страдает: .., ,.. , .,, .,
1) наглядно-действенное, , ,,.-,,, ..',„,,,,","'
■..г.,■< 2) наглядно-образное, . ,.л, ',, ■.'.,.'.,,
.--ч 3.) словесно-логическое мышление.
7. Процесс словотворчества у детей с ЗПР заканчивается
1) в конце дошкольного возраста,
2) при поступлении в школу, (', '
3) в конце младшего школьного возраста.
8. Вариант ЗПР, вызванный хроническими инфекциями, тяже
лыми аллергическими состояниями, пороками развития сердца, но
сит название:
1) ЗПР конституционального происхождения,
2) ЗПР соматогенного происхождения,
3) ЗПР церебрально-органического генеза. *'
9. В отличие от других вариантов при ЗПР цёрёорально-
органического генеза больше выражены нарушения ','Г1,
1) познавательной сферы,
2) личностной сферы, 'у я1 * "
3) обеих сфер. v '
10. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы в виде орга
нического инфантилизма наблюдаются при ЗПР:
1) конституционального, _ .. „,
2) психогенного, "■'""-'м'"' ■«-'"■'-''•'■"ч* ■;>-
3) церебрально-органического генеза. ,,._(1..,т,, _7 ,; ,,..-,
11. При ЗПР отстает формирование: ' ,:!
1) целостности, ; /jr
2) предметности, ). ':
3) структурности восприятия. '. Г
12. Задачами психологии детей с ЗПР являются:
1) разработка методов дифференциальной диагностики,
2) изучение особенностей психического развития детей с ЗПР,
3) разработка коррекционных педагогических технологий,
4) создание методов психокоррекции.
13. Задержка, вызванная эмоциональной депривацией, слабой
индивидуальной интеллектуальной стимуляцией в первые годы
жизни,будет считаться:
1) ЗПР конституционального,
2) соматогенного, . i.
3) психогенного происхождения.
14. Наглядно-действенное мышление у детей с ЗПР:' '',_
1) всегда соответствует норме,
2) всегда отстает в развитии, *v
3) соответствует норме, за исключением выраженной'формы
ЗПР церебрально-органического генеза. ^
15. Системное недоразвитие речи наблюдается при: и £>■,
Л 1) ЗПР церебрально-органического генеза, ■#.
^," 2) соматогенной ЗПР, -$$,щ#п
3) психическом инфантилизме. сен тч:.
Верны ли утверждения: {*-»
;Т
16. В отличие от умственно отсталых детей у детей с ЗПР в
соматическом облике отсутствует диспластичность.
17. Дети с ЗПР хуже, чем обычные дети, опознают эмоции по
мимике лица.
18. У детей с ЗПР предметно-игровые действия не формиру
ются без специального руководства.
19. Ведущими мотивами младших школьников с ЗПР являются
познавательные мотивы.
20. ЗПР церебрально-органического генеза вызывается грубой
органической недостаточностью.
,и -, ..а-
Ключ к тестовым заданиям: l-Ь
1)2,3
2)2 ■ ;;;: ifeoc
Г;. з)1 •-• - ■ - ■ 'i*,*t-.
Г 4)1 :JV -■■> •«№;-
5)2,3 ■■ ПЛЩ,;::, ;(£-
6) 3 v
•7j з :"Dv -ANNVJ,'.-. M Jf
o\ о i'Hb -;)мд .-■■■ , /;■
•■iU-;9)3 ;9!-v 'N? ' -(s
^_.: ■;• io) з > »' : ;C rP...
'"*C; r' 11) 1,2,3 ' M.^
**P'' -14)3 tr*^'t^« л. ;NaNfti
15) 1 f * ,NHCN.
Да * °"v' f^ (f
17) да — (S
18) нет ' ^n' (£
19)нет
20) нет ' ' <«8Г%№Эц,ч:ждя'гпвН >Г
Приложения
Прилряе^ю 1. СтимуЛьЦый шатериал к методике «Разрезные картинки» '■,
2. Бабочка |
3. Петух |
Расположение частей картинок 1. Мальчик
Карта-шаблон «Шесть гномов»
Печаль и «била |
Отерашснис |
HfKipt'lmt' Н ШБИСГЬ |
Вариант для детей 4 — 5 лет
С ipax |
Рмость Гнс«
11рпмсчапие: карту-шаблон необходимо подготовить в цвете (колпачки гномов прижим быть рашого цвета); использовать цвета: красный, синий, рыжий, зеленый, желтый, темно-серый).