Особенности тактики допроса свидетелей

При допросе в условиях бесконфликтной ситуации допрашиваемого, как правило, не нужно в чем-то изобличать - обо всех обстоятельствах события он охотно рассказывает сам. Однако это не значит, что достоверность показаний допрашиваемого гарантируется во всех случаях: допрашиваемый может о чем-то забыть, какие-то элементы события воспринять неверно (в силу скоротечности события. сильного эмоционального возбуждения, испуга и т. д.). Иными словами, при допросе в условиях бесконфликтной ситуации допрашиваемый часть информации, имеющей отношение к делу, может «не донести» до следователя или донести ее в искаженном виде. И это бывает не как исключение, а напротив, достаточно часто. Так, согласно результатам одного из исследований, показания 44,9 % потерпевших не полностью соответствовали действительным обстоятельствам расследуемого события.

Значит, задача следователя при допросе в условиях бесконфликтной ситуации заключается в том, чтобы оказать допрашиваемому помощь в восстановлении действительной картины расследуемого события и в припоминании забытых фактов, ни в коем случае не задавая при этом наводящих вопросов.

Существует целый ряд тактических приемов допроса в условиях бесконфликтной ситуации.

В частности, при вызове свидетелей и потерпевших обычно нет необходимости использовать повестки с предупреждением о том, что в случае неявки они могут быть доставлены приводом. Имеет смысл шире практиковать приглашение на допрос по служебному или домашнему телефону, а если приглашение делается в письменной форме - не повесткой, а простой неформальной запиской. Лишь если свидетель или потерпевший отказывается прийти или нарушает договоренность со следователем, ему посылается официальная повестка.

Имеет значение форма предупреждения допрашиваемого об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Следователь должен суметь разъяснить допрашиваемому всю серьезность и ответственность предстоящего следственного действия и в то же время сделать это без излишней официальности, чтобы не помешать установлению психологического контакта, не «спугнуть» допрашиваемого.

Конечно, если есть основания полагать, что свидетель или потерпевший не намерены говорить правду, соответствующее предупреждение должно быть сделано в иной, более жесткой форме.

Весьма эффективен и такой прием, как допрос в хронологической последовательности. Допрашиваемому предлагается вспомнить, что он делал в какой-то конкретный день, начиная с определенного момента. Последовательно воспроизводя в памяти события этого дня, допрашиваемый часто может назвать такие факты и обстоятельства, о которых прежде он вспомнить не мог. Восстанавливать хронологическую последовательность событий можно как начиная от раннего момента, так и наоборот- от более

позднего к раннему.

Нередко при допросе в условиях бесконфликтной ситуации используется постановка вопросов, активизирующих в сознании свидетеля ассоциативные связи. Например, если свидетель не может вспомнить, когда он встретился с обвиняемым, имеет смысл спросить его, встречались ли они в праздник или в будничный день, какая в день встречи была погода и т. д. Иногда этого оказывается достаточно, чтобы в памяти свидетеля восстановилась вся картина события.

Хорошие результаты дает предъявление допрашиваемому различных вещественных доказательств, фотоснимков, схем, планов. В частности, при расследовании дорожно-транспортных происшествий свидетеля можно попросить показать на схеме, в каком направлении он двигался, в какой точке находился в момент события, где в это время размещались соответствующие транспортные средства. Посмотрев на групповой фотоснимок, допрашиваемый нередко вспоминает подробности события, фамилии и имена лиц, интересующих следователя, и многое другое.

Наконец, как уже отмечалось, нередко очень эффективным оказывается

допрос на месте происшествия.

Применяя эти и другие приемы, следует, однако, быть весьма осторожным: всегда нужно помнить, что при их неумелом использовании можно незаметно перейти ту грань, за которой оканчивается помощь допрашиваемому в восстановлении действительной картины события и припоминании забытых фактов и начинается внушение, «подсказки», наводящие вопросы, что совершенно недопустимо.


Наши рекомендации